Болтаева Любовь Николаевна,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

МКОУ ДОД «Дом детского творчества» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 


 Мастер-класс

«Плетение браслета»

 

Целевая аудитория: дети в возрасте от 10 до 14 лет.

Цель:  сплести браслет из бусин в технике плетения «крестик»

Задачи:
Обучающая: познакомить детей с историей возникновения  бисерных   украшений; научить детей выполнять цепочку в один  «крестик», работать по схеме.
Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики.  
Воспитательная:  воспитывать аккуратность,   умение доводить начатое дело до конца.    

План:

I. Теоретическая часть.
1. История бисерных украшений.
2. Материалы и инструменты для плетения украшений.
3. Демонстрация презентации творческих работ по теме «Украшения из бисера».

II. Практическая часть.
1.Материалы и инструменты.
2. Практическое занятие «Плетение браслета».

III. Подведение итогов.
1.Дискуссия по результатам деятельности.

IV. Ожидаемые результаты.

V.  Литература.

VI. Приложение:

Презентация «Украшения из бисера» (4,3 Мб)
выполненных учащимися кружкового объединения «Веселые самоделки».

I. Теоретическая часть.

1. История   бисерных украшений

История бисера насчитывает много столетий. Связана она самым тесным образом с историей стеклоделия. В природе существуют стекловидные материалы. К ним относятся вулканическое стекло обсидиан, а также янтарь.  Именно из них были изготовлены первые стеклянные украшения, которые датируются VIII тысячелетием до н. э.  Искусственное стекло было изобретено позже, около 4000 лет назад на Ближнем Востоке и в Египте. Самыми древними стеклянными изделиями считаются стеатитовые бусы с глазурью, изготовленной из малахитового стекла и щелочи.

Искусственное стекло начали применять в первую очередь для изготовления украшений и культурных предметов. Самыми распространенными украшениями были бусы. Одним из первых способов изготовления украшений стало низание.  Бусинки нанизывали на конский волос, на травинки, а позднее на льняные, шерстяные и шелковые нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.

В России  начиная с XVIII века, бисер и стеклярус  активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения: колье, герданы, серьги, браслеты, воротники и другое.
Браслет -  кольцеобразное украшение, которое носили женщины и мужчины на руках, реже на ногах, у щиколоток. У германских воинов он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII века  браслет  становится исключительно женским украшением.

Брошь – украшение для дамских платьев или блузок.
Воротник – деталь мужской и женской одежды, появившаяся в XIII веке. Бисерные воротники носят сейчас только женщины. Это, как правило, накладное украшение бывает различной формы и размера.
Гердан (гайтан) – нагрудное или наспинное народное украшение в виде ленты из разноцветного бисера, концы которой соединены медальоном.
Колье – ожерелье с подвесками.
Ожерелье – шейное украшение в виде нити с нанизанными на нее одноцветными или  разноцветными камнями,
жемчугом, ракушками и др.
Подвески – украшения к чему – то подвешивающиеся. К ним относятся ушные украшения, брелки и др. Известны с давних времен, использовались как указатели рода, пола, сословия и др.
Пояс – важная деталь в мужской и женской одежде, помещаемая на талии. В России, в народном костюме, пояс выполнял обрядовые функции защиты человека от злых сил.
Серьги – украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки. Первоначально серьги были преимущественно мужским украшением, которое позже сохранилось только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. В XIX веке в России серьгу в ухе было принято носить среди военных. До 1917 года серьги в ушах у мужчин сохранились только у казачества. По двум серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей или последнего представителя рода.

2. Материалы и инструменты для работы

Прежде чем приступить к работе нужно, приобрести необходимые материалы инструменты.
Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора с отверстием. Размер бисера обозначают номером. Чем крупнее бисер, тем  меньше его номер.
Стеклярус – трубочки из стекла длиной 5-15 мм.
Рубленый бисер – короткие трубочки из стекла длиной 1-5 мм.
Бусины – разных форм и размеров, но всегда крупнее бисера.
Замочки  – используют при изготовлении колье, браслетов, фенечек, поясов.
Иглы – специальные иглы для работы с бисером №11, 12-импортные (Япония, Англия, Индия),№0 и 1 отечественные.
Капроновые нити – для придания прочности перед работой их обрабатывают пчелиным воском.
Леска (рыболовная) – обязательно хорошего качества, 0,12-0,17 мм.
Тетрадь в клетку – для рисования схем изделий.
Цветные карандаши – для раскрашивания бисерин на схемах.
Ножницы – маленькие (маникюрные), обязательно острые.
Процесс изготовления бисерных изделий превратится в увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место. Чтобы бисерины не укатывались, понадобится ворсистый материал (фланель, драп), лучше однотонный. Бисеринки лучше всего разложить на салфетке небольшими кучками разных цветов, необходимых для работы, так его будет удобно набирать на иголки.

3. Демонстрация презентации «Украшения из бисера».    Вставить презентацию!!!

II. Практическая часть.

1. Материалы и инструменты:

  • Бусины под жемчуг бежевого цвета.
  • Леска
  • Иголки размер № 11 (Япония).
  • Бисер темно-розового цвета
  •  Ножницы

2. Практическое занятие «Плетение браслета».

Плетение способом «крестиками» – одна из самых распространенных и довольно простых техник плетения бисером, с помощью которой плетутся разные по ширине цепочки, образующие плотную сетку. В изделиях, выполненных в этой технике, бисеринки или бусинки располагаются крестообразно.

Для увеличения — щелчок по снимкам

Вставьте в бисерные иглы оба конца основы – лески.

Наберите 4 бусины левой иглой и опустите их на середину лески.

Правой иглой войдите в 1-ю бусину левой лески так, чтобы лески в ней встретились и пересеклись.

Леску подтяните. Получился первый крестик.

Теперь правой иглой наберите 1 бусину, а на левую – 2 бусины и правой  иглой войдите в последнюю бусину на  левой леске.

В ней лески пересекутся, и получится второе звено цепочки, при этом соединительная бисерина должна иметь горизонтальное положение. Бисерины, в которых леска пересекается, называются соединительными.

Плетение продолжайте до нужной длины цепочки, каждый раз набирая на правую иглу 1 бусину, а на левую – 2 бусины.

Завершите цепочку, набрав на каждый конец основы по одной бусине и соединив концы цепочки
приемом встречного плетения через первую бусину.

Наберите на правый конец основы 4 бисерин, а на левый 5 розовых бисерин.

Проведите правый конец основы через крайнюю бисерину на левом конце снизу вверх.

Наберите на оба конца основы по 5 розовых бисерин и проведите концы основы через ближайшую
крайнюю бусину цепочки приемом встречного плетения.
Затяните плетение. У вас получился крест из розового бисера, оплетающий звено цепочки «крестик».

Повторяйте плетение бисером до тех пор, пока не оплетете все звенья цепочки.

Закрепите основу и обрежьте концы лески.

Результат нашей работы!

III. Подведение итогов. Дискуссия по результатам  выполненной работы.   

IV. Ожидаемые результаты. В результате проведения данного мастер-класса обучающиеся будут:
– уметь работать  самостоятельно;
– уметь работать с  леской, бисером и бусинами;
– уметь соблюдать технику безопасной работы с режущими и колющими, мелкими предметами;
– свободно владеть техникой плетения « крестик»;

V. Литература:

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер». Ярославль: Академия развития, 2001 г.
2. М.Я. Ануфриева «Искусство бисерного плетения». - М.: Культура и традиции, 2002г.
3. Донателла Чиотти «Бисер». Издательство НИОЛА – ПРЕСС, 2008 г.
4. Автор фотографий Болтаева Л.Н.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru