Гаврилова Елена Анатольевна,

учитель изобразительного искусства
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 


РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО ПРОГРАММЕ Б.М. НЕМЕНСКОГО

4 класс, 1 четверть
 
Истоки родного искусства (8 часов)

 

Конспект урока ИЗО на тему «Пейзаж родной земли» (1 час)

Цель:
познакомить учащихся с разнообразием природной среды и особенностями среднерусской природы, с различными пейзажными сюжетами.

Задачи:
развивать воображение, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, совершенствовать навыки работы в цвете, рисовать по памяти и по представлению.
 
Оборудование:
для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.
 
Зрительный ряд: слайды и репродукции картин русских художников-пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, В.Поленова.
 
 Музыкальный ряд: русские народные песни (№1 – «Во поле береза стояла»)
 

Литературный ряд: поэтические образы русской природы: поэзия С. Есенина, Н. Языкова, И. Никитина.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Детские работы по теме Истоки родного искусства. 4 класс 1 четверть.doc

1. Пейзаж родной земли. Марков Владислав, 4А класс
2. Пейзаж родной земли. Торпушонок Кристина, 4А класс

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Тема первой четверти – «Искусство твоего народа». Мы будем знакомиться с красотой нашей родной природы, русских деревень, прекрасными образами русских женщин, мужественными образами русских богатырей, народными праздниками, в которых раскрывается жизнеутверждающий характер русского человека. Тема первого урока четверти – «Пейзаж родной земли».

2. Беседа по теме урока.

Золотые нивы,
        Гладь и блеск озер,
                        Светлые заливы,
                                        Без конца простор,
Звезды над полями,
        Глушь да камыши…
                        Так и льются сами
                                        Звуки из души!  

Наша страна очень большая и очень разная. На севере вечная мерзлота. На южных границах горы. Теплое море.
Через всю страну текут полноводные реки Волга, Дон, Енисей. Реки поменьше несут к ним свои прозрачные воды.
Могучие таежные леса сменяются перелесками и предгорьями на Урале. Прячутся в лесных чащах озера. Темные хвойные леса сменяются прозрачными и нежными березовыми рощами, мощными дубравами, сосновыми борами, лугами, полями.
Поля всегда разные: ярко желтые с подсолнухами, синие от растущего льна, золотистые от спеющей пшеницы. Наша природа часто меняет наряды.

В каждое время года она прекрасна особенной красотой. Весной просыпаются реки, ломая лед. Возвращаются птицы, чтобы свить гнезда и вырастить птенцов. Цветут сады, покрываются цветами луга и поляны. Летом мы видим оранжевые стволы сосен, разогретые жарким солнцем, чистую зелень березовых рощ, стога скошенного сена на лугах. Осень радует неповторимыми переливами листопада, грустит вместе с нами туманами и плачет тихими дождями. Зима с метелями и морозами меняет все. Прячет под снежной шубой поля, сковывает льдом реки и озера. Мы оказываемся в гостях у Зимы. Каждое время года прекрасно.

Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Русские живописцы – И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, В.Поленов и другие мастера, посвятившие свое творчество русской природе (просмотр репродукций и слайдов). Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:

Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
 
3. Самостоятельная работа.
Задание: изобразить в цвете пейзаж родной земли.
1) Вопросы учащимся:
–  Какой образ природы вам представляется особенно ярко?
–  Какое это время года?
–  Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро?
–  Какое будет небо? Какая погода?
–  Самое главное в своей работе художник старается изобразить где?          

2) Повторение правил передачи пространства в пейзаже:
Линия горизонта может быть низкой и высокой.
То, что находится ближе к нам, будет больше по размеру и по количеству деталей.
То, что дальше – меньше по размеру и деталей мы можем не рассмотреть.
– Какие цвета вам нужно будет использовать в ваших работах?
Вывод: Это будет зависеть от того образа, который вы выберете.

– Закройте глаза и попробуйте представить себе красоту, увиденную поэтом:

Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.
Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковер.

– Пасмурное осеннее утро попросит вас о холодных цветах и оттенках. В то время как летний луг будет переливаться всеми звонкими цветами! (Повторяем по таблице деление цветов на теплые и холодные, звонкие и глухие, контрастные и сближенные.)

– Работу можно выполнять акварелью и гуашью. Акварельная будет прозрачной и легкой, её можно выполнить по сырой бумаге. Гуашевая живопись более плотная и цвет в такой технике можно менять, накладывая сверху новый. Краски смешиваем на палитре.
 
4. Итог урока. Выставка и анализ работ.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

5. Обобщение темы урока. Какие художники – пейзажисты запомнились? Какие пейзажи понравились и почему?

6. Уборка рабочих мест.

 

Конспект урока ИЗО на тему «Гармония жилья с природой» (1 час)

Цель урока:
познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы, раскрыть гармоничную связь человека с миром природы.
 
Задачи:
рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, украшение избы, воспитывать интерес к народному искусству и русской истории, развивать образное восприятие и творческие способности.
 
Оборудование:
для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды, ножницы, клей.

Зрительный ряд:
слайды и фотографии деревянных построек этнографических музеев, северная деревянная архитектура, музей-заповедник Кижи.

Музыкальный ряд: русские народные песни (№2 – Ах вы сени, мои сени!)

Литературный ряд: поэзия С. Есенина.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Детские работы по теме Истоки родного искусства. 4 класс 1 четверть.doc

1. Гармония жилья с природой. Чепчигашева Лиза, 4А класс
2. Гармония жилья с природой. Казакова Ира, 4А класс

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Тема урока звучит так: «Гармония жилья с природой». Что означает это слово «гармония»? Это связь, стройность, согласованность всех частей – вот что значит это слово. В нашей теме урока – это связь природы и построек.

 2 . Рассказ учителя по теме урока.

– Жизнь людей всегда была тесно связана с природой родного края. Характер природы формировал и характер жизненного уклада людей, и определял, как добывать пищу, как строить дом. О чем мечтать и что считать красивым.

В наших краях люди издревле селились по берегам рек и озер. Реки и летом и зимой служили дорогами. Лес кормил и защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу. Шло время, люди начали заниматься работой в поле.

Красота нашей земли создана природой. Но много прекрасного создано и трудом людским. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная человеком земля кормила крестьян. Их нелегким трудом изменялся облик окружающего человека мира.

Основным строительным материалом служило дерево. Из дерева мастерили почти все предметы, необходимые в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и название – «деревня». В старину избы в деревне ставили не по порядку. Специально выбирали «радостное место». Чтобы хозяину было по нраву и соседу не помеха.

Позднее избы стали выстраивать фасадом-лицом к дороге и появилась «улица». Избы в деревнях никогда не красили и не обшивали. Люди ценили красоту дерева, умели использовать его силу. Веками мастера накапливали опыт работы с этим удивительным и живым материалом. Учились чувствовать дерево, его настроение.

Веками вырастала народная строительная мудрость. Слово «изба» звучало в далекие времена как «истьба». Так называли жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от морозов и непогоды.

При строительстве избы строго соблюдались правила, передаваемые из поколения в поколение. Бревна заготавливали чаще сосновые. В бревне делали вырубку, по форме – как чашку. В это углубление кладут другое бревно, при этом отступают от края. Отступать нужно для того, чтобы углы зимой не промерзали сильно. Каждый ряд уложенных так бревен составлял венец. Венец на венец и вырастал сруб.

Двускатная крыша-шапка или макушка дома. Окна-глаза или очи на лице дома. Поэтому самая украшаемая часть дома – наличники. Над глазами, как и положено, находился лоб – чело. Лобовая доска прикрывала стык между срубом и крышей. Края кровли выступали, и их концы прикрывали узорные доски - причелины. Стык причелин сверху прикрыт небольшим «полотенцем». Оно необходимо для того, чтобы в щель не попадала влага.

В постройке избы не было ничего случайного! Причелины и полотенце, лобовая доска (карниз) и наличники обязательно украшались резьбой. Каждая изба украшалась особенно. У каждой избы свое лицо. Но если посмотреть внимательно – можно увидеть похожие мотивы. Часто встречается изображение круглой розетки – символа солнца. Это очень древний символ.

Украшая свое жилище человек не просто изображал какие то знаки и символы. Это были символы-обереги. Магические знаки-обереги размещались на самых ответственных местах прикрывали щели и отверстия. Среди украшений–оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Птица была символом свободы. Конь – верный друг и незаменимый помощник и труде, и в бою, и в пути. Часто над избой можно было увидеть деревянное изображение головы коня. Этот оберег является завершением длинного выдолбленного бревна. Это бревно – охлупень - закрывает стык обоих скатов крыши. Его так и называли – конек крыши. В пасмурный день избы смотрятся как серебряные, на солнце – как теплый мёд. Иногда темно-коричневые. Под ясным небом брёвна изб кажутся голубыми. Изба «брус», изба «глаголь», изба «кошель». Иногда избу ставили на подклети, которые предохраняют от сырости.

Строились избы двухэтажные и трехэтажные. От таких деревянных построек исходит несокрушимая мощь, смотришь и возникает рядом с домом образ крестьянина – богатыря,
труженика и мастера, удалого, надежного, уверенного, степенного.

Русский поэт С. Есенин очень любил свою деревню, свою землю:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда под новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

3. Физкультминутка.

            Руки подняли и покачали –
(Качаем поднятыми вверх руками)
            Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз)
            Руки опустили, кисти встряхнули –
(Встряхиваем кистями рук)
            Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой)
            В стороны руки, плавно помашем –
(Руки в стороны)
            Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища в стороны)
            Как они сядут, тоже покажем –
(Приседания)
            Крылья сложили назад.
(Встали, руки спрятали за спину)

4 . Самостоятельная работа учащихся.

Задание: создать образ русской избы. Учащимся предлагается вспомнить, что конструкция изб похожая, а образы могут быть очень разными. Может быть изба – богатырь. Может быть изба высокая, на подклети, крыша покатая как лесная ель. А можно увидеть маленькую избушку. Избушку - бабушку с одним или двумя окошками. Нужно вспомнить или придумать свой образ избы. Как работаем? Сгибаем лист оберточной бумаги пополам и вырезаем заготовку для избы. Из цветной бумаги, сложенной в несколько раз, вырезаются кружочки – торцы бревен, прямоугольники – окна, из белой или цветной бумаги вырезаются причелины (сгибая лист пополам вырезать красивые ажурные прорези) и наличники. Детали приклеивают на заготовку избы. Узор на наличниках выполняется карандашом.

5. Итог урока. Выставка и анализ работ. Какие избы представлены на работах? Чем они отличаются друг от друга?

6. Обобщение темы урока. Какие типы изб запомнили? Какие элементы украшения русской избы можете назвать? Где они располагаются?

7. Уборка рабочих мест.

 

Конспект урока ИЗО на тему «Деревня – деревянный мир» (2 часа)

Цель урока:
познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой, с разнообразием деревянных построек: изб, мельниц, колодцев и т. д.

Задачи:
развивать графические изобразительные навыки, учить определять средства
художественной выразительности, воспитывать потребность в духовных ценностях народного искусства.
 
Оборудование:
для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды, фотографии.
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды, ножницы, клей.
 
Зрительный ряд: слайды и фотографии музея-заповедника Кижи.
 Музыкальный ряд: русские народные песни (№3 – «Вишня»)
 
Литературный ряд: стихотворения Л. Мартынова, Н. Языков.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Презентация Пейзаж родной земли.ppt (ppt 4,18 Мб)

1. Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро
2. Часовня Успенье в деревне Васильево
3. Церковь Воскрешения Лазаря

 

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент.
Сообщается тема урока – «Деревня – деревянный мир».
Деревня строилась не только из жилых изб. Вот как увидел и почувствовал образ деревни поэт:

Воздушные горы …
Вот там растянулся
Причудливый хор облаков,
Все будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

2. Беседа по теме урока.


Деревня – это деревянный мир, мир различных построек. Для хранения зерна строили амбары, бани старались размещать поближе к воде, сараи, мельницы водяные и ветряные, колодцы с воротом и «журавлем»... Все удобно, умно, просто и красиво.

Красоту избы и улицы подчеркивали богато украшенные ворота – въезд во двор. В центре села на самом видном месте всегда ставили церковь.

Церковь была местом, куда люди шли со своими надеждами, радостями и горестями. Собирались возле храма и в праздники.

Древние деревянные церкви мало отличались от изб. Крыши были более высокие и заостренные, на небольшом основании - главка, головка. Образ скромной крестьянской церкви постепенно сменился шатровыми постройками.

Будничные скромные маленькие церкви сменились праздничными церквями – царевнами! Шатер такой церкви возвышался над кровлями изб. Шатровый храм - это четырехгранный сруб - четверик, на него ставили восьмерик. Это было основание шатра. Вокруг постройки часто размещалось гульбище-крыльцо под крышей.

С течением времени архитектурные формы усложнялись. Сложность и величие деревянной архитектуры мы видим на примере Преображенского собора на острове Кижи в Карелии. Все двадцать два купола – луковки, устремлены вверх, подчиняясь единому ритму. Украшают храм кокошники – чисто женское украшение, все главки покрыты деревянными дощечками – лемехом. Рыбьи чешуйки переливаются на солнце или отливают серебром в пасмурную погоду. Кажется, что мастер строил так, что нельзя отделить творение рук человеческих от окружающей природы!

Мастера возвели это чудо без единого гвоздя! Главным инструментом в руках мастера был топор. Местные жители рассказывают такую легенду: Руководил строительством монах Нестор. Считали, что у него топор заговоренный, иначе как можно обычному человеку, хоть и большому мастеру, сотворить подобное чудо? По окончанию работы, когда церковь была возведена и украшена, Нестор выбросил свой топор в Онегу со словами «Не до меня не было такого, не будет и после меня».

Мельницы были особой постройкой. Ветряная мельница строилась таким образом, что как бы летела над землей, касаясь ее лишь в центре своего основания. Мельницу мельник с помощником могли повернуть в том направлении, откуда дул ветер. Считалось, что мельница, коль не стоит она прочно на земле - место особенное, непростое.

Еще больше различных преданий было связано с мельницами водяными, в которых мельничные жернова крутил не ветер, а вода. Какие, ребята, можете вспомнить сказки или рассказы, связанные с мельницами?

В деревнях были не только различные постройки. В каждой семье были свои луга, где косили траву на сено для лошадей, коров и другой живности. Обязательно были огороды. Все эти важные и нужные места крестьяне огораживали от «потравы», то есть от случайного повреждения - могла забрести чья-то скотина и вытоптать огород. Для оград делали изгороди или ставили плетни. Изгородь могла быть достаточно высокой, плетень мог быть плотным и высоким или реденьким и низким, это зависело от его предназначения.
 
3. Физкультминутка. Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо немного отдохнуть.

Жура – жура – журавель!
Облетел он сто земель (взмахи руками).
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил (ходьба на месте).
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края! (круговые вращения головой)

4. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: создание образа традиционной русской деревни. Панно «Деревня». Работа групповая или коллективная.

При групповой работают по 3-4 человек, при коллективной работе весь класс создает одно панно.

На первом уроке на листах большого размера или на склеенных полотнищах обоев надо написать пейзаж, где потом будет располагаться деревня. Необходимо решить, где будет стоять деревня? На берегу реки, возле леса, на холме или у озера. Детям предлагается выполнять данный этап работы мягко, без резких границ между небом и землей, даль всегда светлая и легкая. Пейзаж оставляется высыхать.

На втором уроке дети продолжают работу над панно. Повторяем материал предыдущего урока о русской избе: типы изб, конструкция и украшение, различные виды деревянных построек.

Учащимся предлагается вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами (при работе с ножницами нельзя поворачиваться к соседу с ножницами в руках, показывать на что-либо ножницами, отвлекаться во время работы).

Из серой, коричневой или желтой бумаги вырезаются силуэты разных построек: изб, ворот, бань, мельниц, изгородей. Размеры построек должны быть разные – те, что будут расположены вдали, должны быть меньше. Пейзаж высох, но прежде чем вклеивать вырезанные силуэты изб, необходимо подумать, как их разместить.

Учащимся предлагается поискать наиболее удачную композицию. Нужно разместить постройки так, чтобы получилась уютная жилая деревня. Неудачно будет смотреться, если все дома выстроить в один ряд. Если просто разбросать избы по листу – то же будет не совсем удачно.

Следующий этап – это украшение изб. Из белой бумаги складываем полоски пополам и вырезаем узорчатые детали - причелины, полотенца, лобовые доски, наличники. Полоски бумаги должны быть по размеру изб. Детали украшений наклеиваются на силуэты изб в панно. По окончании работы можно добавить изображения деревьев, лодок (если есть река) и другие детали.

5. Итог урока. Выставка и анализ работ.

Гении старого зодчества –
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее!
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!

6. Обобщение темы урока. Какие постройки кроме изб в русской деревне запомнились? Какие виды мельниц и колодцев можете назвать? Как называли деревянные храмы?

7. Уборка рабочих мест.

 

Конспект урока ИЗО на тему «Образ красоты человека. Женский образ» (1 час.)

Цель урока:
познакомить учащихся с образом «русской красавицы» – сложившиеся веками представления о женской красоте: характер, внешность, поведение, одежда.

Задачи:
закрепление навыков изображения фигуры человека, развитие воображения, воспитание любви к наследию предков.

Оборудование:
для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.

Зрительный ряд: слайды репродукций произведений русских художников М. Врубеля, Д. Левицкого, В. Васнецова.

Музыкальный ряд: русские народные песни (№4 – «Люба»).

Литературный ряд: отрывки из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Детские работы по теме Истоки родного искусства. 4 класс 1 четверть.doc

1. Образ красоты человека. Женский образ. Медведева Соня, 4А класс
2. Образ красоты человека. Женский образ. Пикунова Рита, 4Б класс
3. Образ красоты человека. Женский образ. Пикунова Рита, 4Б класс

 

ХОД УРОКА


1. Организационный момент. Сообщается тема урока. У каждого народа веками складывался свой образ красоты человека. Образ женской красоты воплотился в песнях, стихах, сказках, былинах.

2. Беседа по теме урока.
 
 Образ красоты человека у каждого народа свой. В русской крестьянской культуре образ женской красоты глубоко связан с образом «птицы – счастья». В народном творчестве это «лебедушка», «лебедь белая», «пава».
 
            Говорят, царевна есть,
            Что не можно глаз отвесть.
            Днем свет Божий затмевает,
            Ночью землю освещает-
            Месяц под косой блестит,
            А во лбу звезда горит.
            А сама-то величава, выступает будто пава;
            Сладку речь-то говорит,
            Будто реченька журчит.

Это образ царевны, созданный А.С. Пушкиным в сказке о царе Салтане.

А вот образ русской женщины, увиденной Н.А.Некрасовым:

            Есть женщины в русских селеньях
            С спокойною важностью лиц,
            С красивою силой в движеньях
            С походкой, со взглядом цариц.
            Их разве слепой не заметит!
            А зрячий о них говорит:
            Пройдет – словно солнце осветит,
            Посмотрит – рублем одарит.
            Красавица миру на диво:
            Румяна, стройна, высока,
            Во всякой одежде красива,
            Во всякой работе ловка.

Что объединяет эти женские образы?

«Русская красавица» – это мягкость, нежность, величавость, это веками сложившиеся представления о чертах лица, об умении одеваться, достойно себя вести, а главное, о способности тонко чувствовать природу, глубоко и искренне переживать радость и горе, быть хранительницей дома, семьи, Счастья. В женщине видели начало жизни, мать всей природы.

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души - «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние, рядом хочется посидеть, погреться.

Повседневная жизнь русской женщины была тяжелой: она работала в поле, в огороде, ухаживала за домашней живностью, топила печь, пекла хлеб, готовила пищу, ткала, шила и выполняла еще много разной работы.

И при этом ее праздничный наряд – диво дивное. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника. Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от повседневной жизни, праздников и обрядов. Из отбеленного полотна шили рубахи: у мужчин ниже колен, у женщин до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитями. Традиция эта пришла из глубокой древности, когда имела такая вышивка магическое значение: она опоясывала человека, оберегала от «дурного глаза».

Значение вышивки забывалось, а традиция украшения осталась. У женщин поверх рубахи надевался сарафан. В северных районах России поверх рубахи одевали сарафан, а в южных юбку-поневу, передник. Одежды были свободными, не сковывали движений. Закрытыми были руки, ноги, шея. В повседневной жизни девушки носили косу – «коса-девичья краса». Замужняя женщина должна была убирать все волосы. Считалось, что женский волос приносит несчастья. С тех времен до нас дошло выражение – «опростоволосилась», значит – опозорилась.

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка. Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. Птица связана с землей, но она свободна и в небе! Птица, как мечта, может преодолеть пространство и время, вырваться от оков трудностей и бед, улететь к счастью.

В образе женщины в ее костюме: и в яркости наряда, и в плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов – крыльев, которые словно могут унести прекрасную царевну-лебедь в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья. В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили: красота – это оберег. Женщину стремились украшать, красоте женского наряда всегда уделяли много внимания.
 
3. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: нарисовать портрет - образ русской красавицы.

Вспоминаем – повторяем, что знаем о портрете: изображение может быть сделано в полный рост, по пояс (поясной портрет), по грудь.

Основные знакомые пропорциональные соотношения: глаза не должны быть расположены близко друг к другу, нос находится в середине лица, лица могут иметь разную форму, но у красавицы лицо будет овальное, немного уже к подбородку.

Рот, если он будет большой, тоже не будет красивым. У красавицы должен быть высокий лоб и статная шея, как у лебедушки. Так же необходимо решить, какой головной убор будет у красавицы. Без головного убора ходили только совсем юные девушки, но и они старались украсить себя венками, лентами, лобными повязками. Располагать изображение нужно в центре листа, прорисовав детали лица, постараться передать выражение глаз, помнить о светлом образе, плавных линиях, о сказочных нарядах.

4. Итог урока. Выставка и анализ работ.
 
5. Обобщение темы урока. Какие одежды носили русские красавицы на севере и на юге России? Чем украшали голову замужние женщины и юные девушки на Руси?

6. Уборка рабочих мест.

 

Конспект урока ИЗО на тему «Образ красоты человека. Мужской образ» (1 час.)

Цель урока: познакомить учащихся с представлениями русских людей – наших предков о красоте мужчины: труженике и защитнике Родины и рода.

Задачи: познакомить учащихся с образом русского богатыря в литературе и живописи, развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в цвете, воспитывать гордость за свою принадлежность к русской истории.

Оборудование: для учителя: методические таблицы, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.

Зрительный ряд: картины художников В. Васнецова, П. Корина.
 
Музыкальный ряд: русские народные песни (№5 – «Ясен то ли сокол»)

Литературный ряд: отрывки из былин.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Детские работы по теме Истоки родного искусства. 4 класс 1 четверть.doc

1. Образ красоты человека. Мужской образ. Секарева Лиза, 4Б класс
2. Образ красоты человека. Мужской образ. Лопандин Саша, 4Б класс

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
У каждого народа веками складывался образ красоты человека.
На прошлом уроке мы говорили о красоте русской женщины. Сегодня на уроке познакомимся с образом мужской красоты.

2. Беседа по теме урока.
           
Образ мужчины всегда тесно связан с его трудом. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой нарядной как женский костюм. Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах – лапти, сапоги были обувью праздничной.

По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры. Подпоясывалась рубаха кушаком. В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая строгость и скромность.

В образе русского крестьянина соединены представления о единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет работать на своей земле и умеет ее защищать. Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Для защиты своих земель русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали для защиты от врагов леса, озера, реки, холмы, но не только высокие стены защищали наших предков от врагов.

В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином, защитником. Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов – кочевников. Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Идолище, Калина-царя.
           
            Наложил он стрелочку каленую,
            Да спустил тетивочку шелковую,
            Его тую ль стрелочку каленую,-
            Так просвистнула стрелочка каленая,
            А попала в Соловья-разбойника,
            А попала ему да во правый висок;
            Она сбила Соловья да из сырого дуба
            Во сыру землю да и во ковыль-траву.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич, победивший Змея на Ручей-реке.
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ
богатыря-защитника.

Многие русские художники обращались к этой теме. Картина русского живописца В.М. Васнецова «Богатыри» (беседа по картине). Подчеркивается, что художник так же, как и русский народ, наделил своих героев национальными чертами характера, которые уважали в народе – отвагой, спокойствием, великодушием, находчивостью, готовностью принести любую жертву для защиты отечества. Пейзаж в картине подчеркивает ощущение величия и красоты русских воинов.

Другой художник П. Корин изобразил легендарного защитника земли русской – Александра Невского (беседа по картине).

Рассмотрим, как выглядело снаряжение богатырское. Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с нашитыми металлическими бляхами. Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме напоминавший купол церкви – луковку. Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею. Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, топор.
 Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы надо немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.
            Дружно все тихонько встали.
            Ручками похлопали – раз, два, три!
            Ножками потопали – раз, два, три!
            Выше руки! Шире плечи!
            Раз, два, три-дыши ровней!
            Ручками похлопали – раз, два, три!
            Ножками потопали – раз, два, три!

4 .Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить портрет-образ русского богатыря.

Лист расположить вертикально, при любом варианте изображения: в полный рост, по пояс или по грудь. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.

5. Итог урока. Выставка и анализ работ.

6. Обобщение темы урока. Какие качества включает в себя образ красоты русского человека, русского мужчины? Кем был русский человек в мирные дни? В дни лихолетья? Какое оружие было у русских богатырей?
 
7. Уборка рабочих мест.

 

Конспект урока ИЗО на тему «Народные праздники» (2 часа)

Цель урока: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков.
 
Задачи: повторение и закрепление материала по теме четверти, развивать творческое воображение, изобразительные навыки, умение работать коллективно, воспитывать интерес к традициям русского народа.

Оборудование:
для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды, ножницы, клей.
 
Зрительный ряд: Б. Кустодиев, роспись Федоскино.
 
Музыкальный ряд: русские народные песни (№6 – «Камаринская», «Калинка»)
 
Литературный ряд: стихотворение И. Токмаковой.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Детские работы по теме Истоки родного искусства. 4 класс 1 четверть.doc

1. Народные праздники. Егошина Ксения, 4А класс
2. Народные праздники. Егошина Ксения, 4А класс

 

ХОД УРОКА

 
1. Организационный момент. Сообщается тема урока. Народные праздники – обобщающая тема первой четверти. На уроке познакомимся с русскими народными праздниками и повторим материал предыдущих уроков для выполнения самостоятельной творческой работы.

2. Беседа по теме урока.
Народные праздники у каждого народа особенные, праздник – это образ радостной и счастливой жизни. В далеком прошлом жизнь людей была тесно связана с природой и зависела от нее. Не пройдет вовремя дождь – солнце высушит посевы – пропал урожай. Пройдет много дождей – сгниет трава и сено на лугах. Жди зимой голода.

Люди наделяли природные явления великой силой. Мокошь - мать сыра земля, именно сырая земля, потому что именно она дает богатые урожаи.

Из людских верований возникали праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами. Зимой, в конце декабря, по деревне ходили ряженые с песнями и плясками. Песни были разные, в том числе и такие: «Многие вам лета - пирожок за это!». Хозяева дома должны были одарить пришедших. Обычай колядовать сохранился потом и с приходом на Русь христианства, ряженые ходят по домам на Святки, после Рождества.

Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей. На празднике катали горящее колесо-символ солнца, разъезжали на санях, сжигали чучело Масленицы. Устраивали кулачные бои, соревновались в ловкости и силе.
Праздник Купалы или купальская ночь тоже очень древний и праздновался он летом, в июне. Купала изображался в виде столба, украшенного зеленью. Вокруг столба разводили большой костер из дубовых веток. Наши предки верили, что для очищения от всякой нечистоты нужно перепрыгнуть через купальский костер. Молодежь водила хороводы, самые сильные и смелые прыгали через огонь. Игра в горелки- это наследие купальских обрядовых игр.

Осенью отмечали праздник урожая. В этот день пекли огромный каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?». Ему в ответ говорили: «Видно немного, дай Бог, чтобы на следующий год не видали». Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, поливали водой, оставляли в поле как залог будущего урожая.

3. Физкультминутка.
           
            Гори, гори ясно.
            Чтобы не погасло,
            Глянь на небо -
            Колокольчики звенят!
            Раз, два, не воронь.
            Разбежимся как огонь!

Праздниками на Руси отмечали окончание земледельческих работ, встречали весну и провожали зиму. Но не только с временами года были связаны праздничные обряды. Сам процесс труда часто представлялся как праздник. Например, сенокос был общим делом, косили и заготавливали сено на зиму «всем народом».

Праздником было всегда устройство и проведение ярмарки. На ярмарку в большое село съезжалось много людей, торговцы привозили свои, часто диковинные товары, жители ближних поселений приезжали «людей посмотреть – себя показать», привозили свои изделия, выполненные длинными зимними вечерами: посуду, туеса, корзины, упряжь для коней, холсты беленые, игрушки и много еще всего.

Для развлечения и увеселения народа устраивались потешные выступления в балаганах с любимым героем – Петрушкой, ставили на ярмарочных площадях карусели.

Ярмарка, ярмарка    
Огневая, яркая,
Плясовая жаркая,
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром!!!


Праздники – это не только веселье. В праздничных обряда, в одеждах людей, в песнях,
плясках, в поведении ярко проявляется душа народа, его самобытность, характер. На праздники люди одевали не просто нарядные, традиционные праздничные костюмы.

Народный костюм выражал связь с природой, радость, понимание красоты и мечту о счастье.

В северных областях женский праздничный костюм состоял из нарядной рубахи с широкими рукавами – крыльями, расшитой цветными нитями, бисером, серебряными и золотыми нитями, и сарафана, расшитого еще ярче и жемчугом, и шелками, и каменьями. Голову украшал кокошник, кичка, у молодых девушек - лобная повязка так же расшитая и украшенная.

В южных районах женщины носили похожие рубахи, но вместо сарафана надевали юбку-поневу и передник. Передник и юбка так же очень богато и красочно украшались лентами, вышивкой, бисером. На голову в праздничные дни женщины надевали головной убор с необычным названием - сорока.

Мужские костюмы разных районов России отличались незначительно. В холодное время года, зимой, поверх одежды надевали шубы, полушубки, мужчины – шапки, женщины - теплые платки – шали, на ноги – валенки.
 Зимнюю одежду также стремились украсить - расшивали варежки, платки – шали, полушубки украшали мехом и вышивкой.
 Все в жизни меняется, но праздники остаются, ведь человек всегда стремится к счастью. Для нас сейчас многие обычаи, нарядные одежды, песни, пляски и многое другое из прошлого непонятно и загадочно. Однако эти традиции, обряды, передают необычность, особенность праздников, а с ними особое настроение, чувство общности между людьми.

 3 .Самостоятельная работа учащихся.

Задание: нарисовать народный праздник. Работа коллективная или групповая по 3-4 человека.
 
Для выполнения этого задания нужно вспомнить весь материал четверти.

На первомуроке нужно решить, какой праздник выбрать, какое время года. Где будет проходить праздник - на главной улице деревни или на окраине. Надо вспомнить какие постройки можно увидеть в центре деревни, а какие на окраине. Как выглядят эти постройки, как украшены. Разместить на работе все нужно так, что бы хватило места для гулянья, а люди наденут свои праздничные одежды.

На второмуроке повторяем материал о праздничной одежде русских людей, не забывая о выбранном празднике и времени года. Чтобы картина получилась ярче и красочнее ее лучше выполнять в технике аппликации. Пейзаж напишем красками, можно сразу с постройками на первом уроке, фигуры людей нужно нарисовать отдельно, вырезать и наклеить – эту работу продолжим на втором уроке. При этом нужно не забывать о том, что ближние фигуры будут больше, а те, что дальше – меньше по размеру. Прежде чем наклеивать нужно фигурки разложить, подвигать, чтобы составить выразительные группы. Завершая работу необходимо уточнить детали на первом плане.

 4. Итог урока. Выставка и анализ работ. Какой получился праздник? Веселый нарядный? В чем это проявляется на работе? Какие люди на празднике? Веселые? Нарядные? Обобщение темы урока и темы четверти. Как и в чем Мастера Украшения, Изображения и Постройки проявили себя в работе по теме «Истоки родного искусства»? В изображении, украшении и постройке – конструкции одежды, головных уборов, изб, храмов, мельниц, в гармонии природы и жизни русского человека.

5. Уборка рабочих мест.

 

---------------------------------------------------------------------------------
При разработке уроков и презентации использованы:

1. Материалы Интернета
2. Материалы из личного архива:
открытки «Русский народный костюм», фотографии музея Кижи.
3. Литература:
1. Евстратова Е.Н. Шедевры русских художников. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. (Сокровища живописи);
2. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. А. Неменская ; под ред. Б.М.Неменского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 159 с;
3. Искусство. Живопись. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3 ч. Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство/Сост. М.В. Алпатов, Н.Н.Ростовцев. 4-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989;
4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1981;
5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя/ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1991;
6. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Б.М. Неменского.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2015



© Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail: FarkovaTI@tura.kras-k.ru