Болтаева Любовь Николаевна, высшей квалификационной категории
|
Мастер-класс «Плетение цветка фиалки» Целевая аудитория: дети в возрасте от 9 до 12лет. Цель: научить плести цветы из бисера на проволочной основе, закреплять умения собирать из полученных заготовок букет цветов. Задачи: План: I. Теоретическая часть.
II. Практическая часть.
III. Подведение итогов. IV. Ожидаемые результаты. V. Литература. VI. Приложение: Презентация коллекции «Цветы»в технике бисероплетения, выполненной воспитанниками кружкового объединения «Веселые самоделки» I. Теоретическая часть. 1. Из истории бисера на Руси. Как и любой вид рукоделия бисероплетение имеет свою историю. Сохранилось крайне мало письменных свидетельств, которые могли бы рассказать нам об истории искусства плетения цветов из бисера. Однако принято считать, что оно возникло либо во Франции, либо в Италии много веков назад.Техника бисероплетения заключается в низании на проволоку бисера и создании из его цепочек прекрасных цветов. Проволока очень податливый материал и изделиям из нее легко придать любую форму. Существует несколько методов плетения на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий. Поделки и сувениры из бисера радуют глаз сочными, немеркнущими красками и ярким блеском, они удачно вписываются в интерьер дома или квартиры и придают ему неповторимую индивидуальность. Первоначально такие бисерные изделия использовались для украшения церквей, но со временем цветы из бисера оказались в домах прихожан в качестве декоративных элементов жилых помещений. Эти цветы были особенно популярны в Викторианскую эпоху. На Руси одним из любимых материалов для рукоделия был морской и речной жемчуг. Его считали символом чистоты, применяли для отделки окладов икон, различной церковной утвари, одежды, головных уборов. Позже стал применяться и бисер. Вначале им лишь подчеркивали контур рисунка жемчужных и золотошвейных работ. Но постепенно бисер стал использоваться и как основной материал. Наибольшего же расцвета в России бисероплетение достигло в XIX веке, когда увлечение этим видом рукоделия охватило все слои общества. В деревнях изделия из бисера и стекляруса стали обязательной частью народного костюма. Крестьянки долгими зимними вечерами плели, низали, ткали, вышивали, изготавливали ожерелья, воротнички, бусы; украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны. В помещичьих усадьбах создавались мастерские, где рукоделию обучались крепостные девушки. В них выполняли бисерные работы не только для своего барина, но и на заказ. Причем в работах принимали участие и помещичьи дочери, жены. Они, как правило, вышивали основной узор, а фон – крепостные девушки. При свете свечи мастерицы создавали шедевры, и какие! Бисером отделывали даже целые мебельные гарнитуры. Широкое распространение бисеростеклярусные работы получили и в российских городах. Особенно преуспели москвичи. Почти в каждом доме были мастерицы по бисеру. Городские модницы вышивали бисером свои наряды. Изделиями из бисера украшали комнаты, дарили их родственникам на праздники и именины. Чехлы и закладки для книг, кошельки, сумочки, картины, подсвечники, письменные приборы – все это делалось с удивительным вкусом. Особенно модным были панно, на которых изображались городские и сельские пейзажи. Очень часто в таких изделиях вышивальщицы копировали работы известных художников. Долгими осенними и зимними вечерами вся семья обычно собиралась в гостиной: мужчины читали вслух или музицировали, вели задушевные беседы, а женщины занимались рукоделием. В нем пробовали свои силы светские дамы, почтенные купчихи, простые горожанки. Некоторые мастерицы участвовали в отечественных и зарубежных выставках прикладного искусства и получали награды. К занятиям рукоделием относились очень серьезно, справедливо считая, что богатая девица может скоротать время за этой увлекательной работой, а бедная – заработать себе на хлеб. Высокое мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и бытового образования. Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Ведь для убранства многочисленных церквей и украшения одеяний священнослужителей требовалось множество шелковых, золотошвейных, жемчужных и бисерных изделий. Инокини изготавливали различные изделия и для простого народа: они пряли, вязали, плели кружева, шили одежду и продавали все это у стен своих обителей. Женский Иоанно- Предтеченский монастырь в Москве на Кулишках с 1654 года устраивал так называемые «бабьи шерстяные ярмарки» в день памяти Иоанна Предтечи. Эти ярмарки были очень любимы москвичами, славились они и за пределами Москвы. Кроме рукоделия монахини занимались благотворительностью. Особенно заботились они о детях: создавали школы, приюты, где обучали детей грамоте, занимались с ними рукоделием. Давали девочкам – сиротам ремесло в руки, чтобы те всегда могли заработать на хлеб. Веками женские монастыри собирали и сохраняли разнообразные техники рукоделия. Благодаря их подвижничеству мы можем сегодня любоваться в Оружейной палате Московского Кремля и многих других музеях страны прекрасными произведениями искусства – иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями. В последние годы народные промыслы снова начинают входить в нашу жизнь. Возрождаются старые и создаются новые мастерские в Москве, Петербурге и в традиционных центрах русского народного творчества. Повсюду открываются кружки и курсы по вышивке, шитью, вязанию, плетению кружев, бисероплетению. 2. Материалы и инструменты. Инструменты и материалы для всех видов работ можно купить в специальных магазинах или в отделах по рукоделию, а пчелиный воск – на рынке. Для того чтобы приступить к работе, вам могут понадобиться: 3. Демонстрация Презентации коллекции «Цветы» в технике бисероплетения» (4.4 Мб) II. Практическая часть.
Практическое занятие «Плетение цветка фиалка»
На проволоку длиной 40 см нанизываем 7 бисеринок розового цвета На рабочий конец проволоки набираем27 бисеринок белого цвета и вокруг второго кольца делаем третье кольцо. 2) Плетение листьев Для плетения листика нам понадобятся два отрезка проволоки: короткий (в среднем 8-10 см) и длинный (длина зависит от изделия, но обычно в несколько раз длиннее короткого). Короткий отрезок проволоки будет служить осью листа, а длинный – низкой. Обе проволоки нужно скрутить между собой. Скрутка будет служить ножкой листа. На главную ось набираем определенное количество бисерин. На рабочую проволоку нанизываем определенное количество бисеринок первого ряда. Нанизываем определенное количество бисеринок, чтобы завершить ряд. Следующие ряды выполняем подобным же образом, прижимая ряд к ряду плотно. Плетем определенное количество рядов, Отрезаем верхний конец оси примерно на 1см и загибаем на изнаночную сторону. Полученные листочки обмотаем нитками зеленого цвета. 3) Плетение тычинок На середину проволоки длиной около 70-ти см, наберите бисеринку. Выполняем тычинки на обоих концах проволоки. 4) Сборка цветка Вокруг тычинок равномерно примотаем лепестки цветка. У нас получилось вот такое количество цветов. Цветы и листья собираем в букетик. Горшочек для цветов должен быть не очень глубоким и диаметром 7-8 см. Разводим водой У нас получилась красивая коллективная работа «Букет фиалок». III. Подведение итогов. Дискуссия по результатам совместной деятельности. IV. Ожидаемые результаты. В результате проведения данного мастер-класса обучающиеся научатся плести бисером, используя метод плетения «по кругу», в результате чего получиться коллективная работа «Букет фиалок». V. Литература: 5. Автор фотографий Болтаева Л.Н. Приложение: Презентация коллекции «Цветы» (6,27 Мб)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------ вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2015 |
|