Конкурс журналистских работ

«Наша действительность – история Эвенкии»,

приуроченный к Году Российской Истории,

среди учащихся образовательных учреждений и молодежи

Эвенкийского муниципального района

(призёры конкурса)

 

1. Бояки Валерия «Эвенкия — Родина моя»

Эвенкия – это моя Родина. Здесь родились и выросли мои родители, здесь родился и расту я.
Я многое знаю о своих предках, люблю их и уважаю. Я преклоняюсь перед историей, традициями и обычаями эвенкийского народа, перед славными и добрыми людьми, бесхитростными и сильными духом, всегда готовыми прийти на помощь в трудную минуту, преклоняюсь пред красивейшим уголком планеты – перед моей Эвенкией!

Мои предки давно живут на Тунгуске и знают и помнят многое о былых временах, традициях и обычаях эвенкийского народа. Интересные истории передаются в нашей семье из поколения в поколение.

Тунгусское диво

Это рассказ о «конце света». Так называла таежную катастрофу при падении Тунгусского метеорита моя прапрабабушка, которая была очевидцем этого дива. .


Агды

 

 

 

Вот что она рассказывала: «При восходе солнца жители деревни услышали шум, выбежали из домов и увидели что-то летящее с огненным хвостом. Стало так светло, что можно было найти иголку в траве. Со страху все попадали и молили Бога о спасении Земли и людей. Через некоторое время услышали сильный взрыв, зазвенели и разбились стекла окон, вода в Тунгуске заходила валом. Долгое время жители деревень ждали конца света»

Метеорит воспринимался тунгусами, как бог Агды - посланник неба, хозяин грома и молнии. Эвенки представляли Агды в образе небесного старика, который, просыпаясь весной, высекает кресалом огонь, поэтому на земле раздаются раскаты грома, а искры-молнии поражают злых духов. Агды входит в число шаманских духов - помощников. Считалось, что шаманы могли послать Агды на чужой род. Боялись они его и преклонялись перед ним.

Моя прапрабабушка умерла на сто первом году и все вспоминала об этом страшном диве, и всячески старалась задобрить Агды.

 

 

 

 

 

Синильга

Мой прадедушка был хорошим охотником. Любил ходить в лес. У него было свое зимовье и свой охотничий участок. Страха он никогда не испытывал, был смелым и метким. Но однажды, выдержка и храбрость подвели…

 

 

Это было много лет назад. Тогда мой прадед Иннокентий молодой был. Прошел он как-то на охоту, и не заметил, как заблудился. Кружит по лесу и никак не может путь домой найти. Уже уставать стал. Вдруг, вдали ему показалось что-то странное, подумал, и, была - не была, быстрей к этому месту поехал. А лыжи у него хорошие были, сам делал, легкие, бегучие. Подъехал, смотрит, поляна, на ней деревьев немного. Думает, отдохну, да опять в путь. И тут что-то по лицу его ударило, остановился - перед глазами две черные женские косы качаются. Поднял голову и увидел, что на двух деревьях ящик стоит, а из него эти косы свисают. Испугался дедушка, и быстрей от этого места. Сразу и дорога нашлась, и усталость пропала. Добежал до зимовья, в себя пришел, а перед глазами все то же - красивые черные косы.

Как-то он в соседнее стойбище заехал и расспросил женщину-шамана - кто это там лежит, да как дело было. И поведала ему старая шаманка, что таков старинный обряд захоронения умерших: не в земле, а на деревьях. А прадед с тех пор в своих рассказах ту, умершую, девушку Синильгой называл.

 

 

 

 


Священные места

У эвенков всегда были традиционные места поклонения духам. Они заметны. И обычно их можно увидеть там, где пересекаются дороги. Одно их таких священных мест – при выезде из Туры. Второе – при въезде в Туру, на пересечении четырех дорог: на Горный, на реку Кочечум, на Тунгуску и дороги, ведущей в родовое имение Удыгиров, старейших оленеводов Эвенкии.

Эти места имеют названия. Например, дарпикит – место поклонения духам тайги, мысленного общения с ними, чтобы земля, на которой живут веками тунгусы, была благосклонна к человеку.
Можно по-разному относиться к определению основных священных мест, но следует признать, что все народности, живущие в Эвенкии, даже будучи не религиозными, являются носителями определенного культа, носителями ценностей, которые приживались здесь веками.

В дар духам на дарпикит приносят цветные лоскутки, монеты, украшения из бисера. Сюда приходят с добром, с благодарностью за успех и удачу. Это могут сделать все, независимо от национальности и вероисповедания, ведь каждый из нас, живя на эвенкийской земле, подвластен ее духам.

Шаманство 

Народная память хранит многочисленные тайны и загадки Эвенкии. Одна из них - шаманство. В основе шаманизма эвенков лежит представление о способности шамана выступать посредником между людьми и сверхъестественным миром.

В шаманы выбирали особо одаренных детей, в том числе и девочек, наделенных способностями ощущать природу, особой памятью и экстрасенсорикой. Эти дети проходили долгую выучку у старых шаманов, им передавались не только особый дар гипноза и мануальной терапии, но и тайны целебных трав, и, конечно же, трепетное, бережное отношение к своей северной земле.

Шаманы в большинстве владели гипнозом, могли имитировать наводнения, могли превращать оленя в зайчика, глотать угли, ножи, выпрыгивать в дымовое отверстие чума. Я думаю, что, если можно было соединить усилия шамана и ученого-врача, то на земле было бы меньше болезней.

История нашей Эвенкии это не только легенда, но это и летопись реальных событий, переплетение людских судеб, хроника достойных дел. История восхищает прошлым Эвенкии и вселяет веру в ее будущее.

И перед нами, перед нынешним поколением Эвенкии стоит большая задача – хорошо знать историю своего края, собирать, хранить и приумножать его культурное наследие, художественные ценности, развивать и передавать их потомкам.

 Бояки Валерия

 

2. Бояки Валерия «Значение религии в моей жизни»

Много веков тому назад Имам Хусейн сказал: «Люди - рабы этого мира, а религия у них только на языках. Они придерживаются ее, пока она приносит им благо и достаток. Когда же их касаются испытания, истинно верующих оказывается мало». (Тухаф аль-укуль)

Нет сомнений в том, что религия является важнейшей сферой бытия человека, сопровождавшей его в течение всей истории человечества и оказывавшей влияние на все стороны его жизни. Религия никогда не отделялась от человека. Люди всегда стремились к ней, кто-то приходил к ней через поиски и исследования, кого-то приводили к ней сомнения и неясности. Конечно же, под воздействием различных внутренних и внешних обстоятельств религия и вера подвергались подъемам и падениям, но никогда религия не переставала влиять на человеческое общество, и никогда вера не покидала полностью сердца людей. Каждый человек имеет определенные убеждения, воспринимаемые им как единственно верные, вследствие чего он считает неверными убеждения, не соответствующие его собственному мировоззрению.

Прежде считаю необходимым обратить внимание на лексическое и терминологическое значение религии, а также на ее истоки в сущности человека. Основное лексическое значение слова религия - это покорность и повиновение. Посредством небесного откровения и дарованного человеку разума религия призвана наилучшим образом регулировать, как жизнь человеческого общества, так и жизнь отдельного его представителя.

Как много на свете людей, привыкших к невоздержанности, беспечности, разнузданности и изнеженности. Их стремление к абсолютной свободе и приволью без каких-либо условий и ограничений заставляет их с настороженностью взирать на религиозное учение. Ведь религия накладывает на человека обязательства, ответственность и нормы поведения. Я считаю, что в природе человека изначально присутствует чувство ответственности и стремление к соблюдению обязательств. Однако в результате различных факторов, например, воспитания или воздействия окружающих, это чувство притупляется. По этой причине люди, подавившие в себе чувство ответственности, отворачиваются от религии, опасаются ее, ибо ее принятие влечет за собой необходимость соблюдения целого ряда обязательств.

Верующим может быть человек образованный, много знающий, но быть и не имеющий никакого образования. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства).

Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности.
Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ. Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, праздники.

Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то есть колдовстве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы».

Я не верю в колдовские действия этих магий и считаю единственным местом, где человек полностью отдается Богу- церковь.

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.

Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

 Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

Я считаю, что религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

У нас в лицее учатся дети различных наций: одни соблюдают мусульманские традиции, другие – христианские. Духовная же культура эвенков- шаманство.  Наши предки особенно почитали животных, обращались к ним как к родственникам; считали огонь живым существом, имеющим душу; знали народные приметы, свои обычаи и традиции. Пожилые эвенские женщины старались сохранить и передать своим детям и внукам свою веру. Из поколения в поколение целеустремленно наставляли и контролировали соблюдение правил поведения, согласно народной мудрости и приметам.

В наше же время мы забыли свою религию, свою культуру и наследие, что говорить, если даже многие из нас не знают своего языка. С завистью смотрю на ребят, которые приехали к нам в Туру и знают сови традиции, свободно владеют своим языком. Единственное, что осталось от наших предков- это добродушие, отзывчивость. Мы не делим людей на «своих» и «чужих». Если ты живешь на эвенкийской земле- значит северянин, значит это твоя малая родина.

Свою статью хочу закончить словами А.Сент-Экзюпери: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между разными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». Каждый из нас должен принимать другого человека таким, каков он есть. Уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры есть проявление толерантности.

 

 

 

3. Губарева Вероника «Я — россиянин»

«Я – россиянин» – на мой взгляд, очень интересная, полезная для обсуждения тема. Эту тему лучше было бы обозначить «Россия – это я», ведь наше государство - это не просто кусок суши со своим климатом и формой правления. Государство – это мы, люди, населяющие его.

Что означает слово Россия? Россия – огромная территория, которая занимает шестую часть земной суши; это и природа, и климат, и её хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего Россия - это история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени. Россия – это великая страна. Сотни лет она сражалась за свою независимость и, в конце концов, у нее это получилось.

Россияне… у этого слова есть несколько значений. Во – первых, это слово обозначает нацию – говорят «русский народ». Хотя в России проживает много разных национальностей, а в целом каждый из нас – россиянин. Во – вторых, это все слои общества, взятые вместе, общества в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в тоже время порой резко отличающихся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. За каждым россиянином закреплены конституционные права: право избирать, и право быть избранным. Но меня огорчает, что все больше и больше молодых людей становятся инертными и не ходят на выборы, считая, что «мне все равно и «моя хата с краю…»». Равнодушие – это очень плохая позиция.

Менялись времена, изменялась история российских народов, но неоценима роль различных слоев общества в истории России.

Россиянин – это каждый член общества, отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны человек – это часть коллектива с его общими интересами, с другой - он сам - это мир со своими интересами, привязанностями, страстями, представлениями.

Быть россиянином – это очень почетное и важное для меня звание. Я горжусь тем, что я родилась и выросла в России, что я живу в мирное время: без войны, без голода, без лишений.

Я являюсь патриотом своей Родины, и считаю, что самые лучшие успехи достигают наши российские люди. Я с гордостью смотрю выступления наших российских спортсменов, радуюсь их победам, и когда звучит гимн России в честь победителей, которые со слезами на глазах стоят на пьедестале, я испытываю огромное уважение и гордость за них. А сколько великих и светлых умов вышло из России – Ломоносов, Кулибин, Менделеев, Петр1, Пушкин, Есенин, Гагарин (список на этих людях не кончается), которыми я тоже очень горжусь, все они – россияне.

Слова Россия и Родина являются для меня синонимами. Они неотделимы друг от друга. Для кого-то это город, село, а для кого-то это целая страна. Для меня Россия – это частичка моей малой Родины – Эвенкии, которая занимает огромное пространство Красноярского края. Это мой дом, мои родные, мои друзья. Это люди, живущие в этом суровом крае. Все они являются россиянами. Настоящие россияне любят свою Родину, ценят её традиции и обычаи, сохраняют и берегут её культуру и искусство. Они думают не только о себе, но и о будущем поколении, сохраняя для них памятники архитектуры такими, какие они есть – прекрасные и загадочные, радующие глаз русского человека. Родина – это место, которое никогда невозможно продать или отдать. Ведь то, что любишь - нельзя предать. У каждого русского человека (россиянина) есть долг перед Родиной. Пока ты мал – твой долг хорошо учиться, быть послушным и аккуратным, чтобы стать полноценным членом общества.

Мы – молодое поколение, и нам жить в стране, где мы родились, выросли, где будет продолжаться преемственность поколений, и от нас зависит, чтобы наша страна становилась все развитей, лучше и богаче. Мы должны стремиться к этому, не быть равнодушными к будущему нашей страны.

Трудно сказать, какая Родина человеку дороже - маленькая или большая. Я думаю, что эти понятия неразрывно связаны, это - одно целое. Это всё - Родина, а значит – Россия.

Если каждый россиянин будет заботиться о своей Родине, трудиться на её благо, на благо общества, то это будет уже большой плюс. И пока будет Россия – буду жить я, моя семья, мои близкие и родные…

 

 

 

4. Корнета Настя Байкитская СОШ «ЕГЭ — единое горе эпохи?..»

Представим, что будет, если отменят ЕГЭ? Невероятно? Скорее всего. Ведь закон о «Едином государственном экзамене» принят, на реализацию проекта государством выделены деньги, значит не отменят;
значит, ничего и не будет.
И все-таки вот уже несколько лет не утихают споры и раздоры вокруг ЕГЭ, хотя впервые о Едином государственном экзамене заговорили в 2001 году, когда он был проведен в качестве эксперимента только в нескольких московских школах, а 1 января 2009 года уже в силу вступил закон Российской Федерации «О Едином государственном экзамене».

Отменить или оставить? Мнения разделились.
Может, уже пора нам успокоиться, принять ЕГЭ как данность, смириться. Ведь у него много своих плюсов:

  • помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в ВУЗы;
  • стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную;
  • позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах;
  • позволяет выпускникам поступать в ВУЗы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сертификат ЕГЭ по почте;
  • тестовая форма минимизирует субъектное восприятие ответа и др.

Тем не менее споры не утихают, особенно разгораясь ближе к экзаменам.

Конечно, можно здесь рассказать о том, что пишут психологи, социологи и прочие компетентные специалисты по поводу ЕГЭ, кое — что я читала, но лучше расскажу о собственном опыте.
В прошлом году, окончив девять классов, нам, впрочем как и всем девятиклассникам России, пришлось сдавать экзамены в форме ГИА (государственной итоговой аттестации). Русский язык и математику традиционно сдавали обязательно и два предмета - по выбору учащегося. Одним из этих двух я выбрала обществознание.
Трудилась в течение всего учебного года: посещала еженедельные консультации, много готовилась самостоятельно, с марта-месяца ходила в компьютерный класс, решала тесты по обществознанию и, через интернет, получала сразу результат, которым была вполне довольна. В общем, сдавать обществознание боялась намного меньше, чем математику.
И вот он — день экзамена!..
Передо мной на учебном столе тест. Тест как тест, подобные я решала в течение всего учебного года, только часть «В» (повышенной сложности) мне показалась значительно труднее решенных прежде. От мысли, что не справлюсь, пришла в ужас.

Растерянность, страх, ощущение полной беспомощности, паника овладели мной мгновенно. С трудом справившись со всем этим и сосредоточившись, наконец, приступила к выполнению поставленной задачи.

Сейчас, вспоминая экзамен, думаю, что если бы не справилась тогда с собой, то провалила бы. Обидно! Ведь я работала! А сколько ребят, готовящихся, имеющих хорошие оценки по предмету, участников олимпиад сдают ЕГЭ на «2», потому что не справились с эмоциями: страхом, паникой, неуверенностью в себе. Не зря же существует мнение, что чем больше знаешь, тем больше сомневаешься.

У ЕГЭ, кроме психологического, есть и другой аспект.
Ну, хорошо, математику и даже русский язык можно как-то формализовать, «загнать» в шаблон, в вопрос и четыре варианта ответа. Но как же быть с историей, литературой, тем же обществознанием? Ведь история подразумевает исторический процесс и конкретно-исторический подход. Как это можно «загнать» в тесты? Обществознание, по-моему, прежде всего должно формировать у нас гражданскую позицию, умение жить человеком среди людей, морально-нравственные и этические ориентиры общества. Как этому можно научиться, решая тест?
А литература? Вот вопрос ЕГЭ : « Какой художественный прием применил С. Есенин в таких-то строках стихотворения «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»? Не могу себе представить, чтобы Есенин сам думал о применяемых художественных приемах, когда писал. При чем тут приемы, если сердце ноет от прочитанного, если родину начинаешь любить так, как Есенин? Разве это не самое главное, чему надо учить ребенка?

Так что же такое ЕГЭ? Необходимость, которая выше нас, современная образовательная данность, или единое горе эпохи, все-таки? Отменить или оставить?
У ребенка должен быть, прежде всего, выбор, как и в какой форме ему сдавать экзамены (ЕГЭ, или традиционно — по билетам). Ведь в период выпускных экзаменов решается его дальнейшая судьба, жестоко предлагать ему только одну форму — ЕГЭ. Пусть будет у нас выбор, в конце концов!
Нельзя гуманитарные предметы — историю, литературу, обществознание формализовать в тесты, это обедняет нашу компетентность в области названных наук.
Мне кажется, что, готовясь к экзаменам, решая тесты до тошноты, можно совсем забыть о таких понятиях как творчество, истинное знание, полет человеческой фантазии и духа, открытие. Не зря же репетиторы говорят, когда к ним обращаются за помощью: «Вы хотите получить знания, или вас подготовить к ЕГЭ?»

Пусть будет ЕГЭ, раз уж где-то решили, что нам нужно учиться и сдавать экзамены по европейским стандартам. Но пусть у нас, детей, будет выбор — ЕГЭ ли что-то еще, с чем может справиться не только 25–30 % школьников, но и все остальные тоже.
Нужно ли отменять ЕГЭ? Зачем? Ведь он прижился, у него много своих плюсов, о которых говорилось выше. Просто, пусть будут и другие формы экзамена (традиционная, например), а у нас, детей, будет выбор, которого сейчас, к сожалению, мы не имеем.

Конфуций своей философией призывал придерживаться «середины дороги», может, прислушаемся к нему?


5. Анастасия Корнета, собкор школьной газеты «Ступени», ученица 10-Б класса МКОУ Байкитская СОШ.

 

История судьбы – История Родины

Эвенкия — таинственная земля, земля рек и туманов, легенд и преданий, вытканная золотом и кровью истории. Как случилось, что судьба немецкой девочки Ирмы сплелась с твоей судьбой?..

О своем детстве Ирма Ивановна, почетный работник образования, говорит довольно скромно, чуть улыбнувшись:
А что детство? Детство, как у всех...
Училась в сельской школе при керосиновых лампах, в поселке Кетском. Рядом жили кето и эвенки; они стали маленькой Ирме родными, близкими по духу. Оттуда, из детства, прекрасное знание эвенкийского языка, так пригодившееся Ирме многие годы спустя. Но это было много позже. А тогда, в страшные для России 40-ые годы, родители Ирмы вместе с ними, детьми, были сосланы с берегов красавицы — Волги в далекий северный край, в Туруханский район, с.Сургутиху.
Увы, семья Ирмы была не единственной немецкой семьей, сорванной с привычного места, познавшей тяготы репрессий по чьей-то злой и жестокой воле. Да и разве только немцев ссылали тогда?
Ссыльных, кроме семьи Ирмы, было много. Люди самых разных национальностей: греки, немцы, латыши. Все они, сплоченные одной бедой, живущие в землянках, помогали друг другу. Греческие землянки в шутку называли Грецией.
Чем были виноваты эти люди перед страной, в которой они оказались лишними?..

Родители не унывали: как бы тяжело ни было, детей нужно было поднимать.
Пошли работать на рыбзавод приемщиками рыбы. Дома имелось небольшое хозяйство: держали скотину, поэтому семья никогда не голодала. Сами родители не всегда справлялись с нелегким своим трудом, и поэтому дети постоянно помогали по хозяйству.
Время летело быстро. Вот уже и 8 классов позади. В 1964 году Ирма поступила в педучилище. Проучившись 4 года, приехала в Байкит по направлению, работала в школе. Обрела собственную семью.

Со временем стала понимать, что образования, полученного в маленьком училище в Игарке не хватает. И в 1973г., Ирма продолжила образование, поступила в ленинградский педагогический, который с успехом и окончила.
Трудолюбивая, добрая, она на долгие годы обрела любовь всех своих воспитанников и их родителей.
За 40 лет работы в Байкитской школе Ирма Ивановна была и воспитателем интерната, и вожатой, и завучем в течение 15-и лет, преподавала эвенкийский язык.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Живое общение с детьми Кузьмовки
у староверов (2011 г)
Снова в первый класс
Ирма Ивановна Чернуха
на открытом уроке

Ирма Ивановна и сейчас на трудовом посту. Каждый день она входит в школу, где ее встречают ,как и в давно минувший первый трудовой день, звонкие ребячьи голоса. Такие привычные. Такие родные, самые необходимые в жизни.
Старея, наши учителя отдают нам, своим ученикам, молодость, огонь души и сердца, свет знаний. Школа же не стареет никогда.
Ирма Ивановна воспитывает и учит уже десятое поколение ребят. Ее любят все ученики, которых она когда — либо учила.

Спокойная и скромная, с лучащимися голубыми глазами, любимая и первая, она помнится всем своим воспитанникам.
Работа Ирмы Ивановны была отмечена и правительством: она имеет 4 государственные награды.
Так случилось, что я не была ученицей Ирмы Ивановны. В Байкитскую щколу я попала гораздо позже. Но мне посчастливилось попасть в класс, который она выпустила. И добрые свет и тепло этой женщины достаются мне от моих нынешних одноклассников. У меня самые лучшие одноклассники!

Вот поэтому в день ее рождения я бегу вместе с моей лучшей подружкой к ней в класс, чтобы поздравить и поцеловать. И она встречает меня, как свою бывшую ученицу. Спасибо ей за великий такт и неустанный труд сердца.
История любого народа, любой страны складывается не сама по себе. Ее создают люди. Сколько же их на русской земле нашей? Добрых, честных, по капле отдающих жизнь и труд Отечеству? Наша Ирма Ивановна тоже среди них.
Когда — то и мы вступим в большую жизнь. И мы обязательно понесем в наше будущее свой свет, и в этом свете будет маленький лучик Ирмы Ивановны.

Мы понесем свет добра, созидания нашей Родине. Будем учить, лечить, печь хлеб, писать об этом большом и прекрасном мире, совершать великие открытия и великие дела.
Мы тоже будем творить историю нашего Отечества. Каждый зажжет свою маленькую свечу служения ему. Вместе же у нас получится огромный костер.
Пусть же наши судьбы вплетаются в судьбу нашей Родины. И пусть она живет вечно!

 

 

 

6. Сандалов Андрей Олегович «Я — россиянин», учащийся Профессиональого лицея №91 (п. Тура)

Россия!!!
Правда звучит? Ещё бы, всё-таки Родина. А ведь есть еще малая родина, с которой начинается любовь к большой стране. То место, где мы выросли, остается в нашем сердце навсегда и во многом влияет на нас.

Моя малая родина – это Эвенкия, а в Эвенкии – то, что формирует нас, наш суровый характер. Даже Ломоносов говорил, что могущество России будет прирастать Сибирью. Я считаю Россию самой прекрасной страной. В России проживает множество разных национальностей. Эвенкия это красивый и загадочный край. В ней скрыто много тайн, разгадать которые предстоит не одному поколению.

Очарование эвенкийской природы чувствует каждый. Ведь где можно ещё увидеть такую потрясающую природу, удивительный резко-континентальный климат, закаляющий человека. И пускай некоторые страны живут лучше, чем мы, но, всё таки, я горжусь тем, что именно в этой стране я родился, вырос и продолжаю жить.

У меня нет желания уезжать куда-либо, пускай даже в самую развитую, в самую демократическую страну. Я не осуждаю тех кто покинул Россию. У многих на это были веские причины, у каждого свой путь. Кому то не давали нормально работать, кому-то нормально жить, кто-то уезжает в поисках лучшей жизни. Но всё-таки, если у человека настоящая русская душа, он не сможет покинуть Россию, или уезжая по независящим от него причинам, будет всю жизнь тосковать по Родине.

В России жить интересно. Нет такого однообразия как в развитых странах, каждый день что-то меняется. Родиться и жить в России недостаточно, чтобы называться россиянином. Любить Россию — не значит не замечать наших проблем, трудностей, бед. В России многое нуждается в изменениях.

Меня, как, наверное, многих, волнует состояние окружающей среды. Многого ведь сразу не увидишь, а видеть такое нужно обязательно! По-моему, стоит задуматься над тем, как хоть чуточку улучшить этот мир. По крайней мере, попробовать сделать то, что тебе по силам. Вот увидите — жизнь сразу изменится в лучшую сторону!

При слове «Россия» мне представляются огромные просторы, влекущие к горизонту, снег и непременное солнце над ним, запах костров в утреннем тумане, и совсем уже обесцвеченные, опавшие коричневые осенние листья, покрытые хрупким и колким снегом, сейчас, в эту минуту, около моего дома…

Ощущение своей страны – то чувство, которое необходимо воспитывать в себе. Ведь сидя дома за чашечкой кофе, трудно понять события, решающие судьбу государства, а значит и твою судьбы - в мире все взаимосвязано. Кофе можно пить в любой стране. А ощущать единение со своим народом можно только в своем государстве. Своя страна – это чувство чего-то большого и великого.

Каждый день, занимаясь своими заботами, мы не всегда помним о нашей стране, отождествляем себя с ней. Мы просто живем. Но если нам удается почувствовать себя чем-то большим, хотя бы благодаря ощущению единства со своей страной и народом, то жизнь наша приобретает совсем иной смысл, иное звучание. Наверное, свое государство – это когда ты не один, тебя много.

Как и у всякого явления в мире, в каждой стране есть что-то хорошее и плохое. То же и в России. Пресловутая статистика говорит о том, что в последнее время рост потребления наркотиков, усиление межнациональных конфликтов, падение уровня образования, рождаемость, которая никак не перевесит смертность. Это все те проблемы, которые предстоит решать нации, целому народу, а значит и каждому из нас, если мы хотим, чтобы понятие «россияне» не стало лишь историческим, исчезнувшим. Но думаю, что мы справимся. «Россия, вперед!» - так называется статья президента Д.А. Медведева, который, обращая внимание на многие проблемы, никак не может не верить в будущее такой великой и мощной страны, как Россия.

Но я ощущаю себя россиянином не только потому, что просто люблю Россию, что родился здесь, что чувствую ее во многих вещах, начиная от своей школы и заканчивая лицеем. К России меня привязывает еще и какое-то неизъяснимое чувство долга перед своей Родиной. Совсем скоро я пойду служить в армию, буду защищать свою родину. Надеюсь, что пронесу это чувство в душе через многие года, и тогда понятие того, что я гражданин своей страны, наполнится высоким смыслом.

Я считаю Россию самой прекрасной и великолепной страной, в этом я убеждался и, я уверен, буду убеждаться.

 

 

 

7. Савина Татьяна «Я — россиянин» (с. Ванавара)

 

  • Любовь к собственному благу производит у нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорой патриотизма.
    Н.М.Карамзин

Я родилась в России, здесь мой дом, моя семья, но этих слов недостаточно, чтоб назвать себя россиянином. Прежде всего, для меня Россия — это страна с великим наследием, со своей многовековой историей, богатой культурой, которая вобрала в себя многообразие культур многих народов, входящих в её состав . Россия включает в себя много народов, и любой человек, неважно какой он национальности, является гражданином России — россиянином. С давних времен в понятие гражданин вкладывают особый смысл: быть гражданином – значит иметь активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к отечеству, народу, национальным ценностям, культуре.

Я гражданка России. Развитие нашего государства определяется не только политикой правительства, но многое зависит от всех граждан и от наших гражданских позиций. Гражданская позиция проявляется не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, но она всегда связана с реальными делами, с умением честно трудиться на благо страны.

Россия — это не только великая страна, это еще и моя малая родина Эвенкия, которая является частицей нашей огромной страны. «Край таёжный великой России» — так называл в своих стихах Эвенкию наш местный поэт В.И.Власов. Моя малая родина – это то место, где я родилась, сделала первые шаги, сказала первое слово, здесь живут мои родные, мои друзья, здесь я узнала первые радости и разочарования. Наша родина — это и люди, которые нас окружают в нашей жизни. А народ наш сильный и терпеливый, не случайно наши предки называли нашу землю священной и щедрой, живой и бессмертной. Люди, которые родились в одном краю, всегда ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга и найти общий язык.

Моя родина — это и родина моих родителей. Те места, где они родились, жили или живут, тоже дороги мне. У моей малой родины девственная природа с чистым воздухом, где есть места, куда ещё не ступала нога человека. Здесь такие красивые пейзажи, прозрачные реки, могучие деревья, и мы должны делать всё, чтобы сохранить её для новых поколений, чтобы то, что человек взял у природы, было ей возвращено. Чтобы дерево, давая семена и плоды, становилось сильнее и накапливало на величавом стволе годовые кольца, чтобы каждый человек видел это и жил рядом с этим.

Каждый гражданин Эвенкии должен знать, чем он может помочь своему народу, чтобы Эвенкия славилась не только своими богатствами, но и людьми, их поступками, их достижениями. От того, насколько ответственно мы, молодые, будем подходить к выполнению своих гражданских обязанностей, зависит будущее Эвенкии и нашего государства. Мы должны стремиться делать жизнь лучше не только для себя, но и для окружающих, и так надо стремиться поступать каждому. Эта неразрывная цепь. Когда ты начинаешь делать мир лучше, то начинай с себя, и другие, видя это, тоже начнут задумываться о том, чем они могут быть полезны, И не просто задумываться, а своими делами хоть чуточку менять жизнь к лучшему.

В Ванаваре многие молодые люди занимают активную жизненную позицию, и это уже заметно меняет жизнь в нашем селе.
Хочу привести такой пример. Уже несколько лет в нашей стране 4 ноября отмечается праздник – День народного единства. Раньше он проходил как обычный выходной день. Но в этом году он для многих ванаварцев действительно стал днём единства. В Ванаваре, где я живу, построили церковь,и туда приходят не только пожилые люди, но и молодые со своими детьми. Четвертого ноября в церкви был праздник. Батюшка рассказал о том, что в этот день прославляют икону Казанской Божьей Матери, которая помогла организовать народ и победить в войне с поляками, а в честь этой победы был установлен праздник День Народного Единства.

В этом году в этот день в Ванаваре решили устроить большой праздник с соревнованиями. Многие организации выставили свои команды. В зале собралось очень много людей: взрослые, молодёжь, дети. Одни пришли просто посмотреть, другие – поболеть за своих родных, за свою команду. От школы тоже была команда учителей, которая выступала слаженно и достойно и заняла в итоге третье призовое место. Эту команду поддерживали все школьники и учителя. И если сначала болельщики болели каждый за свою команду, то потом стали дружно поддерживать всех. Люди каким-то образом объединились в едином порыве. Так этот день собрал людей вместе, и каждый присутствующий в спортивном зале смог почувствовать себя причастным к российскому празднику. А ещё были вечер отдыха, выставка, где люди смогли продемонстрировать свои таланты. И получился настоящий день единства, этот праздник запомнится многим ванаварцам, и, наверное, он будет одним из любимых праздников россиян, если везде его будут так отмечать. Пусть это всего маленький эпизод в жизни нашей большой страны, но, наверное, это тоже способствует единению людей. Ведь именно с малого всё и начинается.

Мы, молодые, должны по-новому осмыслить наши возможности для создания достойного будущего Эвенкии. Мы своей учёбой, участием в общественной жизни наших посёлков, своим трудом должны добиться того, чтобы при упоминании Эвенкии любой человек сразу же представил себе этот чудный уголок России, богатый не только всевозможными природными ресурсами. Ведь важнейший из всех этих ресурсов — это мы, люди населяющие Эвенкию, люди которые могут сделать её процветающей, а значит много сделать и для процветания всей страны. Мы, молодые россияне, верим в Россию, которая была, есть и должна быть великим государством.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Об условиях конкурса можно почитать здесь

 


вернуться на Главную страницу

контакты | карта сайта
 © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru
Поддержка сайта-design