высшая квалификационная категория, учитель начальных классов
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА–2100»
в 4 классе
Тема урока: Л.Н.Толстой «Два брата»
Цели:
Обучающая: учить полно отвечать на вопросы, обобщать изученное, формировать умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, учить выразительности в речи, анализировать литературное произведение.
Развивающая: развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
Воспитывающая: учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества на примерах сказочных героев.
Оборудование к уроку: мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», карточки с заданиями для групп, характеристики братьев, цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В океане света» 1 часть.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
– Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную.
– Как вы понимаете, что такое гостиная?
– А литературная? ( Знакомство с художественными произведениями.)
– Мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь. Некоторые его произведения мы читали с вами в 1 и во 2 классе.
Индивидуальные карты.
Угадай фамилию писателя, зачеркнув одинаковые буквы в каждом столбике.
– А сейчас поиграем в игру: «Вспомни и назови».
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)
III. Этап изучения нового материала.
1.
Л.Н. Толстой «… Я всю жизнь отдал на служение людям».
Консультанты по чтению познакомят нас с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой родился в 1828 году, а умер в 1910 году. Он прожил 82 года. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все окружающие его люди были для него хорошими и родными людьми.
В имении была дивная природа. Толстой любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила графский титул. Отец участвовал в войне 1812 г. Маму свою он не помнил, но о ней все говорили как о добром, отзывчивом человеке.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на факультет иностранных языков. После окончания университета он начал писать книги. И в то же время изучал историю, музыку, рисование, медицину, много путешествовал.
К концу жизни Толстой вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать книги.
Л.Н. Толстой написал много книг для взрослых и детей. Им был создан знаменитый роман для взрослых «Война и мир».
Он очень любил детей. В то время мало было школ для бедных. В «Ясной Поляне» Толстой открыл школу, написал Азбуку для детей, по которой учил ребят грамоте. В неё вошли рассказы, басни, были.
Для детей Л.Н. создал поучающие произведения, где на примере действий героев, рассказывал, как надо поступать в различных ситуациях, писал о жизни растений, животных, учил детей находить мудрые решения из создавшихся ситуаций.
Его произведения вошли в мировую классику. Их с удовольствием читают и в наше время.
Сегодня продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.
– Определите по ключевым словам жанр сегодняшнего произведения: волшебная, анималистическая, бытовая, богатырская, народная, авторская
– Какая это сказка?
(бытовая с элементами волшебства)
– К какому жанру относится? (смешанный, история из жизни, морально–нравственная)
– На что похожа сказка? (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)
– Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя, в котором он говорит о счастье. Эпиграф к нашему уроку: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
– А что такое счастье для человека? Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели? Эту проблему мы попытаемся решить на уроке.
2. Работа с текстом до чтения
– По заглавию и рисунку в учебнике определите, о чем будет говориться в сказке?
– Кто из братьев старше? Кто младше? В современное ли время будут описываться события в сказке? Определите по одежде.
– О чем могут беседовать между собой братья? (обратить внимание на эпиграф)
Ключевые слова: путешествие камень надпись пошел остался царствовал жил в деревне
3. Работа с текстом во время чтения.
1) Словарная работа ведется во время чтения: полдень, подле них, не сули.
2) Чтение вслух детьми с прерыванием, ведение диалога с автором, предположения детей по содержанию.
«Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес, на восход солнца».
– О чем хочется спросить автора? (Зачем идти в лес?)
– Ваши предположения.
Далее прямой ответ в тексте («…и вместе найдем счастье»)
– Что можете сказать о младшем брате? Какой он по характеру? «Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую»
– Какой вопрос возникает? (Почему не хочет идти сам и брату не советует?)
– Охарактеризуйте старшего брата.
– Далее прямой ответ в тексте.
После доводов младшего брата:
– Как поступит младший брат? Ваши предположения.
– Охарактеризуйте его.
– Кто бы из вас поступил также, пошел за счастьем?
4. Физминутка
5. Самостоятельное чтение сказки до конца.
– Найдите ответ на вопрос: Чем завершился спор братьев о счастливой жизни?
– Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете? Почему?
Вывод: Л. Н. Толстой был убежден, что каждый человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по– своему, проживает свою жизнь так, как считает нужным. Каждый человек имеет право выбора. Можно прожить скромно и тихо, только ради себя или с пользой для других, как Л. Н. Толстой. Он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.
6. Работа с текстом после чтения.
– Найти и прочитать в тексте пословицы старшего брата (слайд: синица и журавль.) Под этими птицами подразумевается счастье.
– Какова синица по величине? Покажите, держите её в ладошках: вот она маленькая, но в руках, с вами.
– Какой журавль? (большой) Но он где? (далеко, не с вами)
– В чем смысл этих пословиц? Какую жизнь предпочитает старший брат?
2. Прочитать пословицы младшего брата.
– А как лучше жить считает младший брат?
7. Игра «Ловишка»
– Ловите те качества, которые необходимы для счастливой и успешной жизни.
Учитель называет, а дети хлопают – ловят: порядочность, верность, злоба, жадность, любовь к ближнему. Зависть, трусость, уважение, доброта, ненависть, предательство, целеустремленность, отзывчивость.
8. Работа в группах с карточками Практическая работа над текстом Л.Н.Толстого «Два брата» (задания предлагаются на карточке, где дети записывают ответы)
1) До чтения
– Сейчас ты прочитаешь рассказ Л.Толстого «Два брата». Твои мысли, предположения. (Я думаю, что в этом произведении будет рассказываться о…)
2) Прочитай текст.
Ответь на вопросы. Выполни задания.
– Всё ли просто и понятно в рассказе?
– Кто является главными героями?
– Какие черты характера у старшего брата? Подчеркните слова, обозначающие эти черты
– Чему учит эта история?
– Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?
– Выберите, эти качества и подчеркните (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, трусость, ненависть, предательство).
3) Добились ли цели урока, которую ставили?
9. Проверка самостоятельной работы
– Кто из вас согласен со старшим братом? А с младшим?
IV. Рефлексия урока.
– Нашёл ли отражение эпиграф урока: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
– Можно ли найти мудрость сказки в пословицах: – Счастья ключи в своих руках ищи. – Счастье в нас, а не вокруг да около. (В жизни нужно чего–то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям. Младший брат своровал счастье, доставив горе матери–медведице).
– Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми? Прочитайте из своей работы.
– Почему эти качества вы выбрали?
(положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться)
– Эта сказка морально–нравственная?
– Какими качествами обладаете вы?
–Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в сказке о серьёзных вещах: о том, как по–разному можно прожить жизнь, потому что по–разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!
– Решили мы на уроке нашу проблему?
– Что такое счастье для человека?
– Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?
– Вернёмся к «шкале успеха».
–На каком уровне мы с вами сейчас находимся? Отметьте.
–Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.
V. Самооценка на листах. Лист самооценки
Ф.и. учащегося ____________________________________