Новое время — новые вызовы Опыт освоения технологий современного урока педагогами Байкитской средней школы. |
дата публикации 11 декабря 2015
ФГОС предлагает школам новые технологии и системно–деятельностный подход
Урок есть открытие истины, осмысление её в совместной деятельности. Миром, как известно, правят идеи. Чтобы убедится в этом, не стоит ехать за тридевять земель. Добро пожаловать в Байкит, что в Эвенкии, в Байкитскую среднюю школу. Встреча в Байкитской школе. Поиск конструктивных идей. В течение недели здесь шла серьезная работа по освоению конструктивных идей и секретов построения эффективного урока. Урока как основной формы учебной деятельности при реализации новых государственных образовательных стандартов. На поле «Диалоговой площадки ФГОС-2» Байкитского методкабинета ЭПЦ ЭМР развернулся тематический педсовет школы. Здесь опытные педагоги щедро делились своими находками, открытиями и идеями мастерства с коллегами. Несколько дней проходили открытые уроки, обсуждение проблем, презентации, проектирование, затем встреча на площадке. На встрече звучали горячие диалоги о современном уроке, об эффективных формах организации учебной деятельности, о техниках и приемах рефлексии о том, как формировать универсальные учебные действия средствами разных учебных предметов начального и основного общего образования. Были представлены мастер-классы, тренинги, модели различных эффективных приемов. Акцент обсуждения был сделан не только на методическую основу современного урока, но и на идеи, питающие учителя, которые могут подтолкнуть к творчеству ещё кого–то. Коллектив школы хорошо понимает, что это путь к повышению качества образования вообще и каждой школы в отдельности. Здесь развернулась настоящая школа педагогического мастерства, где творческая группа учителей начальных классов передавала накопленный опыт работы по новым стандартам коллегам в живом общении, из рук в руки. Выступающие делились секретами, анализировали представленные уроки, плюсы и минусы методик, организовали деятельностные игры, моделировали фрагменты уроков. Знаковым является то, что инициаторами активного освоения новых технологий для эффективного использования в учебном процессе выступает администрация школы: директор — Петрова Нэля Евгеньевна, заместители — Ураско Галина Ивановна, Буриченко Елена Лионтьевна. На диалоговой площадке. Администрация активно участвует в поиске новых подходов в образовании. Так Ураско Галина Ивановна открыла встречу и преподнесла коллегам настоящее угощение – структурный анализ урока ФГОС, который наглядно показал, чем отличается современный урок от традиционного. Она задала тон встрече словами американского философа Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Показала простой прием постановки проблемы. Вдумайтесь в эти слова, сказала Галина Ивановна, и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить? Коллеги определились с проблематикой встречи. Так через создание проблемной ситуации и ведения проблемного диалога её учащиеся формулируют тему и цель урока. На своем открытом уроке и в выступлении Галина Ивановна уделила особое внимание системно-деятельностному подходу в обучении, показала, как дети стремятся сами открывать новые знания, как важно самим поставить цель и достичь её через решение проблемы в активной совместной учебной деятельности. Галина Ивановна Ураско считает, что урок это поиск и открытие истины в деятельности. На уроке главное — это ребенок, развитие его личности, твердо уверена учитель начальных классов Сутлина Зинаида Егоровна. Поэтому она выстраивает ход познания – «от ученика». Обсуждает план урока вместе с детьми, организует интенсивную самостоятельную деятельность каждого, позволяет выбрать наиболее значимые задания, вид и форму учебного содержания. На уроке математики в 3ем классе Зинаида Егоровна показала преобразующий характер деятельности школьников: они наблюдали, сравнивали, делали выводы, находили свои ошибки, корректировали и оценивали результаты, выясняли закономерности. В своем выступлении педагог поделилась опытом проведения рефлексивного урока, предложила коллегам приемы рефлексии на уроке и провела рефлексию работы на педсовете по окончании в форме « Рефлексивный экран». Формирование личностных и познавательных УУД в интенсивной самостоятельной деятельности на уроке важное условие личностного развития детей. Отличительной особенностью урока рефлексии Зинаиды Егоровны Сутлиной является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Мастерство как линия горизонта зовет и манит, но нет предела совершенству. Творческая группа учителей начальных классов уделила большое внимание поиску эффективных форм организации современных учебных занятий, форм организации учебной деятельности школьников и предъявила свой опыт коллегам. Так учитель начальных классов Верхотурова Тамара Владимировна представила опыт работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся и освоение норм работы в коллективе. Она показала на практике и в выступлении как важно создавать условия на уроке для общения, организовывать учебную деятельность в паре, в группе. На уроке окружающего мира в 4 классе, уроке открытия новых знаний опытный педагог показала как коллективный поиск, направляемый учителем, позволяет каждому ученику проявлять инициативу, открывать новые знания, самостоятельность, раскрыть свои возможности и достичь высоких образовательных результатов. Работая в группах ( экологи, зоологи, ботаники, исследователи) дети открывали новые знания о природной зоне - тундра, готовили выступления, используя различные источники информации и представили результат в виде презентаций. В классе витала атмосфера открытий и любви к природе родного края, за окном снежная зима, а на окне в классе благоухает сад настоящих орхидей! Т. В. Верхотурова создает атмосферу комфорта на уроке и заинтересованности каждого ребенка. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности Очень богатый опыт накопили и представили коллегам учителя-предметники, работающие в начальных классах. Урок музыки во втором классе и выступление Дины Петровны Мельниченко воспринималось присутствующими как путешествие в мир чувств и эмоций. Дети и взрослые были под магией виртуозного владения словом, инструментом и педагогическим мастерством педагога. На уроке и на педсовете все были включены в эмоциональную деятельность. Дети открывали для себя русские народные инструменты, они так много сделали сами на уроке: слушали музыку, пели, изобретали самодельные инструменты, работая в группах создавали проект, представляли публично его классу и гостям. Эмоциональный накал был таким сильным, что при угадывании звучащих инструментов все увлеченно имитировали игру на них. Было весело и познавательно. Кульминацией урока стало выступление оркестра детей, где они играли на созданных ими инструментах. В классе звучали продолжительные овации. Открытие новых знаний на уроке Д. П. Мельниченко во 2 классе начинается с проблемы: зачем мы принесли ложки и крупы, неужели будем варить кашу?! Интенсивная самостоятельная деятельность школьников, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности, характерна для современного урока. Кульминацией урока музыки стало выступление оркестра детей, они играли на созданных ими инструментах. В классе звучали продолжительные аплодисменты. Елена Лионтьевна Буриченко обучает младших школьников английскому языку. Это творческий педагог с большим желанием раскрыть способности каждого ребенка – как главный ресурс, без которого новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Она открыта для нового, не боится перемен, делает уверенные шаги в условиях реализации ФГОС второго поколения, считает, что чужого языка не бывает, знает: детям в любом возрасте интересно играть и слушать вдохновенного рассказчика. Свои уроки английского языка она превращает в увлекательное приключение, моделирует разнообразные ситуации, показывая, как прекрасен и богат этот мир. Буриченко Е.Л. учит детей овладевать приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности. Она на своем открытом уроке английского языка в 5 классе и в выступлении на встрече поделилась умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, представила опыт организации проектной деятельности детей в группе с использованием информационно-коммуникативных технологий. Пятиклассники работали в группах с использованием компьютера, увлеченно создавали проект школьного сайта на английском языке, каждая группа представила свою страничку в программе Power Point. Одноклассники и гости с интересом познакомились с материалом сайта. Е. Л. Буриченко ведет уроки с использованием современных средств коммуникаций. Учитель начальных классов универсал во всём – так можно сказать об Ирме Ивановне Чернухе, которая уже выпустила четвероклассников, обучающихся по новым стандартам второго поколения. Наработанный опыт использует на уроках с первоклассниками и щедро делится с коллегами. Она представила мастер-класс в виде деловой игры «Приемы формирования УУД на уроке в 1-м классе». Педагоги включились в работу, осваивая пошагово конкретные приемы по формированию универсальных учебных действий младшими школьниками. Главное, считает Ирма Ивановна, формировать необходимо не просто умения, а умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Ирма Ивановна Чернуха дает мастер-класс. Учителя заинтересованно осваивали приемы работы со словом, с текстом, работу по алгоритму. Побывав в Байкитской школе, посетив открытые уроки, получив заряд оптимизма от встречи с творческими педагогами, понимаешь, что в школе время не остановилось, вот это важно. Здесь сразу чувствуешь, « какой век на дворе»! Действует школьная информационная сеть, интернет с хорошей скоростью, современные средства обучения, активная школьная жизнь. А еще понятно, какой бы эффективной ни была та или иная технология, методика, только педагог сможет дать ей жизнь и добиться высоких результатов. Подобные встречи дают нам силы, вдохновение и пополняют педагогический опыт. А выработанные в ходе обсуждения идеи, продуктивный опыт, новые технологии должны определить, стимулировать вектор развития учителей. Решили придерживаться трёх постулатов современного урока:
Материал подготовила Янковская Л.Н., заведующая Байкитским МК ЭПЦ ЭМР
|
© Управление образования Администрации ЭМР 2006-2016 |
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2. телефон: (39170) 31-253. E-mail: FarkovaTI@tura.kras-k.ru |