Матюнина Галина Владимировна,
|
Мастер-класс. Педагогический час. «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»
Пояснительная записка В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, декларациях и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека. Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Ребенок – это лицо, которому должно оказываться особое покровительство. Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, поэтому требуется их особая защита со стороны многих институтов. Кроме этого, от степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений – взять на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Ожидаемые результаты.
План-конспект мастер-класса Тема: Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Оборудование: Оформление (слайды): Конвенция (лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Ратификация (лат. ratus – утвержденный и facio – делаю) – утверждение со стороны верховной государственной власти международного договора, заключенного ее уполномоченными. Выступает одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием. Вступительное слово о международных документах по правам ребенка. В ее положениях признается, что дети являются объектом особой защиты. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор–международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через 30 лет после принятия Декларации прав ребенка. В настоящее время 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль над соблюдением которого осуществляет в государствах–участниках комитет в составе десяти экспертов. Документ состоит из 54 частей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Называют этот документ еще «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией» В 1996 году по инициативе Франции 20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции – было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка. С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию. Только в результате демографических движений за реформы государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений – взять на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагогам предлагаются нормативно–правовые документы по проблеме охраны прав детства:
Обсуждение извлечений из нормативно–правовых документов по проблеме охраны прав детства: Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям. (Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен
юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться
Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического
документа.
Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции. Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области. Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо
до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах. Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального. Чтение Декларации прав ребенка (1959 г.) Вывод: Декларация не имеет обязательной силы. Это рекомендации, в которых провозглашены 10 социальных и правовых принципов. Декларация в свое время оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Декларация – смысловая основа для важнейшего международного документа – Конвенции ООН о правах ребенка. Краткий обзор российского законодательства о правах ребенка. Программа «Дети России»:
С целью обеспечения выживания, защиты и развития детей разработана Федеральная целевая программа «Дети России». В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды» (направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в которых они воспитываются, и создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе); «Дети-сироты» (включает комплекс мер по созданию наиболее «Планирование семьи» (ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей); «Дети Чернобыля» (программа нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы); «Дети Севера» (программа нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом, психологическом им социальном развитии в течение всего периода социализации); а также программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Памятка педагогам: Алгоритм работы с родителями 1. Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями:
Приложение № 2 (анкета для родителей). 2. Форма работы с родителями:
Приложение № 1, № 2.
Приложение № 3.
Приложение № 4. 3. Работа узких специалистов (педагога – психолога):
4. Административная работа: взаимосвязь с органами опеки и попечительства:
Анкетирование педагогов: 1. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями (здесь и далее ответы подчеркните):
2. Назовите мотивы Вашего общения с родителями:
3. Какие качества педагога способствуют установлению контакта с родителями?
Примечание: Обсуждение плана работы с семьями воспитанников ДОУ Организация работы с семьями воспитанников ДОУ
Ожидаемый результат. Приложение № 1 Конвенция о правах ребенка (извлечения) В сентябре 1990 года она вступила в действие в Российской Федерации. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста» (часть 1, статья 1). «Государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (часть 1, статья 6, пункт 2). «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (часть 1, статья 13, пункт 1). «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию» (часть 1, статья 16, пункт 1). «Родители или законные опекуны несут основную ответственность за воспитание или развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (часть 1, статья 18, пункт 1). «Государства – участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного обращения со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (часть 1, статья 19, пункт 1). Резюме прав, определенных международной Конвенцией ООН о правах ребенка 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход. 2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. 3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни. 4. Дети имеют право на медицинский уход. 5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение. 6. Дети имеют право на отдых. 7. Дети имеют право на бесплатное образование. 8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. 9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. 11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которых провозглашаются 10 социальных и правовых принципов. Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Декларация – смысловая основа для важнейшего международного документа – Конвенции ООН о правах ребенка. Родителям: права ребенка. Нарушение прав ребенка в семье Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.
Приложение № 2 Анкета для родителей «Приемлемость наказания, как метода воспитания ребенка» 1. Наказание происходят, потому что… 2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он… 3. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? (Нужное подчеркните: пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаками, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на крупу, не разговаривали, лишали удовольствия). 4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к своему ребенку? 5. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку? 6. Кто наиболее строг из Ваших родителей? В Вашей семье? 7. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? 8. Можете ли Вы в публичном месте повысить голос на своего ребенка? 9. За что, в какой ситуации Вы можете ударить ребенка? 10. Что раздражает Вас в ребенке? 11. В жене/муже? 12. В родителях? 13. В себе самом (ой)? Приложение № 3 (схема стенда) Права ребенка «.. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в Из конвенции ООН о правах ребенка Приложение № 4 Листовка: Выдержки из Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливается гарантированный Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, часть 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равность возможностей предполагает равный доступ в существующие государственные и муниципальные учреждения. Конституционная обязанность государства обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт «е», Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с родителями в силу конституционной обязанности заботиться о детях, не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях. Приложение № 5 «Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка» (Размышляют психологи Владимир Леви, Юлия Гипперейтер и Алла Спиваковская) 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое. 2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли, про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»! 3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души. 4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития. 5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпано, страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала! 6. Без унижения. Что бы ни было, какой ни была бы вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!. 7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения. 8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может привести к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии. 9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят Приложение № 6 Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. «Принятие – отвержение» – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. «Симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автоматизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. «Авторитарная гипер-социализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Тест опросника 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. Ключи к опроснику 1 – я шкала. «Принятие – отвержение»: Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающих с ключом. Методика «Семья в образах животных» Инструкция. «Нарисуй семью животных, где все члены семьи – разные животные, не семью зайцев или семью медведей, а семью, где мама – кто?..– , а ребенок кто-нибудь совсем другой». Основные вопросы к рисунку: «Кто здесь нарисован? Где они находятся? Чем они сейчас заняты? (Этот вопрос можно задавать даже в тех случаях, если рисунок статичный.) Кто самый сильный, слабый, красивый, любимый, счастливый, трусливый и т.д.? Необходимо побеседовать о каждом нарисованном персонаже рисунка. В образах животных важно выделить, какими характеристиками наделяет человек каждое животное (кошка – гуляющая сама по себе или: мягкая, заботливая, ласковая). Можно спросить о том, почему для этого рисунка выбраны именно эти животные. Если испытуемый – ребенок, то можно задать этот вопрос приблизительно в такой форме: «Почему волшебник превратил твою семью именно в этих животных?» Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка» 1. Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок?
2. Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка?
3. Где ребенок может узнать о своих правах?
4. Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых?
5. Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах?
6. Ваши предложения по организации работы по правам детей в детском саду?
Памятка «Правила поведения родителей» Основные правила, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.
Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми. Помните, что залог эффективного воспитания ребенка – это разумная любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между членами семьи. скачать текст мастер-класса (222 Кб) |
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии |
|