Климович Татьяна Николаевна,

вторая квалификационная категория
преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Ванаварская детская школа искусств»

 

 

 

 

Открытый урок по музыкальной литературе (3-й год обучения)

Опера «Князь Игорь»


В этом году исполняется 825 лет поэме «Слово о полку Игореве». 2012 год объявлен Годом истории России, и мой урок посвящается этим событиям.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! (Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной)

Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»

Тип урока: Комбинированный.
Тема урока: Опера «Князь Игорь»

Цели урока:
– Продолжение изучения оперы «Князь Игорь».
– Развитие музыкальной памяти.
– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Образовательные задачи урока:
– Продолжить изучение сюжетной линии оперы, её героев, драматургии.
– Научить распознавать музыкальные номера оперы.
– Развить интерес к изучению жанра оперы в музыкальной литературе.

Воспитательные задачи урока:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
– Развить интерес к изучению музыкальной литературы

Материалы и пособия для ученика:

  • Дневник школьный.
  • Инструмент фортепиано.
  • Тетради по музыкальной литературе.
  • Компьютер.
  • CD– диск.
  • Мультимедийный экран для презентации. 

Ход урока:

I. Вопросы для повторения ранее изученного
(слайд 1)

  • Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)
  • Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
  • Как назывался кружок композиторов, к которому относился А.П. Бородин? («Могучая кучка»)
  • Кто основатель этого кружка? ( Милий Алексеевич Балакирев)
  • Кто входил в кружок музыкантов «Могучая кучка»? ( Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Кюи, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков)
  • Какое общество музыкантов ещё возглавлял Балакирев? (РМО)
  • Чем занималось РМО? (Распространением музыкальной культуры)
  • Кто открывает первую консерваторию? Где? (1862 год, Санкт-Петербург, А.Г. Рубинштейн)
  • С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся? (Опера «Князь Игорь»)

Далее вопросы на мониторе
(слайд 2):

  • Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)
  • Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
  • Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)

 (слайд 4)

Образ Родины пронизывает собой всё произведение и создан с необычным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.

Истинным главным героем является вся Русская Земля. Образ Родины пронизывает собой всё произведение и создан с необычным темпераментом, с чувством страстной любви к ней

  • Сколько действий в опере «Князь Игорь»? (4 д.)

 Что происходит в первом действии оперы?

(За фортепиано играю темы по очереди, дети отгадывают номера, прослушанные на прошлом уроке)

  • Какие номера мы слушали из этого действия?
  • Что происходит во втором действии? (продолжаю играть темы на фортепиано, дети называют номера)
  • Какие номера слушали во втором действии?

II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы продолжим изучения оперы.

 (слайд 6)

Снова возвращается тема душевных терзаний пленённого князя. Крещёный половчанин Овлур украдкой заговаривает с князем Игорем, предлагая устроить ему побег. Сначала Игорь с негодованием отказывается, потому, что не желает нарушить данное хану Кончаку слово, но потом решает подумать.

 (слайд 7)


Наступает утро. С охоты возвращается хан Кончак. Его большая ария – живая характеристика этого дикого, необузданного человека и в то же времямужественного воина. По-своему он даже благороден: его отношение к Игорю дружественно, он взял Игоря на поруки, готов даже отпустить его на волю, если князь даст слово не поднимать против него оружия. Не врага, а верного союзника ему хочется видеть в лице русского князя:
Ах, не врагом бы твоим,
А союзником верным,
А другом надёжным,
А братом твоим
Мне хотелося быть,
Ты поверь мне!

Кончак готов к примирению ради счастья своей дочери Кончаковны с сыном Игоря Владимиром. Но Игорь честен. Он отвечает прямо и смело:
Лишь только дай ты мне свободу,
Полки я снова соберу
И на тебя ударю вновь.

«Ария Кончака» - слушание.

 (слайд 8)

Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…»

 (слайд 9)

Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор.

Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

 (слайд 10)

«Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.

«Пойте песни в славу хана!» – звучит прославляющий хор – слушание.

Третье действие. Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Его воины ведут за собой русских пленников и несут добычу. Князь Игорь и Владимир с горечью наблюдают за происходящим. Половцы прославляют жестокого хана Гзака и его рать. В своей суровой и дикой песне Кончак похваляется победами. Затем воины собираются делить добычу.

«Половецкая пляска с хором 2» - слушание.

    

На уроке.

Под впечатлением увиденного князь Игорь решается на побег. Глубокой ночью он готовится к побегу с помощью Овлура. Кончаковна умоляет Владимира остаться и задерживает его, подняв тревогу. Сбегаются половцы. Кончак восхищён смелым побегом Игоря. (С каким уважением хан Кончак относится к Игорю, воспринимая его как достойного противника: ведь только сильный человек с мужественным характером может признать равного себе). Он объявляет о предстоящей свадьбе своей дочери с русским княжичем: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». Половцы готовят новый поход на Русь.

 (слайд 12)

Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями увеличенной секунды и тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами.

 (слайд 13)

Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!

 (слайд 14)

Одно из гениальных мест оперы – хор поселян «Ох, не буйный ветер» в манере распевной протяжной песни. Начинаясь одноголосным запевом, песня постепенно «обрастает» выразительными подголосками, выливаясь в одно общее горе и плач.

Но вот вдали появляются всадники. С великой радостью Ярославна узнаёт Игоря. Его замечают и Скула с Ерошкой, напуганные возвращением князя. Затем хитрецы начинают первыми объявлять о возвращении Князя. Раздаётся набатный звон. Народ радостно встречает князя. Всеобщим ликованием заканчивается действие.

 (слайд 15)

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы.Поэтому неоценим подвиг князя Игоря для потомков.

В конце урока вопросы:

  • Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).
  • Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)
  • В чём заключаются особенности жанра эпической оперы? (исторический сюжет, патриотическая тема, использование интонаций русских народных песен, и интонаций восточной музыки (среднеазиатские и кавказские напевы). Мелодии хора близка к напевам древних обрядовых и эпических русских песен)
  • В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)
  • Кому посвящается опера «Князь Игорь»? (М.И. Глинке)

Домашнее задание:

  • Сделать презентацию композиторов «Могучей кучки» (М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков).
  • Подготовиться к викторине по опере «Князь Игорь».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованная литература:

  1. Учебное пособие по музыкальной литературе «Русская музыкальная классика». Автор М. Шорникова. Второй год обучения. Издательство «Феникс», 2006 г.
  2.  «Русская музыкальная литература». Автор Э. Смирнова под редакцией Т.В. Поповой. Издательство «Москва», 1994 г.
  3. «Оперы классического наследия». Автор Г.Ф. Павлюк. Издательство «Феникс» Ростов на Дону, 2002 г.
  4. «Слово о полку Игореве». Издательство «Художественная литература». Москва, 1968 г.
  5. «Словарь юного музыканта». Автор Л. Михеева. Издательство «Сова» Москва - Санкт-Петербург, 2005 г.
  6. «Сочинения» М.Ю. Лермонтов. 1 том. Издательство «Правда» Москва, 1988 г.
  7. Ресурсы Internet

Скачать презентацию урока Опера «Князь Игорь» (PPTX 1,30 MB)

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru