Технологическая карта урока математики в 3 классе
.

Фотогалерея урока математики в 3 классе ТСОШ (18 фото в архиве RAR 5,4 Мб)
УМК: «Школа России»
Предмет: Математика
Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова
Тема: Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. Сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
3. Углубить и расширить представление детей о фигурах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
– Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
– Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
– мультимедийный проектор,
– презентация;
– словари.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности.
|
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь: «С маленькой удачи начинается большой успех!»
Слайд 2: дети читают хором:
– Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте.
–Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?
А открытием, которое сегодня сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока. |
Слушают учителя, психологический настрой
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!
Учащиеся высказывают пожелания своему соседу.
– Удачи при решении задач.
– Хорошей работы на уроке. И т.д. |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний
|
1. Самостоятельная работа
(6 + 2) · 4 =
(13 – 8) · 7 =
68 – 60 + 12 =
36 : 6 + 4 =
(18 – 17) · 10 =
2. Повторение геометрических понятий.
Какие геометрические фигуры вы знаете?
1) Самостоятельная работа №1 (карточка)
– Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Слайд 4: Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
Слайд 5: Геометрические фигуры
2) У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
Слайд 6:
3) Какие фигуры изображены на слайде?
Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. Слайд 7:
Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур?
4) Вспомним алгоритм нахождения периметра.
5) Задача на нахождение периметра прямоугольника.
Слайд 8:
Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 3см. Найдите периметр и площадь этой фигуры. |
Ответы: 32 35 20 10 10 4 6
Ответы детей.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Круг, луч, точка.
Работа в парах.
(карточка)
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.
Решают задачу на нахождение периметра. Чертят в тетради прямоугольник. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации
|
Задача на нахождение площади.
Слайд 9:
– Проблема: Как найти площадь? |
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
|
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Формулирование проблемы (темы и цели урока)
|
– Смогли выполнить задание?
– В чем затруднение?
– Почему мы не выполнили второе задание?
– Какой возникает вопрос?
Слайд 10: тема урока «Площадь прямоугольника»
– Назовите цель урока.
- познакомимся с…
- сформируем умения…
- развиваем…
- воспитываем…
Слайд 11:
1. Как можно сравнить эти фигуры?

Вывод: Они имеют одинаковые площади.
Слайд 12:
2. Что можно сказать про площадь треугольника?

Вывод: площадь треугольника меньше площади квадрата.
Слайд 13:
3. Можно ли на «глаз» или наложением определить, площадь какой фигуры больше?
Слайд 14:
– Можем ли мы сравнить эти фигуры наложением? (нет)
– Как измерить и сравнить фигуры? (Выбирается мерка и устанавливается, сколько раз эта мерка содержится в измеряемой величине)
Слайд 15:
– Сейчас каждая группа получит лист с изображенным на нем прямоугольником и разные мерки (Мерки сделаны из цветной самоклеющейся бумаги. Учащиеся должны в прямоугольник вклеить столько мерок, сколько в него поместится)
– Что измеряли? (Ответы–предположения)
– Почему, имея разные прямоугольники, мы получили одинаковый результат? (Использовали разные мерки)
– Какое правило себе напомнили? (Сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками) |
Формулируют учебную проблему.
– Мы не знаем, как найти площадь
– Как найти площадь прямоугольника?
Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем
Работа в паре
Площадь больше
Работа в группе |
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Выдвижение гипотез
|
– Предположите, как можно найти площадь прямоугольника?
Слайд 16:
– Работаем с одинаковыми мерками! Считаем вместе!
Слайд 17:
Что такое площадь? |
Дети высказывают свои предположения
– Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади.
Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование.
Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Открытие нового знания
|
Слайд 18:
–Какова площадь данного прямоугольника?
– Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее.
Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника.
– Сосчитайте количество таких рядов.
– Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
S – площадь прямоугольника
Слайд 19:
Формула площади
Слайд 20:
В качестве общепринятых единиц измерения площадей используют квадраты со сторонами 1 см, 1 дм, 1 м.
Эти измерения называют соответственно:
квадратный сантиметр – 1 см²
квадратный дециметр – 1 дм²
квадратный метр – 1 м² |
– Их количество равно длине прямоугольника.
– Их количество равно ширине прямоугольника.
– Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину.
Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник
Составление алгоритма в группе |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Формулирование нового знания
. |
Слайд 21:
Прочитайте правило нахождения площади прямоугольника.
– Обозначим площадь буквой S, длину – буквой a, ширину – буквой b. Записать правило в виде формулы. |
Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».
Делают вывод: S = a•b
Составление алгоритма в группе |
|
8. Физминутка
|
«Мы – чертёжники».
– Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа – окружность, правой рукой– прямой угол, а левой– острый! Чертите аккуратно! Левой ногой – квадрат, а правой прямоугольник. |
|
|
9. Применение нового знания
|
Площадь какой фигуры мы учились находить?
Как найти площадь прямоугольника?
Слайды 22,23:
Анализирует результаты выполнения учащимися задания
Определите площади прямоугольных полей
|
Выполняют задание самостоятельно
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение. |
10. Повторение и закрепление полученного ранее. |
1. Давайте решим задачу в учебнике на стр.57 №4
|
Решают задачу |
Регулятивные: контроль, коррекция.
Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание
|
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
Начертите две разные фигуры, но только так, чтобы площадь у них была одинаковой. Подумать, какую формулу можно применить для нахождения площади. |
Знакомятся с заданием, слушают инструкцию |
|
10. Рефлексия деятельности. |
Какое открытие вы сделали на уроке?
– Назовите цель нашего урока.
– Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?
– Где в реальной жизни может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника? |
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия. |
Дополнительные материалы:
1. Задачи на нахождение периметра 1 тип.rar (790 Кб)
2.
Задачи на нахождение периметра 2 тип.rar (790 Кб)
3.
Задачи на нахождение площади 1 тип.rar (390 Кб)
4. Задачи на нахождение площади 2 тип.rar (410 Кб)
5. Задачи на нахождение площади 3 тип.rar (380 Кб)
6. Карточка Вычисли периметр и площадь прямоугольника.doc (59 Кб)
7.
Приложения к уроку (7).rar (2,7 Мб)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия-2014 |