музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Ванавара
«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей В зрелом возрасте, умудренные жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама, первые сказки, которые рассказывала нам бабушка, веселые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры, которые мы впитали, общаясь со сверстниками во дворе. А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывает в памяти. Сколько в них мудрости и поучительности! Поэтому и наши дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют взрослых и детей: Осенины, колядки, святки, Масленица, Сороки.
|
Встречаем весну, празднуем Благовест! Тематическое занятие в подготовительной группе детского сада. Цель занятия: Материал и оборудование: Ход занятия. Звучит в записи русская народная музыка. Дети заходят и садятся на скамейки. Музыкальный руководитель (в русском народном костюме):
Дети заходят в горницу. Русская изба Музыкальный руководитель: Эта третья встреча – один из главных праздников весны. Он проходит в дни Великого поста, поэтому обряды почти не имеют празднично – игрового характера и развитого фольклорного сопровождения. Даже песни – «веснянки»- не пели, «кликали» или «гукали». Еще, взобравшись на пригорки и крыши, взрослые и дети подкидывали птичек, выпеченных из теста, с высокого места или прикрепляли их на нитку к шесту, крыше, крыльцу, чтобы они «летали» на ветру. Это символизировало приход весны, весеннее возрождение земли (в некоторых районах России «жаворонков» после совершения обрядов съедали). Как Благовещение встретишь, так и весь год проведешь. По народному обычаю на праздник не надевали новые одежды, чтобы они не порвались. Пережигали соль в печи для лечения людей и скота, выпускали птиц на волю, потому что птица – Божья вестница. К столу подавали благовещенские кулебяки и пироги с начинкой из грибов и рыбы и различные рыбные блюда. Женщины пекли особое ритуальное печенье («жаворонки», «галушки», «чувильки», «кулики»), и щедро раздавали его детям. Такое печенье в форме птичек делали из теста треугольной формы. Треугольники складывали пополам, из крайних уголков отгибали крылья, делали глаза из мелких семян и сушеных ягод. Детям пекли и «тетерок» - хрупкое, как кружево, печенье с узорами в виде солнышка. А почему называли жаворонками, да потому, что это птички – предвестники весны. Они могут подниматься высоко в небо, где по древним преданиям, находилась недосягаемая для человека обитель духов – покровителей. Поэтому эта птица является символом добра и счастья. А день сегодня, действительно, добрый! Сегодня – Благовещение. Недаром говорят в народе: «В марте грач зиму расклевал», - с сегодняшнего дня весна начинается, сам Бог благословляет землю, открывая ее на сеяние. Я, своей песней буду закликать весну. Она услышит нас и придет. Закличка «Нам Зиму провожать».
Музыкальный руководитель: Поет заклички «Жаворонушки, прилетите-ка!», «Чувиль-виль-виль». Игра «Перекличка». Мальчики. «Солнышко». Девочки. «Петушок». Мальчики. «Ванька – комарик». Девочки. «Огуречик». Музыкальный руководитель (обращаясь к воспитателю): Светлана Николаевна, ну и как вы думаете, кто лучше? Воспитатель: Мне кажется, что пели хорошо обе команды! Музыкальный руководитель: В такой день нельзя ссориться, нельзя сердиться друг на друга и конечно, победила дружба! Музыкальный руководитель: Ребята, нас окружают в нашей избе очень много предметов. И, сейчас я хочу загадать вам загадки. Загадки Проводятся игры с напевами. Игра «Заря-заряница». (Один из участников держит шест с прикреплёнными на колесо лентами, водящий стоит вне круга, остальные держатся за ленту, идут по кругу и запеваю). Игра «Заря-заряница» «Заря-заряница, (С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков. Тот бросает ленту, и они вдвоем бегут в разные стороны, обегая круг. Тот, кто первым схватит оставленную ленту, побеждает, а другой становится водящим. Игра повторяется. Музыкальный руководитель предлагает еще одну игру). «Раз, два, три, четыре, пять! (Играющие выбирают дедушку Мазая. Договариваются, какие движения, обозначающие вид работы (например, сеяние, молотьбе, жатву, косьбу и т.д.), будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют). «Здравствуй, дедушка Мазай, Игра «Дедушка Мазай». Считалка (После этих слов участники изображают движениями выбранный вид работы. Если дедушка Мазай его отгадывает, дети разбегаются по залу, а он их ловит. Кого поймает, тот становится новым «дедушкой Мазаем», и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу). Музыкальный руководитель: А вы знаете вот такую игру «В уголки»? «Шел баран по крутым горам, (Выбирается Мышка. Она стоит в центре круга, остальные сидят на стульях по кругу, лицом к водящему и поют). Игра «В уголки» «Мышка, Мышка, продай уголок, (Сидящие на стульях начинают меняться между собой местами, Мышка старается занять свободный уголок. Участник, оставшийся без угла, становится водящим, и игра повторяется). Музыкальный руководитель: Ох, устала я играть в эту игру. А игру «Коршун и наседка» вы знаете? (Выбирается Коршун, Наседка, все остальные цыплята. Цыплята идут гуськом за Наседкой вокруг Коршуна и припевают). «Вокруг Коршуна хожу, ожерелье вижу. Наседка: Коршун, Коршун, что ты делаешь? Наседка: Зачем тебе ямка? Музыкальный руководитель: Гости дорогие, а вы хотите послушать, как поют жаворонки? Музыкальный руководитель (поет заклички): Музыкальный руководитель: Ой, да и правда, стоит на окошке, а ведь это не порядок! Пора пробовать угощение Хорошее настроение
Музыкальное сопровождение занятия (24,7 Мб) можно записать на CD в этнопедагогическом центре повышения квалификации.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии
|
|