Литературное чтение
3 класс
УМК «Гармония»
Тема: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»
Цели урока:
образовательная: формирование у обучающихся активной читательской позиции, формирование собственного суждения и высказывания по теме, формирование умения определять жанр и тему литературного произведения;
воспитательная: формирование умения общаться через работу, умения слушать и оценивать ответы одноклассников;
развивающая: создание условий для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.
Тип и вид урока: комбинированный, открытый
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование для урока: учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.
1. Актуализация знаний.
Презентация Стальное колечко (pptx 5 Мб)
Слайд №1
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.
– Прочитайте слова на экране:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».
К.Г. Паустовский
– Кто их автор?
Слайд №2
– По иллюстрации вспомните название произведения и его автора.
Слайд №3
– Назовите тему урока.
– Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Слайд №4
Цель:
– расширить знания о жизни и творчестве К.Г.Паустовского,
– определить жанр произведения.
– Проговорите ещё раз эту цель себе в ладошки, расскажите соседу.
– Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
Слайды № 5-10
– Начнём работу над первой частью цели урока.
– Биография К.Г.Паустовского.
– Что нового узнали о К.Г.Паустовском?
– Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
– К какому жанру вы отнесёте произведение К.Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
– В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
– Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
- Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
2. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
– Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
3. Решение учебной задачи.
– Дома вы были в роли читателей.
– Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
– Проверим. Ответьте на мои вопросы.
Слайд № 11
1. Где жила Варюшка с дедом? (в деревушке Моховое)
2. Как звали деда? (дед Кузьма)
3. Куда Варюшка пошла за махоркой? (в село Переборы)
4. Кто такой Сидор? (старый воробей)
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах? (с бойцами)
6. Какой подарок она получила? (стальное колечко)
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
– Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
– Как называется начало в рассказе? (вступление)
– Как называется начало в сказке? (зачин)
Слайд № 12
Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко».
– Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
– Какое это произведение - сказка или рассказ? (сказка)
– Сегодня встретятся 4 команды друзей – товарищей. Команды выберите капитана. Представьтесь команды.
Капитан 1 команды __________________
Капитан 2 команды __________________
Капитан 3 команды __________________
Капитан 4 команды __________________
Задания будут для каждой команды. За каждый ответ вы получите жетон. Если ответ прекрасный - ты жетон получишь красный. Если ответ похуже – желтый цвет тобой заслужен. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа переходит другой команде. В конце урока подведем общий итог, какая команда справилась со всеми заданиями. Ответы будут оценивать капитаны команд.
– На столе задания на листочках. Прошу всех прочитать задания и подготовиться к ответу.
Задания будете выполнять по порядку. Вы должны за 5 минут подготовить задание.
1 задание. Чтение по ролям.
Слайды № 13-18
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов «На платформе сидели два бойца…»)
Прочитайте эту часть текста по ролям.
Оцените ответ команды.
Для всех.
– Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
– Предмет – колечко – простое или волшебное?
– Посмотрите на правую ладонь.
– Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
– Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
– Называем палец и соответствующее чудо.
- Средний - здоровье
- Безымянный - большущая радость
- Указательный - увидишь весь мир (белый свет)
– Про какой палец забыл сказать боец? (мизинец)
2 задание. Рассказать
Слайды № 19-22
– Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?
Оцените ответ команды.
3 задание. Зачитать.
Слайды № 23-26
Как же Варюше все-таки удалось найти стальное колечко? Зачитайте этот эпизод (стр. 156 со слов «Варюша нашла в лесу…»).
На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
Оцените ответ команды.
4 задание. Рассказать. Зачитать.
Слайды № 27-28
Почему же Варюша не захотела покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»? Зачитайте слова деда Кузьмы о земле (стр. 159).
Оцените ответ команды.
Это заключение, как в рассказе? или концовка, как в сказке? (как в сказке)
- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.
Сегодня все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями.
4. Рефлексия.
– Подведём итог нашей работы.
– Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
– Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
Слайд № 29
– Ребята, а всё- таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
– Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
5. Строки слов.
Слайд № 30
– Послушайте строки слов.
Жизнь прекрасна.
Не проживи ёе зря.
Постарайся оставить след на земле.
Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.
– Как вы понимаете смысл этих строк?
– Смогла ли Варюша увидеть прекрасное в самом обыкновенном?
– А вы?
– Значит мы потратили время не зря.
– Ребята, любите своих близких и родных, как это делала Варя. И помните всегда о своей малой родине.
Еще хочу подарить вам этот солнечный теплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку. (На лепестках ромашки ученики ставят значки +, – )
6. Домашнее задание: К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Диафильм «Стальное колечко» (презентация) и одноимённый мультфильм можно найти
в Интернете на сайте http://bayun.ru/dia/Stalnoe_kolechko.html
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014
|