Урок русского языка в 4 классе
УМК «Гармония»
Тема урока: Правильные действия – правильная буква
Цели урока:
- умение распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания;
- умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, пользуясь алгоритмом;
- умение проверять написание безударного личного окончания глаголов;
- умение работать в группе, в паре.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Девиз нашего урока: слушать и слышать.
Прочитайте тему урока. Определите цели нашего урока. (Слайды 1, 2).
Презентация «Правильные действия – правильная буква» (PPT 474 Кб)
2. Актуализация знаний.
- Для успешной работы надо вспомнить все, что вы знаете о глаголах. Работать будете в группах.
- Для этого повторим правила работы в группе:
- понять задание и подумать о решении самостоятельно;
- выслушать мнение каждого;
- найти общее решение;
- выбрать выступающего.
Работа в группах. Каждая группа получает листок с заданием.
1 группа:
- Напишите вопросы глаголов настоящего времени, прошедшего и будущего. Оформите в виде схемы.
- Окончания глаголов какого времени называются личными? А какого времени - родовыми? Почему?
2 группа: Как определить спряжение глаголов?
3 группа: Какие окончания пишутся в глаголах 1-го спряжения?
4 группа: Какие окончания пишутся в глаголах 2-го спряжения?
5 группа:
- Что надо помнить о глаголах-исключениях?
- Напишите глаголы-исключения.
Время работы в группах 5 минут.
Проверка. (Ответы избранных от каждой группой учеников).
1 группа. Слайды 3-4
2 группа. Слайд 5.
3 группа. Слайд 6.
4 группа. Слайд 7.
5 группа. Слайд 8.
- Кто возражает? Кто хочет дополнить ответ?
- Зачем нужно знать личные окончания глаголов каждого спряжения?
4. Проблемная ситуация. Учебник с.36.
- Вместе с вами грамотно писать по-русски учится мальчик-иностранец Том. Он выучил 11 глаголов, только не понял, почему они называются исключениями? Кто ответит Тому, почему 11 глаголов, называются исключениями?
(По законам 2 спряжения стали писать не только глаголы на -ить, но и ещё 11 глаголов: 4 – на
-ать и 7 - на -еть. Эти глаголы нарушают принятые правила деления на спряжения. Поэтому эти глаголы назвали глаголами-исключениями).
- Кто не согласен? Докажите.
Работа в парах. Тетрадь с. 41 № 425.
- Том попробовал по памяти записать глаголы-исключения. Проверьте его запись. Над правильными глаголами ставьте +, а другие зачеркивайте. Добавьте те глаголы, которые следовало написать.
- Какие глаголы Том пропустил, какие перепутал?
- Правильные глаголы: держать, дышать, терпеть, видеть, ненавидеть.
- Нужно добавить: гнать, слышать, смотреть, обидеть, зависеть, вертеть.
Проверка. Назовите правильные глаголы. Назовите ошибочные глаголы, укажите их спряжение (слушать - 1 , повернуть -1, глядеть -1, гонять -1, обижать -1).
Что вы посоветуете Тому?
Вывод: Советуем Тому выучить глаголы-исключения. Надо знать, какие глаголы –исключения относятся ко 2-ому спряжению, и в этих глаголах писать правильное окончание.
6 Работа в парах. Учебник. № 426.
Цель: Наблюдение за окончаниями глаголов-исключений, сделать вывод.
- А вы можете написать глаголы-исключения, не потеряв их и не спутав?
- Напишите все глаголы-исключения в столбик: сначала 4 - на -ать, затем 7 -на -еть.
Затем запишите глаголы на -ать в форме 1-го лица множественного числа, а на -еть в форме 3-го лица множественного числа. Какие местоимения вам помогут?
У глаголов в этих формах выделите окончания.
(написать на доске): мы -1-ое лицо, мн. число;
они – 3-е лицо, мн. число.
- О чем надо помнить при написании окончаний глаголов-исключений? (Окончания глаголов-исключений пишутся как окончания глаголов 2 спряжения)
Гнать – гоним
Держать – держим
Дышать – дышим
Слышать – слышим
Смотреть – смотрят
Видеть – видят
Ненавидеть – ненавидят
Обидеть – обидят
Терпеть – терпят
Зависеть – зависят
Вертеть – вертят
Проверка. (Слайд 9). Сделайте отметку в листах успеха: Знаю глаголы-исключения.
7. Физминутка для глаз (с карандашом).
- Смотреть на карандаш, держа его в вытянутой руке перед собой.
- Поднять руку вверх, медленно переместить влево, опустить вниз, вправо, вверх.
- Выполнить упражнение в обратном направлении.
- Продолжая смотреть на карандаш, приблизить его к лицу, выпрямить руку.
- Посмотреть на стену перед собой и вновь на карандаш.
- Повторить упражнение, взяв карандаш в другую руку.
8. Работа в тетради, с.42, № 430.
Цель: проверить умение действовать по алгоритму «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола»
- Для выполнения следующего задания вспомните алгоритм (чтение хором – алгоритм на доске).
- Найдите все ошибки, которые сделал Том. (Работа в парах. Проверка).
- Сколько ошибок вы нашли? Прочитайте глаголы (находют, чистют, поставют, терпют.
- В чем причина ошибок? ( Том неправильно определил спряжение глаголов и поэтому написал неправильные окончания)
- Давайте исправим ошибки Тома.
- В таблице запишите эти глаголы правильно. (Работа по таблице с проговариванием).
-Что вы посоветуете любому ученику как не допускать ошибки в написании личных окончаний глаголов? (Работать по алгоритму.
9. Работа с учебником. Учебник с.38 № 431.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы их понимаете? То, о чем говорится в первой пословице, с вами бывало?
- Найдите глаголы. Назовите их (водит, ходит, поможет, выручит, узнаешь, станешь).
- Какие орфографические задачи нужно решить? (выбрать букву в безударном окончании)
- Как это сделать? Какие действия нужно выполнить? (алгоритм)
- Повторить алгоритм в парах.
Самооценка в листах успеха.
Работа в таблице. Определить лицо и число глаголов. 1-2 глагола проговорить.
- Кто может сам? Разрешаю. Остальные работают в парах.
Проверка: цепочкой. Назвать окончания, лицо и число глаголов.
Водит – 3-е лицо, ед.ч, ходит – 3-е л., ед.ч., поможет – 3-е л., ед.ч, узнаешь – 2-е л., ед.ч., станешь – 2-е л., ед.ч.
- Над каким умением работали?
Вывод: чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, нужно знать алгоритм и последовательно выполнять шаги.
10. Самостоятельная работа по карточкам.
- Поработайте самостоятельно по вариантам.
Задание: пользуясь алгоритмом, нужно правильно написать безударные окончания глаголов (в таблице).
1 вариант:
(мы) верт.м
(ты) дума.шь
(вы) дыш.т.
(он) точ.т
2 вариант:
(он) вод.т
(ты) гон.ш.
(вы) дума.т.
(мы) реж.м
Дополнительное задание: смож.ш., вид.м, убега.т, чита.т.
Проверка. Слайд 11.
Дополнительное задание: -ешь, -им, - ет, ете
Работа с листами успеха.
11. Рефлексия. Слайд 12.
- Посмотрите цели нашего урока. Сравните их со своим результатом по листу успеха. У кого результаты стали лучше? Поднимите руки.
- Кому еще надо поработать? Над чем надо поработать?
12. Домашнее задание:Выучить глаголы-исключения.
- Всем спасибо за сотрудничество!
Приложения:
1. Презентация к уроку.
2. Алгоритм «Как не ошибиться в написании безударного личного окончания глаголов».
Выдели безударное личное окончание глагола;
проставь вопрос к глаголу;
поставь глагол в неопределенную форму;
реши, на что оканчивается неопределенная форма и не является ли глагол исключением;
определи спряжение;
определи лицо и число глагола;
выбери букву и напиши личное окончание глагола.
3. Таблица

4. Лист успеха по русскому языку ученика (цы)____________________________
по теме: «Безударные личные окончания глаголов. Глаголы-исключения»

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014 |