Попова Вера Николаевна,

учитель  начальных классов МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

Литературное чтение

3 класс

УМК «Гармония»

 

Тема: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Цели урока:
образовательная: формирование у обучающихся активной читательской позиции, формирование собственного суждения и высказывания по теме, формирование умения определять жанр и тему литературного произведения;
воспитательная: формирование умения общаться через работу, умения слушать и оценивать ответы одноклассников;
развивающая: создание условий для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Тип и вид урока: комбинированный, открытый

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование для урока: учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.

1. Актуализация знаний.

Презентация Стальное колечко (pptx 5 Мб)

Слайд №1
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.
– Прочитайте слова на экране:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».
К.Г. Паустовский

– Кто их автор?

Слайд №2
– По иллюстрации вспомните название произведения и его автора.

Слайд №3
– Назовите тему урока.
– Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Слайд №4
Цель:
– расширить знания о жизни и творчестве К.Г.Паустовского,
– определить жанр произведения.

– Проговорите ещё раз эту цель себе в ладошки, расскажите соседу.
– Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

Слайды № 5-10
– Начнём работу над первой частью цели урока.
– Биография К.Г.Паустовского.
– Что нового узнали о К.Г.Паустовском?
– Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
– К какому жанру вы отнесёте произведение К.Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
– В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
– Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
  • Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
– Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

3. Решение учебной задачи.
– Дома вы были в роли читателей.
– Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
– Проверим. Ответьте на мои вопросы.

Слайд № 11
1. Где жила Варюшка с дедом? (в деревушке Моховое)
2. Как звали деда? (дед Кузьма)
3. Куда Варюшка пошла за махоркой? (в село Переборы)
4. Кто такой Сидор? (старый воробей)
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах? (с бойцами)
6. Какой подарок она получила? (стальное колечко)
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

– Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
– Как называется начало в рассказе? (вступление)
– Как называется начало в сказке? (зачин)

Слайд № 12
Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко».
– Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
– Какое это произведение - сказка или рассказ? (сказка)
– Сегодня встретятся 4 команды друзей – товарищей. Команды выберите капитана. Представьтесь команды.

Капитан 1 команды __________________
Капитан 2 команды __________________
Капитан 3 команды __________________
Капитан 4 команды __________________

Задания будут для каждой команды. За каждый ответ вы получите жетон. Если ответ прекрасный - ты жетон получишь красный. Если ответ похуже – желтый цвет тобой заслужен. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа переходит другой команде. В конце урока подведем общий итог, какая команда справилась со всеми заданиями. Ответы будут оценивать капитаны команд.

– На столе задания на листочках. Прошу всех прочитать задания и подготовиться к ответу.
Задания будете выполнять по порядку. Вы должны за 5 минут подготовить задание.

1 задание. Чтение по ролям.

Слайды № 13-18
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов «На платформе сидели два бойца…»)
Прочитайте эту часть текста по ролям.
Оцените ответ команды.

Для всех.
– Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
– Предмет – колечко – простое или волшебное?
– Посмотрите на правую ладонь.
– Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
– Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
– Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний - здоровье
  • Безымянный - большущая радость
  • Указательный - увидишь весь мир (белый свет)

– Про какой палец забыл сказать боец? (мизинец)

2 задание. Рассказать

Слайды № 19-22
– Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?
Оцените ответ команды.

3 задание. Зачитать.


 Слайды № 23-26
Как же Варюше все-таки удалось найти стальное колечко? Зачитайте этот эпизод (стр. 156 со слов «Варюша нашла в лесу…»).
На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
Оцените ответ команды.

4 задание. Рассказать. Зачитать.

 Слайды № 27-28
Почему же Варюша не захотела покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»? Зачитайте слова деда Кузьмы о земле (стр. 159).
Оцените ответ команды.

Это заключение, как в рассказе? или концовка, как в сказке? (как в сказке)
- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.
Сегодня все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями.

4. Рефлексия.
– Подведём итог нашей работы.
– Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
– Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

 Слайд № 29
– Ребята, а всё- таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
– Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

5. Строки слов.

 Слайд № 30
– Послушайте строки слов.

Жизнь прекрасна.
Не проживи ёе зря.
Постарайся оставить след на земле.
Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.

– Как вы понимаете смысл этих строк?
– Смогла ли Варюша увидеть прекрасное в самом обыкновенном?
– А вы?
– Значит мы потратили время не зря.
– Ребята, любите своих близких и родных, как это делала Варя. И помните всегда о своей малой родине.
Еще хочу подарить вам этот солнечный теплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку. (На лепестках ромашки ученики ставят значки +, – )

6. Домашнее задание: К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Диафильм «Стальное колечко» (презентация) и одноимённый мультфильм можно найти
в Интернете на сайте
http://bayun.ru/dia/Stalnoe_kolechko.html

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru