Васильева Елизавета Семёновна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

«Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...»

Пётр Вяземский.


По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от национальной культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Дети должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Стараюсь формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Применяю разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка (беседа, национальные игры, словесные игры…)

Использую наглядный материал картины, фильмы, о жизни быте и труде северян. Это помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о родном крае и о народностях Севера, на занятиях использую: Куклу Синильгу в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. «Волшебную коробочку», в которой «приходят» в гости различные животные. Так же рисуем, танцуем национальные танцы и многое другое…

Для успешного ознакомления с культурой и традициями необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же у детей формируется чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Представляю Вашему вниманию одно из моих занятий.

Интегрированное занятие «Большой аргиш на «Суглан»

Цель: Знакомить с традициями и культурой эвенков

Задачи:
Образовательные
Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родному краю, культуре и традициям малочисленной нации эвенков;продолжать знакомить с творческой, познавательно – исследовательской деятельностью; Знакомить с праздником «Суглан» и познакомить с притчей эвенков.
Воспитательные
Воспитывать стремление к познанию культурных традиций черезумение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их и обобщать; стимулировать детскую активность через национальные (эвенкийские) подвижные игры.
Развивающие
Продолжать развивать интерес к культуре, обычаям и традициям эвенков.
Обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа:
– познавательно-игровые (спортивные) занятия;
– целевые экскурсии в музей;
– беседы;
– разучивание эвенкийских слов;
– праздник;
– просмотр презентаций, мультфильмов;
– чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование. Чум, картинки с изображением праздника «Суглан», имитация оврага, костра, выставка предметов быта эвенкийской культуры. Стенд с изображением праздников разных народов. Мультимедийный проектор для показа презентации.

 

Ход образовательной деятельности

Дети входят в зал, в зале пение птиц и шум леса. (Имитация того, что дети пришли в лес).

Воспитатель: Север – удивительная страна. Его народ имеет внутреннюю экологическую культуру. В течение тысячелетий северяне развивали и донесли до наших дней своеобразную цивилизацию и вместе с тем свои обычаи и традиции. (Использую магнитную доску, показываю рисунки и веду рассказ).

По приданиям наших предков эвенки – полагали, что вселенная состоит из трёх миров: верхнего (угу буга), среднего (дулин буга), нижнего (хэргу буга). Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний – где заходит. Вход в верхний мир был через Полярную звезду (Санарин), в нижний мир можно попасть через расщелины и пещеры на земной поверхности.

 Добрый дух Хэвэки, сотворив землю, людей и зверей, удалился опять в свой верхний мир. Назвав нашу землю Дулин Буга. Хэвэки оставил им ИТЫ – правила жизни людей, правила поведения человека, традиции.

Эти ИТЫ – правила, знает каждый эвенк и придерживается их, учит своих детей следовать им, жить по правилам, не нарушать их, а не то злой Харги из нижнего мира пошлет на него все плохое, что есть у него.

А Харги (Злой дух) ушел в нижний мир Харги Буга, сотворив его для себя и себе подобных, стал хозяином нижнего мира Харги Буга, поэтому все опасное и вредное для человека приходит к нему из нижнего мира.

Запреты, заповеди – одё и традиции – иты. (Дети повторяют названия).

Словесная игра с мячом «Правильно – неправильно».
 – А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Правильно – неправильно». Если поступок правильный – вы ловите мяч, если нет – вы не ловите его. Будьте внимательны! (проводится игра)

Поздороваться при встрече – (поймать мяч)
Толкнуть, не извинившись – (не ловить)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь – …
Сказать спасибо и пожалуйста – …
Повернуться к собеседнику спиной – …
Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его – …
Сказать ласковое, доброе слово – …
Пожелать доброго пути – …

Воспитатель: Ветвью самостоятельной у дерева став, сам себе хозяин, – говоря, подумай. «Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй». (Воспитатель проводит их по лесной тропинке и приводит к стенду с изображением праздников разных народов)

– Ребята рассмотрите картинки и расскажите, что изображено на них?
(Дети предполагают, какой праздник изображен на фотографиях).
– А что люди делают на праздниках? ( Ответы детей).
– Здесь на стенде изображены различные праздники разных народов. Но вас я хочу познакомить с эвенкийским праздником, который называется «Суглан». И приглашаю пройти за мной. (Ребята подходят и видят перед собой «реку»).

Воспитатель: Ребята, что же делать, как нам перебраться через реку? (Дети предлагают свои варианты). Я предлагаю построить мост из эвенкийских слов, которые вы знаете!

Игровая ситуация «Дорожка эвенкийских слов»
Каждое слово кирпичик, выложив мостик, перебрались на тот берег.

«Суглан» – это место где проводилось собрание. Старейшины родов, собрались для того, чтобы обсудить важные вопросы – по поводу охоты, разведения оленей, молодым девушкам подбирали подходящего жениха. Пока старейшины решали важные вопросы обменивались опытом, мужчины соревновались в силе и ловкости. Женщины показывали свои наряды и украшения. Чем больше было бисера и меха на женщинах, тем богаче был их род.

Физкультурная минутка (воспитатель называет слова, а дети выполняют действия)

Туксадяран – бежать,
Адекэл – спать,
Тэгэкэл – садись,
Чивере – тихо.

Для увеличения — щелчок по снимкам

Воспитатель: Посмотрите дети, какая на мне красивая национальная эвенкийская одежда! Кто знает, как она называется на эвенкийском языке?

Дети: Эвенки носят зипуны.

Воспитатель: Правильно дети. А еще, что носят эвенки?

Дети: Эвенки носят унты, бакари.

Воспитатель: Правильно, эвенки носят зипуны, унты, шапочки. Как на эвенкийском языке называется шапка. (Ответы детей)

(Унтал – унты, сун – пальто из сукна, зипун, авун – шапка).

Воспитатель: Эвенкийские мастерицы могли шить изумительные национальные изделия. Секреты мастерства передавались маленьким девочкам с раннего детства. Часто долгими зимними вечерами, сидя у огня, мамы учили своих дочерей мастерству пошива одежды, обуви, сумок для хозяйственных нужд. Девочка с четырёх лет могла помогать маме, нанизывать бисерные обереги, к восьми годам мять камус для унтов, крутить из сухожилий крепкие нитки.

На каждом совете – «Суглане» обязательно присутствовал шаман, который камлал возле костра на протяжении всего праздника, призывая доброго духа Хзвеки принести счастье, благополучие и радость всему народу. Чтобы у нас с вами было счастье и благополучие. Мы с вами будем мастерить оберег. А из чего? Посмотрите на стол, какой материал вы видите? (ответ детей береста, кора березы).

Воспитатель: Наше изделие можно использовать как украшение, но самое основное назначение оберега это беречь вас от злого духа сглаза и болезней, и приносить счастье и удачу.
Воспитатель: А чтобы приступить к работе, нам с вами нужно определить с чего начать эту работу. Я расскажу, а вы слушайте внимательно!(Берется береста в виде треугольника, нанизывается разноцветная тесьма в заранее сделанные дырочки. На кусочке бересты дети рисуют рисунки).

Посмотрите на столах лежат рисунки, и каждый рисунок имеет свое значение.

Солнце – радость
Снежинка – крепкое здоровье
Чум – благополучие и удача

 Воспитатель: Чем ярче будет оберег, злые духи Харги не смогут навредить вам, и вашей семье.
(Дети приступают к работе, по окончанию надевают оберег на себя).

Наше путешествие подошло к концу, и в конце каждого праздника все участники завязывали ленточки на священном дереве для того чтобы вновь встретится. Мы с вами тоже завяжем ленточки на священном дереве. (Дети завязывают ленточки)

На этом аргиш на «Суглан» закончился, и говорю всем «Аят бидекэллу, асаткан и бэеткэр»!

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru