Пивоварова Елена Владимировна,
высшая квалификационная категория,
учитель истории и обществознания МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Открытый урок истории в 5 классе

по теме «Древняя Греция»

 

Тема: «Древняя Греция».

Цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Древняя Греция».

Задачи:
1. Продолжить формирование представлений учащихся о Древней Греции.
2. Развивать регулятивные и общеучебные универсальные учебные действия: умения организовывать свою работу и работу группы, обобщать и воспроизводить, характеризовать изученные факты, события, терминологию, узнавать исторические личности, давать оценку их личностным качествам, определять их роль в истории, давать оценку собственным действиям на уроке, оценивать свою работу в группе, ответы одноклассников.
3. Воспитывать у учащихся на примере исторических событий такие личностные качества как смелость, патриотизм, целеустремлённость, толерантность; развивать коммуникативные учебные действия: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, работать в группе, брать на себя ответственность.
Оборудование: презентация к уроку по теме «Древняя Греция», раздаточный материал, выставка рисунков, карты: «Древняя Греция», «Завоевания Александра Македонского».

Тип урока: повторительно-обобщающий

I. Организация класса.
Учитель: «Класс, в фалангу, становись!». Сейчас каждая команда представится и назовёт своё название и девиз».
– Определим, кто сегодня на нашем уроке будет первым стратегом.
Учащиеся просматривают отрывок из художественного фильма « Битва при Гавгамеллах» , после просмотра отрывка, капитаны команд называют название битвы, указывают дату, показывают место сражения на карте. Тот капитан, который первый угадывает, объявляется первым стратегом. (команды рассаживаются).

II. Работа над темой урока
Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:
 – Сегодня на обобщающем уроке-игре по теме «Древняя Греция» у нас присутствуют гости.
– Назовите имена почётных гостей, помогающих нам сориентироваться в ходе истории «Отец истории» (Геродот).
–  Имена, каких александрийских учёных вы помните? (астроном – Аристарх Самосский, географ Эратосфен, математик – Евклид). Они нам помогут сегодня на уроке не сбиться с пути и правильно решить исторические задачи. А богиня Ника поможет одержать и не упустить победу.
Итак, муза истории – Клио – вас приглашает. Идёмте!

2. Знакомство с планом урока.
Этапы игры:
1. Разминка для команд. Отгадывание кроссворда
2. Конкурс капитанов.
3. Историческая путаница.
4. Блиц-турнир «Олимпийские игры и олимпийские боги».
5. Крылатые выражения.
6. Исторический зоосад.
3. Знакомство с правилами и критериями игры:
– Первой отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
– За правильный ответ команда получает 1 балл.
– За ответ на вопрос команды противника-1 балл.
– После каждого этапа команды обмениваются результатами ответов, осуществляют взаимопроверку и заносят результаты в листы самооценки.
– За устные ответы помощник учителя, который помогает контролировать и ход взаимопроверки, раздаёт фишки.
– В конце игры каждая команда подсчитывает полученное количество баллов и выявляется победитель. Приложение 1 (критерии оценивания).
4. Распределение ролей в команде.
А) капитан команды организует распределение ролей, назначает отвечающего на вопрос;
Б) взаимопроверка по образцу после каждого этапа (все члены команды)
В) фиксация ответов на задания (секретарь);
Г) подсчёт фишек.

5. Разминка команд. Отгадывание кроссворда, определение темы урока. Приложение 2. Кроссворд.
- Какого человека мы считаем культурным?

6. Взаимопроверка, подсчёт набранных баллов. Отвечает команда, набравшая большее количество баллов, а учитель показывает слайды презентации.     

7. Разминка капитанов:

7.1. Капитаны отгадывают название богинь – муз, предварительно дают определение понятию «муза»:
Задание: Соотнести название Музы и определить, чему она покровительствовала. Приложение 3.

7.2. «Морской бой».
– Учитель: Чтобы не подорваться на минах или не сесть на мель, нам поможет свет одного из чудес средиземноморья. Назовите его. (Фаросский маяк).
Задание: Назвать события по их датам (минам). Начинает морское сражение капитан, набравший большее количество фишек за предыдущее задание. Если событие названо верно, то корабль на мине не подорвался, если неверно, то капитан-стратег выбывает из игры, а его корабль - «потоплен».

7.3. Счёт лет в истории.
 – Назовите имя стратега, которого 15 раз выбирали на эту должность. (Перикл). Сосчитайте, сколько лет прошло от битвы при Херонее до избрания Перикла стратегом в первый раз. (105 лет до н.э.).
8. Взаимопроверка, подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист.
9. Историческая путаница. Задание: Найти и исправить ошибки. Приложение 4.
10. Взаимопроверка, подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист.
11. Блиц-турнир «Олимпийские игры и олимпийские боги».
 Дополнительные задания и вопросы:
– Сосчитайте, сколько лет, прошло от первых олимпийских игр до 2014 года.
– Расскажите миф о происхождении олимпийских игр.
– Какие виды состязаний входили в пятиборье?
– Как одним словом можно назвать всех олимпийских богов? (религия, язычество)
– Назовите имена российских олимпийских чемпионов 2014 года.
– Соотнесите изображения и названия олимпийских богов. Приложение 5.

 12. Подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист. Оглашение результатов.
13. Физминутка. Звучит греческая музыка. Учащиеся выполняют некоторые движения из греческого танца «Сиртаки». Затем учитель называет исторические понятия, если он называет называет верно их лексическое значение, то учащиеся стоят, если неверно, то садятся. Например:
Что такое орхестра? (Орхестра_- круглая площадка для выступления актёров).
Кто является авторами комедии «Птицы» (Аристофан), трагедии «Антигона» (Софокл) и т.д.

14. Крылатые выражения.
Задание: объяснить значение крылатых выражений:
1.«Нить Ариадны».
2. «Ахиллесова пята».
3. «Гордиев узел».
 4. «Яблоко раздора».
 5. «Со щитом или на щите».
 Ответы:
1. «Нить Ариадны» (путеводная нить, которую дочь царя Миноса Ариадна дала Тесею, чтобы он вышел из Лабиринта, убив Минотавра).
2. «Ахиллесова пята» («уязвимое место»; в детстве героя Ахиллеса мать, морская богиня Фетида, окунула в воды подземной реки в «царстве мёртвых», чтобы он стал неуязвимым, но при этом держала его за пятку, которая в воду не была опущена; это единственное место, попав в которое можно было убить героя, что, и произошло в Троянской войне).
3. «Гордиев узел» (в городе Гордии на дышле колесницы был завязан хитроумный узел; тот, кто его развяжет, станет владыкой мира; узнав об этом, Александр Македонский его разрубил и создал огромную империю).
4. «Яблоко раздора» (богиня ссор и раздоров Эрида подбросила на пир богов, куда её не пригласили, яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за которого три богини – Гера, Афина и Афродита поссорились; сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, пообещавшей ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, жены царя Менелая; из-за этого началась Троянская война).
5. «Со щитом или на щите» (напутствие спартанских женщин своим мужчинам, уходившим на войну; вернуться с честью живым, со щитом в руках, или погибнуть, сражаясь до конца и быть принесённым к месту погребения на щите с почестями).

15. Подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист. Оглашение результатов.
 16. Исторический зоосад:
–- В каких мифах греки изображали этих животных? ( бык, овца, конь, лев, пёс).
 Ответ:
–  Ясон пахал на быках, Ясон похитил золотое руно., минотавр. Циклоп Полифем пас овец.
–  Авгиевы конюшни, которые вычистил Геракл, троянский конь.
 - Геракл победил немейского льва.
–  Цербер – охраняет вход в подземное царство.

17. Подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист. Оглашение результатов.
 Рубрика «Это интересно».
Учитель : В одной античной басне рассказывается о том, как верховный Бог греческого пантеона, властелин Олимпа и людей, бог неба, громовержец и тучегонитель Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Явились все, не пришла только одна черепаха. На следующий день Зевс спросил черепаху, почему она не пришла к нему на пир.
Вопрос: Предположите, что ответила черепаха. Как развивались события дальше? Ответ: На вопрос Зевса черепаха ответила: «Свой дом – лучший дом». Рассердился на неё Зевс и наказал тем, что заставил черепаху всюду носить на себе свой собственный дом.

17. Вкусная минутка:
Ученица рассказывает о приготовлении греческого блюда, можно приготовить к уроку блюдо заранее и угостить ребят.

18. Рубрика «Это интересно». Капуста.
 В древней Греции этот овощ обрел широкое признание и необыкновенную популярность. Считается, что это растение – первый овощ, который встретился человеку. Выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, всегда перед боем считал необходимым накормить своих воинов именно этим овощем: видимо, он был уверен, что в этом секрет его побед.
 Интересно, что великий математик и философ Пифагор не только прославлял этот овощ, но, говорят, ещё и занимался его селекцией: недаром один из лучших сортов в древности называли именем Пифагора.
 В Древней Греции всерьез верили, что этот овощ всеми известными на земле «Семью благами»…И поэтому усиленно советовали принимать при различных заболеваниях. Ученые не без основания считают, что древние славяне получили эту культуру от греко-римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья.

Вопросы: Что это за растение? Назовите «Семь благ» на земле.
 Ответ: капуста.«Семь благ»: Латинское название этого растения в переводе означает «голова» .горячее, холодное, сухое, влажное, сладкое, острое, горькое.
«Памятник».
Произошло это в Древней Греции. Как-то изголодавшийся длинноухий осёл, самовольничая, аккуратно общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!».
Прошло лето, Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить огромный памятник ослу. И поставили.
 Вопрос: Предположите, за что греки поставили памятник ослу?
 Ответ: Осёл общипал часть кустов винограда. Как раз эти кусты и дали щедрый урожай. Так нерадивый осёл преподал виноградарю урок ухода за растением. Предание гласит, что расчувствовавшиеся греки некогда даже соорудили невольному первооткрывателю замечательного агротехнического приёма весьма внушительный памятник.

19. Подсчёт набранных фишек, занесение количества баллов в оценочный лист. Оглашение результатов.

III. Итог урока. Учитель: «Класс, в фалангу, становись!».
Оглашается победитель игры, увенчивается лавровым листом.
Учащиеся делятся мнениями, что получилось, а что не получилось на уроке.

Литература: Учебник истории древнего мира/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М.: Просвещение 2001.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1. Критерии оценки.docx
Приложение 2. Кроссворд.docx
Приложение 3. Музы и даты.docx
Приложение 4. Историческая путаница.docx
Приложение 5. Боги Древней Греции.docx

Рабочая программа по «Истории древнего мира» в 5 классе.docx

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru