Менц Елена Александровна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

Усольцева Валентина Михайловна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

Аппликация на уроках и во внеурочной деятельности

В помощь учителям начальных классов

 

Приглашаем Вас на творческий мастер-класс в МКОУ ВСОШ на уроки технологии и на творческие занятия в группы продленного дня во 2 «а» и 3 «а» классы. Мы с удовольствием поделимся, как мы учим детей работать с цветной бумагой и картоном. У нас получаются интересные творческие работы.
Смотрите их, используйте в своей педагогической работе, дарите друзьям и близким! А идеи для творчества мы черпаем в Интернете, в методической литературе…

К урокам технологии готовимся заранее, работы выполняем с творческой изюминкой.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Ко дню Святого Валентина мастерим поздравительные открытки. На уроке Менц Е.А.

Ученики Усольцевой В.М. с удовольствием работают с цветной бумагой и картоном.
 В группе продленного дня мастерят корзиночки для мам и поздравительные открытки для пап.

 

Аппликация в начальных классах на уроках технологии и в группе продленного дня с использованием информационных технологий

Актуальность:
мы выбрали эту тему потому, что нам очень хотелось, чтобы уроки технологии в 1 – 4-х классах с обучающимися были творческими и интересными. Аппликация дает возможность быстро, недорого и не так, как у всех украсить своей работой портфолио и порадовать родителей, учителей, ребят класса своими аккуратно выполненными работами, чтобы их можно было подарить одноклассникам и друзьям.

Цель работы:
проанализировать возможности использования аппликации для подарка другу и маме, для оформления портфолио каждого ученика класса, для выставки на конкурсы.

Для этого мы решали следующие задачи:

  • собрали материал об аппликации, об истории ее возникновения;
  • систематизировали работы с аппликациями по темам:

– по виду выполнения,
– по содержанию,
– к датам календаря,
– по материалу, из которого она изготовлена;

  • проанализировали размещение аппликаций в портфолио обучающихся и в портфолио учителей.

Во время работы мы вместе с обучающимися использовали разные методы:
теоретические (изучали книги, справочники, анализировали полученную информацию, систематизировали);
эмпирические (самостоятельно делали разные виды аппликации, используя разные технологии выполнения, создали коллекцию картин-аппликаций для оформления).

При изготовлении аппликаций использовали методику Гусаковой М. А., а также внесли свои коррективы в эту методику.

 

План работы.

1. Вступление.
2. Основная часть:
а) из истории аппликации;
б) виды аппликации:
– по виду выполнения,
– по содержанию,
– по материалу, из которого она изготовлена.
в) описание авторских аппликаций;
г) система размещений аппликаций при оформлении выставок в классе и в школе.
3. Вывод. Заключение.
4.
Информационные ресурсы.

Мастер-класс

1. Вступление.

Нам, вместе с обучающимися, очень хотелось видеть данное пособие красочным, аккуратным, богатым и содержательным. Чтобы каждый увидевший наши аппликационные работы мог окунуться в мир прекрасного: увидеть утреннюю нежность рассвета, услышать гомон птиц и шелест волн, побывать в сказке, в мире детства.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания картин, дающий возможность быстро, доступно украсить ими любую выставку, творческую галерею.

2. Основная часть.

При изготовлении аппликаций перед нами вставали разные вопросы: что такое аппликация, когда она появилась, из чего можно сделать аппликацию кроме бумаги, и мы решили обратиться к книгам, энциклопедиям, найти в них ответы.

Оказывается, слово «аппликация» произошло от латинского слова «аппликацио», что означало «прикладывание». И правда, картины-аппликации, выполненные таким способом, отличает то, что все они имеют основу, к которой прикладываются вырезанные элементы другого цвета или выделки.

а). Из истории аппликации.

Мы были очень удивлены тем, что аппликация появилась более 2500 лет назад. Ее создали кочевые народы, украшая аппликацией одежду, обувь, жилище. Свою работу они выполняли из кожи, меха и войлока. В Ленинградском Эрмитаже находится большой войлочный ковер, украшенный фигурами богинь и всадников. Есть предметы конской упряжи, украшенные аппликацией из кожи и войлока. Все эти предметы найдены при раскопках курганов. Ханты, манси, нанайцы, эвенки, коми, казахи, калмыки, буряты используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта.

Оказывается, что аппликация из ткани появилась значительно позже. Такой аппликацией украшали одежду, предметы домашнего обихода, нашивая на фон кусочки ткани. В настоящее время этот вид аппликации используется в оформлении детской и молодежной одежды, ею украшают декоративные панно, занавеси, гобелены.

А вот наиболее «молодой» считается аппликация из бумаги, она получила свое развитие лишь в 16 веке. Это вырезание силуэтов из черной бумаги, растений, предметов домашнего обихода, животных,
фигурок людей в хороводе. Мы выяснили, что самая «молодая» аппликация из засушенных растений, соломы, мха и т.д. Это флористика.

В разных местностях аппликация была различной. Как много цвета, ярких узоров в ней!

б). Виды аппликаций.

Но, оказывается, это ещё не все, что можно знать об аппликации. Мы попытались определить виды аппликации. По виду выполнения мы выделили две группы: плоскую аппликацию и объёмную.

Плоская аппликация – это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон. А можно делать такую аппликацию из бумаги способом обрывания. Края у таких деталей получаются неровными, создающие впечатление пушистости и шероховатости. Такую аппликацию называют мозаикой. Кусочки бумаги можно нарезать и ножницами. Бумажной мозаикой можно выполнять как контурные, так и сплошные изображения.

А объёмная аппликация создаёт некоторую видимость объёма. По приёмам изготовления мы разделили её на четыре группы:

  • на фон приклеить только отдельные части аппликации, а оставшиеся слегка отогнуть;
  • вырезать несколько раз одну и ту же деталь и приклеить в два-три плана;
  • взять какую-нибудь объёмную деталь (например, коробку для скворечника, вату для снега) и приклеить на фон;
  • части аппликации сделать из мятой или гофрированной бумаги (крона дерева, сердцевина цветка), чтобы показать объём игрой материала.

Интересно то, что по своему содержанию аппликацию тоже можно разделить на виды: предметные, сюжетные, орнаментальные, аппликация из силуэтов, шрифтовые.

Предметная аппликация – это наиболее простая аппликация. Её используют при изготовлении несложных изображений: деревья, листья, цветы, бабочки, вазы, куклы, люди, овощи, ягоды, животные.

Сюжетная (тематическая) аппликация более сложная, состоящая из нескольких предметов, находящихся в движении. Эти аппликации часто используют для иллюстрирования литературных произведений: сказки, басни, стихотворения, рассказы. Чаще всего такие аппликации многоцветные, но могут выполняться и из одного цвета.

Орнаментальную аппликацию применяют для украшения одежды, ковров, альбомов, закладок. Для этого составляют орнамент, представляющий чередование из геометрических, растительных или других форм. Его можно составить как из одинаковых, так и из смешанных деталей. Можно также в орнаменте одновременно использовать и геометрические фигуры, и растительные формы.

Аппликация из силуэтов – интересный вид аппликационных работ. Он привлекает к себе оригинальностью изображения. В работе используется контрастность. Для изготовления деталей используют чёрную бумагу, приклеивая её на белый фон, и наоборот - белые детали приклеиваются на чёрный фон.
                    
Шрифтовую аппликацию используют при оформлении. Красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, названия плакатов, учебных пособий.

Мы выяснили, что для изготовления аппликации можно использовать всё, что есть у вас: кусочки кожи и ткани, оставшиеся после шитья, обрезки меха, моточки цветной пряжи, остатки шнуров и веревки, поролон, фишки от настольных игр, спичечные коробки, косточки разных плодов, семена растений, разные виды бумаги. Не нужно искать чего-нибудь специально. Надо только посмотреть вокруг себя.

в). Описание авторских работ.

Эти картины-аппликации мы назвали «Звезды героев», посвятив их Дню Победы. Это плоские и объемные аппликации, и выполненные в технике мозаика. Первую мы сделали из бумаги способом обрывания, забивая сплошь всё изображение. Сначала мы нарисовали эскиз будущей аппликации, выбрали цвета бумаги, а потом приступили к её выполнению: отрывали кусочки бумаги, смазывали клеем и наклеивали. Работу выполняли коллективно, разделив между собой изготовление отдельных элементов. А следующие аппликации мы делали из цветной, бархатной бумаги, картона и белой. Такие работы мы дарили Ветеранам Великой Отечественной войны.

Используя эту же технику, мы выполнили следующие картины-аппликации «Времена года», навеянные музыкой Петра Ильича Чайковского.

Весна.
Зима.
Осень.
Лето.

А сюжет этих аппликации мы нашли в книге Гусаковой М.А. «Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях», – издание 3, - М.: Просвещение, 1987г. Рисунок 122 «Декоративный цветок», выполненный из соломки.

Мы – северные сельские жители. Часто выезжаем с родителями на юг. И привозим к урокам труда необычный природный материал: солому разных растений ячмень, пшеница, овёс. Мы привезли пучки соломы этих растений, вырезали у соломинок узлы, а оставшиеся части разложили в коробочки по отдельности. Затем подготовленные соломинки положили в чашку с горячей водой. Минут через 10 часть ребят стала разрезать их острым ножом и ножницами вдоль ствола. А другие ребята раскрывали створки и проглаживали горячим утюгом. Получились соломенные ленты разных оттенков: от золотистого цвета до зеленовато-коричневого. Самые красивые ленты получились из соломинок ячменя.

Из них мы решили сделать горшки и вазы для цветов в аппликации, а фон сделать на красной бумаге.

Вот и готова объёмная предметная аппликация. И вот он – «Цветок лета».

Яичная скорлупа от обеда у нас тоже вся ушла в дело. На картоне мы простым карандашом нарисовали контур бабочки и приклеили клеем «Момент» скорлупу, получилась замечательная бабочка!

В этой книге нам ещё понравился рисунок 26. Это была сюжетная мозаика «Курочка ряба».
 
А мы выполнили сюжет на тему сказки «Колобок».

Из плоской аппликации мы сделали объёмную, заменив бумагу цветную на пластилин, а однотонный фон – на нежные обои, напоминающие летнюю поляну. Наш «Колобок» получился изумительный.
 
Решив создать сюжетную аппликацию «Лебеди на пруду» и выполнив эскиз, мы выбрали материал для изготовления деталей картины. Свою работу начали с выбора фона. Его мы сделали из бумаги, используя черный цвет. Основной цвет – черная бархатная бумага. Воду, птиц - сделали из обрезков белой бумаги.

Как-то на уроках технологии мы учились делать божьих коровок, бабочек, китов, дельфинов и рыбок. Ребята предложили использовать их при изготовлении картин-аппликаций. Что же получилось? Сюжетная аппликация «Рыбка в пруду», «Божья коровка на листочке», «Лягушата и кит на прогулке», «Дельфинчики играют в мяч».
На зеленый картон мы наклеили разноцветных божьих коровок. А разноцветных сказочных рыбок запустили в пруд.

Вы только представьте себе, какой прекрасный «Аквариум» получился у нас! У ребят дома накопилось много пустых коробок из-под конфет. Пофантазировав, мы решили использовать их в работе. Рамку заменили коробкой. В неё наклеили фон – светло-голубую бумагу. Вырезали зеленые растения и синие камешки из бумаги. Приклеили их, используя клей ПВА. Осталось распределить рыбок. Получилась объёмная сюжетная аппликация. В работе использовалась только разноцветная бумага. Работы выполнялись индивидуально. Чем не оригинальный подарок для друзей и родных!

Дарить подарки – прекрасно. Мы придумали картины – аппликации «Подарок маме, учительнице, бабушке, однокласснице». Работы выполняли коллективно, индивидуально, в группах.

Сначала нарисовали эскизы картин. Сделали несколько шаблонов для цветов. По шаблонам переводили и вырезали детали цветков из разноцветных обрезков. Затем брали по две-три детали цветка разных по цвету и склеивали. Получились объёмные предметные аппликации, изготовленные из обрезков бумаги.

В книге «Аппликационные работы в начальных классах» /составители: Щеблыкин И.К., Романина В.И., Каганова И.И., выпущенной в Москве в 1983 году, нам понравилась аппликация «Весна» на странице 148, выполненная из бумаги.

Мы решили сделать такую же картину ко Дню птиц. Используя рисунок, мы нарисовали эскиз. По эскизу сделали шаблоны деталей. Стали выбирать цветную бумагу, но оказалось, что у нас нет листов нужного формата. Что делать? Мы решили в работе использовать и бумагу. Фон, скворечник, березу, скворца и солнце мы вырезали из бумаги, а распустившиеся веточки из бумаги бархатной.

Выполняли аппликацию обычным способом: на лист ватмана наклеили фон, потом приклеили белый ствол, а на него наклеили черные полоски. Получилась березка. На большой ветке мы приклеили скворечник из разных оттенков коричневого цвета, создавая видимость объёма.
             
А вот любителям природы мы подарили объёмную предметную аппликацию «Воспоминания о лете», выполненную в стиле флористика.

В начале сентября мы собрали разноцветные листья, цветы, травянистые растения, семена клена. Листья, траву и цветы разложили в старые учебники так, чтобы между ними было несколько страниц. Книги сложили друг на друга, сверху положили дощечку, а на неё груз. Недели через 2-3 материал для аппликаций был готов. Такую работу каждый ученик готовил сам, проявляя творчество и смекалку.

А для этой картины мы использовали бересту и засушенные листья березы.

Свою аппликацию мы назвали «Русская береза». Для оформления этой картины мы выбрали коробку из-под конфет. Из бересты вырезали ствол и ветки, отобрали небольшие листья березы разных оттенков.
 
3. Вывод. Заключение.

Собрав и систематизировав материал об аппликации, мы многое узнали о видах аппликации, научились их делать, используя разные приемы выполнения. Создание аппликаций начинали с использования методики М.А.Гусаковой.

При изготовлении картин появлялись новые идеи:
- при изготовлении объёмных аппликаций использовать оригами, плоские мягкие игрушки, фишки от настольных игр, пластмассовые коробочки от киндер-сюрприза; мелко нарезанные нитки разных цветов (аппл.6); пластилин.
– в изготовлении плоских аппликаций использовать вязание, батик и пластилин; сочетать одновременно разный по фактуре материал (ткань, бумага);
– наклеивать ткань обойным клеем;
– для оформления картин использовать коробки из-под конфет;
– для придания выразительности покрывать семена растений лаком для ногтей (бесцветным и цветным).

Посмотрев размещение картин-аппликаций в портфолио, мы выработали рекомендации:
– можно подарить работы родителям, друзьям и одноклассникам картины со сказочными персонажами;
– хранить, как память о школе.

Создавая аппликации, мы поняли, что они являются оригинальным памятным подарком маме, папе, любимому учителю, друзьям. В нашей школе есть хорошая традиция – дарить подарки ветеранам войны и труда. Подарки ветеранам мы делаем своими руками, и у многих из них есть наши аппликации.

При оформлении портфолио рекомендуем применять аппликацию, так как это:
удобно, практично (аппликация не разбивается, пыль можно протирать влажной тряпочкой), дёшево (в аппликации можно использовать любой подручный материал, не затрачивая денег), привлекательно (можно создавать любую картину, понравившуюся тебе).

4. Информационные ресурсы.

  1. Гусакова М.А. Аппликация. Учеб. Пособие для учащихся педучилищ по специальности 2002. М., Просвещение, 1977.
  2. Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе /И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И. И. Каганова.- 160 с., ил.
  3. Большой энциклопедический словарь – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Большая Российская энцик; СПБ «Норинт», 2001.-1456 с., ил.
  4. Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М., Педагогика, 1983.-416 с., ил.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Данные аппликации мы готовили к празднику Эвенкии:

2. А в сентябрьские дни, когда с родителями в лесу собирали грибы, в магазине покупали фрукты и ягоды – выполняли на уроках технологии аппликации из ткани и цветной бумаги.

3. Праздничное панно.

4. Ко Дню космонавтики мы все выполняли работы такого вида из картона, бархатной, гофрированной и цветной бумаги.

5. А как любят дети на День учителя, 8 марта дарить учительницам, бабушкам, девочкам и мамам поздравления! Вот такие замечательные работы:

Желаем творчества в работе!

 

Менц Елена Александровна
Усольцева Валентина Михайловна

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2013



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru