![]() |
Исаенко Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара»
|
ИНТЕГРИРОВАННАЯ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЧУДЕСНАЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты – одна из главных задач педагога. Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе Задачи. Материалы и оборудование: спиртовка; салфетки; стакан с водой; стакан с почвой; стаканчики с землей для посадки семян; стаканчики с семенами подсолнуха; лейки с водой; полочки; Методические приёмы: чтение стихов; вопросы к детям; дидактическая игра; экспериментирование; посадка семян; пальчиковая гимнастика использование физкультминутки. Предварительная работа: Наблюдения за почвой, песком. Рассматривание камней. Игры детей с песком, лепка из глины. Труд в уголке, посадка лука на зелень. Ухаживание за цветочными растениями. Организационный момент. Презентация «ЧУДЕСНАЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» (3,5 Мб) Ребенок. Знаем, знаем, знаем! (Слайд 1). Ребенок. Чудесная наша родная земля, Ребенок. Родная земля всех накормит, вспоит, Ребенок. Бескрайняя ты, сложно всю обойти, Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о земле. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения. Земля нас кормит). Воспитатель: Как она нас кормит?(Ответы детей). Воспитатель: Как радует нас земля? (Цветами, зеленой травой). Воспитатель: Что мы подразумеваем под словом Земля? (Слайд 2). (Планета Земля, суша) Воспитатель: А что такое почва, где она находится, из чего состоит, как образовалась, это мы сегодня и попытаемся узнать. Воспитатель: Ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы? 1) Опыт №1. (Слайд 3). Воспитатель:А теперь я вам предлагаю внимательно наблюдать. Я возьму небольшой кусочек почвы и опущу его в воду. Воспитатель: Что вы видите? (Пузырьки) Воспитатель: Откуда в воде появились пузырьки? (Из почвы вышел воздух) Воспитатель: Верно, какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух). 2) Опыт №2. (Слайд 4). Воспитатель: А сейчас следующий эксперимент: я положу комочек почвы на бумагу, прижму ее плотно к листу. Что вы видите? Что получилось? (Пятно) Воспитатель: О чем «говорит» нам это пятно? (В почве есть вода). Воспитатель: Я вам предлагаю нагреть немного почвы. Воспитатель: Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко? (Появятся капли воды) Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений. Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать? Воспитатель: Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух. А что произойдет дальше, если продолжим нагревать почву? 3) Опыт №3. (Слайд 4). Воспитатель: Что вы видите, чувствуете? (Появился неприятный запах) Воспитатель: Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва? При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева. Воспитатель: (Похожи ли запахи?) (Ответы детей) Воспитатель: О чем это говорит? (В почве есть остатки растений и животных) Воспитатель: Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной. Перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва. 4). Опыт №4. (Слайд 5) Воспитатель: Какой вывод можем сделать? (Слайд 6). Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит…? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений? (Ответы детей) Воспитатель: Какой вывод можем сделать? Давайте вспомним, что сегодня узнали. Дети: Почва – это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Воспитатель: Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Физкультминутка
По дорожке, мы шагаем и друзей своих встречаем
Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, матушка — Земля, По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем Здравствуй, белка, Здравствуй, стриж, Здравствуй, заинька малыш, Здравствуйте, мои друзья Очень рад вас видеть я! Воспитатель:
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке Как дозреет солнышко, Будет горстка зернышек. (Подсолнух) Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами оживим землю, посадим подсолнухи, пусть они украшают наш детский сад! «Посадка семян подсолнуха». Воспитатель: Посмотрите на столы. Что здесь лежит? Расскажите. Воспитатель: Верно. Давайте с вами поговорим о том, как правильно посадить семена подсолнуха. Пальчиковая гимнастика:
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко– Лепесточки желтые, Зернышки все черные. Птички прилетели, зернышки все съели. Ручной труд «Подсолнух» Воспитатель: А вы хотите сделать подсолнечник своими руками? Тогда занимайте свои места в нашей мастерской (дети садятся за столы). Посмотрите, у нас есть готовая серединка корзинки цветка, что ещё не хватает? (семян). Семена подсолнечника острым концом прикладываются и прижимаются по всему кругу, покрытому черным пластилином. Воспитатель: Ребята чем же вы сегодня занимались? Что интересного узнали? (ответы детей) Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. А потом мы рассаду подсолнухов пересадим в клумбы на нашем участке, какие красивые будут наши клумбы! А сколько бабочек прилетит к нам на участок! В один из пасмурных дней с детьми проводится высадка рассады в клумбы. Если она будет посажена в солнечный день, ее надо прикрыть бумажными колпаками. Поверхность земли между растениями следует засыпать торфом (перегноем или сухой землей) на 25 см, что предохраняет их корни от пересыхания. Использованная литература:
Ресурсы интернета:
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014 |
|