Кокорина Надежда Ивановна, высшая квалификационная категория
|
Опыт работы Кокориной Надежды Ивановны Материал подготовлен Усольцевой В.П. – заведующей методическим кабинетом МКОУ ЭПЦ «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Задачи, которые Надежда Ивановна ставит перед собой, принимая малышей, она формулирует так: И эти задачи решаются учителем практически на всех предметах. Она находит интересный материал по изучению родного края, связывая его с темой урока, что позволяет не только углубить и расширить познавательные интересы детей, но и создаёт условия для творческого развития личности. Краеведческий материал Надежда Ивановна широко использует и во внеурочной работе. Встречи и беседы с интересными людьми села Ванавара, викторины («Знаешь ли ты свой край?», «Животный и растительный мир Эвенкии»), виртуальные экскурсии («Тропою Кулика», «Достопримечательности Эвенкии»), конкурсы стихов. Большое внимание уделяет учитель привлечению детей к участию в различных творческих конкурсах. Интеграция краеведческого материала предметов общеобразовательного цикла – важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота. Кокорина Н.И. пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников. При отборе краеведческих сведений для уроков она следует правилам: Формирование познавательного интереса к изучению родного края учитель начинает с первого класса.1 сентября в Ванаварской школе начинается с Урока знаний, на котором Надежда Ивановна говорит с детьми о любви к своей школе, к своему посёлку, в котором живут дети. В этот день первоклассники вместе со своей первой учительницей идут к аллее Героев и возлагают цветы к памятнику жителям Ванавары, погибшим в боях за Родину. На первом этапе обучения дети получают первоначальные сведения о своей семье, о занятиях родителей. Родители учеников Надежды Ивановны на протяжении четырёх лет всегда являются её первыми помощниками. Экскурсию проводит заведующая Ванаварским филиалом Эвенкийского краеведческого музея Римма Александровна Пирогова Экскурсии и походы, организованные Надеждой Ивановной совместно с работниками заповедника «Тунгусский», расширяют природоведческий кругозор детей, учат их бережно относиться к природе, к людям. С первых экскурсий начинается дружба ребят с краеведческим музеем, с заповедником «Тунгусский», и на все 4 года их работники становятся верными друзьями учеников и надёжными помощниками учителя при изучении природы Эвенкии, родного края. Первое знакомство с заповедником. На экологической тропе. С начала обучения ребёнка в школе Надежда Ивановна старается закладывать первые кирпичики в основы профориентации детей. Она организует в классе встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда и проводит экскурсии на их рабочие места. Затем свои впечатления от этих встреч и экскурсий дети выражают в рисунках, презентациях, сочинениях «Папы разные важны, мамы разные нужны», «Кем быть?» Сочинение О. Гомзиковой «Моя мама-библиотекарь» Сочинение Горбунова Кирилла, ученика 4 класса ВСОШ «Кем быть?»: «Мне нравится профессия пожарный, потому что пожарные помогают людям и тушат пожары. Эта профессия героическая и смелая, она нужна и в городе, и в селе. Для того чтобы стать пожарным, надо знать все правила пожарной безопасности и не бояться огня. Но пожарные не справятся без машины или даже вертолета. У машины есть огнетушитель, высокая лестница и пожарный шланг. В городах, бывает, что в машине не хватает воды, и они набирают воду из гидранта. Пожарные есть в каждой стране. Везде они разные, но только по форме. Дело у них одно – тушить пожары. Пожарный вертолет тушит пожар не из шланга, а из огромного котла. У пожарных есть телефон, его нужно запомнить и при пожаре звонить 01!». Знакомясь с профессиями родителей, дети пробуют «примерить» их на себя. Учащиеся видят, что труд мам и пап необходим другим людям, востребован обществом. И некоторые дети, окончив школу, выбирают профессии своих родителей, образуя семейные династии. 1 класс. Задача. В Нижней Тунгуске водится 24 вида рыб, а в Подкаменной Тунгуске – 27 видов. В какой реке видов рыб больше и на сколько? 3 класс. Задача. Протяжённость Подкаменной Тунгуски 1865 км, из них 1574 км она течёт по Эвенкийскому району. Поставь вопрос и реши задачу. На уроках обучения грамоте при написании букв и слов учитель связывает уроки с местным материалом, знакомым детям. Практически каждый урок превращается в маленькое путешествие по Ванаваре и её окрестностям. Например, при изучении темы «Написание заглавной буквы в именах собственных» дети учатся писать «село Ванавара», «Эвенкийский район», «река Чамба», «улица Набережная» и т.д. Параллельно с основным учебным материалом урока дается информация, связанная с этими словами. Сначала Надежда Ивановна сама даёт детям краткие исторические справки или просто объясняет значения слов или словосочетаний. Со временем дети уже сами делают небольшие сообщения о селе, в котором они живут, об улице, на которой расположен их дом или школа. Постепенно у ребят накапливаются новые сведения и о людях, которые внесли свой вклад в историю и культуру родного края. Сначала они знакомятся с известными людьми Ванавары (Василий Власов – автор стихов и рассказов, а также – слов Гимна Эвенкии, Николай Брюханов – автор мелодий к известным песням «Эвенкия», «Люгляна», «Ванавара»). Этот этап предполагает развитие способностей детей через различные творческие работы (сочинения, мини-проекты – индивидуальные и групповые). Так, на уроках русского языка и литературного чтения дети составляют и записывают небольшие тексты о временах года в Ванаваре, о реке Подкаменной Тунгуске; о том, как провели каникулы, о традиционных праздниках, которые проходят в Ванаваре; пишут о своих родителях, о семейном досуге. Все это помогает развитию речевой активности учащихся, способствует обогащению активного словаря детей. Обо всех своих наблюдениях дети во втором - третьем классе пишут небольшие рассказы, а в четвертом пишут уже довольно большие сочинения.
Такие работы пробуждают эстетические чувства детей, учат любить родную природу, мир, который рядом с ними и вокруг них, с уважением относиться к людям труда, к защитникам Родины. Сочинение ученицы 4 «Б» класса Сопиной Саши: Учащиеся Кокориной Н.И. учатся наблюдать за изменениями в природе и в жизни людей в разное время года. На время учащиеся становятся учеными: они наблюдают за погодой и по очереди оформляют записи в классном Дневнике наблюдений. Дети наблюдают и отмечают, когда был первый заморозок, иней, когда произошел ледостав, выпал первый снег. Участие в различных конкурсах, проводимых работниками заповедника «Тунгусский» не только учит видеть красоту родной природы, но и расширяет знания детей об окружающих растениях и животных. Так, в конкурсе кормушек, объявленном в ноябре 2014 года, приняли участие 5 учеников из класса Надежды Ивановны. Они не только сделали кормушки, но и наблюдали, какие птицы прилетали к ним. Затем ребята находили материал об этих птицах, узнавали, чем они питаются. Результаты своих наблюдений вместе с фото дети представили в заповедник. Все призовые места заняли ученики Кокориной Н.И. Призёр конкурса Горбунов Кирилл. Участники конкурса в заповеднике. Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, особенно – уроки «Наследие» - на каждом из них есть место краеведческому материалу. В Ванаварской школе стало доброй традицией ежегодно проводить праздники русского и эвенкийского фольклора. А во второй четверти проводится декада Эвенкии. В течение 10 дней проходят выставки рисунков и поделок, конкурсы стихов, песен эвенкийских авторов. В завершение декады все учащиеся Кокориной Н.И. с большим энтузиазмом участвуют в празднике «Эвенкия – родина моя». Здесь каждый с гордостью и любовью демонстрирует свои знания о родном крае, своё художественное творчество. Дети исполняют танцы, читают стихи, поют песни наших самодеятельных композиторов об Эвенкии, о родном крае. Эти стихи и песни остаются с ними на всю жизнь. В течение 2014 года ученики Кокориной Н.И. принимали участие в районных конкурсах «Подарок маме» (11 чел.), посвященном Дню семьи и «Орнаменты народов мира» (3 чел.), посвящённом Году культуры. А Горбунов Кирилл принял участие в краевом экологическом конкурсе «Зелёный кошелёк» и попал в группу финалистов. Особая тема – Великая отечественная война. Дети участвуют в конкурсах рисунков, сочинений, презентаций по темам: «Дети войны», «Прадедушкина медаль», «Труженицы тыла», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». Главными задачами в своей работе Кокорина Надежда Ивановна считает не только формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков, но и обеспечение условий для познания особенностей места проживания, истории и культуры родного края, создание условий для успешной адаптации учащихся в микросреде. И эти задачи помогает ей успешно решать включение краеведческого материала в содержание уроков и внеклассной работы. В своей педагогической деятельности Надежда Ивановна использует замечательные книги Тамары Михайловны Сафьянниковой, учебные пособия «Наследие», книги «Эвенкия – жемчужина Севера», «Земля, отмеченная небом» и другие. Каждый человек будет себя чувствовать уверенно в «собственном доме» на своей земле, если будут обеспечены условия для изучения истории родного края, развития языка и культуры, необходимые для сохранения и рационального использования той среды, в которой протекала жизнь их предков. И Надежда Ивановна Кокорина старается создать такие условия для своих учеников. Ведь и отдельный человек, и общество в целом, и государство обретают мощь только тогда, когда сохраняют свои корни и почву, питающую их.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014 |
|