Плетенчук Светлана Николаевна,
первая квалификационная категория,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара

 

 

 

 

Открытое занятие в детском саду

«Удивительный мир открыток»

 

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят больше материальные ценности.

Мы педагоги призваны внести свой вклад в развитие, воспитания у дошкольников культурно-нравственных качеств.

Так как вне деятельности ребенок не развивается, для этого необходимо поставить главную задачу – создавать условия, воспитательные ситуации и способы деятельности, чтобы каждый ребенок мог успешно осваивать доступный ему опыт (интеллектуальной, эмоциональной, трудовой, изобразительной, музыкальной, театрализованной).

Не привыкайте к чудесам
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам!
Глазами к ним тянитесь
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за часом час
Впадайте в удивленье.
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!

Вадим Шефнер

Задачи:

Образовательные – формировать представления о музеях, коллекциях.
Формировать основы эстетического вкуса и способности оценивать.

Развивающие – развивать интерес к познанию истории создания открытки. Совершенствовать умения в художественно-творческой деятельности, продолжать развивать речь как средство общения, словарный запас, развитие восприятие окружающего мира, эстетических чувств и представлений детей. Анализировать  рассказ, учить формировать свои мысли, выражать чувства.

Воспитательные – воспитывать внимание, мышление, устойчивый интерес к выставке, дружеские отношения в игре.

Материал и оборудование: оформление мини-музея, коллекции и наборы открыток. Презентация: «Удивительный мир открытки». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Мы идем в музей».(билеты, монеты, касса, бейджики, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа: Беседа, рассматривание набора открыток (музеи России, коллекции парков, фонтанов, животных…). Изготовление с детьми афиши, билеты в музей,  монеты. Чтение загадок, историй, рассказов о музеях и коллекциях.

Словарная работа: музей, выставочный зал, коллекция, стенд, афиша, контролер, экскурсовод.

Вводная часть:
Воспитатель с детьми рассматривают афишу (приглашение в музей).

Вопросы:
Какие правила поведения должны соблюдать посетители  в музее? (ответы детей)
Как зайти в музей, что для этого нужно? (ответы детей)
Назовите профессии сотрудников музея. (ответы детей)

Воспитатель знакомит, что сегодня экскурсоводом будет она, но ей нужны сотрудники: контролер, кассир (дети считалкой выбирают, кто будет выполнять эти роли). Затем детям предлагается взять монеты в сумме соответствующие цене билета на афише. Дети спускаются в музыкальный зал, где оформлен мини-музей. В мини-музее детей встречает экскурсовод. После приобретения билетов дети проходят в «выставочный зал».

Ход образовательной  деятельности:

Воспитатель-экскурсовод:
Добрый день!
Сегодня в нашем музее удивительная экспозиция выставка коллекции открыток. Я приглашаю Вас к просмотру выставочных стендов. Здесь собраны открытки 20-21 века.

История создания открытки уходит далеко в прошлое, о чем я вам расскажу позже, а сейчас рассмотрите внимательно какие у нас разные открытки  по назначению (именные, поздравительные, пригласительные, с датами…). Пройдём к следующей экспозиции.  Здесь мы видим наборы открыток разного жанра – это истории фонтанов, заповедников, насекомых и животных… На следующем стенде открытки - «сюрпризы» с шутками, сюрпризами, стихами. Откуда и как появилась открытка, в чем ее назначение? Об этом мы узнаем в нашем видеозале.

Просмотр мультимедийной презентации.
(Рассказывание воспитателя свободное по тексту.)
 
Что такое открытка? Открытое письмо, не вложенное в конверт, с маркой на обратной стороне. Придумали открытки  во время войны во Франции и Пруссии в 1870 году. Зачем? Чтобы люди не писали того, чего не следует. Такие письма не нужно было вскрывать, чтобы проверить, о чем пишут.  А потом к открыткам так привыкли, что стали украшать их и слать друг другу по праздникам. Русские открытки традиционно печатали в Германии по заказу крупных книжных лавок. И каких открыток только не придумывали: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн». Жизнь в 19-20 веках невозможно вообразить без открыток.  Купить их можно было всюду в писчебумажных  и табачных лавках, на вокзалах, в храмах и музеях. Открытками украшали дом, их коллекционировали.  Для коллекционеров выходили роскошные альбомы и специальные журналы. И вдруг всему пришел конец. Кончился мир с Германией – и вместе с ним кончились «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». История открыток в России прервалась на долгие годы.

В России история создания открытки началась позднее. В 1872 году появились первые открытые письма.  Вначале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес, и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Они не были иллюстрированы и выполнялись на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений. Некоторые историки считают, что создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Николаевич Каразин. Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки и прекрасные ангелы. По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году.

Для увеличения – щелчок по снимкам

Посмотреть презентацию «Удивительный мир открыток» (pptx 4,95 Мб)

По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, т.к. практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир.

Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках «отсутствует конкретный автор», возможно, это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток, несомненно, более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение, да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором. Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично, до сих пор пользуются большим спросом, ценятся и хранятся дольше.

На Западе существует наука, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Воспитатель-экскурсовод: – Сегодня в нашем музее открыта мастерская, где наши посетители могут  создать открытку. Всех желающих сделать открытку своими руками я приглашаю  пройти в мастерскую.

Продуктивная деятельность детей - изготовление открытки.
На столах приготовлены шаблоны разных элементов (цветы, сердечки, бантики, различные животные и т.д.) для свободного выбора.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель-экскурсовод:
– В заключение нашей экскурсии встанем вместе в круг, и пожелаем друг другу самое доброе.

Проводится игра:
«Я желаю…
»  (дети по кругу передают друг другу открытку с пожеланием).
На память от сотрудников музея  дарится детям 12 серия мультфильма «Ну, погоди» – «Музей» ( с целью общего обсуждения правил и норм поведения героев).

Результат:
– дети проявляют устойчивый интерес;
– умеют поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
– соблюдают нормы и правила поведения;
– создают композицию открытки, используя усвоенные  приемы и способы;
– игровые взаимодействия сопровождают речью.

Используемая литература:

1. Комплексно-тематическое планирование по программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа, 137 с.  Бол-форм.
2.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, Москва: Вако, 2006.
3. «Правдивая история Деда Мороза» Жвалевский А., Пастернак Е.М.: Лабиринт Пресс 2010 – 128 с.: ил.
4. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru
5. Интернет-ресурсы: http://pochemu4ka.ru

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru