Ринчинова Елена Николаевна, высшая квалификационная категория,
|
Открытый урок истории в 6-м классе Тема: Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII веке. Тип урока: Лекция с элементами беседы и использованием видеофрагмента. 1. Проследить основные события борьбы народов нашей страны с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII веке. Создать образ исторического деятеля с помощью фактов об известной личности. Оборудование: Основные понятия: – орден, «свинья». Основные даты: 1240 г., 1242 г. Ход урока: Учитель: На долю древней Руси выпало немало тяжёлых испытаний. Одно из них монголо-татарское нашествие. Вопросы к классу: Учитель: Вот два высказывания современников о татарском нашествии и его последствиях: Вопросы к классу: - Что обозначают понятия: хан, иго, дань, баскак, ярлык, Золотая орда? II. Изучение нового материала 1. Сообщение темы урока. Вопросы к классу:
Шёл 1240 год. Труднейшее для Руси время. В Новгороде тогда правил двадцатилетний князь Александр Ярославич. Это был высокого роста, красивый молодой человек с громким голосом, который гремел перед народом как «труба». В нём сочетались большие способности государственного деятеля, мудрого дипломата и талантливого полководца. «…Много поту утёр за Русскую землю». Так говорили современники о Владимире Мономахе. Эти же слова можно сказать и о князе Александре Ярославиче. Он прожил всего 43 года. За это время на его долю выпали тяжкие испытания, как для князя и полководца, так и для человека. Его отца, великого князя Владимирского, слуги привезут мертвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение. Ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак величайшей милости покормила князя из своей руки, а еда была отравлена. Внезапно умрёт в день свадьбы старший брат Фёдор. Рано князь потеряет свою умную советчицу мать – Феодосию Игоревну. Были, конечно, и радости. Девятнадцати лет – не по расчёту, а по любви Александр женился на Александре, дочери полоцкого князя. На Полоцко-Минское княжество, не разграбленное монголо-татарами, зарились крестоносцы, особенно литовские князья. Так, что Александр получил в приданое за невестой обязанность защищать от врагов и земли новой родни. Позже, Александр получил от хана ярлык на великое княжение Владимирское, и до конца жизни оставался великим князем. Тяжелы и унизительны были поездки в Золотую Орду, но Александр несколько раз ездил туда, чтобы предотвратить новые опустошительные набеги монгольских ханов на разоренную Русь. Для Александра, защита родной земли была самым важным делом жизни. Твёрдость, ум, дальновидность и воля великого князя заставили считаться с ним даже в Орде. Поездка к хану в 1263г. была последней. Нужно было остановить новое бедствие. Хан приказал присылать русские полки для участия в его набегах и войнах. Александру удалось убедить хана отменить этот тяжелый и позорный для русских людей приказ. Беда от Руси была отведена. На обратном пути Александр тяжело заболел и умер, не доехав до Владимира (по одной из версий он был отравлен). (демонстрируется портрет А. Невского) Впервые полководческое искусство князя проявилось во время знаменитой Невской битвы (1240 г.) Это было время, когда на Русь напали немецкие и шведские рыцари. Первыми выступили шведы. Враг был уверен в успехе. Он думал, что Русь, разорённая монголо-татарами, не сможет дать отпор. Шведский правитель Биргер начал поход вверх по реке Неве.
Подойдя к устью реки Ижоры (рассматривается карта - схема битвы, рис.1-2), он остановился и устроил себе отдых. Биргер послал к Александру послов с письмом: «Если можешь – сопротивляйся! Знай, что я уже пришёл и покорю твою землю». Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Он знал, что Александру не поможет его родное княжество Владимирское, которое было разорено и не оправилось ещё после монголо-татарского нашествия. К тому же Александр был молод и неопытен. Не о том ли времени сказано: «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой»?
Войско Новгорода состояло из дружины (знать: бояре и их отряды) и ополчения (ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в особых случаях). Иногда новгородцы привлекали небольшие отряды наёмников. Основная часть войска - пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные и метательные приспособления (рассматриваются рисунки учебника, рис. 6-8). Щиты закрывали воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, шлемы-шишаки – составляли защитное вооружение новгородца. У всадников были мечи, у пехотинцев – копья, боевые топорики.
Как выглядели рыцари того времени? Они были закованы в броню с ног до головы (рассматриваются рисунки учебника, рис. 9). На голове тяжелый цилиндрической формы шлем с прорезями для глаз. Он соединяется с панцирем, прикрывающим тело. На руках рыцарей железные перчатки, на ногах железные поножи. Кони рыцарей также закованы в броню. Рыцари вооружены тяжелыми мечами с крестообразной рукояткой и длинными копьями. На конце копья у каждого рыцаря его личный знак в виде флажка. Дополняет вооружение рыцаря своеобразной формы щит с изображением креста. Пешие воины вооружены легче. На голове открытый шлем. Шею и плечи прикрывает кольчужная сетка, в руках небольшой круглый щит и короткий меч. Некоторые пехотинцы - лучники вооружены арбалетом (лук с прикладом). На боку лучник носил колчан со стрелами.
Александр со своей дружиной достиг Невы в кротчайший срок (рассматривается карта - схема Невской битвы, рис. 3-4). Шведские корабли стояли при впадении реки Ижоры в Неву, перекинув мостики на берег. Шведская знать, рыцари ночевали в шатрах. Опёршись на копья, дремала стража. Остальные воины спали на кораблях. Молодой полководец превосходно использовал обстановку. В сомкнутом строю, княжеская дружина выехала из леса (рассматривается карта - схема рис. 5). И ударила в центр спящего шведского войска. Тревожно завыли трубы. Воины на кораблях спешно вооружались, чтобы прийти на помощь, гибнущим на берегу рыцарям. Но, русская пехота уже бежала вдоль берега, рубила и сбрасывала мостики, отталкивала суда от берега. Помощи рыцари так и не дождались. На берегу шла жестокая сеча. Русские дружинники везде теснили шведов. Многие русские витязи отличились в бою: дружинник Савва пробрался к шатру предводителей шведского войска и подрубил опорный столб - шатёр рухнул, вызвав панику в рядах шведов. Конный дружинник Гаврила Олексич так увлёкся погоней за одним из знатных рыцарей, что въехал верхом на палубу корабля. Шведы сбросили храбреца с конём в реку, но он сумел выбраться на берег и тут же схватился со шведским воеводой, пытавшимся собрать вокруг себя рыцарей. Новгородец по имени Миша со своим отрядом потопил три шведских корабля. Сам Александр Ярославович сошёлся в рыцарском поединке с Биргером и ранил его, как говорит летопись «возложил печать на лицо остриём своего меча». Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна. Пустили вдогонку за живыми с поднятыми парусами. Разгром шведов был полный. Это было 15 июля 1240 года. Новгородцы потеряли всего 20 воинов. Этих воинов в церковных службах поминали более трёх столетий. Среди них были и простые, и знатные люди, сложившие головы в этом бою. За победу в этой битве молодой князь Александр Ярославович получил почётное прозвище «Невский». Александр Невский - так мы зовём знаменитого полководца и сейчас. Вопрос к классу: Каково значение победы русских войск на Неве? Учитель: Тем временем пришли в движение немецкие рыцари. Поражение шведов на реке Неве не остановило их. С огромными силами они двинулись на Русь.
Внутри клина – пехота, а остриё и бока клина занимала конница: рыцари, одетые в тяжёлые доспехи и их кони, покрытые железом. Грозно движется клин на противника, рассекает его на части и уничтожает. Много побед одержали, таким образом, рыцари над пешими войсками разных стран.
Сражение произошло 5 апреля 1242 года. Первыми вступили в сражение лучники, которых князь поставил перед серединным полком (рассматривается карта – схема сражения, рис. 12). Подпустив войско немцев ближе, русские лучники начали осыпать его стрелами. 6 прицельных стрел может выпустить в минуту хороший лучник. Клин сузился, но удар его по серединному полку был мощный. Теперь рыцари должны были добить русских воинов. Но ополченцы окатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на берег со льда, медленно кружили среди камней и саней. Получая удары со всех сторон (рассматривается карта – схема сражения, рис. 14). Летописец пишет: «И была здесь злая и великая сеча …, слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что…не видно было льда, потому что он покрылся кровью». Весенний лёд надламывался под тяжестью бьющихся, рыцари тонули вместе с лошадьми. Вскоре, рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, обратились в бегство. Александр приказал преследовать беглецов.
И ёщё за много верст от места сражения путь был усеян телами врагов. Много русских воинов полегло в этой битве. Но и враг понёс потери ещё больше: 500 человек было убито и 50 взято в плен. Потрясающий урок получили германцы. Летом, в Новгород приехали послы и попросили мира у Александра. Мир был заключён. Говорят, Александр произнёс слова, ставшие на Руси пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». В 1725 году был учрежден орден Святого Александра Невского, которым награждались за военные и гражданские заслуги в дореволюционной России. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались генералы и офицеры Советской Армии за отвагу, мужество и храбрость (демонстрируется фотографии или рисунки орденов).
III. Закрепление изученного материала Вопросы к классу: IV. Домашнее задание: параграф; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений. V. Подведение итога урока. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. При наличии времени, можно предложить учащимся расставить схемы этапов сражений 1240 г., затем 1242 г. в хронологическом порядке.
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии |
|