Котяшова Мария Ивановна, первая квалификационная категория,
|
Урок литературы в 11 классе «Печальные и сладостные звуки» Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов серебряного века
Задачи: Формировать умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст. Развивать эстетический идеал и эстетический вкус Оформление: Музыкальный фон:произведения И.С.Баха, А.Скрябина, С.Рахманинова. Вступление: презентация «Поэзия Серебряного века», звучит музыка С.Рахманинова
1-й ведущий. (Показывает портрет В.Набокова).
|
З.Н. Гиппиус, фрагмент портрета работы Л.С. Бакста, 1906 |
(Показывает портрет поэтессы З. Гиппиус).
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945), русский поэт, прозаик, литературный критик. Не получила систематического образования, хотя с юности отличалась большой начитанностью.
Поэт, прозаик, авторитетный критик, она была душой многих общественных предприятий, непосредственно влиявших на литературу. Это была изящная женщина, с фигурою, какие потом называли декадентскими, с нежным лицом в ореоле пышных волос, ниспадающих сзади золотой косою, со светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое. Она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других.
Час одиночества укромный,
Снегов молчанье за окном.
Тепло... Цветы... Свет лампы томный —
И письма старые кругом.
Бегут мгновения немые...
Дыханье слышу тишины...
И милы мне листы живые
Живой и нежной старины.
Истлело всё, что было тленьем,
Осталась радость чистоты.
И я с глубоким умиленьем
Читаю бледные листы.
«Любовью, смерти неподвластной,
Люблю всегда, люблю навек...»
Искал победы не напрасно
Над смертью смелый человек.
Душа, быть может, разлюбила —
Что нам до мимолетных снов?
Хранит таинственная сила
Бессмертие рожденных слов.
Они когда-то прозвучали...
Пусть лжив таинственный обет,
Пускай забыты все печали —
Словам, словам забвенья нет!
Теснятся буквы черным роем,
Неверность верную храня,
И чистотою, и покоем
От лжи их веет на меня.
Живите, звуков сочетанья,
И повторяйтесь без конца.
Вы, сердца смертного созданья,
Сильнее своего творца.
Летит мгновенье за мгновеньем,
Молчат снега, и спят цветы...
И я смотрю с благоговеньем
На побледневшие листы.
Учитель: Зинаида Гиппиус в 1889 году вышла замуж за Д.С.Мережковского и переехала с ним из Тифлиса в Петербург, где годом раньше состоялся ее поэтический дебют. С мужем они прожили, по ее словам, «52 года, не разлучаясь... ни на один день».
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет - любовь одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь.
...И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И все ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
Учитель: Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Тяжело пережив смерть мужа в 1941 году, Зинаида Николаевна пыталась покончить с собой.
Д.С. Мережковский |
(Показывает портрет Д. Мережковского).
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. С 13 лет Мережковский начал писать стихи.
В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!»
В 1889 г. Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.
Мы любим, и любви не ценим,
И жаждем оба новизны,
Но мы друг другу не изменим,
Мгновенной прихотью полны.
Порой, стремясь к свободе прежней,
Мы думаем, что цепь порвем,
Но каждый раз всё безнадежней
Мы наше рабство сознаем.
И не хотим конца предвидеть,
И не умеем вместе жить, —
Ни всей душой возненавидеть,
Ни беспредельно полюбить.
О, эти вечные упреки!
О, эта хитрая вражда!
Тоскуя - оба одиноки,
Враждуя - близки навсегда.
В борьбе с собой изнемогая
И все ж мучительно любя,
Я только чувствую, родная,
Что жизни нет, где нет тебя.
С каким коварством и обманом
Всю жизнь друг с другом спор ведем,
И каждый хочет быть тираном,
Никто не хочет быть рабом.
Меж тем, забыться не давая,
Она растет всегда, везде,
Как смерть, могучая, слепая
Любовь, подобная вражде.
Когда другой сойдет в могилу,
Тогда поймет один из нас
Любви божественную силу –
В тот страшный час, последний час!
Андрей Белый. Портрет работы Леона Бакста, 1905 |
Учитель: (Показывает портрет А.Белого).
Особая страница в творчестве поэтов Серебряного века —
поэзия Андрея Белого (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев). Он был одним из самых беспокойных и ищущих русских лириков и в то же время одним из самых загадочных. В 1920 году Александр Блок сказал о нем: «Он такой же, как всегда: гениальный, странный». - «На грани гениальности» - так в 1950-е годы отозвался о Белом Борис Пастернак.
(Показ слайдов об А. Белом в музыкальном сопровождении А. Скрябина).
Чтец.
Декабрь... Сугробы на дворе...
Я помню вас и ваши речи,
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.
В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.
Лакей разносит пряный чай...
Играет кто-то на рояли...
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали,
И мягко вытянулись, - вся
Воображенье, вдохновенье, -
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья,
И чистая меж нами связь
Под звуки гайдновских мелодий
Рождалась... Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе.
Один — в потоке снеговом...
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
Что пролетело так бесследно.
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел,
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Не смейтесь над мертвым поэтом.
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьется венок.
Цветы на нем побиты,
Образок полинял.
Тяжелые плиты.
Жду, чтоб их кто-нибудь снял.
Любил только звон колокольный
И закат.
Отчего мне так больно, больно!
Я не виноват.
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите -
Я, быть может, не умер, быть может, проснусь -
Вернусь!
Учитель: Это стихотворение создано Андреем Белым в тяжелый период разрыва с близкими ему людьми, а первая его строфа оказалась пророческой: поэт скончался 8 января 1934 года от последствий солнечного удара в Коктебеле.
Бальмонт К.Д.. |
Чтец. (Показывает портрет К. Бальмонта).
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867г. - 1942г.) - русский поэт, прозаик, критик, переводчик. Родился 3 (15) июня 1867года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Формирование личности Бальмонта прошло этапы, традиционные для отпрысков помещичьих «гнезд» последней трети 19 века. «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – говорил о себе К.Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Ноя любим зато.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
1-й ведущий. Константин Бальмонт. Им восторгались, пророчили великое будущее; о нем спорили, его низвергали; над ним смеялись, им любовались. Кто же он? «Самовлюбленный напыщенный стихотворец» или «гениальный поэт, яркая звезда на литературном небосклоне?»
(Показ слайдов о К.Бальмонте в музыкальном сопровождении И.Баха).
2-й ведущий. Озарение и ощущение себя поэтом пришло к нему вдруг, от переживания пейзажа: «Мне было тогда 16 лет, я ехал в санях по широкой, покрытой ослепительно-белым светом равнине. На горизонте виднелся лес, стая ворон перелетала куда-то в прозрачном воздухе. И вот, совсем неожиданно для себя, я с какой-то особенной остротой, грустью, нежностью и любовью почувствовал этот пейзаж и понял, что я должен быть поэтом».
«Поэзия была жизнью для Бальмонта, он все время думал о стихах, он даже мыслил стихами». (Из воспоминаний Ю.Терапиано.)
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит,
А на небе вечер догорающий
И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
В этот миг душа его желала бы
Невозвратное вернуть.
Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь,
Проскользнуло быстрым сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь.
Все, на чем печать непоправимого,
Белый лебедь в этой песне слил,
Точно он у озера родимого
О прощении молил.
И когда блеснули звезды дальние,
И когда туман вставал в глуши
Лебедь пел все тише, все печальнее,
И шептались камыши.
Не живой он пел, а умирающий,
Оттого он пел в предсмертный час,
Что пред смертью, вечной, примиряющей,
Видел правду в первый раз.
Учитель: 25 мая 1920 года Константин Бальмонт навсегда покидал Россию. Вдали от родины он страдал от одиночества и безмерно тосковал. «В сердце много грусти», - признавался поэт. 24 декабря 1942 года он умер от воспаления легких в оккупированном фашистами Париже. На его надгробной плите по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт».
Я от детства жил всегда напевом,
Шелестом деревьев, цветом трав,
Знал, какая радость над посевом
Слышать гул громов и шум дубрав,
Видеть честность лиц, когда упруго
Жмет рука надежную соху,
Слышать, сколько звуков в сердце друга,
Волю мчать по звонкому стиху,
В поле ячменей светловолосых
Видеть знак достойного труда.
Путь иной - ходить в кровавых росах
Знак иной - багряная звезда.
Час иной - когда все люди звери;
И от сердца к сердцу нет дорог.
Я не знал, какой дождусь потери,
Этого предвидеть я не мог.
Я не знал, что все дожди не смоют
Ржавчины, упавшей на поля,
Люди строят, духи тоже строят,
В мареве родимая земля.
Я смотрю на ночь из кельи тесной,
Без конца проходят облака.
Где мой день святыни благовестной?
Где моя прозрачная река?
Я смотрю на мир в окно чужое,
И чужое небо надо мной.
Я хочу страдать еще, хоть вдвое,
Только б видеть светлым край родной.
Слышу, в сердце лед разбился звонко,
Волны бьются, всплески жалоб дня.
Мать моя, прими любовь ребенка,
Мир тебе, родимая земля.
Учитель: В начале прошлого века в глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, называвшееся «Бродячая собака». Открыто оно было в ночь под Новый, 1912 год и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Здесь часто появлялись Николай Гумилев и Анна Ахматова. Бывали здесь Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. Поженившись в 1921 году, они не расставались почти сорок лет, до смерти Г.Иванова.
(Показывает портреты И. Одоевцевой и Г. Иванова).
Но была ли на самом деле
Эта встреча в Летнем саду,
В понедельник, на Вербной неделе,
В девятьсот двадцать первом году?
Я пришла не в четверть второго,
Как условлено было, а в пять.
Он с улыбкой сказал: — Гумилева
Вы бы вряд ли заставили ждать.
Я смутилась. Он поднял высоко,
Чуть прищурившись, левую бровь.
И ни жалости, ни упрека.
Я подумала: это любовь.
Я сказала: — Я страшно жалею,
Но я раньше прийти не могла. —
Мне почудилось вдруг — на аллею
Муза с цоколя плавно сошла.
И бела, холодна и прекрасна,
Величаво прошла мимо нас,
И все стало до странности ясно
В этот незабываемый час.
Мы о будущем не говорили,
Мы зашли в Казанский собор,
И потом в эстетическом стиле
Мы болтали забавный вздор.
А весна расцветала и пела,
И теряли значенья слова,
И так трогательно звенела
Меж торцов на Невском трава.
Чтец. Георгий Владимирович Иванов печататься начал в 17 лет, в 1911 году издал свою первую поэтическую книгу
Ты не расслышала, а я не повторил,
Был Петербург, апрель, закатный час
Сиянье, волны, каменные львы...
И ветерок с Невы
Договорил за нас.
Ты улыбалась. Ты не поняла,
Что будет с нами, что нас ждет.
Черемуха в твоих руках цвела...
Вот наша жизнь прошла,
А это не пройдет.
Чтец.
Распыленный мильоном мельчайших частиц
В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц,
Я вернусь - отраженьем - в потерянном мире
И опять, в романтическом Летнем саду,
В голубой белизне петербургского мая,
По пустынным аллеям неслышно пройду,
Драгоценные плечи твои обнимая.
Учитель: Георгий Иванов покинул этот мир в августе 1958 года и, как и многие его современники - представители культуры Серебряного века, далеко от Петербурга, далеко от России - во Франции. Однако за несколько дней до смерти мысли поэта вновь вернулись в любимый им город и к дорогим ему людям.
Ликование вечной, блаженной весны,
Упоительные соловьиные трели
И магический блеск средиземной луны
Головокружительно мне надоели.
Даже больше того.
И совсем я не здесь,
Не на юге, а в северной царской столице.
Там остался я жить.
Настоящий. Я - весь.
Эмигрантская быль мне всего
только снится -
И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.
...Зимний день. Петербург.
С Гумилевым вдвоем
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.
2-й ведущий. Поэты Серебряного века. Поэты века ушедшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. Уже в начале прошлого века они многое предвидели в своих судьбах и судьбе России. И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.
Туман. Передо мной дорога,
По ней привычно я бреду.
От будущего я немного,
Точнее — ничего не жду.
Не верю в милосердье Бога,
Не верю, что сгорю в аду.
Так арестанты по этапу
Плетутся из тюрьмы в тюрьму...
...Мне лев протягивает лапу,
И я ее любезно жму.
— Как поживаете, коллега?
Вы тоже спите без простынь?
Что на земле белее снега,
Прозрачней воздуха пустынь?
Вы убежали из зверинца?
Вы — царь зверей. А я — овца
В печальном положеньи принца
Без королевского дворца.
Без гонорара. Без короны.
Со всякой сволочью на «ты».
Смеются надо мной вороны,
Царапают меня коты.
Пускай царапают, смеются,
Я к этому привык давно.
Мне счастье поднеси на блюдце —
Я выброшу его в окно.
Стихи и звезды остаются,
А остальное — все равно!..
Бунин И.А..1933 |
Чтец. (Показывает портрет И. Бунина).
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953), русский прозаик, поэт, переводчик. Первые стихи начал писать в 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И в тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим, но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки...
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки.
Использованная литература:
Техническая поддержка: А. Коваль.
Использованные ресурсы:
Поэты серебряного века
(страницы проекта Гаджиевой Майи — ученицы 11 "В" класса из Волгоградского Лицея №8 "Олимпия")
Русские поэты Серебряного века (Википедия)
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2011
|