Исаенко Ольга Васильевна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННАЯ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ

«ЧУДЕСНАЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

 

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты – одна из главных задач педагога. Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)

 

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе
на тему «Чудесная наша родная земля»

Задачи.
Познавательные:
– развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания
о почве;
– познакомить детей с составом земли, с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы;
– формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие:
– упражнять в умении сравнивать, анализировать;
– формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
– активизировать словарь: перегной, плодородная, чернозем.
Воспитательные:
– учить детей работать группами, формировать комму­никативные навыки;
– воспитывать любовь к природе;
– учить видеть необычное в обычном;
– формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование: спиртовка;  салфетки; стакан с водой; стакан с почвой; стаканчики с землей для посадки семян; стаканчики с семенами подсолнуха; лейки с водой; полочки;

Методические приёмы: чтение стихов; вопросы к детям; ди­дактическая игра; экспериментирование; посадка семян; пальчиковая гимнастика использование физкультминутки.

Предварительная работа: Наблюдения  за почвой, песком. Рассматривание камней. Игры детей с песком, лепка из глины. Труд в уголке, посадка лука на зелень. Ухаживание за цветочными растениями.
Ход образовательной деятельности

Организационный момент.
Воспитатель. Я расскажу сейчас вам  сказку–загадку «Чудесная кладовая»:  «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

Презентация «ЧУДЕСНАЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» (3,5 Мб)

Ребенок.  Знаем, знаем, знаем!  (Слайд 1).
                 Мы Землю – матушку уважаем!
                 И расскажем все о ней
                 Начинай же поскорей!

Ребенок. Чудесная наша родная земля,
                 Дубравы, чащобы, леса и поля.
                 Мне милы дороги, луга, берега,
                 И каждому сердцу земля дорога.

Ребенок. Родная земля всех накормит, вспоит,
                 Обует, оденет, тепло подарит.
                 Она не разделит: кто мал, кто велик,
                 Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Ребенок. Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
                 Но, как хорошо – есть дороги, пути.
                 Для русского пахаря – в сердце одна.
                 А всем ты на добрую участь дана.

Воспитатель:  Сегодня  мы будем говорить о земле. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения. Земля нас кормит).

Воспитатель:  Как она нас кормит?(Ответы детей).

Воспитатель:  Как радует нас земля? (Цветами, зеленой травой).

Воспитатель:  Что мы подразумеваем под словом Земля? (Слайд 2). (Планета Земля, суша)

Воспитатель: А что такое почва, где она находится, из чего состоит, как образовалась, это мы сегодня и попытаемся узнать.

Воспитатель: Ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

1) Опыт №1. (Слайд 3).

Воспитатель:А теперь я вам предлагаю внимательно наблюдать. Я возьму небольшой кусочек почвы и опущу его в воду.

Воспитатель: Что вы видите?  (Пузырьки)

Воспитатель: Откуда в воде появились пузырьки? (Из почвы вышел воздух)

Воспитатель: Верно, какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).

2) Опыт №2. (Слайд 4).

Воспитатель: А сейчас следующий эксперимент: я положу комочек почвы на бумагу, прижму ее плотно к листу. Что вы видите?  Что получилось? (Пятно)

Воспитатель:  О чем «говорит» нам это пятно? (В почве есть вода).

Воспитатель: Я вам предлагаю нагреть немного почвы.

Воспитатель: Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко? (Появятся капли воды)

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать?
(В почве есть вода)

Воспитатель: Итак,  мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух. А что произойдет дальше, если  продолжим нагревать почву?

3) Опыт №3. (Слайд 4).
Воспитатель продолжает нагревать почву.

Воспитатель:  Что вы видите, чувствуете? (Появился неприятный запах)

Воспитатель: Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах?  Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

Воспитатель: (Похожи ли запахи?) (Ответы детей)

Воспитатель: О чем это говорит? (В почве есть остатки растений и животных)

Воспитатель: Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной. Перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4. (Слайд 5)
.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.
Во время проведения опыта воспитатель комментирует: Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим  в стакан с водой и перемешаем. Что мы видим? (На дне стакана осел песок, а сверху слой глины).

Воспитатель: Какой вывод можем сделать? (Слайд 6). Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит…?  (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод можем сделать?  Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Дети:  Почва – это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной.

Воспитатель: Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Физкультминутка

По дорожке, мы шагаем и друзей своих встречаем
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка — Земля,
По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем
Здравствуй, белка,
Здравствуй, стриж,
Здравствуй, заинька малыш,
Здравствуйте, мои друзья
Очень рад вас видеть я!

Воспитатель:

У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зернышек. (Подсолнух)


Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами оживим землю, посадим  подсолнухи, пусть они украшают наш детский сад!

«Посадка семян подсолнуха».
Воспитатель и дети подходят к столам. На столах приготовлен инвентарь для посадки.

Воспитатель: Посмотрите на столы. Что здесь лежит? Расскажите.
(Здесь есть горшочки с землей, лейка для полива, палочки, табличка «Подсолнух»).

Воспитатель: Верно. Давайте с вами поговорим о том, как правильно посадить семена подсолнуха.
1) Сначала нужно подрыхлить землю и полить её водой из лейки. Вода должна впитаться.
2) Палочкой сделаем лунку, чтобы посадить в неё семечко. Для этого я приготовила палочки–мерки. На них отмечена глубина лунки. Вот как нужно делать лунку.
3) Кладем семечко в лунку и присыпаем землей.
4) Чтобы не забыть, что посадили, воткнем табличку с изображением подсолнуха.

Пальчиковая гимнастика:

Посадили зернышко,
Вырастили солнышко–
Лепесточки желтые,
Зернышки все черные.
Птички прилетели, зернышки все съели.


Ручной труд «Подсолнух»

Воспитатель: А вы хотите сделать подсолнечник своими руками? Тогда занимайте свои места в нашей мастерской (дети садятся за столы). Посмотрите, у нас есть готовая серединка корзинки цветка, что ещё не хватает? (семян). Семена подсолнечника острым концом прикладываются и прижимаются по всему кругу, покрытому черным пластилином. 

Воспитатель: Ребята чем же вы сегодня занимались? Что интересного узнали? (ответы детей) Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена.  А потом мы рассаду подсолнухов пересадим  в  клумбы на нашем участке, какие красивые будут наши клумбы! А сколько бабочек прилетит к нам на участок!

В один из пасмурных дней с детьми проводится высадка рассады в клумбы. Если она будет посажена в солнечный день, ее надо прикрыть бумажными колпаками. Поверхность земли между растениями следует засыпать торфом (перегноем или сухой землей) на 25 см, что предохраняет их корни от пересыхания.

Использованная литература:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2002 г.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2003 г.
  3. Тургушева Г.П., Чистяков А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб: Детство–Пресс, 2008
  4. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников "Наш дом – природа". Москва, 1998 г.
  5. Николаева Н.И. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва 2001 г

Ресурсы интернета:

  1. http://77.detsadural.ru/section/teachers
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/poznavatelnoe-razvitie-na-temu-khleb-vsemu-golova-zemlya-kormilitsa
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-yeksperimentalnaja-dejatelnost-pochemu-zemlja-kormit.html
  4. http://festival.1september.ru Экологическое воспитание Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края
  5. Чурилова Зоя Варсанофьевна, воспитатель

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru