Воронина Светлана Михайловна,

учитель начальных классов
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

Урок-спектакль

«Юбилей Мухи-Цокотухи»

В 2013 году исполнилось 90 лет сказке К.И Чуковского "Муха-Цокотуха" Наверное, нет такого ребёнка в нашей стране, который не познакомился бы с этой сказкой. Причём знакомство это столь близкое, что несколько строк (обычно первые шесть-восемь) накрепко врезаются в детскую память, как некая несмываемая печать.

Данный сценарий урока интересен тем, что имеет следующие особенности:
много действующих лиц (есть возможность каждому ребенку дать роль), красочность, яркость действия (костюмы, декорации), в спектакле заняты дети, исполняющие роли положительных и отрицательных героев, вызывающие у детей восторг и удивление, в спектакле звучит русская народная музыка, активное участие родителей в подготовке спектакля

Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского
Задачи:

  • расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского,
  • вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;
  • углубленно изучить сказку К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха»
  • способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.
  • приобщить  детей  к  культуре  чтения  детской  художественной  литературы. Развивать  образную  сторону  речи  детей. Учить  различать  и  передавать  настроение, эмоциональные  состояния  персонажей.

Оборудование: ПК, костюмы к спектаклю, необходимый реквизит, стол, самовар, посуда, выставка книг К.И Чуковского (в том числе разные издания "мухи-Цокотухи") детские иллюстрации к сказке, поделки-подарки Мухе,  портрет Мухи-Цокотухи.

Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) разучивание ролей
в) рисование иллюстраций к сказке
г) изготовление поделок-подарков Мухе-Цокотухе
д) выставка книг и подарков в классе.
е) рисование афиши и приглашений на спектакль первоклассникам и родителям, приглашение гостей.
родители принимали активное участие в создании костюмов, предложили простые варианты их изготовления, помогли сделать некоторые декорации.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1.Организационный момент
Сегодня у нас не простой урок! Урок спектакль… Спектакль по произведению К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"


2.Вступительное слово
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Бармалея, Мойдодыра,  Муху-Цокотуху. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Давайте вспомним сказки написанные Дедушкой Корнеем…

3. Игра "Доскажи словечко"

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

«Айболит»

А потом позвонила свинья,...(нельзя ли прислать соловья?)

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).

«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).

«Бармалей»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)

«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
Скачет сито по полям,...( а корыто по лугам.)

«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю-хрю)

«Путаница».


4. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
"Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Отгадывание загадок Чуковского

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.

(Игла)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.

(Салют)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
У-у!

(Эхо)

Ax, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

(Крапива)

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

(Солнечный луч)

5. Сейчас мы увидим сказку Корнея Ивановича, по которой снято не менее четырёх мультфильмов:

1941 — Муха-Цокотуха (реж. Владимир Сутеев, не сохранился)
1960 — Муха-Цокотуха (реж. Владимир Сутеев и Борис Дёжкин)
1976 — Муха-Цокотуха (реж. Борис Степанцев)
1985 — Доктор Айболит (реж. Давид Черкасский) — полный текст сказки, за исключением финальной сцены празднования свадьбы, звучит в фильме как спектакль, который показывает коварный Бармалей зверятам в Африке.

Спектакли и мюзиклы по этой сказке входят в репертуар театров для детей. Название сказки носят рестораны и кафе.
В 1942 году композитором М.И. Красевым была написана детская опера. Рок-певец Александр Градский написал по мотивам этой сказки рок-оперу, которая до нас дошла в любительских записях.
Грузинский ВИА "Иверия" в 1980-х годах исполнил мини-мюзикл  на русском языке, где персонажи сказки обрели современный грузинский национальный колорит

А в 1992 году энтомологом А. П. Озеровым был описан новый род и вид мух-муравьевидок, названный в чеcть самого известного литературного героя из отряда Diptera – и это- Mucha tzokotucha!

Впервые под названием «Мухина свадьба» сказка была опубликована издательством «Радуга» в 1924 году с иллюстрациями В.Конашевича. Шестое издание сказки в 1927 году впервые вышло под современным названием.

К.И.Чуковский особенно запомнил –   29 августа 1923 г. "Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба"

Вот и мы отпразднуем именины Мухи-Цокотухи и посвящаем наш спектакль не просто ее дню рождения, а ЮБИЛЕЮ! В этом году Мухе-Цокотухе исполнилось 90 лет! Она уже бабушка, но о ней нам интересно читать так же, как когда-то  вашим дедушкам и бабушкам, мамам и папам…

Для увеличения – щелчок по снимкам

1. Бабочки-красавицы, кушайте варенье
2. Пляшет Муха с Комаром
3. Юбилей Мухи-Цокотухи

И так внимание! Сказка начинается…

Инсценирование сказки
Действующие лица
 Ведущий -2
 Муха-Цокотуха
 Комар
 Паук
 Блошки-2
 Пчела
 Бабочка
 Тараканы-3
 Клоп
 Муравей
 Жуки-2
 Кузнечик
 Букашки-3

(Звучит задорный русский наигрыш)

Ведущий
:
Муха, Муха-Цокотуха,
 Позолоченное брюхо!
 Муха по полю пошла,
 Муха денежку нашла.
 Пошла Муха на базар
 И купила самовар.
(Прилетает Муха-Цокотуха, поднимает денежку. Муха-Цокотуха накрывает на стол, ставит угощение).

Муха-Цокотуха:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"

Ведущий:
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
(Прибегают, выпивают, убегают)

А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
( Целуют и обнимают Муху.   Дарят Мухе-Цокотухе сапожки )

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...

(Пчела идет медленно, держась за спину. Передает Мухе-Цокотухе банку с медом. Муха-Цокотуха усаживает Блошку и Пчелу за стол.)


(Влетает под музыку вальса следующая гостья - Бабочка.)
Муха:"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"

(Муха предлагает варенье,  конфеты.  Гости "угощаются" за столом )

( Слышатся топот.  Появляется Паук.  Гости застывают от ужаса. )

Ведущий:
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
(Паук набрасывается на Муху-Цокотуху веревочную петлю и постепенно подтягивает ее к себе.)

Муха-Цокотуха:
Дорогие гости, помогите!
 Паука-злодея прогните!
 И кормила я вас,
 И поила я вас,
 Не покиньте меня
 В мой последний час!

Ведущий:
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
(Все убегают из-за стола, прячутся)

Все герои вместе: Пропадай-погибай,
Именинница!

Ведущий: А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
(Скачет перед столом и прячется)

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
(Муха кричит. Паук опутывает Муху веревкой)

Вдруг откуда-то летит
 Маленький Комарик,
 И в руках его горит
 Маленький фонарик.

Комар: "Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!"

Ведущий: Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
(Прилетает Комар. Комар борется с Пауком и ударяет саблей. Паук падает на пол и уползает.)
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:

Комар: Я тебя освободил!
Муха-Цокотуха: Освободил.
Комар: "Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
(Встает на колено, протягивает руку, ведет к столу)

Ведущий:   Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
(Герои выбегают, встают рядом с Комаром и мухой)

Все вместе:"Слава, слава Комару -
Победителю!"

Ведущий:Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
 
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
(Герои выбегают, выполняя действия, описанные в сказке.
Танец под русскую плясовую музыку)

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

(В центр выходит муравей)
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей,-
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

Муравей: "Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!"
(Пляска)

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Все вместе: Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Представление исполнителей ролей   (Очень важно назвать каждую роль и каждого ребенка, её исполнившего.  Дети выходят по очереди, кланяются зрителям, отходят назад).

6. Итог урока
Понравилась вам сказка?
А хорошо ли вы ее запомнили?
Ответьте на наши вопросы.
(Исполнители задают вопросы зрителям.)
– Кого Муха-Цокотуха в гости к себе приглашала?
– Кто был злодей, который унес Муху-Цокотуху в уголок, чтобы убить?
– Кто спас Муху-Цокотуху?
– Чем был убит мучитель мухи?
– Чем заканчивается сказка?
– Молодцы! А теперь, как на любом дне рождения – угощение!

(Муха-цокотуха раздает всем гостям угощение. На перемене наливает чай из самовара.)

 

Список используемой литературы и ресурсов Internet

  1. Русская литература. Энцеклопедический справочник для школьников. – Минск: Литература, 1996
  2. Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. — М.: Правда — Огонёк, 1990.  составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
  3. Лукьянова И. Корней Чуковский. — М., 2007. — (ЖЗЛ)
  4. Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: КДУ, 2005.
  5. Корней Чуковский детям – М: Росмэн, 2010
  6. Чуковский К. И. Загадки – М: Росмэн, 1999
  7. Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: КДУ, 2005.
  8. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Д.Л, 1976.
  9. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Д.Л, 1983
  10. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Малыш, 1999
  11. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Д.Л, 1993.
  12. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Самовар, 2010
  13. Чуковский К. И. Муха-Цокотуха – М: Планета детства, 2012
  14. http://www.stihi-rus.ru
  15. https://ru.wikipedia.org.wiki

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru