Терещенко Анна Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории
|
Открытый урок географии в 8 классе Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения
Тема урока: Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Ход урока. I. Организационный момент. II. Работа по теме урока. 1. Слово учителя: Ребята, на прошлом уроке, работая в группах, мы начали изучать огромный, богатейший край нашего государства, величайшую равнину земного шара, протянувшуюся от берегов Карского моря на севере до Казахского мелкосопочника и Алтая на юге, от восточных предгорий Урала на западе до долины реки Енисей на востоке. Для увеличения — щелчок по снимкам Презентация 1: Местоположение и Климат Западно-Сибирской равнины (pptx 3,02 Мб) Неведомая, дикая, седая, Название «Сибирь» появилось на карте в XVI в., происходит от слова «сибир (шибур)» – название одной их групп финно-угорских народов. В конце XV в. русские проникли на Иртыш, а на рубеже XV – XVI вв. в низовья Оби. Особенно много сведений сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области. Кто из великих ученых сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»? (М.В.Ломоносов) Цель у нас всех одна – как можно больше узнать о природе Западно-Сибирской равнины, рассмотреть проблемы освоения природных ресурсов, условия жизни и быта людей. На прошлом уроке вы уже обсуждали в группах некоторые вопросы, выбрали представителей от каждой группы, на ваш взгляд лучше всех разобравшихся по отдельным темам, и выдвинули своих представителей на конференцию. Наш урок – мини-конференция, тема которой «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины». Учащиеся записывают тему в тетради. Открывают атласы.
Все остальные учащиеся сегодня выступают как представители различных научных и учебных заведений Сибири, журналисты и фоторепортеры. Все они – оппоненты наших докладчиков. Задавая вопросы, выступая в прениях, прошу представлять себя. 2. Выступления докладчиков. 1. Слово предоставляется геологу. Тема его выступления «Полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины» Академик Губкин И.М. еще в 30-е годы XX века предсказал возможность существования в Западной Сибири нефти. В 1960 году нефть была обнаружена. На берегу реки Конды в тайге буровая бригада пробурила скважину, из которой ударил фонтан нефти. Это было начало освоения нефтяных запасов Западной Сибири. Позднее открыты другие скважины, более богатые: Самотлор, Мегион, Шаим, Усть-Балыкское… Как же образовалась сибирская нефть? Как я уже говорил, сибирская плита долгое время опускалась, в понижениях были мелководные озера, в которых накапливались органические вещества, например, сапропель. Моря залили эту местность и оставались тысячи лет. Органические вещества законсервировались под осадочными породами. Под давлением и при высоких температурах происходило образование нефти и газа из органических веществ. Нефтегазоносные соединения перемещались в сторону меньших давлений. Нефть перелилась из погружения в поднятие, а более легкий газ собрался по краям нефтяных бассейнов, там, где есть поднятия купола. Над куполами осадочные породы – глина. Скважины Западной Сибири дают много нефти. Бурение мягких осадочных пород не сложное. Качество нефти Западной Сибири высокое. Добыча нефти ведется уже более 50 лет, некоторые месторождения истощаются. Основная проблема освоения газа и нефти Западной Сибири – это тяжелые природные условия. Условия жизни и работы людей осложняются сильными морозами, на севере при ураганном ветре. Грунты на севере скованы вечной мерзлотой, что осложняет строительство. Летом огромное количество кровососущих насекомых – гнус не дает спокойно работать людям, донимают животных. Но главная проблема освоения Западной Сибири – это огромные площади топких болот. Учитель:
2. Выступление гидролога. На прошлом уроке, ребята, мы уже рассматривали особенности внутренних вод Западной Сибири. Главные реки и озера отмечает на карте наш картограф. Давайте ему поможем, чтобы он ничего не «упустил». Какие реки и озера ему нужно нанести на карту? (реки Обь, Иртыш, Тобол, Надым, Пур, Таз, Обскую губу, озеро Чаны (соленое!), болота Васюганской равнины, Барабинской низменности). Слушаем выступление гидролога. Несмотря на то, что осадков на Западно-Сибирской равнине выпадает меньше, чем на Восточно – Европейской, болота занимают здесь огромную площадь. В чем причина? Ответы дают учащиеся, докладчик их дополняет и вывешивает схему на доске.
Вопрос: Росли на болоте растения. Теперь – это топливо и удобрение. Что в черном ящике? (торф) 3. Выступление климатолога, почвоведа. Более 80% территории Западной Сибири относится к области избыточного и достаточного увлажнения. Хотя большая часть равнины получает сумму годовых осадков от 250 до 400 мм, количество осадков на востоке ниже, чем на западе (на востоке менее 250 мм в год, на западе – до 600 мм). Причины, повлиявшие на изменение климатических характеристик Западной Сибири следующие: Почвы на севере тундровые с очень малым гумусовым горизонтом; южнее – подзолистые, а на юге – дерново-подзолистые смешанных лесов, серые лесные и узкой полосой черноземы степей и лесостепей. Типы почв зависят от почвообразующих факторов, а именно – в Западной Сибири распространена мерзлота, заболоченность, резко-континентальный климат, древесная растительность, что и повлияло на формирование неплодородных почв. Вопросы:
А теперь давайте проверим нашего картографа – все ли он обозначил на карте? 4. Выступление картографа. Дополнительные вопросы по карте. 5. Выступление ландшафтоведа. Презентация 2: Флора и Фауна Западно-Сибирской равнины (pptx 2,34 Мб) В Западной Сибири отчетливо выражена широтная зональность. На севере – зона тундры, лесотундры. Южнее тайга. 60% территории Западной Сибири занято лесоболотной зоной. К югу тайга сменяется березовыми лесами, которые переходят в лесостепь и степь. Видовой состав флоры и фауны Западной Сибири богат и многообразен. Причина – большая протяженность природного комплекса с севера на юг. В тундре растительный покров образован мхами, лишайниками, кустарничками и кустарниками, много ягодных растений (морошка, черника, брусника, голубика). Животный мир тундры беден в видовом отношении, но обилен по числу особей (северные олени, лемминги, песцы, волки, тундровая куропатка, белая сова; в летнее время прилетают гуси, утки, гагары). Тайга представлена прежде всего елью, пихтой, кедром, травянистый покров беден. Повсеместно в тайге растут и мелколиственные породы деревьев – береза, осина. Животный мир тайги очень разнообразен. Это и лось, бурый медведь, рысь, белка, соболь, бурундук, заяц. Много птиц: глухарь, рябчик, дятел, кедровка, сова. Много насекомых. Большая часть степей распахана. Много грызунов (суслики, хомяки, сурки). Встречаются лисица и волк. На видовой состав повлияла хозяйственная деятельность человека. Об этом влиянии нам расскажет эколог. Вопросы:
6. Выступление краеведа-эколога. Презентация 3: Экологические проблемы Западной Сибири (pptx 494 Кб) Интенсивное использование природных богатств Западно-Сибирской равнины, конечно же, не могло не изменить ее природу. Об этих изменениях, а также об опыте гармоничных отношений местных жителей (селькупов, ханты, манси) сегодня нам расскажет специалист в этой области. Работы по осушению болот приводили к пересушиванию и пожарам торфяников. Осушение Для увеличения стока с равнины в море надо уменьшить длину рек, т.е. «срезать» меандры, прорыть каналы, спрямив путь. В результате увеличивается скорость и уклон реки. Добыча нефти и газа приводит к опасным экологическим последствиям: утечка нефти приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод. Передвижение вездеходов по тундре на газовые промыслы приводит к уничтожению оленьих пастбищ. Спасти пастбища может особая техника, не сдирающая растительность (на воздушной подушке) и дороги. Но до освоения ресурсов Западной Сибири веками жили народы Севера – селькупы, ненцы, ханты. Они охотились, ловили рыбу и жили в гармонии с природой. Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей. Жители севера – ненцы – кочевали с оленями. Кочевое оленеводство позволяло сохранить пастбища, которые восстанавливались только через 10-15 лет. Медленно растут растения тундры, слишком короткое и прохладное лето. Ханты, селькупы бережно относились к окружающей их природе, которая давала им пищу, одежду, жилище. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. Льдины служили стеклами зимой. С помощью лука селькупы охотились на белку, гусей, уток. Пищей им служила соленая и вяленая рыба – юкола. Из сушеной рыбы получали муку – порсу. Отходы (рыбьи внутренности, головы, кости), не выбрасывали, а топили из них жир. Из желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей. Клей использовался для изготовления ценного орудия охоты – лука, а также для изготовления лыж. Из шкурок рыбы шили мешки, в которых хранили продукты. То есть хозяйство коренного населения было безотходным, а рыбы в реках было больше, чем сейчас. Пришли нефтяники и нарушили гусеницами вездеходов пастбища, в реках стало меньше рыбы, нефть отравила воду. Презентация 4: Экологические проблемы Западной Сибири – продолжение (pptx 2,12 Мб) 3. Итог урока. Природа Сибири не только щедра, но и ранима. Как и на всей нашей планете, в сибирской тайге все взаимосвязано. Связи эти гибки, универсальны, отработаны до совершенства веками эволюции. Природа умеет в случае необходимости перестраивать свои силы, залечивать свои раны, восполнять недостатки. Но только до тех пор, пока вмешательство в ее жизненную систему не нарушает гармонии сложных законов. Человек, осваивающий окружающий природный мир, не всегда может предугадать, как и где отзовется его преобразующий шаг. Но должен стремиться к этому! Пусть будущее поколение скажет нам спасибо не только за проложенные в дремучих лесах дороги, гигантские электростанции и заводы, но и за прохладу лесов, чистые реки, свежий целебный воздух. Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Нельзя стремиться брать у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Можно привести много примеров, говорящих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тысячи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундра, следы лесных пожаров, уничтожение зверей и рыбы, затопление земель и многое другое. Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят. Богаты мы! Но считанные птицы над считанными рощами летят. Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы живут в реке, И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает из тьмы, Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы. Спасибо всем за проделанную работу. 4. Домашнее задание. Параграф 36, отметить на контурной карте полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины, выполнить в тетради схему стр. 198. 5. Выставление оценок за урок. Оценки выставляет учитель совместно с учащимися.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2013 |
|