Ринчинова Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ «Туринская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 


Использование вещественных источников на уроках истории

(из опыта работы)

Школьный учебник по истории не может удовлетворить разные интересы и потребности учащихся. Поэтому, при планировании урока, можно разнообразить его не только интересным дополнительным материалом, которого нет в учебнике, но и выбирать такую технологию работы, при которой все дети будут вовлечены в активную деятельность. Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке истории необходимым является использование вещественных источников.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. (1)
 
Вещественные источники — предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие предметы разнообразного назначения, которые содержат информацию о хозяйственной деятельности, бытовом укладе, социальной организации, эстетических и религиозных представлениях. Содержащаяся в вещественном источнике информация передается непосредственно через материальную сторону предмета — его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет. (2)

Работа с вещественными источниками на уроке:
– помогает учащимся познакомиться с социальным опытом прежних поколений;
– даёт возможность проявить активность и умение взаимодействовать между собой;
– формирует и развивает познавательный интерес (дети получают возможность потрогать предметы, определить, из какого материала они изготовлены, как применялись раньше, можно ли пользоваться ими сейчас и.т.д.).

За годы работы в школе я собрала достаточно большую коллекцию вещественных источников, в этом мне помогали дети, их родители, мои коллеги.

Применение вещественных источников в процессе преподавания позволяет школьникам понять
мир человека прошлого, сравнить его с миром нашего современника.

Чтобы уроки были запоминающимися, а дети как можно больше полезного извлекли для себя, часто сопровождаю свой рассказ показом вещественных источников.

Так, при изучении темы «Первобытное общество» показываю кость бизона, каменное рубило (подаренные в кабинет родителями детей), зуб мамонта, пешню (найденные на побережье р. Кочечум).

При изучении темы «Древний Египет» - привезённые из изучаемой страны папирус, алебастровую вазу, фигурку сфинкса.

При изучении темы «Древний Китай» показываю привезённые также из страны макеты древнего китайского оружия, фигурку китайского крестьянина.

Проводя в 5 классе обобщающее повторение по теме «Древний Восток» на одном из этапов урока использую пакетик с чаем, кусочек сахара, пакетик риса, лоскут хлопковой ткани, компас, фарфоровую чашку, кусок стекла, лист бумаги. Рассматривая эти предметы, дети вспоминают, из каких стран они пришли в нашу жизнь.

При изучении тем, связанных с историей России начала 20 века, демонстрирую газеты «Правда», «Искра». Этот вещественный (письменный) источник помогает увидеть, какая информация помещена в газете, сравнить прежние издания с современными.

При изучении советского периода отечественной истории показываю пионерский галстук, наконечник пионерского знамени, бюстик В.И. Ленина, книги В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачёва; авоську для похода за продуктами, самовар, проигрыватель с пластинками, газеты, денежные знаки, значки, плакаты того времени. Все эти предметы помогают лучше узнать период истории, от которого нас отделяют всего несколько десятилетий.

Темы периода реформ 90-х гг. XX в. и современного периода российской истории иллюстрируются талонами на получение сахара, чая, моющих средств; агитационным материалом по выборам в ГД, краевые и местные органы власти; денежными знаками, значками того времени.
Все эти предметы помогают представить, и лучше понять изучаемый период родной истории.

История интересна тем, что события вчерашнего дня уже сегодня становятся историей, а в таком быстро меняющемся мире периодические издания, посуда, домашняя утварь, орудия труда, техника и даже одежда и обувь могут стать яркой частью любого урока.

Таким образом, использование вещественных источников на уроке направлено на повышение эффективности и качества урока, способствует применению школьниками полученных знаний на практике, расширяет их кругозор.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Мне повезло с коллегами — учителями истории. Они такие же увлечённые люди — Пивоварова Е.В. и Дмитриенко О.В.,
мы подготовили и провели не одно мероприятие.

Вместе организовали и провели выставку вещественных источников,

а зрителями были все ученики и учителя школы и гости из других учреждений.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источники:

1. Определение вещественных источников: http://www.beliepechatniki.narod.ru/
 
2. Определение вещественных источников. Российский этнографический музей. Толковый словарь http://www.ethnomuseum.ru/veshchestvennye-veshchevye-istochniki

3. Абдулаева Н.А., учитель истории Октябрьской СОШ Челябинской области «Использование вещественных и художественных источников на уроках истории» http://uch.znate.ru/docs/795/index-15195.html

Использование вещественных источников на уроках истории.pptx (3,0 Мб)

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2015



© Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail: FarkovaTI@tura.kras-k.ru