Чоп Надежда Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 


 Открытое тематическое мероприятие

«Нет, весь я не умру…», посвященное памяти А.С. Пушкина

 

Целевая аудитория:
учащиеся 11-х классов

Уроки литературы призваны способствовать самоопределению личности в культуре и выработке на этой основе её жизненной позиции. Возможно это путем приобщения обучающихся к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; созданием условий для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития. В нашем посёлке нет театров, художественных и литературных музеев, многого другого, что обеспечивает условия для творческого саморазвития личности. А литературно-художественная гостиная, отличительная особенность работы которой в том, что культура представляется в единстве её компонентов (литература, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, архитектура), в какой-то мере помогает решать эти задачи. Поэтому мероприятие, посвященное памятной дате ( 175 лет со дня гибели А.С.Пушкина), я решила провести в форме литературно-художественной гостиной.

Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу

 

Цель открытого тематического мероприятия «Нет, весь я не умру»: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Пушкина, вызвать интерес к творчеству поэта, формировать отношение к личности и творчеству великого поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у выпускников не только знания, а появился духовный опыт.

Задачи:

  1. Образовательная
    – продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина и произведениями последователей поэта, посвящёнными Пушкину;
    – раскрыть богатство и глубину творческого наследия А.С.Пушкина, его влияние на творческие судьбы других поэтов;
    – продолжить формирование навыков художественного чтения поэтического произведения.
  1. Развивающая
    развивать устную монологическую речь учащихся;
    – через отзывы современников и последователей Пушкина формировать свое отношение к личности и творчеству великого поэта;
  1. Воспитательная
    – воспитывать любовь к творчеству величайшего поэта России
    – воспитывать чувство гордости за великих людей своей Родины;
    – воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Форма проведения:
литературная-художественная гостиная

Оформление:
открытое тематическое мероприятие проходило в кабинете русского языка и литературы. Кабинет оформлен в виде литературной гостиной. На экране демонстрируются слайды презентации «Нет, весь я не умру…»
Перед доской посередине стоит стол, накрытый скатертью, на столе книги с произведениями А.С.Пушкина, перо и чернильница, свеча.

Оборудование:
– компьютер;
– проектор;
– музыкальный центр
– видеофильмы о жизни и творчестве А.П. Пушкина
– презентация

Звуковой ряд:
романс Г.Свиридова сопровождает всю композицию

Данное мероприятие рекомендуется проводить как учителям русского языка и литературы, так и классным руководителям

 

Материалы к открытому занятию: Презентация 1 (pptx 3,15 Мб), Презентация 2 (pptx 824 Кб) Презентация 3 (pptx 969 Кб)
 

На экране 2 слайд – портрет А.С.Пушкина

Учитель:
Часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующей круглой даты. Великому поэту, которого мы чествуем сегодня, такое отношение не грозит. Пушкина учат наизусть, цитируют, изучают и читают с удовольствием и без особенных поводов.

Ведущий 1. 3 слайд – Сказки Пушкина
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».

Ведущий 2.
Мир пушкинских сказок сопровождает нас и в школьные годы:

«Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…»


Ведущий 3.
В пору первой юношеской влюблённости в нашем сердце звучит:
«Я помню чудное мгновенье…».
Добрый и умный спутник, Пушкин напоминает нам о великих богатствах русского народа: «Там русский дух… там Русью пахнет!»

Ведущий 4.
В июне, в самом начале лета, когда земля вся ещё в яблоневом цвету, родился Александр Сергеевич Пушкин. Глубокой зимой, когда земля была покрыта белыми сугробами и дули холодные ветры, поэта не стало. Случилось это в морозный февральский день.

Чтец 1 4 – У Чёрной речки

И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает: здесь конец…
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе… Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег, и скука путевая,
Возок уносится назад, назад…
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюблённому забыть нельзя –
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку.
В пустынной хвое замирает край…
…наёмника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из– за хвои леса
Следит упорно, взведены ль курки.
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые скользкие зрачки.

Э.Багрицкий

Ведущий 1.
27 января 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли, 29 января (10 февраля по новому стилю) он умер. Эта трагическая смерть привела к дому на Мойке более 5 тысяч человек. «Весь Петербург всполошился, – свидетельствует писатель Иван Панаев. – В городе сделалось необыкновенное движение… Все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение. Университетская и литературная молодёжь решила нести гроб на руках до церкви; у дома поэта не было ни прохода, ни проезда».

Фрагменты фильма « ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ А.С. ПУШКИНА»

Ведущий 2.
Волнения, вызванные гибелью Пушкина, обеспокоили власти. Министр просвещения дал приказ не печатать некрологи. Чтобы отвлечь студентов от участия в похоронах, в учебных заведениях было объявлено об ожидавшемся посещении министра. Без каких– либо извещений был изменён церемониал погребения. Ночью тело тайно было перенесено из дома поэта в Конюшенную церковь, оцепленную верховыми жандармами. Туда пускали только по билетам. В печати не дозволялось обсуждать причины гибели поэта.

Ведущий 3.
Несмотря на запрещение, некрологи появились и в столичных газетах и журналах, и в далёких от центра страны городах. Боль потери, чувство искреннего сожаления и общественное признание заслуг поэта нашли своё отражение во многих высказываниях.
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..– писал Краевский. – Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!..»
( звучит мелодия романса)

Ведущий 4 5 – Святогорский монастырь
Николай I сделал всё, чтобы не допустить хоть и посмертного, но торжества поэта, предпринял всё, чтобы ещё раз унизить его. Из доклада Бенкендорфа, шефа жандармов, царю : «Подобное, как бы народное изъявление скорби о смерти Пушкина представляет некоторым образом неприличную картину торжества либералов,– высшее наблюдение признало своею обязанностью мерами негласными устранить все сии почести, что и было исполнено». Исполнено старательно. Тело Пушкина сопровождали жандармы, которым был дан приказ отвезти его скорее, не останавливаясь на станциях, похоронить в Святогорском монастыре без всяких почестей, избежав стечения народа.
 

Чтец 2

Нет, бил барабан перед смутным полком,
когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям
Нет места. В изглавьи, в изножьи
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что– то, на что– то, на что– то похож
Почёт сей, почётно – да слишком?
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора
Умнейшего мужа России.

М.Цветаева

Ведущий 1
Смерть поэта не была случайной. Он погиб в поединке с грозной силой, подавляющей свободу и честь, с силой, у которой, как у сказочного дракона, отрубленные головы вырастают вновь и вновь. Дуэль подразумевает конкретного противника, но анонимны были придирки цензуры, неуловимы светские сплетни, никем не подписаны пасквили, которые Пушкин получал по почте. Враги существовали, но они были безлики. Наконец враг показал лицо. Жорж Дантес, сын небогатого эльзасского дворянина, вынужден был покинуть Францию после Июльской революции. Он оказался в Германии без гроша денег и каких-либо видов на будущее. Судьба свела его с голландским послом в Петербурге, бароном Геккереном.

Ведущий 2
Красивый, рослый, с привлекательной улыбкой Дантес легко играл роль беспечного «доброго малого», но на самом деле был корыстолюбив и расчётлив. Геккерен усыновил Дантеса, который из бездомного бродяги мгновенно сделался состоятельным человеком и богатым наследником, модным героем петербургских салонов. Однако странность его отношений с Геккереном ложилась грязным пятном на его имя и грозила испортить столь успешно начатую карьеру. Выход был найден простой: шумный и гласный роман с какой– нибудь известной дамой света. Всё поведение Дантеса свидетельствует о том, что он был заинтересован именно в скандале, о любви речь не шла. Предметом своих домогательств Дантес избрал жену Пушкина, которая была в самом зените своих светских успехов.

Ведущий 3 6 – Пушкин и Натали
Пушкин с негодованием отнёсся к тому, что его личная жизнь становится предметом грязной игры и светских сплетен. Ни чувства, ни убеждения Пушкина не могли примириться с тем, что его дом, его человеческое достоинство, честь его жены, тот мир, который был для него основой основ и жизни и поэзии, распахнут для распечатывающих письма полицейских и играющих чужой жизнью сплетников. У Пушкина было много врагов. Поэт, не мысливший жизни без чувства собственного достоинства, вызывал раздражение у людей, не имевших такового или утративших его в различных компромиссах с совестью. Они со злорадным любопытством наблюдали и торопили события, рассчитывая насладиться зрелищем унижения поэта.

Против Пушкина возник настоящий светский заговор. Нет оснований считать, что Николай I был непосредственным участником этого заговора или даже сочувствовал ему. Однако он несёт прямую ответственность за другое : за создание в России атмосферы, при которой Пушкин не мог выжить, за то многолетнее унизительное положение, которое напрягло нервы поэта и сделало его болезненно чувствительным к защите своей чести, за ту несвободу, которая капля за каплей отнимала жизнь у поэта.

Ведущий 4 7 – У постели Пушкина
Даже друзьям Пушкина казалось, что он ведёт себя неблагоразумно: излишне агрессивен, не склонен к примирению и уступкам. Они усматривали в поведении Поэта неоправданную ревность, даже невоспитанность и винили африканскую кровь. На самом деле это была накопившаяся боль человеческого достоинства, которое не было защищено ничем, кроме гордости и готовности умереть. Поэт избрал прямой бой с противником, лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно оплетали его враги и интриганы. Он принял окончательное решение и 26 января 1837 года отправил Геккерену письмо, страшное по своей оскорбительности, отрезавшие все возможности к примирению и оставлявшее единственный выход – поединок.

Около четырёх дня Пушкин со своим секундантом, лицейским другом Данзасом, отправился из кондитерской на углу Невского и Мойки на место дуэли. Через два часа его привезли домой смертельно раненого.
29 января (10 февраля по новому стилю) в 2 часа 45 минут Пушкин скончался.
Последние, последние мгновения…
Он умирал. Он тихо умирал.
Сто семьдесят пять лет тому назад угас, как светоч, гений,
А боль такая, будто бы вчера…
 (звучит мелодия романса))

Чтец 3. 8 – Жуковский
Умер он так тихо, что никто не уловил последнего вздоха. Лицо поэта было спокойно и необыкновенно прекрасно. Вот как об этом рассказал поэт Василий Жуковский, современник Пушкина.

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза; были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нём – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нём; не сиял острый ум;
Нет! Но какою– то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним; и спросить мне хотелось:
Что видишь?

Ведущий 1
Человек, для которого жизнь дороже, чем честь, видит в гибели только несчастье. Сохранение жизни становится высшей ценностью. Понять Пушкина с такой позиции нельзя. Пушкин, для которого «наукой первой» оставалось «чтить самого себя», который на чувстве гордого самоуважения основывал и «любовь к родному пепелищу», и право на место в истории своего народа, имел более высокие цели, чем сохранение жизни, хотя и менее всего стремился к смерти: он стремился к победе и свободе.
Победу он получил, защитив свою честь, опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена, которые вынуждены были, окружённые общим презрением, покинуть Россию, а миг высокой свободы ему дала «смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя». Пушкин умирал не побеждённым, а победителем.

Ведущий 2.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина коротка – и бесконечна…
Анна Ахматова когда– то сравнила всю жизнь поэта с поединком. Поединок этот с людьми без чести, с льстецами, деспотами Пушкин начал ещё в юные годы, своими первыми стихами призывая падение рабства, наступление эры свободы и просвещения: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»
И закончилась эта жизнь– поединок выстрелами на Чёрной речке. Смысл поединка понимали, к сожалению, слишком немногие даже среди ближайших друзей поэта, а мало кому известный тогда поэт Михаил Лермонтов проник в самую суть случившегося: «Погиб поэт, невольник чести…».

Чтец 4 слайд 9 – Лермонтов
Погиб поэт, невольник чести,

Ведущий 3
Поединок окончился тем, писала Анна Ахматова, что «вся эпоха… стала называться пушкинской. Все красавицы, все фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора, министры… начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях…пушкинских изданий. Он победил и время, и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это уже что– то совсем другое».
 ( тихо звучит музыка)

Ведущий 4 10 – Пушкин
Наверное, это имеет отношение к нашей жизни…
Удивительно, чем дальше он от нас по своему рождению, тем ближе к нам, и всё современнее и прекраснее становится каждая его строчка. Не одно поколение людей постигло эту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, в делах. Это «начало всех начал». Это как воздух, которым мы дышим. Это как солнце, дающее жизнь всему земному. Это Родина, Россия.

Ведущий 1
Вот почему мы не удивляемся, когда слышим «мой Пушкин». Эта фраза появилась в литературных кругах. Так говорили о поэте те, кем эти слова были выстраданы, оплачены годами изучения его творческого наследия. Поэты Серебряного века – они, пожалуй, постигли сущность и значение Пушкина глубже, чем его современники.
«Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии…»
Лермонтов, Некрасов, Фет – они продолжили дело Пушкина, развили темы, впервые обозначенные его поэзией, но именно поэты Серебряного века, поэты нового века приняли эстафету из его рук. Ученики Пушкина, его последователи – они сохранили его свет, не дали погаснуть пламени его свечи; сотни новых свечей зажглись от жарких лучей «солнца русской поэзии».

(На сцену выходит ученик, исполняющий роль Пушкина. В его руке горящая свеча. Ведущий называет имена, на экране появляются портреты поэтов. Ученики, исполняющие роли поэтов, по очереди выходят на сцену, зажигают маленькие свечи от той, что в руках Пушкина, читают свои стихи и встают полукругом по обе стороны.)

Ученик1: Владислав Ходасевич. Слайд 11

Жребий поэтов – бичи и распятья,
Каждый венчался терновым венцом.
Тот, кто слагал вам стихи про объятья,
Их разомкнул и упал – мертвецом.


Ученик 2: Иван Бунин. Слайд 12

Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрёшь ты с голоду, – цветами
Могильный крест твой перевьют.


Ученик 3: Валерий Брюсов Слайд 13

Всего будь холодный свидетель,
На всё устремляя свой взор.
Да будет твоя добродетель –
Готовность взойти на костёр.


Ученица 4: Анна Ахматова. Слайд14

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?

Ученица 5:          Александр  Блок.    Слайд 15

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
окрыляла нас тогда?

Ученик 6:    Владимир МаяковскийСлайд 16

Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему, при жизни – думаю –
Тоже бушевали. Африканец!
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

Ученик 7:   Дмитрий  Минаев.    Слайд 17

Вот мщенье гения. Кончины
Нет для него. В свой край родной
Принёс он вечный блеск дневной,
И в день печальной годовщины.
Та мысль нам бодрость придаёт:
Как славен и велик народ,
Среди которого явился
Великий, истинный поэт,
И с ним впервые засветился
В окошке русском  русский свет!

Ученик 8:       Марина Цветаева    Слайд 18

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён –
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного – он?
Всех живучей и живее –
Пушкин –  в роли мавзолея?!

Ученик 9:    Давид Самойлов   Слайд 19

Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады.
Тогда и скажется : Они
Из поздней пушкинской плеяды».
Я нас возвысить не хочу
Мы – подмастерья ясновидца…
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.

Чтец 6:      Сергей Есенин     Слайд 20

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
  Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман.
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
  Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы          Слайд 21  –  памятник Пушкину
Трясёшь ты гордой головой.
  А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Ведущий 2 :
Памятник А.С.Пушкину, который мы видим на экране, появился спустя 43 года после смерти  поэта. Мысль о сооружении  памятника  Пушкину  уже в 50-е годы витала в воздухе, и, наконец, в 1860 г . декабря 14 дня министр внутренних дел С.С. Ланской подписал документ об открытии повсеместной подписки для сооружения  памятника  А. С.  Пушкину , достойного народной славы. Честь же открытия подписки принадлежала лицеистам. Именно их предложение о сооружении  памятника  изложили императору Александру II . Император начинание одобрил. Сооружение  памятника  предполагалось в Царском Селе. Подписка началась в январе 1861 г . а в марта 1871 г . всё же окончательно было решено соорудить  памятник  в Москве, на родине поэта, на то последовало Высочайшее изволение. В 1873, 1874 и 1875 гг. были проведены три конкурса на лучший проект  памятника . Как известно, первое место в сем соревновании занял А. М. Опекушин.  Пушкинский  монумент он считал своим самым задушевным творением.
Открытие памятника состоялось в 1880 году.

Ведущий 3:
Вот как об этом  вспоминали современники:
Ликовала Россия!  Пушкинские  торжества 6 июня 1880 г . в Москве получили необычайный размах, волею Императора Александра II праздник сделался всенародным; и никого из русских он не оставил равнодушным. По всей Империи в тот день служили панихиды по  Пушкину ; по Высочайшему повелению приостановлены были занятия в гимназиях, училищах, школах, ибо ученики в храмах молитвенно вспоминали Поэта. Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Кишинёв, Казань, Оренбург, Пенза, Нарва, Рига, Тифлис, Варшава, Ейск, Псков, Святые Горы, Ливадия, Новороссийск, Тула, Орёл, Ярославль, Нальчик, Новочеркасск, Ставрополь, Николаев, Самара, Саратов, Царское Село, Петрозаводск, бесчисленные уездные города и веси нашего Отечества, — всё словно всколыхнулось, везде возносилась молитва о рабе  Божием Александре, все разом словно выдохнули это Русское имя Пушкин .
К тому моменту уж давно сбылись пророческие слова дивного гения:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык…

Ведущий 4
Ликовала Москва! Более 100 тысяч собралось в окрестностях Тверской, Страстного монастыря, на Тверском бульваре; обыватели взбирались на крыши, сидели на деревьях— всем хотелось стать свидетелями «чудного мгновения», когда падёт покров с памятника, обнажив превосходное творение скульптора А.М. Опекушина..      
Пушкинские торжества 1880 года  продолжились в Императорском Московском Университете и в Благородном Собрании. Там говорили речи-славословия Тургенев, Достоевский, Островский, Аксаков, Гончаров и Майков, Григорович, Ключевский и многие другие представители русской культуры.
Но прежде Слово о Пушкине произнёс святитель Макарий (Булгаков), митрополит Московский, возблагодаривший Творца за рождение Русского Народного Поэта

Учитель:
«Ныне светлый праздник русской поэзии и русского слова.    Россия чествует торжественно знаменитейшего из своих поэтов открытием ему памятника.
А Церковь отечественная, освящая это торжество особым священнослужением и молитвами о вечном упокоении души чествуемого поэта, возглашает ему вечную память.
Мы чествуем человека – избранника, которого Сам Творец отличил и возвысил посреди нас необыкновенными талантами… Поэт отозвался своею чуткою душой на все предания русской старины и русской истории… Он глубоко проникся русским духом и всё, воспринятое им от русского народа, перетворив своим гениальным умом, воплотил и передал тому же народу в сладкозвучных песнях своей лиры, которыми и услаждал соотечественников, и незаметно укреплял в чувствах патриотизма и любви ко всему родному»
Пушкин соединил всех. Народ в те дни явил своё подлинное величие в единении своём: от Государя до последнего нищего — все славили Великое Отечество наше, ибо Пушкин есть воплощение России.
А это чувство, это неоспоримое сознание, что вопреки всем унижениям, всякому презрению… всё же принадлежим мы к великому, к величайшему в мире народу, никто в нас не будит так ясно, так ярко, как именно Пушкин.
 
Чтец 7:    Николай  Доризо.   Слайд 22

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Как мог при жизни он сказать такое?
А он сказал такое о себе
В блаженный час счастливого покоя,
А может быть, в застольной похвальбе?

Нет! Эти строки с дерзостью крамольной,
Как перед казнью узник, он писал!

В предчувствии кровавой речки Чёрной,
Печален и тревожно одинок –
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Так мог сказать и мученик, и бог!

Чтец 8  Константин  Бальмонт    Слайд 23

Кому судьба быть перепёлкой,
Кому судьба дверной быть щёлкой,
В которую – для духа снедь, –
Влюблённых можно подсмотреть.

Кому – на лошади быть чёлкой
И знать, что можно крепость взять
И победительно сиять.

Кому быть деловитой пчёлкой
И в мёд цветы пресуществлять.
Кому – мечтой в раю гулять.

Кому, к лесной прильнув опушке,
свирелить стих полсотни лет
и в мире называться Фет.
Кому – быть солнцем:
Имя – ПУШКИН.

Учитель         Слайд 24
Он так хотел, так надеялся пережить свой век:
«Нет, весь я не умру, душа в заветной лире  мой прах переживёт…».
Но он достиг большего. Сколько бы поколений не сменилось на земле, Пушкин  будет их современником, его поэзия – на века!
 (звучит мелодия романса)

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованные  ресурсы:

1. Библиотека русской классики.  Серебряный век русской поэзии. Электронное собрание сочинений.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 9 класс.
3. Фильм « Пушкин. Последние годы».
4. Фильм  « Фонтаны Бахчисарая»
5. Фильм « А.С.Пушкин», 1ч., 2ч.
6. Интернет- ресурсы         

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru