Пуховская Наталья Алексеевна,

учитель истории и обществознания  
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа–интернат»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

Урок истории в 6 классе

 

Тема: Путешествие в средневековый город

Тип урока: повторительно–обобщающий.

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний обучающихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной Европе».

Задачи урока:
Образовательные:
– продолжить изучение средневековых городов;
систематизировать полученные обучающимися знания;
проверить уровень усвоения программного материала по разделу.
Развивающие:
– развивать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: давать определения, сравнивать понятия, выделить их признаки, находить сходства и различия; уметь организовывать свою работу и работу в паре, группе; проводить проверку, взаимопроверку, самооценку и оценку ответов товарищей;                                      
– продолжить формирование навыков работы с документами и исторической картой.

Воспитательные:
– развивать коммуникативные универсальные учебные действия: планирование
сотрудничества при работе в группе, построение речевых высказываний, приведение доказательств  правильности своей точки зрения, толерантность к мнению других, лидерство и ответственность перед своей группой.

Оборудование: Карта путешествия, карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI–ХIV веках», тесты, исторические документы, листы для самооценки (претензия на оценку), понятия, кроссворд.

Виды работы:
– индивидуальная (самостоятельная);
– работа в парах;
– групповая.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя (организационный момент)
(ознакомление с темой урока, его целями и задачами; знакомство обучающихся с условиями игры: правильность выполнения заданий; время выполнения заданий каждого этапа; дисциплина, организованность членов команды во время игры; знакомство с условиями оценивания работы (претензия на оценку). 

Претензия на оценку

31–28 баллов – 5.
27–21 балл – 4.
20–14 баллов – 3

Первые четыре этапа работы оцениваются обучающимися самостоятельно, в последнем осуществляется взаимопроверка и оценка.

2. Проведение игры
1 этап «Разгадай кроссворд» (работа в парах).

По горизонтали:
1.Наиболее известная ярмарка на северо–востоке Франции (Шампань).
3. Человек, который «вышел» из ростовщиков и менял (банкир).
5. То, что производил ремесленник на продажу (товар).
6. Помощник мастера (ученик).
8. Глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина).

По вертикали:
2. Города, освободившиеся от власти сеньора во Франции (коммуна).
4. Человек, живущий за счет денежных процентов (ростовщик).
7. Здание городского совета (ратуша).
9. Союз мастеров – ремесленников одной специальности (цех).

2 этап «Найди на карте» (работа в группах).
– Отметьте города, через которые проходили сухопутные и морские торговые пути (не менее двух).                                                                                                                                     
– Отметьте крупные торгово–ремесленные города (не менее четырёх).                               
– Отметьте крупные ярмарки и торги (не менее трёх). 

3 этап физ. минутка «Сформулируй понятия» (работа в группах).

Учитель: Я раздаю вам понятия, но они перепутались. Ваша задача, соединить понятие с его
определением. Оценивается быстрота и правильность.

Гильдия – союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.
Устав – правила, обязательные для всех членов цеха.
Банкир – человек, который "вышел" из ростовщиков и менял.
Товар – то, что ремесленник производил на продажу.
Цех – союз мастеров–ремесленников одной специальности.
Ратуша – здание городского совета.

4 этап «Проанализируй документ» (работа в группах).

Лан – город на северо–востоке Франции – был богат и многолюден. В дни больших церковных праздников его улицы заполняет нарядная толпа, а во главе праздничной процессии шёл сам епископ – важное лицо в католической церкви. Епископам уже много лет принадлежала власть над городом… В 1106 г. в Лан прибыл новый епископ – Годри. В годы его жестокого правления всё, что прежде так тяготило горожан, – стало невыносимым.
…На мосту через небольшую речку молодой крестьянин увидел человека не занятого, казалось, ничем, кроме созерцания неторопливого течения воды. Поколебавшись минуту, парень ступил на мост, собираясь заговорить с незнакомцем. Но не успел он сделать и пяти шагов, как тот обратился к нему сам:
– Эй, стой! По этому мосту нельзя пройти безнаказанно.
– Я что-то не понял тебя, добрый человек,
– ответил крестьянин, остановившись, как вкопанный.
– О чём это ты?
– Сразу видно, что ты не здешний, – улыбнулся незнакомец.
– Ты должен уплатить пошлину, которую святые отцы церкви св. Винцента получают с каждого проходящего по этому мосту. Это важное дело они поручили мне. Меня зовут Тьего, я крепостной этой церкви. А крепостные, как известно, делают то, что им приказано…

(Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся/Сост. Н.И.Запорожец; под. ред. А.А.Сванидзе. – М., 1986. С.84–85).

– О каком событии рассказано в тексте?
5 этап «Выполни тест» (самостоятельно).

1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:

а)  успехи в хозяйстве;
б)  отделение ремесла от сельского хозяйства;
в)  правильно только б ;
г)  правильно а и б.

2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:
а)  монополия;
б)  коммуна;
в)  фортуна.

3. Орган управления городом, избираемый горожанами
а)  совет народных депутатов;
б)  ратуша;
в)  городской совет;
г)  совет ремесленников.

4. Что такое цех?
а) место добычи сырья;
б) место обработки сырья;
в) союз ремесленников одной специальности.

5. Кто являлся хозяином мастерской?
а)  цех;
б)  цеховой старшина;
в)  мастер.

6. Что такое гильдия?
а)  союз старшин;
б)  союз купцов;
в)  союз правителей.

7. Название управления городов, жители которых победили сеньора
а)  самоопределение;
б)  самовыражение;
в) самоуправление.

8. Глава городского совета в Англии и Франции
а)  мэр;
б)  пэр;
в)  сэр;
г)  райтман;
д)  верно а и б.

9. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха
а)  устав;
б)  программа;
в)  приказ;
г)  уложение.

10. Что такое банк?
а)  хранилище больших сумм денег;
б)  место работы менял;
в)  место торговли купцов.

11. Что называется товаром?
а)  вещь, изготовленная на продажу;
б)  вещь, изготовленная для собственного пользования;
в)  вещь, которая изготовленная для подарка.

12. Что такое ярмарка?
а)  большая площадь;
б)  ежегодный торг;
в)  место сбора налогов.

Ключ к тесту

3. Подведение итогов урока
Подсчёт набранных баллов, занесение количества баллов в претензию на оценку. Оглашение результатов. Выставление оценок.       
                                                                      
4. Домашнее задание
Написать короткое историческое сочинение на тему «Средневековый город в моем представлении» и нарисовать рисунок этого города.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru