![]() |
Климович Татьяна Николаевна, вторая квалификационная категория
|
Открытый урок по музыкальной литературе (3-й год обучения) Опера «Князь Игорь» В этом году исполняется 825 лет поэме «Слово о полку Игореве». 2012 год объявлен Годом истории России, и мой урок посвящается этим событиям. Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! (Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной) Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так: Тип урока: Комбинированный. Цели урока: Образовательные задачи урока: Воспитательные задачи урока: Материалы и пособия для ученика:
Ход урока: I. Вопросы для повторения ранее изученного
Далее вопросы на мониторе
Что происходит в первом действии оперы? (За фортепиано играю темы по очереди, дети отгадывают номера, прослушанные на прошлом уроке)
II. Знакомство с новым материалом. Сегодня мы продолжим изучения оперы.
Снова возвращается тема душевных терзаний пленённого князя. Крещёный половчанин Овлур украдкой заговаривает с князем Игорем, предлагая устроить ему побег. Сначала Игорь с негодованием отказывается, потому, что не желает нарушить данное хану Кончаку слово, но потом решает подумать.
Кончак готов к примирению ради счастья своей дочери Кончаковны с сыном Игоря Владимиром. Но Игорь честен. Он отвечает прямо и смело: «Ария Кончака» - слушание.
Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…»
Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
«Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных. «Пойте песни в славу хана!» – звучит прославляющий хор – слушание. Третье действие. Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Его воины ведут за собой русских пленников и несут добычу. Князь Игорь и Владимир с горечью наблюдают за происходящим. Половцы прославляют жестокого хана Гзака и его рать. В своей суровой и дикой песне Кончак похваляется победами. Затем воины собираются делить добычу. «Половецкая пляска с хором 2» - слушание.
На уроке. Под впечатлением увиденного князь Игорь решается на побег. Глубокой ночью он готовится к побегу с помощью Овлура. Кончаковна умоляет Владимира остаться и задерживает его, подняв тревогу. Сбегаются половцы. Кончак восхищён смелым побегом Игоря. (С каким уважением хан Кончак относится к Игорю, воспринимая его как достойного противника: ведь только сильный человек с мужественным характером может признать равного себе). Он объявляет о предстоящей свадьбе своей дочери с русским княжичем: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». Половцы готовят новый поход на Русь.
Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями увеличенной секунды и тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами.
Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!
Одно из гениальных мест оперы – хор поселян «Ох, не буйный ветер» в манере распевной протяжной песни. Начинаясь одноголосным запевом, песня постепенно «обрастает» выразительными подголосками, выливаясь в одно общее горе и плач. Но вот вдали появляются всадники. С великой радостью Ярославна узнаёт Игоря. Его замечают и Скула с Ерошкой, напуганные возвращением князя. Затем хитрецы начинают первыми объявлять о возвращении Князя. Раздаётся набатный звон. Народ радостно встречает князя. Всеобщим ликованием заканчивается действие.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы.Поэтому неоценим подвиг князя Игоря для потомков.
Домашнее задание:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Использованная литература:
Скачать презентацию урока Опера «Князь Игорь» (PPTX 1,30 MB)
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |
|