Бухарева Нина Тимофеевна,

методит Эвенкийского этно-педагогического центра (c. Байкит)

 

 

 

 


Внеурочная деятельность

Социально-значимое мероприятие

Конкурс «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа»

 

Направление:
– приобщение учащихся к ценностям своей этнической культуры, приобщение к гражданской идентичности;
– сохранение и развитие языкового наследия эвенкийского народа, право на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой эвенкийского народа.

Образовательная область:
духовно-нравственное воспитание личности ребенка через семейные отношения, передачу традиций своего народа.

Конкурс «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа» проведён в сёлах Эвенкийского района (Суринда, Полигус) на базе общеобразовательных школ с привлечением населения, общественности в рамках «Дней образования Эвенкии» в 2013, 2014 годах.
 
Пояснительная записка
Проведение конкурса «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа» продиктовано идеей приобщения детей коренной национальности к эвенкийской культуре, осознания этнической принадлежности, уважения и интереса к своему родному языку и культуре. Участие детей в конкурсе помогает в укреплении и сплоченности семейных отношений, приобретении знаний обычаев, обрядов и традиций эвенкийского народа. Подобные конкурсы помогают формировать национальное самосознание, развивать духовно–нравственный потенциал личности детей, раскрыть интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности. Данная разработка может быть использована учителями и воспитателями детского сада во внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся:

  • эвенкийские дети познакомятся с богатством эвенкийской национальной культуры, укладом жизни эвенков, его историей, эвенкийским языком и литературой, социальными нормами поведения, духовными ценностями;
  • будут сформированы основы духовно-нравственного развития, способствующие становлению этнической и гражданской идентичности;
  • осознают себя как личность, принадлежащую к определенной этнической общности, познание своей самобытной эвенкийской культуры;
  • у детей сформируется национальное самосознание.

 

Сценарий конкурса «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа»

Место проведения: школа, ДК, сельская библиотека.
Характеристика аудитории: педагоги, дети, родители, общественность села, представители местной власти.
Цель: повышение социального статуса эвенкийской семьи в деле воспитания и развития детей через использование богатства этнической культуры и этнопедагогики.

Задачи:
воспитательная – воспитание духовно развитой личности, обогащение духовного мира школьников, повышение национального самосознания, любви и уважения к родной культуре, развитие музыкальных интересов, потребностей, индивидуальных способностей ребенка;
 развивающаяразвитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся и дошкольников через образцы музыкального, устного и художественного творчества своего народа, общение со старшим поколением, носителями эвенкийской культуры;
 обучающаярасширять познавательные интересы учащихся.
повышение ценности эвенкийской семьи.

Организаторы конкурса:
– Администрация села;
– школа;
– детский сад.

Требования и порядок проведения конкурса.

1. Эвенкийская семья (п. Суринда)
2. Эвенкийская семья (п. Полигус)

Для участия в конкурсе приглашаются эвенкийские семьи, сохраняющие и успешно развивающие национальные традиции:
–  участники конкурса должны быть в национальной одежде (обувь, костюм);
–  общение участников и ведущих конкурса на родном  языке;                                                      
–  владение умением  приготовления  эвенкийских  национальных блюд.
– команды готовят «Визитную карточку семьи»  (краткое творческое представление семьи на эвенкийском языке, не более 5 минут);
готовятся к  интеллектуальному  конкурсу на знание эвенкийского языка, предметов духовной и материальной культуры эвенков.
готовят «Домашнее задание»: эвенкийскую песню, один танец, 2-3 стихотворения эвенкийских поэтов, инсценировку на основе традиций или обычаев, которые соблюдаются не одним поколением в семье.
заранее готовят  1-2 эвенкийских национальных блюда.

Оформление зала: На сцене чум с внутренним убранством.  Посередине чума – костер (или имитация костра), котелок, чайник.

Оборудование: магнитофон, диски с караоке по-эвенкийски.

Эвенкийский чум

Ведущий 1:
Дорово гиркил, матал, алагумнил, алагувумнил, куӈакар!

Сегодня мы проводим необычный конкурс. Конкурс эвенкийских семей  знатоков родного (эвенкийского) языка, культуры, обычаев, обрядов эвенкийского народа. Команды у нас готовы и настроены решительно. Пожелаем им успехов и победы!

Ведущий 2: Приглашаем первую семья……………………………………………
1. …………………………………………… – глава семьи
2……………………………………………… – хозяйка семьи.
Дети:
3………………………………………………
4………………………………………………
Ведущий 1: Приглашаем вторую семью…………………………………….
1. …………………………………………… – глава семьи
2…………………………………………… хозяйка семьи

Дети:
3…………………………………………….
4…………………………………………….

Ведущий 2:
Приветствуем наших участников конкурса за смелость, за то, что они согласились принять участие, а главное показать насколько в их семьях соблюдают  традиции эвенкийского народа, насколько знают родной язык, обычаи, обряды эвенков. А ведь знание родного языка и обычаев обогащает человека, помогает ему выжить, вырабатывает иммунитет от духовного обнищания.

Ведущий 1:
Наш поселок _________ это один из поселков Эвенкии, здесь живут ___ человек, из них ____ человек представители коренной  эвенкийской национальности. Мы живем на эвенкийской земле, земле наших предков. Знание родного языка, передача традиций, обычаев нашего народа - главная задача старшего поколения. А тот человек, который не помнит и не знает родной язык, ощущает чувство беспомощности, чувство собственной не значимости. Поэтому, мы сегодня не зря проводим конкурс, чтобы выявить соблюдаются ли сегодня в семьях обряды эвенков, хорошо ли знают родной язык.

Ведущий 2:
Чтобы объективно оценить какая же семья самая лучшая, нам необходимо компетентное жюри. В составе жюри знатоки родного языка и культуры села. Разрешите зачитать состав жюри.

Жюри мы пожелаем успешной работы и объективной оценки,
(Таблица оценивания прилагается ниже)
, просим учесть следующие критерии:
– содержательность и оригинальность выступления конкурсантов;
– семейную сплоченность;
– культуру семейных отношений, традиций и обычаев семьи; – артистизм, умение подать себя;
– чувство юмора, находчивость, остроумие.  

Члены жюри за работой

Ведущий 2: Итак, переходим к первому туру нашего конкурса «Визитная карточка семьи» от команды ………....................................
визитную карточку семьи представляет
глава семьи ……………………………………………………………………………………….

Ведущий 1: Благодарим команду «…………………….» за представление своей семьи. А теперь визитную карточку семьи ……………………………….представит глава семьи. Например, семья Дюлюбчиных (Суринда)

Ведущий: Уважаемые участники конкурса на этом завершаем первый тур конкурса. Благодарим участников. А жюри просим оценить выступления команд.

Ведущий 1: Второй конкурс называется «Духовная культура эвенков». Блиц опрос, первой ответит семья………………………………., в случае если семья _____________ не даст правильного ответа, наступает черед следующей семье.

Итак, как называли эвенки доброго духа:
1) Харги,
2) Сэвэки (правильный ответ)
3) маин.

Ведущий 2: Вопрос для следующей команды.
 Как эвенки называли злого духа:
1) дёлбон,
2) Сэвэки,
3) Харги. (правильный ответ)

Ведущий 1: Кому доставался первый лакомый кусочек после удачной охоты?
1) воде
2) дереву
3) огню (правильный ответ) Расскажите, как проводился этот обряд.

Ведущий 2: Из чего он состоит чум, и обязательно называть их на эвенкийском языке. Правильный ответ: уркэ, чо?ал, бе, сера?, того, оллон, сонна, икэптун, малу, тыпкэн, тыкса, эллун, икэптуксэн.

Ведущий 1: Спасибо семье_______________. На четвертый вопрос отвечает семья_________________.

Из какого дерева изготавливали нарты, в какое время необходимо заготавливать это дерево?

Ведущий: 1: Пока семья готовится к ответу, наши гости из детского сада исполнят танец «Орончикан»
Выступления дошкольников

Ведущий 2: Итак, команда ………………………..вы готовы ответить из какого дерева  эвенки изготавливали нарты,  в какое время необходимо заготавливать это дерево?
 
Правильный ответ: эвенкийские нарты изготавливали из лиственницы, изготавливать  их можно было в любое время года, но лучше в теплый период времени.

Ведущий 1: На пятый вопрос отвечает семья __________________.
Необходимо к сказанному охотничьему запрету у мужчин дополнить и объяснить, что может произойти, если нарушишь запрет.

1. Нельзя брать лишнего от природы, нельзя хвастаться  удачным ловом или охотой – иначе …………………………………………………………….; (рассердятся духи и, не будет удачи)

2. Нельзя отпускать раненого зверя на мучения, иначе………………………………..; (сам будешь мучиться)

3. Нельзя хвастаться своей добычей – иначе……………………………; (не будет удачи)

4. Женщине нельзя перешагивать через одежду мужчин – иначе……………………..;
(иначе не будет удачи в охоте или рыбалке).

Правильные ответы:
1. Нельзя брать лишнего от природы, нельзя хвастаться  удачным ловом или охотой –иначе рассердятся духи и, не будет удачи;
2. Нельзя отпускать раненого зверя на мучения, иначе сам будешь мучаться;
3. Нельзя хвастаться своей добычей – не будет удачи;
4. Женщине нельзя перешагивать через одежду мужчин – иначе не будет удачи;

Ведущий 1: А пока наши  семьи  готовятся ответить на задание, наши гости из детского сада споют песню, станцуют эвенкийский танец и т.д.
Ведущий 2: Итак, завершился второй тур конкурса знание «Духовной культуры эвенков». Членов жюри просим оценить выступление команд за второй тур.

Ведущий 1: Третий конкурс «Домашнее задание».
Конкурсанты представят домашнее задание в форме творческого конкурса (это может быть сценка одного дня из семейной жизни, эвенкийская песня, стихотворение на тему об Эвенкии, танец, инсценировка обычаев и обрядов, которые соблюдаются в семье не одним поколением и т.д.); Время не ограничивается. В этом конкурсе учитывается оригинальность исполнения, артистичность, семейная сплоченность. А нам зрителям нужно поддержать команды, горячо аплодировать. Зрителям предоставим право решить, кому дать приз зрительских симпатий! Договорились?
(Здесь можно семьям предоставить возможность объявлять свои номера).
1. Послушайте песню …………………………в исполнении семьи……………….
2. Стихотворение «………………………..» прочитает…………………………….
3. Сценка по сказке «…………………..» покажет семья……………………………

 Ведущий 2: Спасибо семье ______________________. Предоставляем слово следующей команде……………………………….

Ведущий 1: Итак, третий тур конкурса завершен, спасибо всем семьям  за достойное представление своего рода.

Ведущий 1: По условиям конкурса наши конкурсанты должны приготовить одно национальное  блюдо. Участники конкурса предоставили на суд жюри и зрителей свои блюда. Просьба к жюри оценить качество национальных блюд. И объявить самое вкусное национальное блюдо.

Дегустация национальных блюд

Ведущий 2: На этом четвертый конкурс завершен. Наш семейный праздник пришли учащиеся школы и воспитанники детского сада они подготовили для участников большой праздничный концерт с эвенкийскими песнями и танцами, стихами. Давайте мы их пригласим.
(Далее идут выступления детей).

1. Танец «Дялан-дя учащихся Суриндинской школы
2. Танец «Охотников» учащихся Полигусовской школы

Ведущий 2: Спасибо детям за их искренние выступления, мы окончательно убедились, что в нашем поселке есть такие талантливые семьи, которые любят свой родной язык, учат своих детей разговаривать на нем, соблюдают традиции эвенкийского народа, знают обычаи и обряды эвенков, и убедились, что в поселке живут и учатся замечательные дети: учащиеся школы и дошкольники.

Ведущий 1: А теперь мы обратимся к членам жюри, и попросим их огласить результаты конкурсов. Какая же из семей набрала больше голосов?

Председатель жюри:
Семья………………………… набрала ………баллов
Семья………………………… набрала ………баллов
Семья………………………… набрала ………баллов

Председатель жюри:
Победителем конкурса эвенкийских семей стала семья ………………………….., набравшая наибольшее количество баллов, семье ________________________ ей вручается почетная грамота администрации села, диплом участника конкурса и ценные подарки и призы детям. 2 место заняла семья…………………………………., ей вручается почетная грамота администрации села, диплом и ценный подарок и призы детям.

Ведущий 1: Итак, мы завершаем наш конкурс «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа». Горячо поблагодарим участников конкурса за смелость, за активное участие, а самое главное за то, что правильно воспитывают своих детей, учат их родному языку, приобщают к культуре эвенков. А так же хочется поблагодарить спонсоров нашего конкурса ______________________ за предоставленные ценные подарки и призы участникам конкурса. Мы с вами прощаемся, но надеемся, такие конкурсы станут традицией в нашем поселке.

Ведущий 2: Завершим наш праздник объединяющим эвенкийским танцем «Ёхорьё». Звучит эвенкийская мелодия «Ёхорьё», участники конкурса приглашают зрителей на танец. Запевала начинает песню, все другие подпевают.

1. Ёхорье в Суринде
2. Ёхорьё в Полигусе

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 1

Положение
о конкурсе «Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа»

1. Общие положения
1.1. Основной целью организации и проведения конкурса является повышение ценности
института семьи;
– Сохранение и развитие семейных традиций;
– знание обычаев, обрядов эвенкийского народа.
– использование в воспитании детей элементов народной педагогики;
– общение в семье на родном языке;
– знание и умение в приготовлении эвенкийских блюд;

2. Задачи конкурса:
– повышение социального статуса эвенкийской семьи и престижа семейной жизни;
– пропаганда и воспитание культуры супружеских взаимоотношений;
– сохранение, укрепление семейных традиций;
– воспитания в эвенкийских семьях чувства гражданской ответственности за воспитание детей;
– раскрытие творческого потенциала эвенкийских семей.

3. Место и время проведения конкурса.
Конкурс проводится в ________ _____ года в МКОУ «_____________школа»
Начало в ____00 часов.

4. Участники конкурса
Для участия в конкурсе допускаются эвенкийские семейные пары, имеющие детей школьного и дошкольного возраста.

5. Порядок проведения конкурса
Эвенкийская семья, желающая участвовать в конкурсе, до ____ _________ года предоставляет:
– заявку на участие в Конкурсе;
– презентацию «Моя семья» (текст работы оформляется в печатном виде). По желанию участников могут быть представлены дополнительные фото и видео материалы.

6. Программа конкурса:
– краткое изложение визитной карточки «Моя семья», в котором участники рассказывают историю своей семьи, не более 5 минут;
 – конкурсанты представят домашнее задание в форме творческого конкурса (это может быть сценка одного дня из семейной жизни, эвенкийская песня, стихотворение на тему об Эвенкии, танец, инсценировка обычаев и обрядов, которые соблюдаются в семье не одним поколением и т.д.); Время не ограничивается.
– ответы на вопросы викторины на знание особенностей эвенкийских традиций, знание обычаев, обрядов эвенков.
– конкурс национальных блюд;
7.Критерии оценки конкурса:
– полнота раскрытия темы;
– оригинальность представленной идеи;
– выразительность и культура устной речи;
– неординарность мышления;
– артистичность.
7.1. Жюри конкурса и порядок оценки выступлений.
7.2. Для грамотной и объективной оценки конкурсантов формируется состав жюри. Работу жюри возглавляет председатель, выбранный членами жюри.
7.3. При определении победителей конкурса учитываются следующие критерии оценок
участников:
– содержательность и оригинальность конкурсных материалов;
– чувство юмора, находчивость, остроумие;
– семейная сплоченность;
– артистизм, умение подать себя;
– культура семейных отношений, традиций и обычаев семьи.

8. Подведение итогов
По результатам конкурса выявляется семья – победитель, которой присуждается звание
«Эвенкийская семья и традиции эвенкийского народа» и награждается дипломом и ценным призом. Участники конкурса, занявшие 2 место, награждаются дипломом и ценными призами.
9. Финансирование конкурса.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 2

                                                       Заявка на участие в конкурсе
1. ФИО участников/состав семьи:
Муж-_________________________________________________________________
Жена-_________________________________________________________________
Дети (при наличии)_____________________________________________________
______________________________________________________________________

2. Возраст _______________
Муж-__________________________________________________________________
Жена-_________________________________________________________________
Дети (при наличии)______________________________________________________

3. Стаж семейной жизни________________________

4. Профессия, род занятий каждого участника
Муж-__________________________________________________________________
Жена-_________________________________________________________________

6. Увлечения, хобби
Муж-___________________________________________________________________
Жена-__________________________________________________________________

7. Достижения и награды (при  наличии)
Муж-___________________________________________________________________
Жена-___________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 3

Алгоритм проведения конкурса:

1. Сроки и время проведения конкурса объявить заранее (желательно за полгода), чтобы участники конкурса успели сшить эвенкийскую нарядную одежду для всей семьи, продумать название, эмблему, девиз, продумать «Домашнее задание» .

2. Подобрать 2 – 3 команды полных семей: папа, мама, дети, в которых были бы дети дошкольного и школьного возраста.

3. Обязательное условие:
- команды выходят в национальной одежде;
- представление семьи на эвенкийском языке на 5-7 минут, немного рассказать о каждом, о своих детях.
- семья должна приготовить 1-2 национальных блюда.

4. Учителям родного языка предоставить литературу для подготовки семей к туру «Знание духовной и материальной культуры эвенков».

5. Учителю родного языка помочь командам подобрать по одному номеру тура «Домашнее задание»: песню на родном языке, национальный танец, стихи на родном языке , инсценировку сказки на родном языке, либо сценку из семейной жизни. (Желательно помочь провести с ними репетиции).

6. Продумать объявление и пригласительные билеты для старожилов, ветеранов труда, для молодых семей.

7. Подготовить музыкальное сопровождение конкурса.

8. Провести конкурс рисунков среди учащихся и воспитанников детского сада по теме: «Моя Эвенкия», «Мой родной поселок», «Моя семья», «Моя мама». Сделать выставку «Лучшие рисунки», «Лучшая поделка», выставка ДПИ мастериц и выставить в фойе школы.

9. Продумать оформление сцены в виде стойбища.

10. Команды должны приготовить по одному национальному блюду.

11. Для поощрения найти спонсоров для при обретения ценных подарков и призы для участников конкурса и детей – участников праздничного концерта.

12. Администрация села должна вручить почетные грамоты для участников конкурсов и детей, принявших активное участие по пропаганде этнической культуры.

13. Учителю родного языка и воспитателю детского сада подготовить концертные номера учащихся и воспитанников детского сада для праздничного концерта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 4

Таблица оценивания выступлений команд (оценивание по 5-ти бальной системе).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованная литература:

  1. «Радуга красок сонкана», Т.М. Сафьянникова, издательство «Сибирские промыслы», 2005 год.
  2. Книга для учителя эвенкийской школы 5 – 9 классы, автор З.Н.Пикунова, издательство «Просвещение», 1993 г.
  3. Типовая программа по эвенкийскому языку для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений.
    Авторы З.Н.Пикунова, А.А. Кудря.
  4. Хрестоматия «Наследие» для 3-4 классов, издательство «Сибирские промыслы», 2007 год.
  5. Картинный словарь эвенкийского языка, З.Н.Пикунова, издательство «Просвещение», 1996 г.

 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru