Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
|
Использование вещественных источников на уроках истории (из опыта работы) Школьный учебник по истории не может удовлетворить разные интересы и потребности учащихся. Поэтому, при планировании урока, можно разнообразить его не только интересным дополнительным материалом, которого нет в учебнике, но и выбирать такую технологию работы, при которой все дети будут вовлечены в активную деятельность. Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке истории необходимым является использование вещественных источников. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. (1) Работа с вещественными источниками на уроке: За годы работы в школе я собрала достаточно большую коллекцию вещественных источников, в этом мне помогали дети, их родители, мои коллеги. Применение вещественных источников в процессе преподавания позволяет школьникам понять Чтобы уроки были запоминающимися, а дети как можно больше полезного извлекли для себя, часто сопровождаю свой рассказ показом вещественных источников. Так, при изучении темы «Первобытное общество» показываю кость бизона, каменное рубило (подаренные в кабинет родителями детей), зуб мамонта, пешню (найденные на побережье р. Кочечум). При изучении темы «Древний Египет» - привезённые из изучаемой страны папирус, алебастровую вазу, фигурку сфинкса. При изучении темы «Древний Китай» показываю привезённые также из страны макеты древнего китайского оружия, фигурку китайского крестьянина. Проводя в 5 классе обобщающее повторение по теме «Древний Восток» на одном из этапов урока использую пакетик с чаем, кусочек сахара, пакетик риса, лоскут хлопковой ткани, компас, фарфоровую чашку, кусок стекла, лист бумаги. Рассматривая эти предметы, дети вспоминают, из каких стран они пришли в нашу жизнь. При изучении тем, связанных с историей России начала 20 века, демонстрирую газеты «Правда», «Искра». Этот вещественный (письменный) источник помогает увидеть, какая информация помещена в газете, сравнить прежние издания с современными. При изучении советского периода отечественной истории показываю пионерский галстук, наконечник пионерского знамени, бюстик В.И. Ленина, книги В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачёва; авоську для похода за продуктами, самовар, проигрыватель с пластинками, газеты, денежные знаки, значки, плакаты того времени. Все эти предметы помогают лучше узнать период истории, от которого нас отделяют всего несколько десятилетий. Темы периода реформ 90-х гг. XX в. и современного периода российской истории иллюстрируются талонами на получение сахара, чая, моющих средств; агитационным материалом по выборам в ГД, краевые и местные органы власти; денежными знаками, значками того времени. История интересна тем, что события вчерашнего дня уже сегодня становятся историей, а в таком быстро меняющемся мире периодические издания, посуда, домашняя утварь, орудия труда, техника и даже одежда и обувь могут стать яркой частью любого урока. Таким образом, использование вещественных источников на уроке направлено на повышение эффективности и качества урока, способствует применению школьниками полученных знаний на практике, расширяет их кругозор. Для увеличения – щелчок по снимкам Мне повезло с коллегами — учителями истории. Они такие же увлечённые люди — Пивоварова Е.В. и Дмитриенко О.В., Вместе организовали и провели выставку вещественных источников, а зрителями были все ученики и учителя школы и гости из других учреждений. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Источники: 1. Определение вещественных источников: http://www.beliepechatniki.narod.ru/ 3. Абдулаева Н.А., учитель истории Октябрьской СОШ Челябинской области «Использование вещественных и художественных источников на уроках истории» http://uch.znate.ru/docs/795/index-15195.html
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2015 |
|