Внеурочная деятельность. Мероприятие «Элувка – панорама рождения ребенка (эвенкийский обряд)»
Направление: Образовательная область: Ожидаемые результаты:
Сценарий «Элувка - панорамы рождения ребенка: эвенкийский обряд» Место проведения: КГКОУ «Ванаварский детский дом» Аудитория: педагоги, дети, молодежь, общественность села. Задачи: Организаторы: Оформление зала: Оборудование: магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, люлька – эмкэ, унты – бокари, маут, эвенкийский круглый коврик – кумалан, лук со стрелами, деревянный нож в ножнах, колокольчики. Действующие лица: Эвенкийское стойбище. Бабушка1: Чивире! Насаре! Этэкэллу мигдыдеми! Тише! Не бегайте и не шумите! Дети: Почему нельзя шуметь? (Бабушка, показывая на маленький чум, который стоит отдельно, говорит) Бабушка 2: К этому чуму нельзя подходить. В этом чуме ждем рождения «нового человека» и надо нам приготовиться, садитесь. Дети садятся. Песня «Кукты» слова А.Н. Немтушкина, музыка В. Гончикова Кук-ку, кук-ку Илэл, илэл Кукты, кукты «Куту, куту (Бабушка 1 удивляется, почему так происходит) Бабушка 1: Что это за диво слышится, неужели сбывается пророчество далёких предков: должен родиться богатырь – Сонинг. Подготовка эмкэ – люльки перед рождением ребенка. Для увеличения – щелчок по снимку Бабушка 1 готовит люльку для младенца (Затем члены семьи по одному кладут в люльку по предмету) Дядя: Кладу лук, пусть будет метким. Крик ребёнка. Убаюкивание его матерью. Амами давлавун – колыбельная песня слова и мелодия О. Арунеевой обработка В.Гончикова Боба, боба-боба-боба, Боба, боба-боба-боба, Нянгяла дэгилденгэс (Сородичи сидят вокруг очага) Тетя: Слышите?! Родился ребёнок. Надо дать ему имя. Дедушка: Сегодня погода солнечная, ясная, пусть это отразится в его имени. Бабушка 1: Наше стойбище в сосновом бору, на берегу светло-струйной, говорливой речки. Это тоже пусть отразится в его имени. Бабушка 2: Я предлагаю его назвать Дэвэлчэном как храброго эвенкийского богатыря – первочеловека Среднего мира. Дедушка: Пусть будет Тыргауюль – хороший день. Вот так и будем его звать. Пусть прославится имя его, пусть распространится добрая слава о нем! (Доносится звук колокольчиков) Бабушка1: Это к нам едут гости! Аял матал эмэрэ! Зыбку с ребёнком мама вынесла и стала показывать гостям Обряд «Эллувка» – это приобщение нового человека к родовому огню-очагу (мазание ребёнка углем и золой от огня-очага). (Отец держит новорожденного, а бабушка мажет нос, щеки, лоб ребёнка углём и приваривает) Отец: Огонь, не принимай его за чужого, это твой ребёнок явился, наш и твой будущий кормилец! Из его рук ты будешь получать жир, вкусные кусочки мяса, сладкие угощения, он будет кормить наши рты. Священный Огонь, принимай и согревай сына, это наша кровь! (А ребенок в это время что-то расплакался, чмокая губами, дрыгая ножонками, его стали баюкать, и, чуть успокоив, бабушка обратилась к нему, держа в руках потухший уголёк, которым и будет мазать личико ребёнка) Бабушка 1: Хутэ, хутэкэн! Тебя принесла нам птичка-синичка через дымовое отверстие. Здесь все свои, вот твоя мать, вот твой отец, вот твоя бабушка, тут и твои братья и сестры, все радуются твоему приходу, запомни их! Чти и уважай родную кровь, расти надежной опорой! Запомни и Бугады Того – Священный Огонь – наш очаг, он согревает наши тела и души, после нас не дай ему затухнуть, долго, счастливо живи! Ведущий: По старинному обычаю прибывшие гости и родственники дарили родителям ребёнка всевозможные подарки. Мама принимает подарки от гостей Гость 1: Дарю бакари, чтобы у Тыргауля ноги бегали быстро, как у молодого оленя. Гость 2: Дарю маут, чтобы руки были ловкими, а глаза меткими. Гость 3: Дарю кумалан, чтобы в вашем чуме всегда было тепло и уютно. Бабушка 2: Положите ребенка на малу – самое почетное место в чуме. Танец «Дяландя» слова А. Платонова, музыка Е. Курейской Дялан, дялан – дяа, Дялан, дялан – дяа, Дялан, дялан- дяа Дялан, дялан-дяа, Дялан, дялан – дяа, Дялан, дялан – дяа Дялан, дялан – дяа, Дялан, дялан – дяа, (Возле чума дети стали играть в игру) Игра «Олени и пастух». (Дети кидают маут и ловят «оленя».Из чума выходит уже подросший мальчик Мальчик 1: Бросайте эту игру, будем перетягивать палку, померимся силой. Мальчик с несколькими ребятами борется и всех выигрывает. Мальчик 2: Да, и сильный же ты, всех нас сильнее.Мальчики борются на палках Ведущий: И, правда сонинг – богатырь, имя которому Тыргауль, от имеющего грудь не падающий, от имеющего суставы не спотыкающийся, двуногому ни в чем не уступающий! С каждым днем мальчик рос еще больше, рос шалуном, по нраву спесивым. Утром рано вставал и уходил. За всеми летающими и бегающими Весь день не отставая, гонялся и вечером затемно возвращался. Этот мальчик так наловчился, что ни одной крылатой птице Не давал над собой пролететь, ни одному бегающему впереди четвероногому не давал от себя убежать. Музыкальная картинка под музыку Н.Биланина «Орорво иргичимни» (Появляется уже юноша-богатырь) Дедушка: Тыргауль: Полозья саней. Дедушка: Сам не живой, а человека сильнее. Тыргауль: Пэктырэвун – ружьё. Дедушка: Кэ, Тыргауль, давдымни. Ведущий: И однажды Тыргауль принес свою самую большую добычу - большого медведя. Бабушка 1: Эр экун эмэрэн? Бабушка 2: Эр экунма эмэврэн? Отец: Э-э-э, бэекэкун оннэ. Ты, Тыргауль, хорошим охотником стал. Надо первую почтительную добычу сына отметить достойным туюном. Первая добыча Тыргауля. Он прошел посвящение в охотники Ведущий: Все это прошло. Ведущий: И славная Средняя земля с каждым днем все росла, росла и расцветала. И стало много женщин почтенных, и дети, ими рожденные, род умножали. И с тех пор до наших дней славная Средняя земля добрым словом поминается, слава о ней распространяется. На ней мы, из поколения, в поколение, рождаясь, до сих пор живем и радуемся! Танец «Ёхорьё» на песню «Ёхорьё» музыка народная слова К. Ворониной Дягдагдули нэнэврэм, Агланилва илтэндем, Урэмилэ давадям, Чипкаканэ бакадям, Аямамат индерэв. Танец «Ехорье»
Использованная литература:
Экспертное заключение о представленной разработке открытого урока, мастер-класса Восьмого апреля 2012 года в КГКОУ «Ванаварский детский дом» состоялось мероприятие под названием «Панорама рождения ребёнка: обряды и обычаи». В нём приняли участие дети из детского дома, молодёжного центра «Дюлэски», Ванаварского пришкольного интерната. Эвенкийский обряд был показан до мельчайших подробностей, с большим количеством участников, что позволило представить обряд в полной мере. Как известно, обряды связаны с обычаями. Обычай – это то, что происходит, а обряд – как происходит. Участники смогли передать ту самую таинственную атмосферу обряда рождения, когда с трепетной любовью встречают новорожденного все сородичи и родные, как они этому событию радуются и благодарят мать-природу за это чудо. Это мероприятие показало, как тонко подходит к воспитанию подрастающего поколения этнопедагогика любого народа. Такую форму проведения праздника можно рекомендовать всем педагогам, заинтересованным в сохранении национальных обычаев и обрядов. Эксперт: Заведующая методкабинетом с. Ванавара В.П.Усольцева
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2015 |
|