![]() |
Плетенчук Светлана Николаевна,
|
Открытое занятие в детском саду «Удивительный мир открыток»
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят больше материальные ценности. Мы педагоги призваны внести свой вклад в развитие, воспитания у дошкольников культурно-нравственных качеств. Так как вне деятельности ребенок не развивается, для этого необходимо поставить главную задачу – создавать условия, воспитательные ситуации и способы деятельности, чтобы каждый ребенок мог успешно осваивать доступный ему опыт (интеллектуальной, эмоциональной, трудовой, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Не привыкайте к чудесам Вадим Шефнер Задачи: Образовательные – формировать представления о музеях, коллекциях. Развивающие – развивать интерес к познанию истории создания открытки. Совершенствовать умения в художественно-творческой деятельности, продолжать развивать речь как средство общения, словарный запас, развитие восприятие окружающего мира, эстетических чувств и представлений детей. Анализировать рассказ, учить формировать свои мысли, выражать чувства. Воспитательные – воспитывать внимание, мышление, устойчивый интерес к выставке, дружеские отношения в игре. Материал и оборудование: оформление мини-музея, коллекции и наборы открыток. Презентация: «Удивительный мир открытки». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Мы идем в музей».(билеты, монеты, касса, бейджики, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Предварительная работа: Беседа, рассматривание набора открыток (музеи России, коллекции парков, фонтанов, животных…). Изготовление с детьми афиши, билеты в музей, монеты. Чтение загадок, историй, рассказов о музеях и коллекциях. Словарная работа: музей, выставочный зал, коллекция, стенд, афиша, контролер, экскурсовод. Вводная часть: Вопросы: Воспитатель знакомит, что сегодня экскурсоводом будет она, но ей нужны сотрудники: контролер, кассир (дети считалкой выбирают, кто будет выполнять эти роли). Затем детям предлагается взять монеты в сумме соответствующие цене билета на афише. Дети спускаются в музыкальный зал, где оформлен мини-музей. В мини-музее детей встречает экскурсовод. После приобретения билетов дети проходят в «выставочный зал». Воспитатель-экскурсовод: История создания открытки уходит далеко в прошлое, о чем я вам расскажу позже, а сейчас рассмотрите внимательно какие у нас разные открытки по назначению (именные, поздравительные, пригласительные, с датами…). Пройдём к следующей экспозиции. Здесь мы видим наборы открыток разного жанра – это истории фонтанов, заповедников, насекомых и животных… На следующем стенде открытки - «сюрпризы» с шутками, сюрпризами, стихами. Откуда и как появилась открытка, в чем ее назначение? Об этом мы узнаем в нашем видеозале. Просмотр мультимедийной презентации. В России история создания открытки началась позднее. В 1872 году появились первые открытые письма. Вначале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес, и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Они не были иллюстрированы и выполнялись на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений. Некоторые историки считают, что создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Николаевич Каразин. Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки и прекрасные ангелы. По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. Для увеличения – щелчок по снимкам
Посмотреть презентацию «Удивительный мир открыток» (pptx 4,95 Мб) По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, т.к. практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир. Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках «отсутствует конкретный автор», возможно, это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток, несомненно, более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение, да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором. Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично, до сих пор пользуются большим спросом, ценятся и хранятся дольше. На Западе существует наука, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. Воспитатель-экскурсовод: – Сегодня в нашем музее открыта мастерская, где наши посетители могут создать открытку. Всех желающих сделать открытку своими руками я приглашаю пройти в мастерскую. Продуктивная деятельность детей - изготовление открытки. Самостоятельная работа детей. Воспитатель-экскурсовод: Проводится игра: Результат: Используемая литература: 1. Комплексно-тематическое планирование по программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа, 137 с. Бол-форм.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014 |
|