Полководцы и герои
.
Цель занятия:
Способствовать общему развитию детей, прививая любовь и интерес к настоящему и прошлому своего народа.
Задачи:
- знакомство с полководцами, которые в разные периоды истории нашего государства командовали воинами - защитниками Родины;
- знакомство с великими битвами и великими победами из истории нашей страны;
- воспитание интереса и уважения к истории своей страны через знакомство с именами великих сынов России.
Оформление зала:
Зал украшен картинами с изображениями российских воинов различных веков - от дружинников Александра Невского до солдат времён ВОВ. Оформлена большая выставка рисунков детей на военную тематику.
Предварительная работа:
Работа вне занятий включает различные виды деятельности: экскурсии в музей, в сквер к памятнику, беседы о героях войны, игры, труд, изобразительную деятельность, общие и групповые мероприятия, походы, изготовление атрибутов, тематические беседы с родителями, консультации, анкетирование родителей.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку (Звучит песня О. Газманова «Москва»)
Ведущий:
– Здравствуйте ребята!
Мы сегодня будем говорить о героях.
Как вы думаете, кого называют героями?
(ответы детей)
Ведущий:
– У каждого народа есть свои герои. Славятся они не только силой, решительностью и смелостью. Свои подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего Отечества. Самоотверженность, готовность не жалея своей жизни защищать родную землю - вот главная черта русских героев.
Много раз враги и с запада, и с востока грозились нашей Родине и хотели захватить её. Их привлекали бескрайние просторы и богатства русской земли.
 |
 |
Атака немецких рыцарей-крестоносцев
|
Облачение рыцарей-крестоносцев
|
В 1242 году на Русь (так в древности называлась наша страна) двинулись немецкие крестоносцы.
Они были одеты в тяжелые металлические доспехи. Поверх лат развивались белые плащи с черными и красными крестами, поэтому воинов назвали крестоносцы.
Великий князь Александр, который прославился в битве на реке Неве, за что и получил звание «Невский», заманил крестоносцев вглубь России к Чудскому озеру.
 |
 |
Князь Александр Ярославич Невский
|
Ледовое побоище
|
Здесь произошло Ледовое побоище. Называлась эта битва так, потому что происходила на льду замершего озера. Когда немецкие войска оказались на льду, русские воины в легком снаряжении встретили их градом стрел, выпущенных из луков и арбалетов. Крестоносцы падали с лошадей, проваливались под лёд, доспехи тянули их под лёд, на дно озера. Сама русская природа помогала войскам Александра Невского. Ведь была ранняя весна, начало апреля. Лед сделался рыхлым и непрочным. Оставшиеся в живых немецкие рыцари бросились наутек. Трубы заиграли победу! Лучи солнца засияли на знамёнах.
 |
 |
Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули.
Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство.
Вдобавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться
|
Александр Невский: «Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет.
На том стоит и стоять будет Русская земля».
(Художник П. Д. Корин), фрагмент триптиха (1942).
|
«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» - сказал такие слова Александр Невский, отпуская домой взятых в плен врагов.
– Как вы объясните слова сказанные Александром Невским?
(ответы детей).
Ведущий:
– Только разбили врагов на западе, а с востока уже стали грозить нашей отчизне кочевые народы татары и монголы. Хан Мамай собрал огромную силу и двинулся на Русь.
 |
 |
Святой Благоверный Великий московский князь Дмитрий [Иванович] Донской,
художник Виктор Маторин (2002)
|
Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву
|
Московский князь Дмитрий (Слайд 6) тоже собрал войско и поехал в Троицко - Сергиеву Лавру, чтобы попросить у мудрого старца Сергия Радонежского благословения перед великим сражением.
Преподобный Сергий благословил князя и предрёк, предсказал ему победу в битве.
Дети:
1. Московский князь со смелою дружиной,
Приехал к Сергию просить благословенья
Перед большим решающим сражением.
Окинул Сергий войско Мудрым взором:
Блестели шлемы, латы и кольчуги.
2. И он подумал: - Дорогие други!
Богатыри, лихие удальцы!
Полягут многие за Русь на бранном поле,
Сыра земля напьётся крови вволю,
Плетутся вам небесные венцы!
3. На Дмитрия он ласково взглянул,
Обнял его и на ухо шепнул:
-Склонюсь я перед Господом с мольбою!
Ободрись князь! Победа - за тобою.
Ведущий :
– В 1380 году началась величайшая в истории России битва. Её назвали Куликовской , потому что проходила она на Куликовом поле. (Слайд 8).
Русские войска под предводительством князя Дмитрия Донского победили татарского хана Мамая.
Дети:
4. На землю копья сыпались дождем,
И тучи стрел неслись над головою,
Мечи гремели, как небесный гром
Всех, заражая доблестным примером,
Князь Дмитрий впереди рубился смело:
Ещё не знала Русь такого боя,
Да будет слово, сказанное, делом!
Умрем же братья за святую веру!
5. Рубились, резались, дрались со всех сторон
И алой кровью обагрился Дон
Настало в битве страшное мгновенье:
Казалось, что не выдержат полки
Жестокой схватки и придут в смятенье
И одолеют русичей враги!
6. Но, выждав время, чтоб ударить в срок,
Из небольшой желтеющей дубравы,
Рубя врагов налево и направо,
И силы свежие легко монголов смяли,
Те с поля в ужасе бежали.
Мамай следил за битвою с холма
И с горькою досадой произнёс:
Теперь я вижу, как велик Христос!
Картины молодого русского художника Виктора Маторина, посвященные Куликовской битве, можно посмотреть здесь
Ведущий:
Русские воины победили врага, потому что сражались отважно. Они умело владели мечом, метко стреляли.
Меткий глаз – залог успеха,
Скажет вам солдат любой,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой!
Сейчас наши ребята покажут, как метко они стреляют.
Игра «Меткий стрелок».
Мальчики ( солдаты и гусары) встают в две колонны и бросают мячи в мишени.
Ведущий:
– Ребята, а кто из вас знает ещё русских полководцев, которых помнит весь народ за их победы. Их имена прославлены даже в песнях.
(Ответы детей).
 |
 |
Великий русский полководец
Александр Васильевич Суворов
(работа современного художника)
|
Суворов любил простых солдат. Называл их орлами, богатырями, молодцами, переносил вместе с ними все тяготы военных походов, ел грубую солдатскую пищу
|

Художник Суриков В.И. "Переход Суворова через Альпы в 1799 году" (1899, ГРМ)
Ведущий:
– 50 лет прослужил Суворов в русской армии. Начав службу простым солдатом, дослужился до генералиссимуса и не проиграл ни одного сражения. Солдаты очень любили Александра Васильевича. Суворов очень хорошо знал солдатскую жизнь и солдатские нужды. Он следил, чтобы солдаты были сыты, их одежда и обувь были удобны, а оружие всегда начищено и готово к бою. (Слайд 11)
Суворов командовал 35 крупными сражениями и из каждого выходил победителем.
Сейчас дети споют песню про Суворова
Дети исполняют песню «Учил Суворов…» Музыка: А. Новиков Слова: В. Левашов
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно – легко в бою!"
Ведущий:
– Ребята, в 1812 году, 200 лет назад на Россию обрушилась новая беда. В пределы России вторглась французская армия. Командовать русской армией поручили Кутузову. Его знали и любили солдаты. Они радовались его приезду: «Вот приедет наш Кутузов бить французов!»
 |
 |
Великий русский полководец
Михаил Илларионович Кутузов
Портрет кисти Р.М. Волкова (1812-1830)
|
М.И. Кутузов во время Бородинской битвы
Художник
А. Шепелюк, 1951 г.
|
Опытный и дальновидный полководец Михаил Илларионович Кутузов не побоялся сдать французским войскам даже столицу России - Москву.
Кутузов предвидел, что победить врагов русской армии поможет не только храбрость и отвага русских солдат, но и суровая, снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами.
Перед приходом Наполеона в Москву жители покинули столицу. Они сжигали свои дома и имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Москва опустела.
Дети:
7. Закатным пламенем объят был небосклон,
Когда в Москву вступил Наполеон,
Он город взял без славы и почёта,
Его не встретили, не принесли ключей,
Никто не отворил ему ворот-
Москва была заброшенной, ничьей…
На улицах и в храмах ни души,
И начались разбои, грабежи…
Но праздновать победу было рано!
Ведущий:
Французская армия под натиском русских войск вынуждена была отступать по смоленской дороге, которую они уже разорили, разграбили во время похода на Москву. Французы погибали в глубоких снегах от голода, холода и набегов партизан. (Слайд 12).
Наконец Наполеон с позором покинул Россию. Российская армия освободила своё Отечество от врага, и война эта стала называться Отечественная война 1812 года.
Фельдмаршал Кутузов умер 16 апреля 1813 года и был похоронен в Петербурге, в Казанском соборе. Россия победила, мир пришел на российскую землю.
И сейчас в честь победы русского оружия наши гусары пригласят своих дам и станцуют замечательный танец.
(Дети танцуют мазурку)
Ведущий:
– Ребята, вы знаете, что в Ванаваре есть памятник погибшим защитникам Родины. Мы ходили к нему в мае и возлагали цветы. Кто из вас знает, в какой войне пришлось участвовать этим воинам? У кого из вас участвовали в этой войне деды и прадеды?

(ответы детей)
Да, ребята, долгая, жестокая, унесшая множество жизней, Великая Отечественная война, началась 22 июня 1941 года. (Слайд 13).
Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве и положение на фронте стало критическим, командовать Советской Армией было поручено Георгию Константиновичу Жукову.

Русский полководец Георгий Константинович Жуков
Наши войска под его командованием разгромили немецкую группировку под Москвой и одержали победу во многих тяжёлых сражениях.
4 года продолжалась кровопролитная война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.
Памятник Георгию Константиновичу Жукову воздвигнут в Москве.
Ведущий:
Дорогие ребята, вы, конечно, понимаете, что, знаменитые полководцы не выиграли бы ни одного сражения без простых солдат. Преданность солдат своей Отчизне, бесстрашие и самоотверженность всегда помогали России разгромить врагов. Чтобы сохранить память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть памятники и обелиски с именами защитников нашей Родины. Но имена многих бойцов не сохранились, просто некогда было ставить памятники и подписывать фамилии, когда шёл бой. Но в память о тех защитниках, чьи имена неизвестны, в Москве горит Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата. Сюда приходят и президенты, и ветераны, и простые люди и в благодарность за их подвиг возлагают цветы.
 |
 |
 |
 |
Могила неизвестного Солдата у Кремлевской стены в г. Москва |
Монумент Воину-освободителю в Трептов-парке
города Берлина создан по проекту скульптора
Е.В. Вучетича и архитектора Я.Б. Белопольского.
Открыт 8 мая 1949 г. |
8. Имя твоё неизвестно, солдат!
Дети: Был ты отец или сын, или брат,
Звали тебя Иван иль Василий,
Жизнь ты отдал за спасенье России!
Нами твой подвиг, солдат, не забыт-
Вечный огонь на могиле горит.
Звезды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный солдат!
Ведущий:
А сейчас все дети вместе споют народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»
-“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?”
-“Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!”
-“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши матки?”
-“Наши матки – белые палатки,
Вот где наши матки!”
-“Солдатушки, бравы ребятушки,
А где же ваши жёны?”
-“Наши жёны – ружья заряжены,
Вот где наши жёны!”
-“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?”
-“Наши сестры – штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!”
-“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?”
-“Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!”

Памятник участникам Великой Отечественной войны в с. Ванавара

Празднование Дня Победы в Ванаварском детском саду
Ведущий:
- Ребята, какой князь командовал русскими войсками во время битвы с крестоносцами? Расскажите о Ледовом побоище.
- В какой битве победили войска Дмитрия Донского?
- Расскажите о полководце Суворове.
- Как звали полководца, участвовавшего в Великой Отечественной войне?
- Как вы думаете, какие качества помогают русским солдатам одерживать победу над врагом?
Результат:
Думаю, что такое занятие помогло детям приобрести интересные знания из истории своей страны.
Использованная литература:
1. Использованы ресурсы Интернета (слайды, музыкальное сопровождение)
2. Ю.Антонов. Праздники в детском саду. Великой Победе посвящается. Изд. Москва, Творческий Центр, 2011.
3. Н. Камратова, Л. Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Изд. Москва, Творческий Центр, 2007.
4. Т. Шорыгина. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. Москва, изд. «Книголюб», 2004.
5. Еженедельное издание «100 битв, которые изменили мир» №№ 2,3,4,17,19. Россия, Москва, ООО «Де Агостини», 2010 -11 гг.
При подготовке страницы использованы материалы презентации Королёвой Л.Н. "Полководцы и герои"
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |