Урок-путешествие
Жизненный и творческий путь Владимира Ивановича Даля
Проект «Мир добра и истины в словаре Даля»
Актуальность проблемы
- Формирование языковых умений учащихся.
- Умение формулировать свою мысль устно и письменно.
- Умение пользоваться словарями и с помощью слова приобретать новые знания.
- Развивать кругозор и интерес учащихся.
Цель проекта:
- Повышение эффективности урока за счёт развития познавательной деятельности учащихся.
- Вовлечение учащихся в процесс исследовательской и творческой деятельности.
- Повышение интереса к русскому языку.
В работу входит:
- Конспект урока
- Дидактические материалы к уроку:
- Опорный конспект по теме
- Презентация для объяснения новой темы
- Индивидуальные работы учащихся
- Кроссворд
- Слайды. Иллюстрации. Портреты.
Примечание:
В самом начале изучения темы «Лексика» (5 класс) учащимся предлагается по желанию приготовить сообщения на 1-3 минуты по творчеству В.И.Даля.
Тема урока: Собирал человек слова...
«Мир добра и истины в словаре В.И.Даля».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля.
2. Развивать познавательные и творческие возможности.
3. Формировать языковые умения учащихся, развивать теоретические
знания.
4. Показать величие русского языка, используя словарь В.И. Даля.
Оборудование:
– Словари В.И. Даля.
– Учебник.
– Иллюстрации.
– Слайды.
– Портреты.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент. Добиваюсь тишины. Привожу класс в готовность. Сообщаю тему
и цель урока.
2. Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы с вами проведём итоговое занятие и завершим
изучение раздела русского языка «Лексика». Мы уже знаем,
что все слова нашего языка – это и есть – лексика. Великим
знатоком и собирателем русского слова был Владимир Иванович
Даль.
(Слайд №1)
Содержание: Тема, портрет.
(Слайд №2)
«Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой
беседе… записывал их, без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, потому что они ему нравились» (нравились языку – Даль).
(Слайд №3) Портрет В.И. Даля. Художник В.Перов, 1872 г. .
(Слайд №4) (Лексикограф…)
3. Сообщение ученика. (1)
В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года на юге России, в местечке Лугань (ныне г. Луганск). Его отец, Иоганн Даль, – выходец из Дании, разносторонне образованный
человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария
Фрейтаг, немка по отцу и француженка по матери,
владела пятью языками и детей почти всему учила
сама. Не раз Володя Даль слышал от неё: «Надо
зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути;
никак нельзя сказать вперёд, что в жизни
пригодится».
Позже семья Далей переезжает в Николаев – морской
город, город-верфь. Может быть, поэтому в 1814 году Иван
даль везёт своих сыновей Володю и Карла учиться в
Петербургский Морской кадетский корпус.
Большим счастьем для кадетов были учебные морские
походы. Весной 1816 года Владимир Даль был произведён
в гардемарины (младшие офицеры) и вместе со своим
другом Павлом Нахимовым (будущим адмиралом) вышел
в море на фрегате «Феникс» в учебный морской поход к
берегам Швеции и Дании. Окончив кадетский корпус в
1819 году, Даль служил морском офицером на
Черноморском, а затем на Балтийском флотах.
Слайд №5
(Вид города .Николаева. Художник Ф.Я.Алексеев; Бриг
«Феникс», на котором Володя Даль ходил в плавание
в Швецию и Данию (на родину своего деда).
4. Сообщение
ученика (2)
«Разновидность занятий и службы: морской, военной, врачебной
Слайд №6
гражданской, ознакомили…, по языку и по понятиям, с бытом разных
сословий…» (Даль).
Когда В.И.Даль был в армии, у него накопилось столько записей, что
Чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда
для перевозки груза. Таскал этот верблюд непростую поклажу – записки
к будущему толковому словарю, который собирал Даль.
Этот верблюд был «нагружен словами». Но однажды верблюд
пропал.
Дело было в Турции, во время войны – верблюд попал в плен
к неприятелю вместе с грузом, который состоял из больших тюков, а в
них были все словесные сокровища Даля. Даль сказал: «Я осиротел с
утратой своих записок, но к счастью, через неделю казаки отбили
где-то моего верблюда и привели его в лагерь…». Туркам не
понадобились тюки «со словами», они мирно покоились возле мохнатых
горбов. «Цену узнаешь, когда потеряешь» – так говорит пословица. Эта
временная утрата подсказала Далю, что не простое увлечение были эти
записки, а призвание на всю жизнь. Понял тогда Даль, что без этих
записей ему в жизни не обойтись.
Флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой. В 1826 году
Даль решает сменить профессию, и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (г. Дерпт – ныне г. Тарту). Студенческие годы останутся в его памяти «одним из самых
светлых воспоминаний». Здесь он познакомится с известным писателем В.А. Жуковским. В Дерпте началась и дружба Даля с выдающимся
русским хирургом Н.И. Пироговым.
Слайд: №7
Показ портретов. (Н.И.Пирогова и В.И. Жуковского)
Слайд №8
«В его читанных нам тогда отрывках попадалось
уже множество собранных им, очевидно в разных уголках России,
поговорок, прибауток и пословиц».(Н.И.Пирогов)
Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург
отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует
раненых солдат и офицеров, но и спасает гражданское население
от эпидемии чумы. В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового
лекаря участвует в военных действиях на территории Польши.
Слайд №9
«Читая Словарь В.И. Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но
и любуешься красками языка, будто полярным сиянием» А сам В.И.
Даль шутил так: «Словарь не от того назван «толковым», что мог
Получиться «бестолковым», а от того, что слова объясняют и
растолковывают»
5. Сообщение (3)
С 1833 года Даль на правительственной службе: он чиновник в
Оренбурге, затем в Петербурге, в Нижнем Новгороде. В эти годы к
В.И.Далю приходит литературная известность, он пишет сказки,
рассказы, повести. Подписывает их псевдонимом «Казак Луганский» (по названию своего родного города)
В 1859 году В.И. Даль, уйдя в отставку, переезжает в Москву. Здесь
он, наконец, целиком отдаётся любимому делу. Это любимое занятие –
изучение языка русского народа. В.И.Даль был искателем и собирателем
слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Сам образ жизни
Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными
людьми – помогал ему стать собирателем слов.
Для увеличения – щелчок по снимкам
Посмотреть презентацию «В.И. Даль – ДАТЫ» (pptx 5,18 Мб)
Слайд №10
(словарь 1880 г)
В Москву Даль привёз почти готовую рукопись Даль
вставал очень рано и сразу же принимался за работу. С утра до полудня
он писал, не отрываясь, в час обедал и, независимо от погоды, выходил
на прогулку. Отдохнув, снова садился за письменный стол, но по
вечерам не писал, а только переписывал и подклеивал, вносил
исправления. Ровно в 11 часов вечера шёл спать. Работал он в зале,
стол его стоял у окна, выходящего в палисадник.
Он любил сажать деревья. Недалеко от его бывшего дома растёт
вековая лиственница, которую когда-то посадил Даль. Даль любил
мастерить. Он сам клеил большие, сантиметров 30-ти в длину,
коробки, в которые складывал «полосы» – длинные листы бумаги со
словами. Надписанные в алфавитном порядке коробки складывались на
полках – так выглядела рукопись словаря. Когда родные уговаривали его
отдохнуть, не работать так много, он отвечал: «Ах, дожить бы до конца
словаря! Спустить бы корабль на воду!».
Более полувека Даль отдал своему главному труду – «Толковому
словарю живого великорусского языка», он собрал 200 000 слов.
Словарь был впервые издан в 1863 – 1866 годах.
Слайд №11 (современный словарь).
Слайд №12
Первые читатели «Толкового словаря» Даля восхищались: «Какой необычный словарь – совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!». Многие заметки в словаре Даля- это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаём, какие дома строили русские люди, на каких телегах ездили, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады садили, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.
6. Сообщение ученика.
Одновременно с работой над словарём В.И. Даль работал и над
сборником «Пословицы русского народа».
СЛАЙД №13,
№14 «Пословица – это ходячий ум народа» –-Даль.
Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги;
Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» – в словарь, как
пример для пояснения слов; другой вклеивал в тетрадь, предназначенную
для сбора пословиц. В.И. Даль собрал 30 130 пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам 180 тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», – это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь-смерть», «Радость-горе», «Ум-глупость», «Правда-кривда», «Воля-неволя», «Стихия», «Вселенная» и другие.
СЛАЙД №15
А вот каковы некоторые пословицы «в неусечённом виде»:
«Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнётся»
«Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда».
«Собаку съел ,а хвостом подавился».
«Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее».
«Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя».
«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
«Губа не дура, язык не лопатка, знают, что горько, что сладко».
7. Сообщение ученика
Часть творческой жизни Даля – его произведения для детей.
Создавая книги для ребят разных возрастов, он придавал этой
работе очень большое значение.
Он учил маленьких читателей хорошему родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства.
Произведения Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Для самых маленьких детей он выпустил два сборника: «Первая первинка полуграмотной внучке. Сказки, песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке грамотейке с
неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры». Обе книжки были опубликованы в 1871 году и затем не раз переиздавались.
Замечательные сказки В.И.Даля: «Старик Годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лисица – лапотница», «Привередница».
8. Сообщение
СЛАЙД №16
Мечта Даля осуществилась, он «спустил свой корабль в воду» –-
довёл дело своей жизни до конца. В 1862 году Даль напечатал книгу
«Пословицы русского народа», а в 1868 году, за четыре года до смерти
закончил свой «Словарь». Михаил Матусовский написал о В.И. Дале и
его словаре такие строки:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растёт строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарём одним,
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
9. Работа в группах
Слайд №17.
«Слово состоит, подобно дереву, из веток и
корней…».
Вот, например, самое обычное слово – «дождь». Что о нём написано в словаре Даля?
(учащиеся читают по словарю).
ДОЖДЬ, ДОЖДИК, ДОЖЖ, ДОЗЖИК – вода в каплях или Струями из облаков
СИТНИЧЕК – самый мелкий дождь.
ЛИВЕНЬ – проливной, самый сильный.
КОСОХЛЁСТ,ПОДСТЁГА – косой дождь.
ГРОЗНЫЙ ДОЖДЬ – с грозою.
МОКРЫЕ ДОЖДИ – осенние.
ДРЯПНЯ, ЛЕПЕНЬ – снег с дождём.
СЕНОГНОЙ - дожди во время покоса.
МОРОСЬ, БУС – мельчайший дождь
КУПАЛЬНЫЙ ИЛИ ОКАТНЫЙ ДОЖДЬ – решето, через которое вода льётся дождём,
В банях и купальнях.
ДОЖДЕВОЙ – от дождя происшедший.
ДОЖДЕВИК – поганый гриб.
ДОЖДЕЙКА – кадка под кровельные, водосточные трубы.
ДОЗЖУХА – дождевая вода в каком-либо употреблении.
ДОЖДЕМЕР – снаряд, измеряющий количество падающего дождя.
И пословицы:
«Даст Бог дождь, уродится рожь»,
«Будет дождичек, будут грибки,
а будут грибки, будет и кузовок»,
«Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»,
«Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет».
Работа над словарём потребовала энциклопедических знаний. Даль знал много языков (12). Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский, читал и писал по-латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским. Башкирским и казахским.
СЛАЙД№18. «Словарь В.Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире, и почаще учиться у них добру».
10. Индивидуальная домашняя работа учащихся по словарю. (информация из словаря Даля).
Слайд№19.
(КАРТА СЛОВ)
ДОБРО – в вещественном значении – имущество или достаток.
«У них пропасть добра по сундукам», «Всякое добро прах».
В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. Противоположно худу и злу. «Добро делай, никого не бойся», «За добро злом не платят».
ДОБРЫЙ – о вещи – добротный, доброкачественный, хороший; о человеке – дельный, сведущий, умеющий, усердный, добро любящий, добро творящий, склонный к добру.
«Это добрый кузнец», «Он добрый служака», «Добрая слава дороже богатства», «Доброе дело само себя хвалит».
ИСТИНА – противоположность лжи; что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. «Благо во образе»(т.е. доступное понятие) есть истина, «Свет плоти- солнце, свет духа – истина».
Истинный – истину составляющий; правдивый, справедливый, неложный; верный, точный, прямой, подлинный, настоящий, искренний, непритворный.
РАЗУМ – духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий её и до цели, конца, особенно в приложении к делу. «Птице крылья, человеку разум», «Разум – душе во спасение, а Богу на славу»,. Разумный – одарённый разумом; в низшем значении рассудительный, толковый, здравомыслящий.
СОВЕСТЬ – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее состояние добра и зла: тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
«От человека утаишь, от совести (от БОГА) не утаишь», «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится», «Совесть беззуба, а с костьми сгложет».
Совестный или совестливый человек – добросовестный, честный, поступающий всегда по совести.
ЧЕЛОВЕК – каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесною речью. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всём согласуясь взаимно.
Человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образуют не род и не вид животного, а царство человека.
ЧЕСТЬ – внутреннее, нравственное достоинство человека, честность, благородство души и чистая совесть. «В чести, что в шерсти – тепло». Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Внешнее доказательство отличия; почёт, почесть, почтение, чествование, изъявленье уважения
Честный человек – прямой, правдивый, неуклонный по совести и долгу; надёжный в слове, кому во всём можно доверять.
Слово учителя.
Часть творческой жизни Даля – его произведения для детей. Создавая книги для ребят разных возрастов, он придавал этой работе
очень большое значение. ОН учил маленьких читателей хорошему
родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал
нравственные чувства. Эти книги были впервые изданы в1871 г. И получили большую известность.
Слайд №20 (титульные листы книг Даля)
На родине В.И. Даля в городе Луганске (Украина) в его честь названа улица. Здесь на улице Даля, дом 12, открыт музей писателя.
Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.
Даля.
Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил В.И. Даль.
Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где В.И.Даль прожил последние годы жизни. Сей час этот дом почти полностью занят Издательско-торговым центром «Марка» и лишь одна комната отдана Общественно – мемориальному музею В.И.Даля.
Слайд 21 (Портрет В.И. Даля). Читает учитель.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Всё ж пробиваются сквозь плиты.
Кто нынче скажет «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»-
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко достать со дна
Родные россыпи жемчужин…
Всеволод Рождественский.
Задание: Учащимся раздаются листы с кроссвордом, затем ответы выводятся на экран.
КРОССВОРД «ВЛАДИМИР ДАЛЬ».
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Утка в море, хвост на заборе.
2. Мостится мост без досок, без топора, без клина.
3. Что цветёт без алого цвету?
4. Вся дорожка обсыпана горошком.
5. По полу скок и по лавкам скок, сядет в уголок – не ворохнется.
6. Что растёт без кореньев?
7. сидят кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?
8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.
9. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц?
10. Один говорит: «Побежим, побежим». Это – вода. Другой говорит: «Постоим, постоим». Это берег. Третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся» что это?
11.Что выше лесу?
12. По сеням и так и сяк, а в избу никак.
Ответы на кроссворд:
1. Ковш.
2. Лёд.
3. Сосна.
4. Звёзды (на небе).
5. Веник.
6. Камень.
7. Три.
8. Гриб.
9.Одна.
10.Трава.
11.Солнышко.
12.Дверь.
Подведение итогов.
Что нового и интересного узнали?
О чём бы ещё хотели узнать?
Возможно, кто-то хочет сделать дополнения о В Дале.
(дети говорят о друзьях, товарищах, родных, об А.С. Пушкине и т.д.).
Домашнее задание.
Задание даётся по группам:
1-я группа – Готовит пересказ и анализ сказок В. Даля.
2-я группа – Готовит рисунки и иллюстрации к
произведениям писателя.
3-я группа – Готовит сочинения-миниатюры к
пословицам и поговоркам В. Даля.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Подведение итогов можно провести в период «Недели русского
языка». Лучшим знатокам и участникам вручаются призы.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014
|