Котяшова Мария Ивановна

 

 

 

Котяшова Мария Ивановна, первая квалификационная категория,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Урок литературы в 11 классе

«Печальные  и  сладостные  звуки»

Литературно-музыкальная  композиция

по творчеству поэтов серебряного века



Цели:
1. Показать значение творчества поэтов Серебряного века для русской литературы ХХ века.
2. Раскрыть индивидуальность поэтов Серебряного века через искусство чтения поэтических произведений.
3. Формировать чувство прекрасного, привлекать читателей-учеников к сотворчеству, развивать устную речь учащихся.

Задачи: Формировать умения  творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст. Развивать эстетический идеал и эстетический вкус

Оформление:
– виды Петербурга;
– портреты поэтов Серебряного века;
– презентация «Поэзия Серебряного века».

Музыкальный фон:произведения И.С.Баха, А.Скрябина, С.Рахманинова.

Вступление:  презентация «Поэзия Серебряного века», звучит музыка С.Рахманинова 
Показ слайдов с видами Петербурга. Звучит музыка А.Скрябина

 

1-й ведущий.  (Показывает портрет В.Набокова).


Набоков Владимир Владимирович
В.В. Набоков


Владимир Набоков.  Неродившемуся читателю. 

Ты, светлый житель будущих веков,
ты, старины любитель, в день урочный
откроешь антологию стихов, забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты как шут одет на вкус
моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся. Как звучно
былое время - раковина муз.
Шестнадцать строк, увенчанных овалом
с неясной фотографией... Посмей
побрезговать их слогом обветшалым,
опрятностью и бедностью моей.
Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.
К тебе на грудь я прянул через мрак.
Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк
из прошлого... Прощай же. Я доволен.

 

2-й ведущий. «Начало XX века. Смена времен, смена эпох. Мы жили в то время весело, но не беззаботно, сочетая высокую поэзию со смехом, шутками, легкими влюбленностями. Мы были молоды и талантливы. Перед нами лежал весь мир. У нас было многое: наша Россия, дружба, любовь, поэзия». (В. Набоков)


Гиппиус Зинаида Николаевна, фрагмент портрета работы Л.С. Бакста, 1906
З.Н. Гиппиус,
фрагмент портрета работы Л.С. Бакста, 1906

 

 

 

 

 

(Показывает портрет  поэтессы З. Гиппиус).
Зинаида Николаевна
Гиппиус (1869–1945), русский поэт, прозаик, литературный критик. Не получила систематического образования, хотя с юности отличалась большой начитанностью.
Поэт, прозаик, авторитетный критик, она была душой многих общественных предприятий, непосредственно влиявших на литературу. Это была изящная женщина, с фигурою, какие потом называли декадентскими, с нежным лицом в ореоле пышных волос, ниспадающих сзади золотой косою, со светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое. Она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других.

 

 

 

 

 

 

Зинаида Гиппиус. Сентиментальное стихотворенье.

Час одиночества укромный,
Снегов молчанье за окном.
Тепло... Цветы... Свет лампы томный —
И письма старые кругом.
Бегут мгновения немые...
Дыханье слышу тишины...
И милы мне листы живые
Живой и нежной старины.
Истлело всё, что было тленьем,
Осталась радость чистоты.
И я с глубоким умиленьем
Читаю бледные листы.
«Любовью, смерти неподвластной,
Люблю всегда, люблю навек...»
Искал победы не напрасно
Над смертью смелый человек.
Душа, быть может, разлюбила —
Что нам до мимолетных снов?
Хранит таинственная сила
Бессмертие рожденных слов.
Они когда-то прозвучали...
Пусть лжив таинственный обет,
Пускай забыты все печали —
Словам, словам забвенья нет!
Теснятся буквы черным роем,
Неверность верную храня,
И чистотою, и покоем
От лжи их веет на меня.
Живите, звуков сочетанья,
И повторяйтесь без конца.
Вы, сердца смертного созданья,
Сильнее своего творца.
Летит мгновенье за мгновеньем,
Молчат снега, и спят цветы...
И я смотрю с благоговеньем
На побледневшие листы.

Учитель: Зинаида Гиппиус в 1889 году вышла замуж за Д.С.Мережковского и переехала с ним из Тифлиса в Петербург, где годом раньше состоялся ее поэтический дебют. С мужем они прожили, по ее словам, «52 года, не разлучаясь... ни на один день».

 

Зинаида Гиппиус. Любовь одна.

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет - любовь одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь.
...И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И все ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
 И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.

 

Учитель: Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Тяжело пережив смерть мужа  в 1941 году, Зинаида Николаевна пыталась покончить с собой.


Мережковский Дмитрий Сергеевич
Д.С. Мережковский

 

 

 

 

 

(Показывает портрет  Д. Мережковского).
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. С 13 лет Мережковский начал  писать стихи.

В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!»

В 1889 г. Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.

 

 

 

 

 

Дмитрий Мережковский. Любовь-вражда.

Мы любим, и любви не ценим,
И жаждем оба новизны,
Но мы друг другу не изменим,
Мгновенной прихотью полны.
Порой, стремясь к свободе прежней,
Мы думаем, что цепь порвем,
Но каждый раз всё безнадежней
Мы наше рабство сознаем.
И не хотим конца предвидеть,
И не умеем вместе жить, —
Ни всей душой возненавидеть,
Ни беспредельно полюбить.
О, эти вечные упреки!
О, эта хитрая вражда!
Тоскуя - оба одиноки,
Враждуя - близки навсегда.
В борьбе с собой изнемогая
И все ж мучительно любя,
Я только чувствую, родная,
Что жизни нет, где нет тебя.
С каким коварством и обманом
Всю жизнь друг с другом спор ведем,
И каждый хочет быть тираном,
Никто не хочет быть рабом.
Меж тем, забыться не давая,
Она растет всегда, везде,
Как смерть, могучая, слепая
Любовь, подобная вражде.
Когда другой сойдет в могилу,
Тогда поймет один из нас
Любви божественную силу –
В тот страшный час, последний час!


Андрей Белый
Андрей Белый. Портрет работы Леона Бакста, 1905

 

 

 

 

 

Учитель: (Показывает портрет  А.Белого).
Особая страница в творчестве поэтов Серебряного века —
поэзия Андрея Белого (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев
). Он был одним из самых беспокойных и ищущих русских лириков и в то же время одним из самых загадочных. В 1920 году Александр Блок сказал о нем: «Он такой же, как всегда: гениальный, странный». - «На грани гениальности» - так в 1950-е годы отозвался о Белом Борис Пастернак.


(Показ слайдов об А. Белом в музыкальном сопровождении А. Скрябина).

 

 

 

 

 

 

 

Чтец.

Андрей Белый. Воспоминание.

Декабрь... Сугробы на дворе...
Я помню вас и ваши речи,
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.
В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.
Лакей разносит пряный чай...
Играет кто-то на рояли...
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали,
И мягко вытянулись, - вся
Воображенье, вдохновенье, -
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья,
И чистая меж нами связь
     Под звуки гайдновских мелодий
     Рождалась... Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе.
Один — в потоке снеговом...
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
     Что пролетело так бесследно.

 

Андрей Белый. Друзьям. (Посвящение Нине Петровской).

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел,
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Не смейтесь над мертвым поэтом.
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьется венок.
Цветы на нем побиты,
Образок полинял.
Тяжелые плиты.
Жду, чтоб их кто-нибудь снял.
Любил только звон колокольный
И закат.
Отчего мне так больно, больно!
Я не виноват.
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите -
Я, быть может, не умер, быть может, проснусь -
Вернусь!

 

Учитель: Это стихотворение создано Андреем Белым в тяжелый период разрыва с близкими ему людьми, а первая его строфа оказалась пророческой: поэт скончался 8 января 1934 года от последствий солнечного удара в Коктебеле.


Бальмонт Константин Дмитриевич
Бальмонт К.Д..

 

 

 

 

 

 

Чтец. (Показывает портрет  К. Бальмонта).
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867г. - 1942г.) - русский поэт, прозаик, критик, переводчик. Родился 3 (15) июня 1867года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Формирование личности Бальмонта прошло этапы, традиционные для отпрысков помещичьих «гнезд» последней трети 19 века. «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – говорил  о себе К.Бальмонт

 

 

 

 

 

 

Константин Бальмонт. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Ноя любим зато.
 Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

 

1-й ведущий. Константин Бальмонт. Им восторгались, пророчили великое будущее; о нем спорили, его низвергали; над ним смеялись, им любовались. Кто же он? «Самовлюбленный напыщенный стихотворец» или «гениальный поэт, яркая звезда на литературном небосклоне?»

(Показ слайдов о К.Бальмонте в музыкальном сопровождении И.Баха).

2-й ведущий. Озарение и ощущение себя поэтом пришло к нему вдруг, от переживания пейзажа: «Мне было тогда 16 лет, я ехал в санях по широкой, покрытой ослепительно-белым светом равнине. На горизонте виднелся лес, стая ворон перелетала куда-то в прозрачном воздухе. И вот, совсем неожиданно для себя, я с какой-то особенной остротой, грустью, нежностью и любовью почувствовал этот пейзаж и понял, что я должен быть поэтом».

«Поэзия была жизнью для Бальмонта, он все время думал о стихах, он даже мыслил стихами». (Из воспоминаний Ю.Терапиано.) 

 

Константин Бальмонт. Лебедь.

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит,
А на небе вечер догорающий
И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
В этот миг душа его желала бы
Невозвратное вернуть.
Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь,
Проскользнуло быстрым сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь.
Все, на чем печать непоправимого,
Белый лебедь в этой песне слил,
Точно он у озера родимого
О прощении молил.
И когда блеснули звезды дальние,
И когда туман вставал в глуши
Лебедь пел все тише, все печальнее,
И шептались камыши.
Не живой он пел, а умирающий,
Оттого он пел в предсмертный час,
Что пред смертью, вечной, примиряющей,
Видел правду в первый раз.

 

Учитель: 25 мая 1920 года Константин Бальмонт навсегда покидал Россию. Вдали от родины он страдал от одиночества и безмерно тосковал. «В сердце много грусти», - признавался поэт. 24 декабря 1942 года он умер от воспаления легких в оккупированном фашистами Париже. На его надгробной плите по-французски написано: «Константин Бальмонт,  русский поэт».

 

Константин Бальмонт. Из ночи.

Я от детства жил всегда напевом,
Шелестом деревьев, цветом трав,
Знал, какая радость над посевом
Слышать гул громов и шум дубрав,
Видеть честность лиц, когда упруго
Жмет рука надежную соху,
Слышать, сколько звуков в сердце друга,
Волю мчать по звонкому стиху,
В поле ячменей светловолосых
Видеть знак достойного труда.
Путь иной - ходить в кровавых росах
Знак иной - багряная звезда.
Час иной - когда все люди звери;
И от сердца к сердцу нет дорог.
Я не знал, какой дождусь потери,
Этого предвидеть я не мог.
Я не знал, что все дожди не смоют
Ржавчины, упавшей на поля,
Люди строят, духи тоже строят,
В мареве родимая земля.
Я смотрю на ночь из кельи тесной,
Без конца проходят облака.
Где мой день святыни благовестной?
Где моя прозрачная река?
Я смотрю на мир в окно чужое,
И чужое небо надо мной.
Я хочу страдать еще, хоть вдвое,
Только б видеть светлым край родной.
Слышу, в сердце лед разбился звонко,
Волны бьются, всплески жалоб дня.
Мать моя, прими любовь ребенка,
Мир тебе, родимая земля.

 

Учитель: В начале прошлого века в глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, называвшееся «Бродячая собака». Открыто оно было в ночь под Новый, 1912 год и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Здесь часто появлялись Николай Гумилев и Анна Ахматова. Бывали здесь Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. Поженившись в 1921 году, они не расставались почти сорок лет, до смерти Г.Иванова.

(Показывает портреты  И. Одоевцевой и Г. Иванова).

 

Ирина Одоевцева.   Г. Иванову.

Но была ли на самом деле
Эта встреча в Летнем саду,
В понедельник, на Вербной неделе,
В девятьсот двадцать первом году?
Я пришла не в четверть второго,
Как условлено было, а в пять.
Он с улыбкой сказал: — Гумилева
Вы бы вряд ли заставили ждать.
Я смутилась. Он поднял высоко,
Чуть прищурившись, левую бровь.
И ни жалости, ни упрека.
Я подумала: это любовь.
Я сказала: — Я страшно жалею,
Но я раньше прийти не могла. —
Мне почудилось вдруг — на аллею
Муза с цоколя плавно сошла.
И бела, холодна и прекрасна,
Величаво прошла мимо нас,
И все стало до странности ясно
В этот незабываемый час.
Мы о будущем не говорили,
Мы зашли в Казанский собор,
И потом в эстетическом стиле
Мы болтали забавный вздор.
А весна расцветала и пела,
И теряли значенья слова,
И так трогательно звенела
Меж торцов на Невском трава.

 

Чтец. Георгий Владимирович Иванов печататься начал в 17 лет, в 1911 году издал свою первую поэтическую книгу

 

Георгий Иванов. И.О. (Посвящается Ирине Одоевцевой)

Ты не расслышала, а я не повторил,
Был Петербург, апрель, закатный час
Сиянье, волны, каменные львы...
И ветерок с Невы
Договорил за нас.
Ты улыбалась. Ты не поняла,
Что будет с нами, что нас ждет.
Черемуха в твоих руках цвела...
Вот наша жизнь прошла,
А это не пройдет.

Чтец.

Георгий Иванов.  И. Одоевцовой.

Распыленный мильоном мельчайших частиц
В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц,
Я вернусь - отраженьем - в потерянном мире
И опять, в романтическом Летнем саду,
В голубой белизне петербургского мая,
По пустынным аллеям неслышно пройду,
Драгоценные плечи твои обнимая.

 

Учитель: Георгий Иванов покинул этот мир в августе 1958 года и, как и многие его современники - представители культуры Серебряного века, далеко от Петербурга, далеко от России - во Франции. Однако за несколько дней до смерти мысли поэта вновь вернулись в любимый им город и к дорогим ему людям.

 

Георгий Иванов. Ликование вечной, блаженной весны…

Ликование вечной, блаженной весны,
Упоительные соловьиные трели
И магический блеск средиземной луны
Головокружительно мне надоели.
Даже больше того.
И совсем я не здесь,
Не на юге, а в северной царской столице.
Там остался я жить.
Настоящий. Я - весь.
Эмигрантская быль мне всего
только снится -
И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.
...Зимний день. Петербург.
С Гумилевым вдвоем
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.

 

2-й ведущий. Поэты Серебряного века. Поэты века ушедшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. Уже в начале прошлого века они многое предвидели в своих судьбах и судьбе России. И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.

 

Георгий Иванов. Туман. Передо мной дорога...

Туман. Передо мной дорога,
По ней привычно я бреду.
От будущего я немного,
Точнее — ничего не жду.
Не верю в милосердье Бога,
Не верю, что сгорю в аду.
Так арестанты по этапу
Плетутся из тюрьмы в тюрьму...
...Мне лев протягивает лапу,
И я ее любезно жму.
— Как поживаете, коллега?
Вы тоже спите без простынь?
Что на земле белее снега,
Прозрачней воздуха пустынь?
Вы убежали из зверинца?
Вы — царь зверей. А я — овца
В печальном положеньи принца
Без королевского дворца.
Без гонорара. Без короны.
Со всякой сволочью на «ты».
Смеются надо мной вороны,
Царапают меня коты.
Пускай царапают, смеются,
Я к этому привык давно.
Мне счастье поднеси на блюдце —
Я выброшу его в окно.
Стихи и звезды остаются,
А остальное — все равно!..


Бунин Иван Алексеевич
Бунин И.А..1933

 

 

 

 

 

 

 

Чтец. (Показывает портрет И. Бунина).
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953), русский прозаик, поэт, переводчик.  Первые стихи начал писать в 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

 

 

 

 

 

 

Иван Бунин. Призраки.

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И в тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим, но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки...
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки.
 

Использованная литература:

  1. Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва: Детская литература, 1968;
  2. Сборник «Серебряный век русской поэзии»;
  3. журнал «Литература в школе» № 12 ,2006 год;
  4. учебник  «Русская литература ХХ век»   под  редакцией  Г. А. Обернихиной.

 

Техническая поддержка: А. Коваль.
Использованные ресурсы:

Владимир Набоков

Поэты серебряного века
(страницы проекта Гаджиевой Майи — ученицы 11 "В" класса из Волгоградского Лицея №8 "Олимпия")

Зинаида Гиппиус. Леди-денди Серебряного века

Русские поэты Серебряного века (Википедия)

Лауреат Нобелевской премии Бунин И.А.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2011



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru