Колпикова Нина Кузьминична,

высшая квалификационная категория, учитель начальных классов
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА–2100»

в 4 классе

Тема урока: Л.Н.Толстой «Два брата»  

Цели:

  • Обучающая: учить полно отвечать на вопросы, обобщать изученное, формировать умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, учить выразительности в речи, анализировать литературное произведение.
  • Развивающая: развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
  • Воспитывающая: учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества  на примерах сказочных героев.

Оборудование к уроку: мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», карточки с заданиями для групп, характеристики братьев, цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В океане света» 1 часть.

Аудиоприложения к уроку:

1. «Два брата» Аудиофайл (mp3)
  2. П.И. Чайковский «Спящая красавица» (mp3)

Презентация к уроку (4,16 Мб)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

I. Организационный этап.    

  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе. Я работаю.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
– Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную.
– Как вы понимаете, что такое гостиная?
– А литературная? ( Знакомство с художественными произведениями.)
– Мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь. Некоторые его произведения мы читали с вами в 1 и во 2 классе.

Индивидуальные карты.

Угадай фамилию писателя,  зачеркнув одинаковые буквы в каждом столбике.

– А сейчас поиграем в игру: «Вспомни и назови».

  • Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
  • Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо  слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел…   (Косточка.)
  • Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)

III. Этап изучения нового материала.

1.

  • Л.Н. Толстой  «… Я всю жизнь отдал на служение людям».
  • Консультанты по чтению познакомят нас с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой родился в 1828 году, а умер в 1910 году. Он прожил 82 года. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
            Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все  окружающие его люди  были для него хорошими и родными людьми.
            В имении была дивная природа. Толстой любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
            Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила графский титул. Отец участвовал в войне 1812 г. Маму свою он не помнил, но о ней все говорили  как о добром, отзывчивом человеке.
            В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на факультет иностранных языков. После окончания университета он начал писать книги. И в то же время изучал историю, музыку, рисование, медицину, много путешествовал.
            К концу жизни Толстой вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать   книги.
Л.Н. Толстой написал много книг для взрослых и детей. Им был создан знаменитый роман для взрослых «Война и мир».
Он очень любил детей. В то время мало было школ для бедных. В «Ясной Поляне» Толстой открыл школу, написал Азбуку для детей, по которой учил ребят грамоте. В неё вошли рассказы, басни, были.
Для детей Л.Н. создал  поучающие произведения, где на примере действий героев, рассказывал, как надо поступать в различных ситуациях, писал о жизни растений, животных, учил детей находить мудрые решения из создавшихся ситуаций.
 Его произведения вошли в мировую классику. Их с удовольствием читают и в наше время.
Сегодня продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.

– Определите по ключевым словам жанр сегодняшнего произведения: волшебная, анималистическая, бытовая, богатырская, народная, авторская

– Какая это сказка?
(бытовая с элементами волшебства)

– К какому жанру относится?
 (смешанный, история из жизни, морально–нравственная)

– На что похожа сказка?
 (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)

Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя, в котором он говорит о счастье.  Эпиграф к нашему уроку: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

– А что такое счастье для человека? Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели? Эту проблему мы попытаемся решить  на уроке.

2. Работа с текстом до чтения

– По заглавию и рисунку в учебнике определите, о чем будет говориться в сказке?

– Кто из братьев старше? Кто младше? В современное ли время будут описываться события в сказке? Определите по одежде.
 
– О чем могут беседовать между собой братья? (обратить внимание на эпиграф)

Ключевые слова:
путешествие
камень
надпись
пошел
остался
царствовал
жил в деревне

3. Работа с текстом во время чтения.
1) Словарная работа ведется во время чтения: полдень, подле них, не сули.

2) Чтение вслух детьми с прерыванием, ведение диалога с автором, предположения детей по содержанию.
«Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес, на восход солнца».
– О чем хочется спросить автора? (Зачем идти в лес?)
– Ваши предположения.
Далее прямой ответ в тексте («…и вместе найдем счастье»)
– Что можете сказать о младшем брате? Какой он по характеру? «Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую»
– Какой вопрос возникает?  (Почему не хочет идти сам и брату не советует?)
– Охарактеризуйте старшего брата.
– Далее прямой ответ в тексте.
После доводов младшего брата:
– Как поступит младший брат? Ваши предположения.
– Охарактеризуйте его.
– Кто бы из вас поступил также, пошел за счастьем?

4. Физминутка

5. Самостоятельное чтение сказки до конца.

– Найдите ответ на вопрос: Чем завершился спор братьев о счастливой жизни?

– Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете? Почему?

Вывод: Л. Н. Толстой был убежден, что каждый человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по– своему, проживает свою жизнь так, как считает нужным. Каждый человек имеет право выбора. Можно прожить скромно и тихо, только ради себя или с пользой для других, как Л. Н. Толстой. Он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.

6. Работа с текстом после чтения.

– Найти и прочитать в тексте пословицы старшего брата (слайд: синица и журавль.) Под этими птицами подразумевается счастье.
– Какова синица по величине? Покажите, держите её в ладошках: вот она маленькая, но в руках, с вами.
– Какой журавль? (большой) Но он где? (далеко, не с вами)
– В чем смысл этих пословиц? Какую жизнь предпочитает старший брат?
2. Прочитать пословицы младшего брата.
– А как лучше жить считает младший брат?

7. Игра «Ловишка»
– Ловите те качества, которые необходимы для счастливой и успешной жизни.
Учитель называет, а дети хлопают – ловят: порядочность, верность, злоба, жадность, любовь к ближнему. Зависть, трусость, уважение, доброта, ненависть, предательство, целеустремленность, отзывчивость.

8. Работа в группах с карточками
Практическая работа над текстом Л.Н.Толстого «Два брата» (задания предлагаются на карточке, где дети записывают ответы)

1) До чтения
– Сейчас ты прочитаешь рассказ Л.Толстого «Два брата». Твои мысли, предположения.
(Я думаю, что в этом произведении будет рассказываться  о…)

2) Прочитай текст.
Ответь на вопросы. Выполни задания.
– Всё ли просто и понятно в рассказе?  
– Кто является главными героями?
– Какие черты характера у старшего брата?  Подчеркните слова, обозначающие эти черты

–   Чему учит эта история?
– Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?

– Выберите, эти качества и подчеркните  (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть,  трусость, ненависть, предательство).

3)  Добились ли цели урока, которую ставили?

9.  Проверка самостоятельной работы 
– Кто из вас согласен со старшим братом? А с младшим?

IV. Рефлексия урока.
– Нашёл ли отражение эпиграф урока:
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

– Можно ли найти мудрость сказки в  пословицах:           
 – Счастья ключи в своих руках ищи.
–  Счастье в нас, а не вокруг да около.
 (В жизни нужно чего–то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям. Младший брат своровал счастье, доставив горе матери–медведице).

– Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми? Прочитайте  из своей работы.

–  Почему эти качества вы выбрали?
(положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться)

– Эта сказка морально–нравственная?

– Какими качествами обладаете вы?

–Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в сказке о серьёзных вещах: о том, как по–разному можно прожить жизнь, потому что по–разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!

– Решили  мы на уроке  нашу проблему?

– Что такое счастье для человека?

– Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?

– Вернёмся к «шкале успеха».

–На каком уровне мы с вами сейчас находимся? Отметьте.

–Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.

V. Самооценка на листах.

Лист самооценки
Ф.и. учащегося ____________________________________

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованная литература:

1. Литературное чтение «В океане света». Учебник 4 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
2. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.
3. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2014



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru