Белошапкина Надежда Александровна,

старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

Социально-значимая акция

«Азбука дорожной безопасности»

Направление Программы – «Социально-личностное развитие» (старший дошкольный возраст)

Образовательная область: «Безопасность»

Тема: Обеспечение безопасности детства через формирование основ безопасного поведения на дороге

 

Проект Акции «Азбука дорожной безопасности»

Деятельность педагогов МКДОУ «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит» не ограничивается стандартными занятиями по безопасности. В детском саду разработан и реализуется проект акции «Азбука дорожной безопасности».

Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге
Задачи:
Образовательные:
– дать понятие о правилах дорожного движения,
– вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях,
– повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах детской безопасности

Развивающие:
– формировать у детей устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах,
– развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ГИБДД, педагогов, родителей,
– развивать творческие способности дошкольников

Воспитательные:
– воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения,
– воспитывать уверенность в своих силах,
– воспитывать чувства благодарности людям, помогающим нам в трудных жизненных ситуациях

Практические:
– прививать практические навыки поведения детей на дороге, в общественном транспорте, на улице,
– демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации акции,
– привлечь внимание общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах

Принципы реализации акции:
– системность: изучение основных правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу,
– целенаправленность: изучение наиболее вероятных причин возникновения ДТП,
– креативность: использование разнообразных форм и методов,
– гуманизация: забота о здоровье и безопасности детей

Основные аспекты акции:
– Ребенок–пешеход.
– Ребенок – пассажир.
– Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).

Субъекты проекта: дети 5–7 лет; воспитатели; родители.

Ожидаемый результат:

  1. Составление и разработка занятий, игр, досугов, практических занятий по ПДД.
  2. Профилактика ДПТ с участием детей.
  3. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
  4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Рамки проведения акции: с 15–19 сентября 2014 года.

Направления деятельности:
– познавательные игры,
– конкурс, соревнования, выставка, игровая программа,
– создание развивающей среды в группах по ПДД

Организационная работа:
– обновление уголков безопасности,
– организация – открытого занятия по ПДД,
– организация проведения игровых и обучающих программ по ПДД.

Инструктивно–методическая работа:
– проведение педагогического часа для педагогов, по ПДД,
– разработка буклета для родителей «Главные уроки воспитания пешехода»,
– распространение информационных листовок «Вредные советы для родителей»,
– создание презентации «Рождение светофора»,
– обновление инструкций по проведению инструктажа с детьми о безопасности дорожного движения.

Культурно–массовые мероприятия:
– конкурс авторской частушки «Дорожная мотаня»,
– познавательно–игровое развлечение в старшей и подготовительной группе: «Красный, желтый, зеленый»,
– проведение игровой программы для родителей и детей средней группы на тему: «Дорожная азбука»,
– фотоэкскурс в историю (презентация «Рождение светофора»).

Этапы реализации проекта акции:

Подготовительный:
– Изучение нормативно-правовой базы.
– «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методов по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге).
– Составление проекта реализации акции.
– Прогноз результативности акции.

Основной:
– Реализация направления программы «Социально-личностное развитие».
– Обеспечение условий для реализации проекта.
– Внедрение в образовательный процесс эффективных технологий и методов обучения детей безопасному поведению на дороге.
– Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ.
– Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам ПДД).         

Заключительный:
– Анализ и обработка результатов по реализации проекта акции.
– Корректировка с внесением дополнений и поправок в возникновения нерешенных задач и проблем.

– Презентация проекта на интерактивном фестивале «Фестиваль педагогических идей».

Реализация проекта акции «Азбука дорожной безопасности»

Работа с родителями (день первый):

– презентация проекта акции «Азбука дорожной безопасности» через афишу «Наши новости»;

Наш друг – светофор

– объявление конкурса авторской частушки «Дорожная мотаня»;
– распространение информационных листовок «Вредные советы для родителей» (Приложение №1);
– обновление уголков безопасности.

 «Что такое ПДД?» (день второй):

1) Фотоэкскурс в историю, презентация «Рождение светофора» (pptx 980 Кб)

– Как вы думаете с чем мы сегодня познакомимся? (слайд 1).
– Что такое светофор и для чего он нужен?
– Интересно, а как появились светофоры? (слайд 2)
– Больше 100 лет назад на улицах городов появились первые автомобили, с каждым годом их становилось все больше и больше.

Ездили водители, как хотели, не всегда выполняя правила движения. И тогда был придуман светофор, который должен был указывать машинам и пешеходам как им двигаться (слайд 3).

– Первый светофор был установлен в городе Лондоне. Светофор был газовый. Им управлял специальный человек. Сейчас в Лондоне есть памятник первому светофору (слайд 4).

– Первые электрические светофоры появились в Америке (слайд 5).

– В нашей стране первые светофоры были установлены в Ленинграде и Москве (слайд 6).

– В Новосибирске есть памятник первому новосибирскому светофору (слайд 7).
– Сейчас светофоры есть в любом городе, они помогают пешеходам и водителям. Как вы думаете кто вы – пешеходы или водители? А зачем вам нужен светофор? А знаете ли вы простые правила светофора? .

– Как вы думаете, что означает красный цвет светофора? (слайд 8).

– Светофор зажёгся красным, И пошёл поток машин, Значит, станет путь опасным! На дорогу не спеши!
– Желтый глазок говорит …… (слайд 9).

На машины, на дорогу повнимательней гляди! И постой ещё немного: Будет жёлтый впереди.
– А вот и наш с вами любимый сигнал светофора (слайд 10).

Ну а после загорится, как трава, зелёный, свет!
Нужно снова убедиться, что машины рядом нет.
Осмотри дорогу слева,
Следом справа посмотри.
И, идя по «зебре» смело, Светофор благодари!

– 5 августа – Международный день светофора (слайд 11).

День и ночь несет дозор у дороги светофор.
Он цветами своих глаз от беды спасает нас.
Аккуратно, не спешим, не несемся, не бежим!
Подождав совсем немного, мы идем через дорогу! 

2) Изготовление дорожных знаков (дети-родители).

3) Чтение произведения С.В. Михалкова «Дядя Степа – милиционер».

«Красный, желтый, зеленый» (день третий):
– выставка детского творчества «Я придумал новый знак»,
– практическое занятие «Чтобы не было беды»,
– познавательная эстафета «Умелый пешеход, грамотный водитель» (Приложение №2).

«Обращение к пешеходам» (день четвёртый):

– распространение буклетов для родителей «Главные уроки воспитания пешехода» (Приложение №3),

– проведение познавательно–игрового развлечения «Красный, желтый, зеленый» (Приложение №4),

– изучение дорожной разметки с помощью плана–макета (уличная веранда).

 «Дорожная азбука» (день пятый):
– игровой программы для родителей и детей средней группы на тему: «Дорожная азбука»,
– конкурс авторской частушки «Дорожная мотаня».

Подобная акция помогает не только помогает обучению детей основным правилам дорожного движения, но и воспитывает у них привычку и поведение умелых и осторожных пешеходов, позволяет ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать верную модель поведения на дороге.

Становясь непосредственными участниками процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на дороге мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями» Это показывает проведённое анкетирование).

Вредные советы для пап и мам
(по Г. Остеру)

Развелось машин в округе, на дорогах, во дворе.
Правила для них придумали, постовые ГИБДД.
 А для Вас же нету правил, Вы себе начальство сами.

Если в детский сад идете не держите вы ребенка
Пусть он прыгает как мячик или просто как Макак,
А идти через дорогу, Вы конечно не спешите,
Вы отстаньте, потеряйтесь, детку это насмешит.

А потом Вы на дороге делайте что захотите:
Для ребенка – это круто, он за вами повторит.
Не ходите озираясь, не смотрите на машины,
Выбегайте на дорогу – будет весело, умора!

Можешь ты перед машиной очень быстро пробежать
И проверить, кто быстрее, ты, ребенок иль машина.
Если победит машина сильно ВЫ не удивляйтесь
Тренируйтеся почаще, будет лучше результат.

А когда устали оба, Вы присядьте на дорогу,
Отдохнули, поиграйте, поиграли, отдохните
Пусть машины объезжают, нечего им вам мешать
Ведь дорога это классно, это место поиграть!

Если Вы ребенок, взрослый, от пяти и больше лет.
И на свете уже жили, видели не мало бед,
Жизнью Вы не дорожите, на здоровье Вы плюете,
То тогда советы эти смело нужно выполнять!!!

Приложение №2

Конспект игрового мероприятия по физической культуре

«Умелый пешеход, грамотный водитель»

Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге

Задачи:
Образовательные
– формировать у детей устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах
 
Развивающие
– развивать интерес детей к участию в играх с элементами соревнования, играх–эстафетах

Воспитательные
– воспитывать в детях чувство осторожности и самосохранения,
– воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Предварительная работа:
– ознакомление детей с правилами дорожного движения дорожными знаками;
– пешеходная экскурсия по улицам села Байкит;
– подбор игрового и музыкального материала по теме «Умелый пешеход, грамотный водитель»

Содержание занятия:

(Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в зал входят дети)

Ведущий: Мы рады приветствовать команды «Светофорик» и «Зебра». Сегодня у нас с вами состоится необычное соревнование, где мы проверим, как хорошо наши команды знают правила и выполняют их. Начнем игру с приветствия команд!

Команда «Светофор»: Пусть вам и нам сопутствует удача, стать грамотными пешеходами – вот наша задача!

Команда: «Зебра»: С вами мы сразимся, но просто – не сдадимся. Будем правила движенья выполнять без возраженья!

Ведущий: Команды поприветствовали друг друга. Можно начинать наше соревнование. Желаю всем успеха!

 

1. Игра разминка «Светофор»

Правило игры: Ведущий показывает разные цвета на светофоре, задача детей выполнять движения в соответствии с цветовым сигналом.

Зеленый свет – дети свободно перемещаются по залу.
Желтый свет – дети останавливаются, смотрят по сторонам.
Красный свет – дети стоят в положении обе ноги вместе.

Ведущий: Я вижу, что вы очень внимательные пешеходы, проверим, знаете вы правила дорожного движения.

 

2. Игра-задание «Умники и умницы».

Правило: отвечать быстро и, по возможности, кратко.

  1. Какие сигналы имеет светофор?
  2. Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?
  3. По какой части улицы движется транспорт?
  4. Что такое перекрёсток?
  5. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
  6. В каком месте можно переходить улицу
  7. Можно ли играть рядом с проезжей частью?
  8. Кого называют пешеходами?
  9. Можно ли кататься по дороге на роликовых коньках?  

Ведущий: Молодцы! Правила светофора вы знаете, а знаете ли вы дорожные знаки?

3. Конкурс «Найди знак».

Правило: Ведущий читает стих. команда ищет соответствующий знак и встает рядом со знаком.

Знак «Въезд запрещен».
Знак водителей стращает, въезд машинам запрещает! Не пытайтесь сгоряча ехать мимо кирпича!

Знак «Пешеходный переход».
Здесь наземный переход, ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти, пешехода пропусти!

Знак «Движение пешеходов запрещено».
В дождь и в ясную погоду здесь не ходят пешеходы, говорит им знак одно: «Вам ходить запрещено!».
 
Знак «Место остановки автобуса».
В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать.

Знак «Больница».
Если нужно вам лечиться, знак подскажет, где больница. Сто серьезных докторов там вам скажут: «Будь здоров!».

Знак «Осторожно, дети!».
Посреди дороги дети, мы всегда за них в ответе. Чтоб не плакал их родитель, будь внимательней, водитель!

Знак «Дорожные работы»'.
Знак «дорожные работы» чинит здесь дорогу кто–то. Скорость сбавить нужно будет, там ведь на дороге люди.

Знак «Движение на велосипедах запрещено».
нак запомните, друзья, и родители, и дети. Там, где он висит, нельзя ездить на велосипеде! Самый малый знак дорожный – Он стоит не просто так. Будьте, будьте осторожны! Уважайте каждый знак!

Ведущий: Очень рады мы за наших пешеходов и правила знаки дорожные они знают, и правила все выполняю. А вот умелые они водители или нет мы сейчас с вами проверим.

 

4. Игры-эстафеты

«Извилистая дорога» (первые игроки каждой команды, держа руль в руках,
 передвигаются между кеглями змейкой, затем возвращаются и передают руль следующему
 игроку).

«Такси» (капитан перевозит свою команду в обручах).

«Грузовики» (перевозка мягких кубов в больших грузовых машинах).

«Скачки на лошадях» (дети по очереди прыгают на Хопфах до стойки и обратно).

Ведущий: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Рассуждалки».

 

5. Игра-задание «Рассуждалки».

Правило игры: обсуждение ситуации, коллективный выбор правильного ответа, один из членов команды даёт правильный ответ.

 Зачем нужны ПДД?
– чтобы не скучать на улице
– чтобы нарушать их
– чтобы на дорогах был порядок

 Кто такой пешеход?
– тот, кто ходит пешком
– тот, кто проверяет билеты в автобусе
– тот, кто много путешествует

 Какие дороги придуманы для пешеходов?
– железные
– автомагистрали
– тротуары

Как иначе называется пешеходный переход?
– леопард
– зебра
– полосатик

Какой цвет обозначает, что движение запрещено?
– желтый
– красный
– фиолетовый

Что означает, если зеленый свет начал мигать?
– начинается дискотека
– светофор сломался
– скоро загорится другой свет

Как выглядят знаки, запрещающие движение?
– цветные картинки
– голубые квадраты
– красные круги

Как нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу?
– вообще никуда не смотреть
– сначала налево, потом направо
– сначала направо, потом налево

6. Игра-задание «Сложи знак»

Правило игры: одной команде собрать запрещающий знак, другой – предупреждающий знак.

Подведение итогов игры. Награждение команд медалями «Лучший знаток правил»

Использованная литература:
М. Большакова, М. Корнилова «Смешуроки на дороге». М.: Эксмо, 2008 г.

 

Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ГЛАВНЫЕ УРОКИ ВОСПИТАНИЯ ПЕШЕХОДА

  1. Быть примером для своего ребенка на дороге. Внимательный пешеход, грамотный водитель.
  2. Ребенок должен усвоить 5 основных правил:
    – без взрослых на дорогу выходить нельзя;
    – ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
    – переходить дорогу можно только по пешеходному переходу;
    – дорога – это не место для игр;
    – в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки, какие-либо предметы
  3. Купить себе и ребенку фликеры (светоотражатели) актуальные зимой в темное время суток.
  4. Использовать всегда автокресло или ремень безопасности (в зависимости от возраста ребенка).
  5. Учить ребенка тому, что от поведения и от образа мысли, зависит ЕГО ЖИЗНЬ и ЖИЗНЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, участников дорожного движения.

Приложение №4

Конспект познавательно-игрового развлечения

«Красный, желтый, зеленый» 

Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице

Задачи:
 
Образовательные:
– закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»,
– закрепить знания о основных правилах дорожного движения,
– закрепить знания о сигналах светофора, их назначении.

Развивающие:
– развивать внимание, остроту и быстроту мыслительных операций.

Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство осторожности и самосохранения.

Наглядность: «Светофор», иллюстрации различных ситуаций на дорогах, дорожные знаки.

Предварительная работа: ознакомление детей с правилами дорожного движения дорожными знаками; пешеходная экскурсия по улицам села Байкит; подбор игрового и музыкального материала.

Содержание занятия:
Воспитатель: «Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придётся ходить по улицам и самостоятельно
переходить дорогу, по которой движется очень много машин. И, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду.

Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход. (Я. Пишунов)

Воспитатель: Кому же необходимо соблюдать правила: водителям или пешеходам?

Воспитатель: Дети, когда вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами, ответьте на вопросы, ответ на которые должен знать внимательный пешеход:

– А как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?
– Как называется часть улицы, по которой идут машины?
– Какой стороны тротуара надо придерживаться?

Воспитатель: Пешеходы и машины на дорогах движутся в двух направлениях, и чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно придерживаться правой стороны.

(Дети читают стихи)
Первый ребенок:

Я сегодня пешеход.
У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля,
Под ногой моей земля.
Никого я не толкаю,
Никого не обгоняю,
В детский садик я иду
Маму за руку веду.

Второй ребенок:

Говорю ей: «Правой стороны держись,
Двигайся спокойно, чинно».
Путь у нас совсем не длинный.
Скажут: «Кроха–пешеход
В садик правильно идет».

Воспитатель: Поиграем в игру «Исправь ошибку». Мы рассмотрим иллюстрации, на которых изображены ситуации нарушения правил дорожного движения.

Воспитатель: Посмотрите, всё ли здесь правильно? Как дети поступают в той или иной ситуации? Как бы вы поступили? 

Воспитатель: Попробуем сами написать правила для пешехода:
 – Идти спокойно, не толкать никого, не затевать игр беготни.
 – Держаться правой стороны.
 – Нельзя ездить на велосипеде, роликах, самокате.
 – Помнить, что для игр предназначен не тротуар, а спортивная площадка.

Воспитатель: Ребята, а если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить?

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись в пути,
Помогает улицу людям перейти.

Воспитатель: Рассматриваем светофор

– Сколько глаз у светофора?
– Если красный глаз горит, то о чем он говорит?
– Если желтый глаз горит, то о чем он говорит?
– Если зеленый глаз горит?
– Где автобуса мы ждём?
– Где играем в прятки?

Игра на внимание со светофором.
Воспитатель: Ребята, но для того, чтобы уверенно чувствовать себя на улице, необходимо знать дорожные знаки (Выходят дети со знаками, читают стихи).

Знаки мы дорожные,
Мы совсем не сложные.
Ты дружок нас уважай,
Правил ты не нарушай.

Покажите знак дорожный
Где кататься Феде можно.

Этот знак – нам друг большой
От беды спасает.
И у самой мостовой.
Водителей предупреждает
«Осторожно, дети»

Заболел живот у Коли
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти! Какой?

Что за знак такой стоит:
Стоп – машинам не велит.
Пешеход – идите смело.
По полоскам черно-белым.

Воспитатель: И в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру. Если
вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите. 

Кто из вас идет вперед 
Только там, где переход? 

Кто летит вперед так скоро, 
Что не видит светофора? 

Знает кто, что свет зеленый 
Означает: путь открыт. 

А что желтый свет всегда
О вниманье говорит? 

Знает кто, что красный свет 
Это значит – хода нет? 

Кто из вас, идя домой, 
Держит путь по мостовой? 

Кто из вас в вагоне тесном 
уступил старушке место? 

Воспитатель: На следующих занятиях мы продолжим знакомство с дорожными знаками. Ну, а тем ребятам, которые ещё не знают правила, мы даем совет:

Делаем ребятам предостережение –
Выучите срочно правила движения.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованная литература:

  1. Соколова Е., Нянковская Н. Правила безопасности поведения. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  2. Шорыгина Т.А Основы безопасности для детей. – Москва: Сфера, 2007.
  3. Васеонова Н. Е. Правила дорожного движения. – Москва: Просвещение, 2001.
  4. Гаврилина С.Е. Кутявина Н. Л. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва: Просвещение, 2001.
  6. Петров А.В. Я бегу (?) через дорогу. – Москва: Карапуз, 2003.
  7. Авдеева Н.И. Безопасность. – Санкт-Петербург: Детство – ПРЕСС, 2002.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru