Колесникова Надежда Николаевна

 

 

Колесникова Надежда Николаевна, высшая квалификационная категория,
учитель начальных классов МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе


Тема урока: «Глагол как часть речи».

Образовательные цели:
  • познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
  • научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число глагола;
  • закрепить знания о безударной гласной, приставке;
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала;
  • учить учащихся работать с орфографическим словарём.
Развивающие цели:
  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные цели:
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке.
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний, в страну, которая называется «Части речи». Эта страна интересна тем, что состоит из островов. На двух островах мы с вами уже побывали, это остров «Имя существительное» и остров «Имя прилагательное». Сегодня очередь следующего острова.

2. Проблемная ситуация.
- А хотите ли вы узнать название этого острова ???
- А хотите ли вы разгадать некоторые тайны этого острова ???
- Для того, чтобы путешествовать нам нужна зоркость. Зорким должен быть не только глаз, но и ум. Всё что мы с вами узнаем про этот остров, вернее про эту часть речи, мы знаками будем записывать на доске. Чтобы в конце урока подвести итог нашей работы.

Итак, в добрый путь! Девиз нашего урока: «У нас всё получится!!!»

3. Работа в парах.
На столе памятка.

  • Внимательно прочитай текст и задания.
  • Выслушай своего соседа и предложи свой способ выполнения задания.
  • Старайся работать дружно, объясняй свои гипотезы.

 

 

 

1 задание. Один иностранец, который очень хорошо умел говорить по-русски, приехал в Москву. Он целый день бродил по улицам города, поражённый великолепием столицы России. Вернувшись в отель, он стал записывать то, что ему больше всего запомнилось и понравилось. Но компьютерный редактор подчеркнул многие слова, в которых были допущены ошибки. Эти ошибки вы должны исправить, используя орфографический словарь.

Алгоритм работы учащихся: (памятка на столе):

  • Выпишите слова, которые подчеркнул компьютерный редактор. Сравните слова в тексте и в орфографическом словаре.
  • Расставьте слова в том порядке, в котором они стоят в словаре и исправьте ошибки.
  • Объедините слова в группы и объясните «почему?» вы так сделали.

 

 

 

 

Слайд 1.
Каскады фонтанов возле Большого театра. Красивые магазины с зеркальными витринами. Много памятников поэтам и писателям, героям войны и изобретателям. Библиотеки, школы, институты, академии – всё для того, чтобы молодые люди палучили хорошее образование. Зелёные газоны и клумбы укрошают улицы. Зоопарк, заповедник, ботанический сад заботятся о сохранении природы. Москвичи очень приветливы и вежливы. Каждый москвич много роботает и активно одыхает. Возле Спасской башни очень серьёзные солдаты почётного караула в начищенных сапогах чётко шогают по Красной площади. Хорошо погулять по набережной реки-Москвы или на речном трамвайчике до плыть до Воробьёвых гор. Канатная дорога - и вы около университета имени Ломоносова. Красива Москва! Не зря её называют сердцем России. Обязательно приеду сюда ещё.

- Что интересного вы узнали о Москве? (высказывания учеников).

Ученики получают карточку.
Задание - карточка № 1.

Слова из текста

Слова из словаря

палучили
укрошают
роботает
одыхает
шогают
до плыть






Ученики самостоятельно работают в парах, вписывают слова во 2 столбик и группируют слова.

Слайд 2.

Слова из текста.

Слова из словаря.

палучили
укрошают
роботает
одыхает
шогают
до плыть

 получить
 украшать
 работать
отдыхать
шагать
доплыть


Проверка карточек иответы учащихся:

1 группа.
Получить, украшать, отдыхать, доплыть (написание приставок).
 - Как пишутся приставки?

2 группа.
Украшать, работать, шагать (безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые).
- Как проверить безударные гласные в корне слова?

3 группа.
Получить, украшать, работать, отдыхать, шагать, доплыть (слова, оканчивающие на - ть).
 
Выводы: Все слова в словаре, которые мы проверяли, оканчиваются на – ть и пишутся в алфавитном порядке.

– Расположите слова в алфавитном порядке (устно):
(доплыть, отдыхать, получить, работать, украшать, шагать).

4 группа.
Отдыхает, работает - в конце слова - ет (кто-то один, что-то делает сегодня, сейчас).

5 группа. Шагают, украшают в конце слова - ют (несколько человек что-то делают сейчас, в настоящее время).
6 группа.
Получили - немного другое слово, отличается от других слов тем, что люди уже получили знания, может вчера, а может месяц назад.
Физминутка сидя на стуле под музыку (растяжка мышц шеи, рук, ног).
4. Коллективная работа.
(Ученики рассказали, почему они объединили слова в такие группы, а учитель на доске знаками оформляет эти высказывания).

- Посмотрите внимательно на слова 3, 4, 5 группы, что они обозначают, задайте к этим словам вопрос.
- Эти слова обозначают действие предмета?
- Слова 3 группы отвечают на вопрос что делать?
- Слова 4 группы отвечают на вопрос что делает?
- Слова 5 группы отвечают на вопрос что делают?
- Слова 6 группы отвечают на вопрос что делали?

Вывод: все эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что делали?

На доске запись учителя:
 ??? – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?
 Что делают? Что делали?

5. Работа с учебником. Стр. 35, упр. 86.
- Откройте учебник и сначала прочтите правило.

- Кто из вас догадался, как называется третий остров в океане Знаний, в стране «Части речи»? Это «Глагол».

- Значит тема нашего урока: « Глагол – часть речи».

- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – глаголы неопределённой формы. (Н.Ф.)

- А теперь мы должны открыть несколько тайн о глаголе. Для этого надо выполнить следующие задания.

Задание - карточка № 2. Измените и запишите слова по аналогии в каждый столбик:

 Н.Ф.

 

 

охранять

охраняет

охраняют

сверкать

сверкает

сверкают

читать

 

 

учить

 

 

стоять

 

 

Проверка карточек (ответы учащихся).

Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель помогает им).

Выводы:
- Слова, обозначающие действие одного предмета – глаголы ед. ч.
- Слова, обозначающие действие нескольких предметов – глаголы мн.ч.

Слайд 3.


Н.Ф.

Ед. ч.

Мн. ч.

охранять

охраняет

охраняют

сверкать

сверкает

сверкают

читать

читает

читают

учить

учит

учат

стоять

стоит

стоят

Задание - карточка № 3. Измените и запишите слова по аналогии:

Н.Ф.

 

 

 

охранять

охранял

охраняет

буду охранять

сверкать

сверкал

сверкает

буду сверкать

читать

 

 

 

учить

 

 

 

стоять

 

 

 

Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель – помогает).
Проверка карточек (ответы учащихся):
Выводы:
- Слова, обозначающие действие, которое уже прошло – глаголы П.В. (можно подставить слово «вчера»).
- Слова, обозначающие действие, которое происходит сейчас - глаголы Н.В. (можно подставить слово «сегодня»).
- Слова, обозначающие действие, которое будет происходить через некоторый промежуток времени - глаголы Б.В. (можно подставить слово «завтра»).

 Н.Ф.

 П.В.

 Н.В.

 Б.В.

охранять

охранял

охраняет

буду охранять

сверкать

сверкал

сверкает

буду сверкать

читать

читал

читает

буду читать

учить

учил

учит

буду учить

стоять

стоял

стоит

буду стоять

 - Значит, глаголы изменяются по числам и по временам.
На доске появляется запись:
1. Глагол – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?
 Что делают? Что делали?
2. Начальная форма глагола – Н.Ф.
3. Глаголы изменяются по числам и по временам.
Физминутка, стоя (для глаз).
6. Творческая работа. Работа в тетради.
- Вставьте пропущенные глаголы, подходящие по смыслу:

Слайд 5.
Рассвет в лесу.
____________ летняя тёплая ночь. Над лесными полянами ещё
____________ лёгкий туман. На листве ___________ прохладная роса.
Уже ___________ певчие птицы. ___________ кукушка.
Скоро ___________ тёплое солнце и ____________ росу.


Проверка. Дети зачитывают и оценивают свою работу.

7. Итог урока. Тест.
- А теперь проверим наши знания, полученные на уроке. Обведите правильный ответ.
1. Читать – глагол неопределённой формы?
 Да Нет
2. Прыгают – глагол единственного числа?
 Да Нет
 3. Цветёт – глагол настоящего времени?
Да Нет
4. Милый - это глагол?
Да Нет
 5. Варил - это глагол?
Да Нет

Ключ к тесту. Слайд № 2.
- Каждый правильный ответ – это один балл.

1. - да

2. - нет

3. - да

4. - нет

5. - да

5 баллов – «5», 4 б. – «4», 3 б. – «3» ….
Результат работы на уроке: «5» - 15 человек; «4» - 11 человек; «3» - нет.
Если время не позволит провести тест, итог урока можно провести в устной форме. Учитель читает тест.
«Да» - дети встают.
«Нет» - дети сидят.
8. Рефлексия.
- Как бы вы ответили на вопрос:
- Какой остров вы сегодня посетили?
- Что нового вы узнали на уроке?
(Дети отвечают на вопрос, глядя на записи на доске).
9. Домашняя работа. Придумать и записать 5 глаголов настоящего времени, 5 глаголов прошедшего времени, 5 глаголов будущего времени.


На уроке у Колесниковой Н.Н.

 

Скачать: конспект занятия (90 Кб)

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru