Бурдынюк Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

Котяшова Мария Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

 

Паркачева Наталья Александровна,
учитель музыки
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

Брюханова Наталья Павловна,
педагог дополнительного образования (учитель ритмики и танца)
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

Для увеличения – щелчок по снимкам

 


 Открытое тематическое мероприятие «Литературные этюды»,

посвященное 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова

 

Целевая аудитория:
учащиеся 9-х классов

Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Судьба и поэзия Лермонтова овеяны глубоким трагизмом. Жизнь его была коротка, но ослепительна. В произведениях Лермонтова можно прочесть историю его души и понять его не только как поэта, но и как человека. Поэзия Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: наполнена чувством гражданского долга, свободы и справедливости, любовью к родине. 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Открытое тематическое мероприятие «Литературные этюды» проводилось 21 марта 2014 года. Это связано с тем, что девятиклассники,  изучая на уроках литературы произведения М.Ю. Лермонтова, глубоко заинтересовались его судьбой и творчеством и с большим интересом отнеслись к идее открытого мероприятия, посвященного 200-летию со дня его рождения.

В подготовке мероприятия приняли непосредственное участие учителя русского языка и литературы Бурдынюк Елена Александровна, Котяшова Мария Ивановна, учитель музыки  Паркачева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования (учитель ритмики и танца) Брюханова Наталья Павловна  и учащиеся 9-х классов.

Цель открытого тематического мероприятия «Литературные этюды»:  расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова.

Задачи:

  1. Образовательная
    – продолжить знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова;
    – раскрыть богатство и глубину творческого наследия М.Ю. Лермонтова, его влияние на человеческие судьбы;
    – продолжить формирование навыков художественного чтения поэтического произведения.
  2. Развивающая
    – на материале творчества М.Ю. Лермонтова через создание сценических образов развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
    – через театральную игру развивать понимание литературных образов и свое отношение к произведениям М.Ю. Лермонтова.
  3. Воспитательная
    – воспитывать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова;
    – воспитывать чувство гордости за великих людей России;
    – воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Форма проведения:
внеклассное интегрированное мероприятие по литературе, музыке и танцу, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Оформление:
открытое тематическое мероприятие проходило в кабинете русского языка и литературы. Кабинет оформлен в виде литературной гостиной, атмосфера которой переносит зрителей в XIX век. На интерактивной доске демонстрируются слайды с портретами
М.Ю. Лермонтова, его близких и друзей. Перед доской посередине стоит стол, накрытый скатертью, в стиле XIX века. На столе книги с произведениями М.Ю. Лермонтова, перо и чернильница, свеча. На магнитной доске портреты маленького Михаила Юрьевича Лермонтова, его родителей и бабушки, его рисунки разных лет. На стенах рисунки ребят, выполненные на основе произведений поэта. Девятиклассники в костюмах, отражающих моду XIX века.

Оборудование:
– компьютер;
– проектор;
– интерактивная доска;
– синтезатор;
– презентация

Звуковой ряд:
– живой звук (музыкальный фон в исполнении учителя музыки);
– запись музыки «Высокая месса» И.С. Бах;
– романс на музыку Варламова А.Е. «Белеет парус одинокий»;
– романс Анны Герман «Выхожу один я на дорогу»;
– музыка полька-мазурка;
вальс на музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад»

Данное мероприятие рекомендуется проводить как учителям русского языка и литературы, так и классным руководителям

15 октября – 200 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841)

 

Ход мероприятия

Презентация 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (pptx, 6,69 Мб)

 

Звучит лирическая мелодия в исполнении  учителя музыки
Слайд 1 - 200-лет со дня рождения  Михаила Юрьевича Лермонтова

Учитель литературы 1.
В 2014 году 15 октября исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Учитель литературы 2.
Слайд 2 - судьба и поэзия Лермонтова овеяны глубоким трагизмом

Судьба и поэзия Лермонтова овеяны глубоким трагизмом.
«В истории жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна. Личность поэта вся словно соткана из противоречий».

Учитель литературы 1.
Слайд 3 - соединение несоединимого отразилось и в описании внешности

В самом деле, соединение несоединимого отразилось и в описании внешности Михаила Юрьевича.

Учитель литературы 2.
Слайд 4 - художники пытались передать прежде всего выражение глаз

Художники старательно пытались передать прежде всего выражение глаз. Портреты получались все разные, как будто позировал не один человек, а разные люди.

Учитель литературы 1.
Дело, видимо, в неуловимых чертах поэта.

Учитель литературы 2.
Слайд 5 - не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже

Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным. Других поражает живостью и веселостью.

Учитель литературы 1.
Слайд 6 - в его характере преобладало задумчивое настроение

«В его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение», - вспоминал князь Лобанов – Ростовский.

Учитель литературы 2.
Слайд 7 - но в дружеском обществе он был  настоящий дьявол

Но в своем дружеском обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки.

Учитель литературы 1.
Развитие Лермонтова было стремительным. Исследователи отмечают всего 13 лет творчества, но каких лет! Он сумел рассказать о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиночестве, об изломах любви и дружбы, о пустоте и богатстве жизни.

Учитель литературы 2.
При жизни (а он прожил короткую – 26-летнюю жизнь) у него было много недоброжелателей, но и почитателей его таланта было огромное количество. Еще при жизни Лермонтова отмечали его поэзию как явление глубоко самобытное, уникальное.

Учитель литературы 1.
Погиб поэт, но его Бессмертие вечно, как вечна его молодость!

Учитель литературы 2.
Сегодня девятиклассники раскрывают перед нами не только образ поэта, но и образы его литературных творений. Так пожелаем же им успеха и удачи.

Звучит лирическая мелодия в исполнении  учителя музыки

Ведущий 1  
Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Почему-то Пушкина мы представляем в окружении друзей, Лермонтова – одиноким. Почему так? Ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его мироощущения.

Ведущий 2.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа уставшая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия…

Ведущий 1.
Слайд 8 - детство Лермонтова прошло в Тарханах
Слайд 9 - бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева

Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Ведущий 2.
Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.
Он ни о чем не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.
Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе. Но связала она его этой бумагой.

Ведущий 1.
Слайд 10 - родители поэта – Юрий Петрович и Мария Михайловна

«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П. Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю. Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего потребует, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Ведущий 2.
Слайд 11 - родители поэта – отец и бабушка поэта

Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?
Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.
Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.

Ведущий 1.
Слайд 12 - «Ужасная судьба отца и сына…»

Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…

Учитель литературы 1. «Ужасная судьба отца и сына…»

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни - вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!

1831

Ведущий 2.
Слайд 13 - Мария Михайловна и маленький Миша
Слайд 14 - Мария Михайловна

Лермонтову не было еще и 3х лет, когда скончалась его мама, Мария Михайловна. Но ее образ навсегда остался в его памяти. Он часто останавливался перед большим портретом в позолоченной раме, который висел  в гостиной. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.
Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…
Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас протянет руки
из-под складок шали и обнимет сына.
Свои воспоминания о маме Михаил Юрьевич воплотил в стихотворении «Ангел».

Чтец 1. «Ангел»

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

1831

Ведущий 1.
Слайд 15 - М.Ю. Лермонтов восхищался Пушкиным и Байроном

В подростковом возрасте Миша не расставался с книгами. Восхищался Пушкиным, любил Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы. Но, глядя на страницы переписанных поэм, он видел уже за ними своё… И он начал писать.  Чудесный мир фантазии вмещал удивительные образы.

Чтец 2. «Нет, я не Байрон, я другой…»
Слайд 16 - «Нет, я не Байрон, я другой…»

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!

1832

Ведущий 2.
Слайды 17, 18, 19, 20 - рисунки М.Ю. Лермонтова Кавказа

Поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.
Лермонтов с детства любил природу Кавказа. Восхищался ее красотой, первозданностью. Он посвятил много стихотворений Кавказу.

Чтец 3. «Кавказ»
Слайд 21 - Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

1830

Ведущий 1.
Слайд 22 - еще подростком Лермонтов познал чувство первой любви

Еще подростком на Кавказе Лермонтов познал чувство первой любви. Той девочке было всего 9 лет, а Мише – 10. Но чувство первой влюбленности сопровождало его до конца жизни.

Чтец 4. «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

1841

Ведущий 2.
Слайд 23 - М.Ю. Лермонтов и В. Лопухина

В жизни Лермонтова одним из важных событий явилась любовь к Вареньке Лопухиной. Он был студентом, она была молоденькой, милой, умной и восхитительной. Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Чувством любви было переполнено сердце поэта. Вскоре Лермонтову нужно было уехать в Петербург. Варенька обещала ждать его возвращения. И вдруг, как гром среди ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенес  Михаил это известие.

Чтец 5. «Я не унижусь пред тобою…» (отрывок)

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!

Ведущий 1.
Слайд 24 - В. Лопухина

Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», – говорили ее глаза.

Ведущий 2.
«И я без тебя», - читала она в его помраченном тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда…

Чтец 6. «Мы случайно сведены судьбою…»

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.

Ведущий 1.
Слайд 25 - идеал женщины поэту является в снах

Идеал женщины поэту является в снах.
«Я видел деву, как последний сон…». Поэт грезит не о земной страсти, а о любви абсолютной. В образе женщины он видит ангельские знаки, но ее обманывают и предают демоны. Это личная катастрофа приравнивается к катастрофе мирового значения. Мучительно и страстно стремится в адскую бездну любви героиня поэмы «Демон» Тамара. Лучшее оружие – «целый мир возненавидеть, чтобы тебя любить сильней…»

Инсценировка отрывка из поэмы «Демон»

Звучит запись музыки «Высокая месса» И.С. Баха
Слайд 26 - Тамара и Демон

Тамара

Кто б ни был ты, мой друг случайный,-
Покой навеки погубя,
Невольно я с отрадой тайной,
Страдалец, слушаю тебя.
Но если речь твоя лукава,
Но если ты, обман тая...
О! пощади! Какая слава?
На что душа тебе моя?
Ужели небу я дороже
Всех, не замеченных тобой?
Они, увы! прекрасны тоже;
Как здесь, их девственное ложе
Не смято смертною рукой...
Нет! дай мне клятву роковую...
Скажи,- ты видишь: я тоскую;
Ты видишь женские мечты!
Невольно страх в душе ласкаешь...
Но ты все понял, ты все знаешь -
И сжалишься, конечно, ты!
Клянися мне... от злых стяжаний
Отречься ныне дай обет.
Ужель ни клятв, ни обещаний
Ненарушимых больше нет?..

Демон

О! верь мне: я один поныне
Тебя постиг и оценил:
Избрав тебя моей святыней,
Я власть у ног твоих сложил.
Твоей - любви я жду как дара,
И вечность дам тебе за миг;
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить…
Я приведу к твоим стопам;
Прислужниц легких и волшебных
Тебе, красавица, я дам;
И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной;
Его усыплю той росой;
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твои слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное -
Люби меня!..

Звучит в  записи  «Высокая месса» И.С. Баха

Ведущий 2.
Слайды 27, 28 – любовью к Родине пронизано все творчество М.Ю. Лермонтова

Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Ему дорога родная природа. Довольство и простое веселье характеризует стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирического героя охватывает чувство радости и покоя.

Чтец 7. «Когда волнуется желтеющая нива…»
Слайд 29 - «Когда волнуется желтеющая нива…»
Слайд 30 – «…Из-под куста мне ландыш серебристый…»

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

1837

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении девятиклассницы
Слайд 31 – «Выхожу один я на дорогу…»

Ведущий 1.
Любовь к Родине у поэта порой неоднозначна и мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.

Чтец 8. «Родина»
Слайд 32 – любовь к Родине у поэта неоднозначна и мучительна

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

1841

Ведущий 2.
Слайд 33 – в своем творчестве Лермонтов обращался к исторической теме

В своем творчестве Лермонтов не раз обращался к исторической теме. Главное событие 19 века – Отечественная война 1812 года. Лермонтов будет думать о ней с гордостью. В 1837 году в журнале «Современник» было опубликовано стихотворение Михаила Юрьевича «Бородино». Он расскажет о Бородинской битве конкретно и точно: солдат в стихотворении – артиллерист, место сражения – батарея Раевского. Богатырями для поэта были солдаты и офицеры русской армии, победители в войне с Наполеоном.

Чтец 9. «Бородино» (отрывок)
Слайд 34 – «Бородино»

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Ведущий 1.
Слайд 35 – многие стихотворения поэта – горькая дума о тщетности жизни

Размышляя о судьбе поколения, о своем непростом отношении к жизни, Лермонтов не мог не видеть представителей молодежи того времени, которые не знали, как и куда можно приложить свои силы. Многие стихотворения поэта – это горькая дума о тщетности жизни.

Чтец 10. «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка...

1840

Ведущий 2.
Слайд 36 – «…Презрение рока и предчувствие его неизбежности…»

Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: «презрение рока и предчувствие его неизбежности»

Чтец 11. «Не смейся над моей пророческой тоской…»

Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений,
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! я им не дорожил.

1837

Ведущий 1.
Слайд 37 – Лермонтов предчувствовал смерть

Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел ее заранее. То видение, которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.

Чтец 12. «Сон»

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

1841

Звучит романс «Белеет парус одинокий» в исполнении вокальной группы девятиклассниц
Слайды 38, 39 – «Белеет парус одинокий…»

Ведущий 2.
Слайд 40 – «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов был не только прекрасным поэтом, но и талантливым прозаиком. В 1840 году он написал роман «Герой нашего времени». Это портрет всего поколения молодых людей первой половины 19 века.

Театральная постановка отдельных сцен романа «Герой нашего времени»

Ведущий 1.
Вашему вниманию будут представлены отдельные сцены из романа «Герой нашего времени». Действующие лица и исполнители:

Печорин –
Грушницкий –
Вера –
Княжна Мэри –
Капитан –
Княгиня Лиговская –
Дамы на балу –

Картина первая

На фоне видео 1

Печорин
Вчера приехал я в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
Воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка. Солнце ярко, небо синё. Чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.
(Навстречу Печорину Грушницкий)

Грушницкий
Печорин! Давно ли здесь?
(Проходят две дамы)
Вот княгиня Лиговская и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер. Они здесь только три дня.

Печорин
Однако ты уж знаешь её имя?

Грушницкий
Да, я случайно слышал... Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?
Печорин
Бедная шинель!
(Дамы подходят ближе)

Грушницкий
Я ненавижу людей. Чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.

Печорин
Эта княжна Мери прехорошенькая! У неё такие бархатные глаза. Именно бархатные. Я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах... Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего... А что у неё зубы белы? Это очень важно!

Грушницкий
Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади...

Печорин
Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить. Ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой.     
(Уходят)

Картина вторая

На фоне видео 2

Печорин
Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становилось жарко; воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с ро­динкой на щеке, про которую говорил мне доктор Вернер. Зачем она здесь? — и она ли? И почему я думаю, что это она?., И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на ще­ках.
(Подходит к гроту)
Вера!

Вера
Я знала, что вы здесь.

Печорин
Мы давно не видались.

Вера
Давно, и переменились оба во многом!

Печорин
Стало быть, уж ты меня не любишь?..

Вера
Я замужем.

Печорин
Опять?  Однако несколько лет тому назад эта  причина также существовала; но между тем...
Может быть, ты любишь своего второго мужа? Или он очень ревнив?  Что же? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты бо­ишься...
(Вера плачет)

Вера
Скажи мне, тебе очень ве­село меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий!

Печорин
Может быть,  ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда!..

Вера
Послушай, я не хочу, чтобы ты знакомился с моим мужем, но ты должен непременно понравиться княгине; тебе это легко: ты можешь все, что захочешь. Мы здесь только будем видеться…

Печорин
Только?.. Ну,  хорошо. 

Вера
Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе про­тивиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере, я хочу сберечь свою репутацию... не для себя: ты это знаешь очень хорошо!.. О, я прошу тебя, не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями  и  притворной холодностью:  я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе... Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки... а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему го­лосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.
(Вера уходит)

Печорин
За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?

Картина третья

Видео 3 (начало)
Бал

Дама 1
Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да ещё обернулась и посмотрела на меня в лорнет.

 Дама 2
И чем она гордится? Её надо проучить!

Капитан
За этим дело не станет!
(Направляется к княжне. Притворяется пьяным)
Пермете... ну, да что тут!., просто ангажирую вас на ма­зурку...

Мери
Что  вам  угодно? (произносит  дрожащим  голосом, бросая кругом умоляющий взгляд)
 
Капитан
Что же? Разве вам не угод­но?.. Я-таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку. Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить...

Печорин
(подходит к капитану, берет  его довольно крепко за руку)
Попрошу вас удалить­ся, потому что княжна давно уж обещалась танце­вать мазурку со мною.

Капитан
Ну, нечего делать! в другой раз!
(Уходит)

Печорин (обращается к Мери)
Позвольте вас пригласить?

Мери  (не скрывая торжествующей улыбки)
Пожалуйста

Костюмированный танец «Полька-мазурка» в исполнении танцевальной группы девятиклассников
На фоне видео 3 (танец)

Печорин
Слайд 41 – бал

Я  слышал,  княжна, что,  будучи вам  вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?..

Мери  (с иронией)
И   вам   бы   хотелось   теперь   меня   утвердить   в   этом мнении?

Печорин
Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то по­звольте мне иметь еще большую дерзость, просить у вас проще­ния... И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались...

Мери
Вам это будет довольно трудно...

Печорин
Отчего же?

Мери
Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин
Знаете, княжна, никог­да не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее...
Танец заканчивается, подходит княгиня Лиговская

Мери
Мама, вы знаете, Печорин только что поступил благородно. Он избавил меня от пьяного капитана.

Княгиня  (протягивая руку Печорину)
Благодарю вас господин Печорин! Я знала вашу мать и была дружна с вашими  тетушками.
Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незна­комы,  но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже. Я надеюсь, что воздух моей гостиной разгонит ваш сплин... не правда ли?
(Уходят)

Ведущий 2.
Слайд 42 – А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов

Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала.

Учитель литературы 2. «Смерть поэта»

Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

1837

Ведущий 1.
Слайд 43 – Лермонтов был храбрым офицером

Однажды Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф, которая предсказала ему раннюю смерть. Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца, а на дуэли. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Ведущий 2.
Слайд 44 – дуэль

Трагедия разыгралась июльским вечером у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка  выбрали небольшую и довольно покатую полянку. Выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмерили 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.
– Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий 1. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Ведущий 2. В ту секунду, когда упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта. Страшное предсказание сбылось.

Ведущий 1.
Слайд 45 – «И там, где жизнь полна созвучий…»

И там, где жизнь полна созвучий
Для вдохновений молодых,
Ты вдруг угас звездой падучей
На рубеже небес родных…

Звучит лирическая мелодия в исполнении  учителя музыки

Учитель литературы 1.
Слайд 46 – здесь поэт и обрел вечный покой

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись:
«Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).
Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

Учитель литературы 2.
Слайд 47 – М.Ю. Лермонтов

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

Танцевальная группа девятиклассников исполняет вальс на музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад»
 Слайд 48 – маскарад

Используемая литература:

  1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах / Сост. и комм. И.С. Чистовой. – М.: Правда, 1990.
  2. Андронников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. – М.; Л., 1964.
  3. Ресурсы Internet:

 Лермонтов  М.Ю.
http://www.lermontov.name/
http://www.vrubel-lermontov.ru/
http://www.lermontov.info/
http://www.tarhany.ru/museum/
http://lermontov.niv.ru/

Презентация к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (pptx, 6,69 Мб)
Видео (Х/ф А.  Котта «Герой нашего времени»)

Фотографии открытого мероприятия

Ведущие: учителя и ученики
Люблю отчизну я...
Белеет парус одинокий...
Звучит вальс А.Хачатуряна
На балу
Печёрин и Мери...
Полька-мазурка
Сцена из драмы М.Ю.Лермонтова Маскарад
Я не унижусь пред тобою...

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru