Ханчас Елена Олеговна, первая квалификационная категория,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара

 

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей
– это национальная трагедия и угроза самому существованию нации»
М.П.Мусоргский.

В зрелом возрасте, умудренные жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама, первые сказки, которые рассказывала нам бабушка, веселые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры, которые мы впитали, общаясь со сверстниками во дворе. А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывает в памяти. Сколько в них мудрости и поучительности! Поэтому и наши дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют взрослых и детей: Осенины, колядки, святки, Масленица, Сороки.
           
Последние десятилетия интерес к народному творчеству не был активным и массовым. Далеко не многие коллеги, работающие в нашем дошкольном учреждении, обращаются к народной педагогике. Архаично! Несовременно! Не поймут! Высмеют!..
           
А ведь опыт лучших педагогов-мастеров доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.
           
В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.
           
Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». «Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа – это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально – исторического опыта народа и являются оптимальными.
           
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения…
         
Хочется обратиться к выступлению Р.П.Зверевой на Четвертых Виноградовских чтениях:
«…Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его,
но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери)…».
           
Детей дошкольного и младшего школьного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.
           
Встречи и проводы времен года – новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая – содержание праздников и развлечений в детском саду. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.
           
Многие фольклористы считают, что только доподлинное воспроизведение старинных обрядов, традиций допустимо, когда речь идет о приобщении детей к народной культуре. Думается, это неверно и недальновидно! Все это естественно в повседневной работе детского сада, поэтому целесообразно использовать опосредованную форму приобщения детей к народному творчеству.

 


Встречаем весну, празднуем Благовест!

Тематическое занятие в подготовительной группе детского сада.

Цель занятия:
Расширять кругозор детей, их знания о календарных весенних праздниках, о Благовещении.
 
Задачи:
Образовательная:
Дать представление о русских обычаях и обрядах в весенний период: Сретение, Сороки, Благовещение.
 
Воспитательная:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к отечественной культуре. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.
 
Развивающая:
Развивать эмоционально-чувственную сферу через:
 - календарно-обрядовую поэзию;
 - песенно-музыкальный фольклор.
 
Оформление: русская изба, выставка предметов быта, музыка.

Материал и оборудование:
Костюмы персонажей. Обруч с лентами – карусель. Шляпа для деда Мазая. Шапочка для Мышки, Коршуна, Наседки. Для угощения выпечка птичек, сделанная детьми.
 
Предварительная работа.
Беседы о календарных весенних праздниках: Сретение, Сороки, Благовещение.
Разучивание закличек, игр, считалок.
Лепка птиц из соленого теста.

Ход занятия.

Звучит в записи русская народная музыка. Дети заходят и садятся на скамейки.

Музыкальный руководитель (в русском народном костюме):


Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Добрый вам денечек!
Я в гости к вам пришла,
Стужу, холод увела.
Я – тетушка Олеговна,
Приглашаю вас в гости, к себе в горницу.
Песни распевать, да весну гукать.
Весенних птиц прославлять,
Весну встречать, да в игры играть!

Дети заходят в горницу.

Русская изба

Музыкальный руководитель:
По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – 15 февраля в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.

Эта третья встреча – один из главных праздников весны. Он проходит в дни Великого поста, поэтому обряды почти не имеют празднично – игрового характера и развитого фольклорного сопровождения. Даже песни – «веснянки»- не пели, «кликали» или «гукали». Еще, взобравшись на пригорки и крыши, взрослые и дети подкидывали птичек, выпеченных из теста, с высокого места или прикрепляли их на нитку к шесту, крыше, крыльцу, чтобы они «летали» на ветру. Это символизировало приход весны, весеннее возрождение земли (в некоторых районах России «жаворонков» после совершения обрядов съедали).

Как Благовещение встретишь, так и весь год проведешь. По народному обычаю на праздник не надевали новые одежды, чтобы они не порвались.

Пережигали соль в печи для лечения людей и скота, выпускали птиц на волю, потому что птица – Божья вестница.

К столу подавали благовещенские кулебяки и пироги с начинкой из грибов и рыбы и различные рыбные блюда.

Женщины пекли особое ритуальное печенье («жаворонки», «галушки», «чувильки», «кулики»), и щедро раздавали его детям. Такое печенье в форме птичек делали из теста треугольной формы. Треугольники складывали пополам, из крайних уголков отгибали крылья, делали глаза из мелких семян и сушеных ягод. Детям пекли и «тетерок» - хрупкое, как кружево, печенье с узорами в виде солнышка.

А почему называли жаворонками, да потому, что это птички – предвестники весны. Они могут подниматься высоко в небо, где по древним преданиям, находилась недосягаемая для человека обитель духов – покровителей. Поэтому эта птица является символом добра и счастья.
Вот такое тематическое занятие я предлагаю и вам.

А день сегодня, действительно, добрый! Сегодня – Благовещение. Недаром говорят в народе: «В марте грач зиму расклевал», - с сегодняшнего дня весна начинается, сам Бог благословляет землю, открывая ее на сеяние. Я, своей песней буду закликать весну. Она услышит нас и придет.

Закличка «Нам Зиму провожать».


«Нам Зиму провожать,
Весну-красну закликать.
Гу-у-у!
С солнышком, с цветами,
С песнями, с журавлями.
Гу-у-у!
Побежит кругом вода,
Растает снег, не будет льда.
Гу-у-у!»

Музыкальный руководитель:
Люди, звери, птицы – все радуются этому дню. На Благовещение даже само солнце играет: играет перед восходом, вертится по небу, катается, раскидывает лучи и опять собирает. А чтобы это чудо увидеть, в старину в деревнях будили раненько ребяток, таких, как вы, да посылали в поле, на окраину села, туда, где солнышко восходит, на игру его полюбоваться.
 
По погоде на Благовещение судят о будущем лете. По народному календарю мороз - предвестник урожая на огурцы, дождь – лета дождливого, холодный ветер – лета холодного, а теплый, южный ветер – лета теплого. Посмотрите в окошко: морозец сегодня? (Ответы детей). Значит, огурчики будущим летом славно уродятся!

Поет заклички «Жаворонушки, прилетите-ка!», «Чувиль-виль-виль».
 
Музыкальный руководитель: А вы заклички знаете?

Игра «Перекличка».
 
Делятся на две группы (мальчики, девочки) одна команда поет песенную перекличку a capella вместе с воспитателем, а другая - с музыкальным руководителем, как бы подзадоривая друг друга поочередным исполнением.

Мальчики. «Солнышко».

Девочки. «Петушок».

Мальчики. «Ванька – комарик».

Девочки. «Огуречик».

Музыкальный руководитель (обращаясь к воспитателю): Светлана Николаевна, ну и как вы думаете, кто лучше?

Воспитатель: Мне кажется, что пели хорошо обе команды!

Музыкальный руководитель: В такой день нельзя ссориться, нельзя сердиться друг на друга и конечно, победила дружба!

Музыкальный руководитель: Ребята, нас окружают в нашей избе очень много предметов. И, сейчас я хочу загадать вам загадки.
 
- Ах, какая старая бабушка! Вся белая-белая. Когда на улице лето, на нее внимание не обращают. А зима придет – так и липнут к ней. (Печка).
 .
- Дедко коптел, много лет терпел, много душ кормил. (Чугунок).
 
Музыкальный руководитель: А вы знаете загадки? (дети загадывают загадки).

Загадки

Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется,
И опять на место кладется. (Ложка).
 
Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин).
 
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Как схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват).
 
Музыкальный руководитель:
Насиделись, детвора?
Поиграть пришла пора!

Проводятся игры с напевами.
 
Считалка.
Выбирается водящий.
«Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче дудочка дуди, мы играем – ты води!».

Игра «Заря-заряница». (Один из участников держит шест с прикреплёнными на колесо лентами, водящий стоит вне круга, остальные держатся за ленту, идут по кругу и запеваю).

Игра «Заря-заряница»

«Заря-заряница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь!».

(С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков. Тот бросает ленту, и они вдвоем бегут в разные стороны, обегая круг. Тот, кто первым схватит оставленную ленту, побеждает, а другой становится водящим. Игра повторяется. Музыкальный руководитель предлагает еще одну игру).
 
Игра «Дедушка Мазай». Считалка.

«Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

(Играющие выбирают дедушку Мазая. Договариваются, какие движения, обозначающие вид работы (например, сеяние, молотьбе, жатву, косьбу и т.д.), будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют).

«Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!».

Игра «Дедушка Мазай». Считалка

(После этих слов участники изображают движениями выбранный вид работы. Если дедушка Мазай его отгадывает, дети разбегаются по залу, а он их ловит. Кого поймает, тот становится новым «дедушкой Мазаем», и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу).

Музыкальный руководитель: А вы знаете вот такую игру «В уголки»?
 
Считалка. (Выбирается водящий).

«Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто ее возьмет, тот вон пойдет».

(Выбирается Мышка. Она стоит в центре круга, остальные сидят на стульях по кругу, лицом к водящему и поют).

Игра «В уголки»

«Мышка, Мышка, продай уголок,
За шильце, за мыльце,
За белое белильце,
За зеркальце!
Мышка, Мышка, дай ключи!
Мышка.
Поди вон! Там постучи!
Из угла в угол, друг за другом – вон!».

(Сидящие на стульях начинают меняться между собой местами, Мышка старается занять свободный уголок. Участник, оставшийся без угла, становится водящим, и игра повторяется).

Музыкальный руководитель: Ох, устала я играть в эту игру. А игру «Коршун и наседка» вы знаете?
 
Считалка. (Выбирается водящий).
 «Шла коза по мостику
 И виляла хвостиком.
 Зацепила за перила,
 Прямо в речку угодила, бух!».

(Выбирается Коршун, Наседка, все остальные цыплята. Цыплята идут гуськом за Наседкой вокруг Коршуна и припевают).

«Вокруг Коршуна хожу, ожерелье вижу.
 По три ниточки, бисериночки.
Я снизала вороток, вокруг шеи короток».
(Наседка останавливается напротив Коршуна, который делает вид, что роет землю).

Наседка: Коршун, Коршун, что ты делаешь?
 
Коршун: Ямку рою.

Наседка: Зачем тебе ямка?
 
Коршун: Денежку ищу.
 
Наседка: Зачем тебе денежка?
 
Коршун: Иголку купить.
 
Наседка: Зачем иголка?
 
Коршун: Мешочки шить, камешки класть, в твоих деток бросать!
 
 (Коршун старается поймать цыплят, а Наседка их защищает).

Музыкальный руководитель: Гости дорогие, а вы хотите послушать, как поют жаворонки?
 
Дети играют на свистульках.

Музыкальный руководитель (поет заклички):
«Солнышко, Колоколнышко, Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди! Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!»
 
«Жаворонки – жаворонушки,
Вы скорее летите, тепло принесите!
Нам зима надоела –
Весь хлеб она поела.
Нет ни хлеба, ни картошки, Самовар стоит на окошке».

Музыкальный руководитель: Ой, да и правда, стоит на окошке, а ведь это не порядок!
Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, да гости дорогие к чаю угощенье. С пылу, с жару – для вашего самовара! (Угощает всех детей).

Пора пробовать угощение

Хорошее настроение


 
Литература.
1) Журнал «Музыкальный руководитель», №1, 2005год.
2) И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Как у наших у ворот..». Русские народные песни в детском саду.
3) «Сценарии детских праздников», издательство ООО «Юнипресс»,2003 год.
4) «Фольклорные праздники для детей младшего дошкольного возраста».

Музыкальное сопровождение занятия (24,7 Мб) можно записать на CD в этнопедагогическом центре повышения квалификации.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии

на страницу Год учителя

 



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru