Рейнгард Анна Александровна,
учитель математики высшей квалификационной категории
МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

Программа элективного курса по алгебре для учащихся 9 класса

«Решение текстовых задач»

 

Пояснительная записка

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся 9, 10 и 11 классов могут, изучая отдельные учебные предметы углубленно или в рамках профильного обучения.

Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних атак на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои способности и наклонности.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу составляет около 30 %. По этим причинам, я считаю, необходимо более глубоко изучать этот раздел математики – решение текстовых задач, так как полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе.

Необходимость техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся.

С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлении плана решения, проверкой полученного результата, и, наконец, развитием речи учащегося.

В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, систем.

Введение элективного курса позволит учащимся 9 класса убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащиеся с математическими способностями смогут сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

В ходе изучения материала данного курса буду сочетать такие формы организации учебной работы:

  1. Практикумы по решению задач
  2. Лекции
  3. Анкетирование
  4. Самостоятельные работы

 

Элективный курс «Решение текстовых задач»
9 класс (1 час в неделю– 35 часов)

 

«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию,
или катанию на коньках, или игре на фортепиано:  научиться этому можно лишь подражая избранным образцам  и постоянно тренируясь…»

Д. Пойа

 

Цели элективного курса:
Обучающие:

  1. Овладеть научной терминологией
  2. Сформировать логические навыки
  3. Сформировать сравнения, анализ, синтез, обобщение
  4. Овладеть рациональными приемами работы и навыками самоконтроля
  5. Сформировать у учащихся знания и умения при решении текстовых задач

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности
  2. Развивать интерес к предмету
  3. Развивать познавательную активность учащихся к предмету
  4. Формировать навыки письменной и устной речи
  5. Развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственность и самостоятельность
  2. Воспитывать культуру математического мышления
  3. Формировать навыки общения со сверстниками
  4. Формировать ответственность и организованность
  5. Воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья

Важное место уделить способам общения учащихся на занятиях, которые содержат парные, групповые, коллективные решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, в защиту решения, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты:

Уметь:

  1. Определять тип текстовых задач
  2. Знать особенности методики ее решения, используя при этом разные способы
  3. Уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач
  4. Уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса
  5. Проводить полные обоснования при решении задач
  6. Перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи

Знать:

  1. Основные методы решения каждого типа задач
  2. Знать оформление задач
  3. Знать терминологию текста, уметь ее объяснить
  4. Знать основные типы решения текстовых задач:
а) процентные расчеты,
б) процентные изменения,
в) задачи о вкладах и займах,
г) простой и сложный процентный рост,
д) задачи на работу,
е) задачи на движение,
ё) задачи на движения по реке.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по алгебре в 9 классе

№№ п/п

Тема курса

Разделы курса математики

Количество часов

Форма проведения

Резуль-тат

Всего
(час)

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Понятие текстовой задачи

 

1

1

 

Лекция

Конспект

2.

Типы текстовых задач. Алгоритм их решения

Решение задач
с помощью рациональных уравнений. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий

2

2

 

Лекция

Конспект

3.

Задачи на проценты

 

6

2

4

 

 

 

Понятие «проценты». Запись процента в идее десятичной дроби. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процентного отношения чисел.

Задачи
на проценты

 

2

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач решаемых арифметическим способом.
Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого.
Задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше или меньше другого. Нахождение процентного отношения чисел

Составление и решение уравнений

 

 

4

Практикум
по решению задач

Алгоритм решения задач

4.

Задачи на процент-ное отношение, концентрацию

 

5

2

3

 

 

 

Задачи на концентрацию на смеси и сплавы. Понятие «процентное содержание» или концентрация, масса смеси (сплава), количество чистого вещества в смеси (или в сплаве), соотношение между этими величинами

Алгоритм решения задач на процентное отношение, на концентрацию, составление схем к задачам на смеси и сплавы. Составление уравнений и их решение

 

2

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач на процентное отношение. Решение задач на концентрацию, решение задач на смеси и сплавы

 

 

 

3

Практикум

Алгоритм решения. Решение задач

5.

Задачи на смеси и сплавы

ГИА «Математика, сборник задач», М, Эксмо, 2009

3

 

3

Трениро-
вочная самостоя-тельная и контроль-ная работа

Алгоритм решения. Решение задач

6.

Задачи на совместную работу

 

3

1

2

 

 

 

Алгоритм решения задач на совместную работу

Соотношение между компонентами – время работы, объём работы, производительность, количество произведенной работы в единицу времени. Объем работы = время работы*производительность

 

1

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач на совместную работу

 

 

 

2

Практикум (индиви-дуальные задания)

Решение задач в группах

7.

Задачи для самостоятельного решения по разделам 3,4,5

 

2

 

2

Практикум, зачет по теории, индивидуа-льные задания

Контроль-
ная работа

8.

Задачи на «Сухопутное движение в одном направлении»

 

4

1

3

 

 

 

Алгоритм решения задач. Составление схем

Составление и решение уравнений

 

1

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач

 

 

 

3

Практикум

Решение задач

9.

Решение задач на сухопутное движе-ние в разных направлениях

 

4

1

3

 

 

 

Алгоритм решения задач. Умение выполнять чертежи к задачам, выбирать данные для составления уравнений

Составление и решение уравнений

 

1

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач

 

 

 

3

Практикум в группах, задачи разноуров-невого задания, обмен заданиями

Решение задач

10.

Решение задач на движение по реке

 

4

1

3

 

 

 

Алгоритм решения задач на движение по реке

Путь=скорость*на время.
Скорость
 по течению= собственная скорость+ скорость течения реки.
Скорость против течения = собственная скорость – скорость течения реки.

 

1

 

Лекция

Конспект

 

Решение задач

 

 

 

3

Задачи разноуров-невого задания

Решение задач

11.

Зачетный практикум

 

2

 

2

Контроль-ная работа

Анализ результата

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература для учащихся:

  1. В.С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа», М, Просвещение, 1990.
  2. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс, Дрофа, 1996.
  3. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе», М, Просвещение, 2008.
  4. А.Г.Мордкович, «Алгебра 9 класс», Мнемозина, М, 2004.
  5. «Решение одной задачи на движение», А.И.Новиков «Математика в школе», № 8/2000, стр. 67.
  6. Журнал «Математика в школе», № 7, Москва, 2005.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru