Сутлина Зинаида Егоровна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории
МКОУ «Байкитская средняя  общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Гармония»

Тема урока: Правильные действия – правильная буква

Цели урока:
- умение распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания;
- умение  правильно писать безударные личные окончания глаголов, пользуясь алгоритмом;
- умение проверять написание  безударного личного окончания глаголов;
- умение работать в группе, в паре.

Ход урока.

1. Организационный момент.
-  Девиз нашего урока: слушать и слышать.
Прочитайте тему урока.  Определите цели нашего урока. (Слайды 1, 2).

Презентация «Правильные действия – правильная буква» (PPT 474 Кб)


2. Актуализация знаний.
- Для успешной работы надо вспомнить все, что вы знаете о глаголах. Работать будете в группах.
- Для этого повторим правила работы в группе:
- понять задание и подумать о решении самостоятельно;
- выслушать мнение каждого;
- найти общее решение;
- выбрать выступающего.

Работа в группах.  Каждая группа получает листок с заданием.

1 группа:  
- Напишите вопросы глаголов настоящего времени, прошедшего и будущего.  Оформите в виде схемы.
- Окончания глаголов какого времени называются личными?  А какого времени -  родовыми? Почему?

2 группа: Как определить спряжение глаголов?
3 группа: Какие окончания пишутся в глаголах 1-го  спряжения?

4 группа: Какие окончания пишутся в глаголах 2-го спряжения?

5 группа:
- Что надо помнить о глаголах-исключениях?
- Напишите глаголы-исключения.

Время работы  в группах 5 минут.

Проверка. (Ответы избранных от каждой группой учеников).

1 группа. Слайды 3-4
2 группа. Слайд 5.
3 группа. Слайд 6.
4 группа. Слайд 7.
5 группа. Слайд 8.

-  Кто возражает? Кто хочет дополнить ответ?

- Зачем нужно знать личные окончания глаголов каждого спряжения?

4. Проблемная ситуация. Учебник с.36.
- Вместе с вами грамотно писать по-русски учится мальчик-иностранец Том. Он выучил 11 глаголов, только не понял, почему они называются исключениями? Кто ответит Тому, почему 11 глаголов, называются исключениями?

(По законам 2 спряжения стали писать не только глаголы на  -ить, но и ещё 11 глаголов: 4 – на 
-ать и 7 - на -еть. Эти глаголы нарушают принятые правила деления на спряжения.  Поэтому  эти глаголы назвали глаголами-исключениями).

 - Кто не согласен? Докажите.

Работа в парах. Тетрадь  с. 41 № 425.    
- Том попробовал по памяти записать глаголы-исключения. Проверьте его запись. Над правильными глаголами  ставьте  +, а другие зачеркивайте. Добавьте те глаголы, которые следовало написать.
- Какие глаголы Том пропустил, какие  перепутал?
- Правильные глаголы: держать, дышать, терпеть, видеть, ненавидеть.
- Нужно добавить:   гнать, слышать, смотреть, обидеть, зависеть, вертеть.

Проверка. Назовите правильные глаголы. Назовите ошибочные глаголы,  укажите их спряжение (слушать - 1 , повернуть -1, глядеть -1, гонять -1, обижать -1).

Что вы посоветуете Тому?

Вывод: Советуем Тому выучить глаголы-исключения.  Надо знать, какие глаголы –исключения относятся ко 2-ому спряжению, и в этих глаголах писать правильное окончание.

6 Работа в парах.  Учебник. № 426.
Цель: Наблюдение за окончаниями глаголов-исключений, сделать вывод.
- А вы можете написать глаголы-исключения, не потеряв их и не спутав?

- Напишите все глаголы-исключения в столбик: сначала 4 - на -ать, затем  7 -на -еть.
Затем запишите глаголы на  -ать в форме 1-го лица множественного числа, а на -еть  в форме 3-го лица множественного числа. Какие местоимения вам помогут?
У глаголов в этих формах выделите окончания.
(написать на доске): мы -1-ое лицо, мн. число;
                                     они – 3-е лицо, мн. число.

 - О чем надо помнить при написании окончаний глаголов-исключений? (Окончания глаголов-исключений пишутся  как окончания глаголов 2 спряжения)    

Гнать – гоним
Держать – держим
Дышать – дышим
Слышать – слышим
Смотреть – смотрят
Видеть – видят
Ненавидеть – ненавидят
Обидеть – обидят
Терпеть – терпят
Зависеть – зависят
Вертеть – вертят

Проверка. (Слайд 9). Сделайте отметку в листах успеха: Знаю глаголы-исключения.

7.  Физминутка для глаз  (с карандашом).

- Смотреть на карандаш, держа его в вытянутой руке перед собой.
- Поднять руку вверх, медленно переместить влево, опустить вниз, вправо, вверх.
- Выполнить упражнение в обратном направлении.
- Продолжая смотреть на карандаш, приблизить его к лицу, выпрямить руку.
- Посмотреть на стену перед собой и вновь на карандаш.
- Повторить упражнение, взяв карандаш в другую руку.

8. Работа в тетради, с.42, № 430.  
Цель: проверить умение действовать по алгоритму «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола»

- Для выполнения следующего задания вспомните алгоритм (чтение хором – алгоритм на доске).

- Найдите все ошибки, которые сделал Том.  (Работа  в  парах. Проверка).
- Сколько ошибок вы нашли? Прочитайте глаголы  (находют, чистют, поставют, терпют.
- В чем причина ошибок? ( Том неправильно определил спряжение глаголов и поэтому написал неправильные окончания)
- Давайте исправим ошибки Тома.
- В таблице запишите эти глаголы правильно. (Работа по таблице с проговариванием).
-Что  вы посоветуете  любому ученику как не допускать ошибки в написании личных окончаний глаголов? (Работать по алгоритму.

9. Работа с учебником. Учебник с.38 № 431.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы их понимаете? То, о чем говорится в первой пословице, с вами бывало?
- Найдите глаголы. Назовите их  (водит, ходит, поможет, выручит, узнаешь, станешь).
-  Какие орфографические задачи нужно решить? (выбрать букву в безударном окончании)
- Как это сделать? Какие действия нужно выполнить? (алгоритм)
- Повторить алгоритм в парах.
Самооценка в листах успеха.

Работа в таблице. Определить лицо и число глаголов. 1-2 глагола проговорить.
- Кто может сам? Разрешаю. Остальные работают в парах.
 
Проверка: цепочкой. Назвать окончания, лицо и число глаголов.
Водит – 3-е лицо, ед.ч,  ходит – 3-е л., ед.ч., поможет – 3-е л., ед.ч, узнаешь – 2-е л., ед.ч., станешь – 2-е л., ед.ч.

- Над каким умением работали?

Вывод: чтобы правильно написать безударные  личные окончания глаголов, нужно знать алгоритм и последовательно выполнять шаги.

10. Самостоятельная работа по карточкам.
- Поработайте самостоятельно по вариантам.
Задание: пользуясь алгоритмом, нужно правильно написать безударные окончания глаголов (в таблице).
1 вариант:
(мы) верт.м
(ты) дума.шь
(вы) дыш.т.
(он) точ.т
2 вариант:
(он) вод.т
(ты) гон.ш.
(вы) дума.т.
(мы) реж.м

Дополнительное задание: смож.ш., вид.м, убега.т, чита.т.

Проверка. Слайд 11.
Дополнительное задание: -ешь, -им, - ет, ете
Работа с листами успеха.

11. Рефлексия. Слайд 12.
- Посмотрите цели нашего урока. Сравните их со своим результатом по листу успеха. У кого результаты стали лучше? Поднимите руки.
- Кому еще надо поработать? Над чем надо поработать?

12. Домашнее задание:Выучить глаголы-исключения.
- Всем спасибо за сотрудничество!

Приложения:
1. Презентация к уроку.
2. Алгоритм «Как не ошибиться в написании безударного личного окончания глаголов».

Выдели безударное личное окончание глагола;
проставь вопрос к глаголу;
поставь глагол в неопределенную форму;
реши, на что оканчивается неопределенная форма и не является ли глагол исключением;
определи спряжение;
определи лицо и число глагола;
выбери букву и напиши личное окончание глагола.

3. Таблица

4.   Лист успеха по русскому языку ученика (цы)____________________________
по теме: «Безударные личные окончания глаголов. Глаголы-исключения»

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru