Конорёнок Марта Алексеевна

 

 

 

Конорёнок Марта Алексеевна,
учитель эвенкийского языка МКОУ «Суриндинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Урок в форме соревнования двух команд на звание

«Лучший знаток эвенкийского языка»

 

Практическое владение учащимися родного языка – вот главная задача учителя эвенкийского языка. Основная цель обучения эвенкийским языком в школе является развитие личности школьника, способного и желающего общаться на родном языке.

Учитель должен видеть свою задачу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, разбудить и стимулировать способности, заложенные в каждом ученике. Воспитывать у учащегося уважение и интерес к своему народу и культуре, культуру общения, поддержать его к учению, формировать познавательную активность. Учитель должен обеспечить учащемуся возможность познания глубины своей национальной культуры, то есть стимулировать его нравственный и общеобразовательный рост.


Урок эвенкийского языка, 7 класс

Тема: Эвэды турэн эвэнкил индутын.

Тип урока: Повторение и обобщение полученных знаний; урок-соревнование.

Цель:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные по
    пройденным темам;
  • показать особенность структуры предложений в эвенкийском языке, помочь учащимся привить навык активного использования его в речи.
Задачи:
  • Обучать устной речь учащихся с помощью диалога;
  • Развивать умение ставить вопросы и отвечать на предложенную тему;
  • Воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма;

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • экспонаты музея: скребок, ножницы, поварешка, игольница, бисер, нитки, кожемялка, нитки из сухожилий, наперсток.

 

Ход урока

I. Организационный момент.
Учитель: - Дорово, алагувумнил!
Ученики: - Дорово, алагумни!

II Учитель:

Сегодня наш урок пройдет необычно, в форме урока – соревнования двух команд на звание «Лучший знаток эвенкийского языка». Учащиеся делятся на две команды и придумывают название.
Учитель: Итак, команды готовы к конкурсу: у нас получились такие команды «Орончикан» и «Осиктакан».
Учитель: Попросим приглашенных учителей стать членами жюри.
Учитель: Стихотворение А.Н. Немтушкина «Дуннэдув», прочитает его Каянович Саша.

Ученик:

Омӈорокив би турэнми,

Омӈорокив давлавурвар,

Эвунав минду эсалви,

Эвунав гукэллу серви?

Омӈорокив дуннэви би,

Хуӈтут инди биллэкив би,

Эвунав минду ӈалэлви,

Эдядави билдеӈэв би?

Коль забуду родную речь

Песни те, что поёт народ.

Для чего же тогда беречь

Мне глаза, и уши, и рот?

Коль забуду запах земли

И не так ей стану служить

Для чего же руки мои,

Для чего мне на свете жить?


 

 






 

 

Учитель: Дается задание для двух команд коротко сказать, о чем пишет в своем стихотворении «Дуннэдув» Алитет Николаевич Немтушкин? Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа.
Команда «Орончикан»: ответ капитана команды.
Команда «Осиктакан»: ответ капитана команды.

Учитель: Членов жюри просим оценить ответы капитанов. Спасибо.

III. Дидактическая игра «Дополни предложение».

Учитель: приступаем к следующему конкурсу.
Участники команд по очереди называют предложение, а другие участники по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки команд могут дополнить предложение. Выигрывает та команда, которая сказала предложение последней. Она же и предлагает новую фразу. Начинает команда, победившая в первом задании.
Команда «……………»: Эр муннукан. Это заяц.
- Ну?ан ?элэки бичэн. Он был трусливый.
- Агили иргичи ?энэдечэн. По лесу бродил волк.
- Муннукан химат ды?нилэстэн. Заяц быстро помчался.
- Иргичи муннуканмэ дявамудяран. Волк хочет зайца поймать.
и т.д.

Если команда закончила последнее предложение, вторая команда продолжает рассказ.

Задача игры: Закрепить правила построения повествовательных предложений на эвенкийском языке, активизировать лексику, развивать внимание, наблюдательность и память. Побеждает та команда, которая высказала последнее предложение, если у другой команды не нашлось что сказать.

Открытый урок Конорёнок М.А., 7 класс
Подготовка к открытому уроку

IV. Блиц опрос. Конкурс на знание грамматики эвенкийского языка. Каждой команде даются карточки с пятью заданиями.

Задание для команды «Орончикан»
Задание 1. Вместо точек расставьте гласные в следующих словах, используя закон гармонии гласных:
Суруд..р..н, улгуч..нд..р..н, долч..тч..р..н, ич..тч..р..н, ом?од..р..н, алагувд..р..н.
Задание 2. Проставьте в этих словах долготу звука: Ку?акан, дылача, энёко, юктэ.
Задание 3. Напишите эти числительные цифрами: умукэн нямади тунна – 105
Дюрдяр илан -
Иландяр дыги –
Дыгин тысяча туннадяр -
Тунна нямади дыгиндяр
Задание 4. В каком слове долгота звука падает на второй слог: дылача, хомоты, акит.
Задание 5. Найдите и подчеркните в этом предложении личные местоимения, укажи лицо и число (число пиши на эвенкийском языке – например: 3л, к.т.)
Бу тынивэ алагувдячавун. Си аят урокилви онни. Ну?ан эси эмэрэн.

Задание для команды «Осиктакан»
Задание 1. Вставьте в эти слова вместо пропусков звук ? или н: ....инакин, окто, ...алэ, дэгинэктэ, болои, ин...кта, окто.
Задание 2. Найдите однокоренные слова, выделите корень: Мо, моду, моканду, молва, мома, мокан, мол.
Задание 3. Подберите и впишите к этим предложениям нужные прилагательные, чтобы получились связные предложения.
Муннуканду тугэ ирэксэн ……………… (авады?) бивки.
Чипканду ирэксэн ……………….. (авады?) бивки.
1) тамура, немумэ
2) багдама
Задание 4. Найди существительные в предложениях проставь над ними вопросы: ?и? экун? ?ил? экур?
Хэкупчу тыргани бичэн. Ку?акар агланду эвидечэтын. Агды агдыллан. Умукэн бэеткэн
?олэллэн, тадук туксастан.
Задание 5. В каком слове долгота звука падает на третий слог: иргичи, хомоты, авун.
Учитель: Команды, выполнившие задания, сдают карточки членам жюри для оценивания заданий.

V. Ролевая игра. От каждой команды выходит по 1 участнику.

Выходят два ученика. Ведут диалог на любую тему.
Первый: Дорово, бэе!
Второй: Дорово!
Первый:- Си идук эмэденни?
Второй:- Би дюдук эмэдем, орорви сокорим.
Первый:- Тар агланду удялва ичэм, син?ил орор бинорэ.
Второй:- Сурудем тала, бокондем.
Первый:- Кэ-тэ сурукэл, бокончудякал, би дюлави сурудем.
Ведущий: Туги агиду этэечимнил арчалдыра, улгучэмэттэ.
Члены жюри оценивают диалог.

VI. Работа по картине. Онёвун «Урикитту», онёчон художник А.Г. Амелькин. (Участники команд поочередно должны составить рассказ на эвенкийском языке). Побеждает та команда, которая более содержательнее составила рассказ.

1 команда                                              
- Онёвунду урикит онёвчо.
-Урикитту илан дюл илитчара.
-Того дагадун эни колобово иридерэн.
-Бираду бэеткэр олломидяра

2 команда
Эр урикитту эвэнкил индерэ.
Дю дагадун амака тэгэтчэрэн.
Амака толгокива одяран.
Умукэн бэеткэн элбэскэтчэрэн.

 

 

 

 

и т.д.

VII. Назовите предметы с использованием экспонатов школьного музея. Продолжается соревнование двух команд на звание «Лучший знаток эвенкийского языка»

Учитель: Эр потаду асадыл саводал биси, гэрбикэллу. В этом мешке лежат предметы быта, назовите их на эвенкийском языке, кому они принадлежат, и расскажите, как ими пользоваться.
(У, чучун, каик, уркувун, инмэрук, чиктыл, ниты, кэдэрэ, чивал, уняптун, инмэ, кумалан).

Учителя школы на открытом уроке
Победители конкурса знатоков родного языка
(для увеличения сделайте щелчок по снимку)

Учащиеся, показывают предметы, называют их на эвенкийском языке и рассказывают о предназначении этих предметов.
Ученик команды «Орончикан»: У, чучун, каик, уркувун, инмэрук, чиктыл, ниты, кэдэрэ, чива, уняптун, инмэ, кумалан - это предметы быта, которыми пользуются эвенкийские женщины – мастерицы. У, чучун, кэдэрэ - инструменты для обработки камуса.
Ученики команды «Осиктакан»: Каик, ниты, инмэ, уняптун, чива – это инструменты, ими женщины шьют одежду для своей семьи. Уркувун – поварешка, инмэрук – игольница, где женщины хранят инструменты для пошива одежды.

VIII. Работа с карточками. Начинает отвечать команда, набравшая наименьшее количество баллов. Следующее предложение называет другая команда.

Задание: вставьте в этих предложениях вместо точек подходящее по смыслу сказуемое.
1. Ӈинакин агиду чипканмэ …………..…………………………..
Варианты ответов: дяваран, лавадаран, иктэрэн, деврэн.
2. Эси тырга со удун………………………………………………..
Варианты ответов: конкодёрон, иктудерэн, удундяран.
3. Тугэнивэ хомоты авдунду………………………………………
Варианты ответов: кусидерэн, кикмудяран, адерэн.
4. Упкат ку?акар тулиски………………………………………….
Варианты ответов: микчанидяра, туксасина, элбэстэ.
5. Эни дюду унталва………………………………………………
Варианты ответов: силкидяран, девдерэн, уллидерэн.

IX. Итог урока.
Подведение итогов конкурса. Жюри оглашает результаты конкурса. Команде, победившей в конкурсе, вручается приз. Другая команда получает поощрительные призы.

 

____________________________________________________________________________________

Литература:
1. В.Д. Колесникова, З.Н. Пикунова, Ю.Д. Сверчкова. Учебник для 7 класса «Эвенкийский язык».
2. З.Н. Пикунова. Литературнай та?ин для 7 класса.
3. З.Н. Пикунова. Картинный словарь эвенкийского языка.

 

____________________________________________________________________________________

Приложение № 1
Задание для команды «Орончикан».
Задание 1. Вместо точек расставьте гласные в следующих словах, используя закон гармонии гласных:
Суруд..р..н, улгуч..нд..р..н, долч..тч..р..н, ич..тч..р..н, омӈод..р..н, алагувд..р..н.
Задание 2. Проставьте в этих словах долготу звука: Куӈакан, дылача, энёко, юктэ.
Задание 3. Напишите эти числительные цифрами: умукэн нямади тунна – 105
Дюрдяр илан -
Иландяр дыги –
Дыгин тысяча туннадяр -
Тунна нямади дыгиндяр -
Задание 4. В каком слове долгота звука падает на второй слог: дылача, хомоты, акит.
Задание 5. Найдите и подчеркните в этом предложении личные местоимения, укажи лицо и число (число пиши на эвенкийском языке – например: 3л, к.т.). Бу тынивэ алагувдячавун. Си аят урокилви онни. Нуӈан эси эмэрэн.

 

____________________________________________________________________________________

Приложение № 2
Задание для команды «Осиктакан».
Задание 1. Вставьте в эти слова вместо пропусков звук ӈ или н: ....инакин, окто, ...алэ, дэгинэктэ, болои, ин...кта, окто.
Задание 2. Найдите однокоренные слова, выделите корень: Мо, моду, моканду, молва, мома, мокан, мол.
Задание 3. Подберите и впишите к этим предложениям нужные прилагательные, чтобы получились связные предложения.
Муннуканду тугэ ирэксэн ……………… (авады?) бивки.
Чипканду ирэксэн ……………….. (авады?) бивки.
1) тамура, немумэ
2) багдама
Задание 4. Найди существительные в предложениях проставь над ними вопросы: ӈи? экун? ӈил? экур?
Хэкупчу тыргани бичэн. Куӈакар агланду эвидечэтын. Агды агдыллан. Умукэн бэеткэн
ӈолэллэн, тадук туксастан.
Задание 5. В каком слове долгота звука падает на третий слог: иргичи, хомоты, авун.

 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2011



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru