Урок русского языка в 3 классе.
Образовательная программа «Школа 2100».
Тема урока: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока. Учить ребят наблюдать над особенностями окончаний имён прилагательных, развивать умения выделять окончания прилагательных и определять их родочисловую принадлежность.
Задачи:
- Образовательные:
- обобщить знания обучающихся об имени прилагательном;
- углубить знания обучающихся о данной части речи;
- формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- Развивающие:
- развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;
- развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
- ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- презентация Microsoft Power Point,
- учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
- раздаточный дидактический материал,
- индивидуальные карточки с разноуровневым заданием,
- толковый словарь
Ход урока.
1. Организационный момент.
Настрой учащихся.
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Учитель:
Ребята, 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды, и сегодня мы будем на уроке русского языка говорить о природе.
Сухие пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится сон-трава на солнечных местах. На ветках почки лопнут, и покажутся из них зеленые хвостики. Скоро деревья совсем оденутся. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.
Учитель:
Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!
Ученики:
Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.
2. Минутка чистописания.
Ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Большая, синяя, новый, узкий, сильное, дальнее, морские, морозные.
3. Словарная работа. Запиши словосочетания и определи род и число.
Рефлексия: Оцените свою работу.
4. Актуализация знаний.
Учитель:
Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.
– Прочитайте на с.75 название темы.
– Правописание какой части речи будем изучать?
– Назовите ключевые слова темы.
(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)
– Что необходимо вспомнить перед изучением темы?
– Что такое окончание?
– Что такое имя прилагательное?
– Что такое окончание?
– Образуют ли окончания новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)
– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
(-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я).
6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).
Учитель: Отгадайте загадку
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим (воздух).
Учитель:
Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Аромат березы и липы, смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.
(Воздух – окончание нулевое, м.р., ед. ч.)
– Как найти окончание в слове? (Надо изменить слово). (Нет воздуха, о воздухе, воздухом).
А ведь воздух загрязняется от выхлопных газов автомобилей, больших и малых заводов, лесных пожаров.
Рефлексия: Оцените свою работу.
7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)
Работа в группах.
Наблюдение за особенностями родовых и числовых окончаний имён прилагательных.
–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.
Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.(Выделяют окончания в карточках и проверка на слайде)
Хоккейный матч
Хоккейная площадка
Хоккейное снаряжение
Хоккейные клюшки
Хоккейными клюшками |
ненастный день
ненастная погода
ненастное лето
ненастные дни
ненастными днями |
–- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)
–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)
–- Ударные или безударные окончания у прилагательных?
–- Вспомните, какие окончания бывают у существительных? (Ударные и безударные)
Вывод: Как найти окончание в имени прилагательном?
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).
Рефлексия:
Оцените свою работу.
8. Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»
Учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.
Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.
Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.
Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.
Запишите в свои карточки – домики окончания.
1 группа
Весенняя капель
Кудрявая береза |
2 группа
Чистый воздух
Морской берег
Зимний день |
3 группа
Пшеничное поле
Раннее утро |
4 группа
Чистые озёра
Весенние лучи |
Природа страдает не только от загрязнения воздуха, но и от загрязнения окружающей среды: свалки мусора, оставленный в лесу мусор, загрязнение озер, рек. А мы хотим дышать чистым воздухом, есть чистые продукты, пить чистую воду. Поэтому сегодня мы должны запомнить, что природу нужно беречь, охранять! (Слайды о загрязнении природы)
(Дети заполняют домики в группах).
Вывод:
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).
Проверка со слайда по группам. Результат исследования.
(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).
Рефлексия:
Оцените свою работу.
8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.
Учитель:
А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, васильки…)
Учитель:
Отгадайте загадки о полевых цветах.
1. С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты (Одуванчики).
2. Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок, белые реснички (Ромашки).
Слайд презентации
Окончания прилагательных 3 кл (ж.р, м.р., с.р)
3. Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики).
Учитель:
Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.
Одуванчики (необходимый уровень): Списываете текст, указываете род и число имен прилагательных, выделяете окончания прилагательных.
Ромашки (программный уровень): Списываете текст, дописываете окончания имен прилагательных, указываете род и число прилагательных.
Колокольчики (максимальный уровень): Списываете текст, дописываете окончания прилагательных, указываете род и число имен прилагательных. Разобрать по составу слово листочки.
Карточки (для группы «Одуванчики»):
Я люблю скромное ветвистое дерево рябину. Люблю её пёстрые зеленые листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел..., радостн..., русск... настроение.
Карточки (для группы «Ромашки»):
Я люблю скромн... ветвист... дерево рябину. Люблю ее пестр... зелен... листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел..., радостн..., русск... настроение.
Карточки (для группы «Колокольчики»):
1. Я люблю скромн... ветвист... дерево рябину. Люблю ее пестр... зелен... листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел..., радостн..., русск... настроение.
2. Разобрать по составу слово листочки.
Рефлексия:
Оцените свою работу.
9. Работа в парах с взаимопроверкой.
Родн… земля, свеж… хлеб, орлин… полёт, туманн… утро, ранн… весна, тёпл… солнце, голуб… озёра.
10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики. И сейчас я хочу увидеть, что нового на уроке вы узнали.
Перепутались окончания имени прилагательного –ая, –ый, –яя, –ое, –ой, –ее, –ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зеленый, красный.
Обозначьте:
1 ряд, – синим прямоугольником окончания прилагательных мужского рода,
2 ряд – красным – женского рода,
3 ряд – зеленым – среднего рода. (Ученики записывают окончания и выполняют обозначения).
– А теперь каждая группа подойдёт к столу, где расположены их окончания.
Учитель:
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.
– Когда было трудно?
Учитель:
Оцените свою работу на уроке.
11. Домашнее задание:
Творческая работа: составьте правила поведения в природе.
12. Рефлексия урока:
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (красные кружочки),
– Дружно! (синие кружочки),
– Активно! (жёлтые кружочки).
Презентация урока Окончания прилагательных 3 кл (ж.р, м.р., с.р) (pptx 4,8 Мб)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература:
1. Русский язык. 3 класс, 2 ч., Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, 2009 г.
2. Методическое пособие для учителя, 3 класс, Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева, Баласс, 2011 г.
3. «Здравствуй, имя прилагательное!»
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |