Кокорина Надежда Ивановна,

высшая квалификационная категория
учитель начальных классов Ванаварской средней общеобразовательной школы

 

 

 

 


Опыт работы Кокориной Надежды Ивановны

Материал подготовлен Усольцевой В.П. – заведующей методическим кабинетом МКОУ ЭПЦ

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев.
 Школа должна воспитывать в ребёнке любовь к Родине, желание трудиться для её блага и процветания, гордость за свой край, уважение традиций предков. Но невозможно любить то, чего не знаешь. Только начинающий учиться ребёнок ещё очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Родной дом, детский сад, двор, улица, школа – границы мира постепенно расширяются, и ребёнок начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае, об особенностях растительного и животного мира, о его истории, о великих и знаменитых людях своего края.
 Много лет работает в Ванаварской школе учителем начальных классов Надежда Ивановна Кокорина. За эти годы у неё сложилась определённая система использования краеведческого материала как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Задачи, которые Надежда Ивановна ставит перед собой, принимая малышей, она формулирует так:
            – воспитание любви к родной земле;
            – развитие познавательного интереса к изучению родного края;
            – формирование гражданской позиции, общественно активной личности;
            – воспитание культуры общения и поведения в социуме;
            – развитие личностных, качеств: трудолюбия, самостоятельности, ответственности, активности.

И эти задачи решаются учителем практически на всех предметах. Она находит интересный материал по изучению родного края, связывая его с темой урока, что позволяет не только углубить и расширить познавательные интересы детей, но и создаёт условия для творческого развития личности.

Краеведческий материал Надежда Ивановна широко использует и во внеурочной работе. Встречи и беседы с интересными людьми села Ванавара, викторины («Знаешь ли ты свой край?», «Животный и растительный мир Эвенкии»), виртуальные экскурсии («Тропою Кулика», «Достопримечательности Эвенкии»), конкурсы стихов.

Большое внимание уделяет учитель привлечению детей к участию в различных творческих конкурсах.
Краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися младших классов знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве.

Интеграция краеведческого материала предметов общеобразовательного цикла – важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота.

Кокорина Н.И. пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников. При отборе краеведческих сведений для уроков она следует правилам:
            – привлечённые факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
            – события местной истории и культуры должны быть важными, но понятными и доступными возрасту учащихся;
            – учащиеся должны иметь возможность совершать маленькие «открытия»;
            – обязательно вызывать у младших школьников интерес к окружающему миру, содействовать формированию патриотических чувств.

Формирование познавательного интереса к изучению родного края учитель начинает с первого класса.1 сентября в Ванаварской школе начинается с Урока знаний, на котором Надежда Ивановна говорит с детьми о любви к своей школе, к своему посёлку, в котором живут дети. В этот день первоклассники вместе со своей первой учительницей идут к аллее Героев и возлагают цветы к памятнику жителям Ванавары, погибшим в боях за Родину.

На первом этапе обучения дети получают первоначальные сведения о своей семье, о занятиях родителей. Родители учеников Надежды Ивановны на протяжении четырёх лет всегда являются её первыми помощниками.
С первого класса Надежда Ивановна планирует и проводит экскурсии в краеведческий музей, где дети получают первые знания об истории родного села, о жилищах коренных жителей – эвенков и переселенцев – ангарцев. Дети видят обстановку в русской избе и чуме, предметы быта, посуду, орудия труда. Эти экскурсии расширяют и углубляют знания детей о жизни дедов и прадедов, их труде, пополняют словарный запас.

Экскурсию проводит заведующая Ванаварским филиалом Эвенкийского краеведческого музея Римма Александровна Пирогова

Экскурсии и походы, организованные Надеждой Ивановной совместно с работниками заповедника «Тунгусский», расширяют природоведческий кругозор детей, учат их бережно относиться к природе, к людям.
Уже в 1-м классе дети изучают и запоминают заповеди туриста:
            – не разжигать огонь вблизи деревьев и кустарников, по возможности использовать старые кострища;
            – не ломать для костра ветки деревьев, а собирать сухой валежник;
            – не бить стекло, убирать за собой мусор;
            - перед уходом хорошо затушить огонь.            

С первых экскурсий начинается дружба ребят с краеведческим музеем, с заповедником «Тунгусский», и на все 4 года их работники становятся верными друзьями учеников и надёжными помощниками учителя при изучении природы Эвенкии, родного края.

Первое знакомство с заповедником. На экологической тропе.

С начала обучения ребёнка в школе Надежда Ивановна старается закладывать первые кирпичики в основы профориентации детей. Она организует в классе встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда и проводит экскурсии на их рабочие места. Затем свои впечатления от этих встреч и экскурсий дети выражают в рисунках, презентациях, сочинениях «Папы разные важны, мамы разные нужны», «Кем быть?»

Сочинение О. Гомзиковой «Моя мама-библиотекарь»

Сочинение Горбунова Кирилла, ученика 4 класса ВСОШ «Кем быть?»: «Мне нравится профессия пожарный, потому что пожарные помогают людям и тушат пожары. Эта профессия героическая и смелая, она нужна и в городе, и в селе. Для того чтобы стать пожарным, надо знать все правила пожарной безопасности и не бояться огня. Но пожарные не справятся без машины или даже вертолета. У машины есть огнетушитель, высокая лестница и пожарный шланг. В городах, бывает, что в машине не хватает воды, и они набирают воду из гидранта. Пожарные есть в каждой стране. Везде они разные, но только по форме. Дело у них одно – тушить пожары. Пожарный вертолет тушит пожар не из шланга, а из огромного котла. У пожарных есть телефон, его нужно запомнить и при пожаре звонить 01!».

Знакомясь с профессиями родителей, дети пробуют «примерить» их на себя. Учащиеся видят, что труд мам и пап необходим другим людям, востребован обществом. И некоторые дети, окончив школу, выбирают профессии своих родителей, образуя семейные династии.
 На начальном этапе обучения Надежда Ивановна проводит уроки русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, на которых детям предлагаются упражнения и задания, содержащие информацию о родном селе, об окружающей природе. На уроках математики дети решают задачи, составленные на краеведческом материале.

1 класс. Задача. В Нижней Тунгуске водится 24 вида рыб, а в Подкаменной Тунгуске – 27 видов. В какой реке видов рыб больше и на сколько?

3 класс. Задача. Протяжённость Подкаменной Тунгуски 1865 км, из них 1574 км она течёт по Эвенкийскому району. Поставь вопрос и реши задачу. 

На уроках обучения грамоте при написании букв и слов учитель связывает уроки с местным материалом, знакомым детям. Практически каждый урок превращается в маленькое путешествие по Ванаваре и её окрестностям.
Дети знакомятся с названиями улиц (Суворова, Увачана, Метеоритная и т.д.), узнают, в честь кого или чего улицы получили такие названия.

Например, при изучении темы «Написание заглавной буквы в именах собственных» дети учатся писать «село Ванавара», «Эвенкийский район», «река Чамба», «улица Набережная» и т.д.

Параллельно с основным учебным материалом урока дается информация, связанная с этими словами. Сначала Надежда Ивановна сама даёт детям краткие исторические справки или просто объясняет значения слов или словосочетаний. Со временем дети уже сами делают небольшие сообщения о селе, в котором они живут, об улице, на которой расположен их дом или школа. Постепенно у ребят накапливаются новые сведения и о людях, которые внесли свой вклад в историю и культуру родного края. Сначала они знакомятся с известными людьми Ванавары (Василий Власов – автор стихов и рассказов, а также – слов Гимна Эвенкии, Николай Брюханов – автор мелодий к известным песням «Эвенкия», «Люгляна», «Ванавара»).
Постепенно этот список расширяется (Роман Пикунов и Сергей Салаткин – эвенкийские художники, Алитет Немтушкин и Николай Оёгир – эвенкийские поэты, Иннокентий Петрович Увачан – Герой Советского Союза и др.). Полученные сведения о мире, который их окружает, о людях, которые прославляют свою землю, дети фиксируют в мини - сочинениях, рисунках, мини-презентациях, творческих работах.
Следующий этап – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность ребят по заданию учителя.

Этот этап предполагает развитие способностей детей через различные творческие работы (сочинения, мини-проекты – индивидуальные и групповые). Так, на уроках русского языка и литературного чтения дети составляют и записывают небольшие тексты о временах года в Ванаваре, о реке Подкаменной Тунгуске; о том, как провели каникулы, о традиционных праздниках, которые проходят в Ванаваре; пишут о своих родителях, о семейном досуге. Все это помогает развитию речевой активности учащихся, способствует обогащению активного словаря детей.

Обо всех своих наблюдениях дети во втором - третьем классе пишут небольшие рассказы, а в четвертом пишут уже довольно большие сочинения. Такие работы пробуждают эстетические чувства детей, учат любить родную природу, мир, который рядом с ними и вокруг них, с уважением относиться к людям труда, к защитникам Родины.

Сочинение ученицы 4 «Б» класса Сопиной Саши:
«Я живу в замечательном селе с красивым названием – Ванавара. Я очень люблю своё село, ведь это моя родина. Здесь я родилась. Где бы я ни была, я скучаю по своей родной Ванаваре. Ванавара известна во всём мире благодаря Тунгусскому «метеориту». Это событие произошло 30 июня 1908 года. До сих пор не разгадана тайна этого явления. Но и без него наша Ванавара притягивает к себе множество туристов. Ведь Ванавара – один из удивительных уголков не только в Эвенкии, но всего Красноярского края, а может и России. Моё село стоит на берегу красивой реки – Подкаменной Тунгуски. По ней любят сплавляться туристы. В реке много рыбы. Летом мы всей семьёй загораем и купаемся в чистой воде нашей Тунгуски. Такая кругом красота! Не зря про нашу Тунгуску даже песни сложили».

Учащиеся Кокориной Н.И. учатся наблюдать за изменениями в природе и в жизни людей в разное время года. На время учащиеся становятся учеными: они наблюдают за погодой и по очереди оформляют записи в классном Дневнике наблюдений. Дети наблюдают и отмечают, когда был первый заморозок, иней, когда произошел ледостав, выпал первый снег. Участие в различных конкурсах, проводимых работниками заповедника «Тунгусский» не только учит видеть красоту родной природы, но и расширяет знания детей об окружающих растениях и животных. Так, в конкурсе кормушек, объявленном в ноябре 2014 года, приняли участие 5 учеников из класса Надежды Ивановны. Они не только сделали кормушки, но и наблюдали, какие птицы прилетали к ним. Затем ребята находили материал об этих птицах, узнавали, чем они питаются. Результаты своих наблюдений вместе с фото дети представили в заповедник. Все призовые места заняли ученики Кокориной Н.И.

Призёр конкурса Горбунов Кирилл. Участники конкурса в заповеднике.

Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, особенно – уроки «Наследие» - на каждом из них есть место краеведческому материалу.
В 3 -4 классах Надежда Ивановна уделяет большое внимание развитию элементарных исследовательских навыков и созданию творческих проектов. Вот темы некоторых проектов, которые выполнили её ученики:
– «Достопримечательности Эвенкии».
– «Улицы нашего села»
– «Реки и озёра Эвенкии»
– «Растительный и животный мир заповедника «Тунгусский».
– «Моя семья»
– «Село, в котором я живу».

В Ванаварской школе стало доброй традицией ежегодно проводить праздники русского и эвенкийского фольклора.
Первая четверть посвящена русскому фольклору. В классе Надежды Ивановны итоги работы в этом направлении подводятся на праздниках. Это «Золотая осень» – в 1 классе, «Праздник урожая» – во 2 классе, «Ярмарка ремёсел» – в 3 классе.

А во второй четверти проводится декада Эвенкии. В течение 10 дней проходят выставки рисунков и поделок, конкурсы стихов, песен эвенкийских авторов. В завершение декады все учащиеся Кокориной Н.И. с большим энтузиазмом участвуют в празднике «Эвенкия – родина моя». Здесь каждый с гордостью и любовью демонстрирует свои знания о родном крае, своё художественное творчество. Дети исполняют танцы, читают стихи, поют песни наших самодеятельных композиторов об Эвенкии, о родном крае. Эти стихи и песни остаются с ними на всю жизнь.

В течение 2014 года ученики Кокориной Н.И. принимали участие в районных конкурсах «Подарок маме» (11 чел.), посвященном Дню семьи и «Орнаменты народов мира» (3 чел.), посвящённом Году культуры. А Горбунов Кирилл принял участие в краевом экологическом конкурсе «Зелёный кошелёк» и попал в группу финалистов.

Особая тема – Великая отечественная война. Дети участвуют в конкурсах рисунков, сочинений, презентаций по темам: «Дети войны», «Прадедушкина медаль», «Труженицы тыла», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны».

Главными задачами в своей работе Кокорина Надежда Ивановна считает не только формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков, но и обеспечение условий для познания особенностей места проживания, истории и культуры родного края, создание условий для успешной адаптации учащихся в микросреде. И эти задачи помогает ей успешно решать включение краеведческого материала в содержание уроков и внеклассной работы.

В своей педагогической деятельности Надежда Ивановна использует замечательные книги Тамары Михайловны Сафьянниковой, учебные пособия «Наследие», книги «Эвенкия – жемчужина Севера», «Земля, отмеченная небом» и другие.
Большую помощь оказывает заведующая Ванаварским филиалом Эвенкийского краеведческого музея Пирогова Р.А. А презентации заведующей Ванаварским филиалом Эвенкийского архива Власенко Татьяны Александровны «История села Ванавара», «Художественный мир села Ванавара», «Кто живёт в Эвенкии?», «Оскоба», «История Туринской культбазы», «Участие жителей Т-Чунского района в Великой Отечественной войне», подготовленные специально для уроков краеведения, использует не только Надежда Ивановна Кокорина, но и многие педагоги, ученики и их родители.

Каждый человек будет себя чувствовать уверенно в «собственном доме» на своей земле, если будут обеспечены условия для изучения истории родного края, развития языка и культуры, необходимые для сохранения и рационального использования той среды, в которой протекала жизнь их предков. И Надежда Ивановна Кокорина старается создать такие условия для своих учеников. Ведь и отдельный человек, и общество в целом, и государство обретают мощь только тогда, когда сохраняют свои корни и почву, питающую их.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru