Белошапкина Надежда Александровна

 

 

Белошапкина Надежда Александровна, первая квалификационная категория,
логопед МДОУ «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит»

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс.

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»



Мастер-класс проведён для воспитателей МДОУ д/с №1 «Оленёнок» и МДОУ «Малыш»
с. Байкит, Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Цели проведения мастер-класса:
1. Презентация и распространение педагогического опыта.
2. Ознакомление педагогов с новыми формами работы над рассказом.
3. Практическое знакомство педагогов с новыми видами работ.

Этапы проведения мастер-класса:

  1. Актуализация.
  2. Теоретическая часть (лекционный материал).
  3. Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию.
  4. Практическое знакомство с различными видами приветствий.
  5. Практическая часть (составление различных рассказов педагогами).
  6. Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ);
  7. Рефлексия.

Актуализация. Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь

В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%.

Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста.
Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.

1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Ребенку дается инструкция (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч), остальные дети смотрят, что он делает, и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.

2. Рассказы-описания.
а). Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.
- Что это?
- Форма, размер, цвет.
- Добавляются (материал, вкус, каков на ощупь)
- Составляющие части.
- Применение.

б).Рассказы по сюжетной картинке. Рассказы по сюжетной картинке имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (вопрос-ответ). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
- Время, место.
- Действующие лица.
- Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.

 Затем составляется рассказ по вопросам:
- Когда это было? Где?
- Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?
- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около
 детей? Какое настроение у детей?

3. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
- Рассматривание.
- Чтение рассказа.
- Придумывание рассказа к серии картинок.
- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
- Иллюстрация рассказа, выполненная детьми
- Работа по каждой картинке.

4. Пересказ художественных текстов. Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.

До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет.

На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
- Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет
- Рассказывание по плану или с использованием схем.
- Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ:
Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою.

Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
Творческое рассказывание:
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев,
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему,
- составление рассказа с продолжением,
- составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
 
Инновационные формы работы над составлением рассказа
 
Описание предмета по схеме.

1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета).

Это томат
Он растет
Он круглый
На вкус он...
Из него можно приготовить

2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.

Это медведь Он живет… У него есть… Он питается… Зимой он… Для человека он …

3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется при описании предметов относящихся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.

 (вместо вопросительного знака подставляется предметная картинка) 

4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке).

Пересказ по схематичным сюжетным картинкам

1. Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично)

1. Жил-был чайник
 он был важный,
 как начальник.
2. Лес дом для: …
3. У чайника были друзья посуда: …
4. У чайника были родственники: …
5. Люди чайник любили,
 они в нем воду кипятили.

1. Это лес в нем много разных деревьев: …
2. Лес дом для: …
3. Лес дает человеку: …
4. Лес живой организм. Берегите лес!

2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки

1. Я нарисовала яблоневый сад
2. Там такие красные яблоки висят
3. Там трава желтеет, солнышко блестит
4. Дождик поливает и забор стоит


Жила-была посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой.
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.

Подвижное рассказывание с использованием модернизации

1. Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок



«Мы поедем по горам» (образование новых слов при помощи приставок)

«Бабочка-путешественница»

  

(по желанию в рассказ добавляются любые предметы, как ситуативные, так и действующие).

2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания

 

 

В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. У Маши была кошка Сима, а у Саши пёс Шарик. Кошка любила спать на диване. А Шарик спал в коридоре на коврике.
(Картинки переставляются и получается другой рассказ, который предлагается детям рассказать. Можно составить несколько различных комбинаций).

 

 

 

 

 

Однажды цветы стали между собой хвастаться:
Кактус сказал: Я могу обходиться без воды очень долго.
Фикус: А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд.
Фиалка: А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!
Кактус: А у меня вместо листочков колючки.
Фикус: А мои листья похожи на большие ладошки.
Фиалка: А мои листья мягкие и пушистые.
Кактус: Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.
Фиалка: А вот меня поливают под самый корешок.
Фикус: А меня можно поливать редко, но по целому ведру.
Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки.
(После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно).

 

 

Использование круговых диаграмм при составлении рассказа
(Использование круговых диаграмм в работе над рассказом очень удобно при сложных темах:
Родина, Москва, Эвенкия, космос, армия и т. д.)

«Пограничники на защите нашей Родины»
«Наша Родина — Россия»

Составление комбинированных рассказов.

«Охотники»
Ходит по лесу олень целый день
А за волком старый дед прямо вслед
А за дедом людоед
У людоеда: …

«Маша по полю гуляла»
Маша по полю гуляла и цветочки собирала
………………………………………………..
А один вот так, так, красный, красный, красный …

Различные формы приветствий

Приветствие частей тела.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под руководством логопеда выполняя упражнение («Здравствуйте пальчики», - говорит логопед и производит касательное движение пальцев одной руки с пальцами другой. Аналогично приветствуются и другие части тела).

Наша лисонька проснулась.
Методика проведения: Дети стоят возле стульчиков, выполняя упражнение под комментарий педагога, которое сопровождается показом.
«Наша лисонька проснулась.
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась…».

Умные головки. Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под словесный комментарий педагога, выполняя упражнение:
«Как у наших деточек круглые головушки
 Ротики-клюковки зевают,
Носики-пуговки пыхтят,
Глазки-луковки мигают
Умные головушки кивают…».
( Цель данных упражнений: создать положительный эмоциональный настрой, вывести детей на позитивный лад, при этом атмосфера проведения приветствия, рабочая, которая мягко подводит ребенка к самому занятию, дает возможность перестроиться с одного вида деятельности на другой.) 

Практическая часть

Педагоги делятся на команды по цвету выбранных жетонов и выполняют задания, которое дано на карточке

Задания:
- Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос».
- Составить рассказ с применением символики «Охотник».
- Составить рассказ в динамике «Путешествие».
- Составить рассказ по простой схематиче6ской зарисовке «Медведь».
- Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал».
(раздаётся материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.)

Презентация педагогами результатов своей деятельности
Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу и пересказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОУ.

Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов
(А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.).
Отрадно наблюдать, что некоторые из приемов прижились в работе с детьми в группе.

Презентация собственного опыта работы позволила мне самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.

 

скачать презентацию автора (5,09 Мб), RAR (4,24 Мб)

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru