Программа элективного курса по алгебре
для учащихся 9 класса
«Решение текстовых задач»
Пояснительная записка
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся 9, 10 и 11 классов могут, изучая отдельные учебные предметы углубленно или в рамках профильного обучения.
Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних атак на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои способности и наклонности.
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу составляет около 30 %. По этим причинам, я считаю, необходимо более глубоко изучать этот раздел математики – решение текстовых задач, так как полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе.
Необходимость техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся.
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлении плана решения, проверкой полученного результата, и, наконец, развитием речи учащегося.
В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, систем.
Введение элективного курса позволит учащимся 9 класса убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащиеся с математическими способностями смогут сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
В ходе изучения материала данного курса буду сочетать такие формы организации учебной работы:
- Практикумы по решению задач
- Лекции
- Анкетирование
- Самостоятельные работы
Элективный курс «Решение текстовых задач»
9 класс (1 час в неделю– 35 часов)
«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию,
или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь…»
Д. Пойа
Цели элективного курса:
Обучающие:
- Овладеть научной терминологией
- Сформировать логические навыки
- Сформировать сравнения, анализ, синтез, обобщение
- Овладеть рациональными приемами работы и навыками самоконтроля
- Сформировать у учащихся знания и умения при решении текстовых задач
Развивающие:
- Развивать творческие способности
- Развивать интерес к предмету
- Развивать познавательную активность учащихся к предмету
- Формировать навыки письменной и устной речи
- Развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность и самостоятельность
- Воспитывать культуру математического мышления
- Формировать навыки общения со сверстниками
- Формировать ответственность и организованность
- Воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья
Важное место уделить способам общения учащихся на занятиях, которые содержат парные, групповые, коллективные решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, в защиту решения, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты:
Уметь:
- Определять тип текстовых задач
- Знать особенности методики ее решения, используя при этом разные способы
- Уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач
- Уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса
- Проводить полные обоснования при решении задач
- Перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи
Знать:
- Основные методы решения каждого типа задач
- Знать оформление задач
- Знать терминологию текста, уметь ее объяснить
- Знать основные типы решения текстовых задач:
а) процентные расчеты,
б) процентные изменения,
в) задачи о вкладах и займах,
г) простой и сложный процентный рост,
д) задачи на работу,
е) задачи на движение,
ё) задачи на движения по реке.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по алгебре в 9 классе
№№ п/п |
Тема курса |
Разделы курса математики |
Количество часов |
Форма проведения |
Резуль-тат |
Всего
(час) |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие Понятие текстовой задачи |
|
1 |
1 |
|
Лекция |
Конспект |
2. |
Типы текстовых задач. Алгоритм их решения |
Решение задач
с помощью рациональных уравнений. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий |
2 |
2 |
|
Лекция |
Конспект |
3. |
Задачи на проценты |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
Понятие «проценты». Запись процента в идее десятичной дроби. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процентного отношения чисел. |
Задачи
на проценты |
|
2 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач решаемых арифметическим способом.
Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого.
Задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше или меньше другого. Нахождение процентного отношения чисел |
Составление
и решение уравнений |
|
|
4 |
Практикум
по решению задач |
Алгоритм решения задач |
4. |
Задачи на процент-ное отношение, концентрацию |
|
5 |
2 |
3 |
|
|
|
Задачи на концентрацию на смеси и сплавы. Понятие «процентное содержание» или концентрация, масса смеси (сплава), количество чистого вещества в смеси (или в сплаве), соотношение между этими величинами |
Алгоритм решения задач на процентное отношение, на концентрацию, составление схем к задачам на смеси и сплавы. Составление уравнений и их решение |
|
2 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач на процентное отношение. Решение задач на концентрацию, решение задач на смеси и сплавы |
|
|
|
3 |
Практикум |
Алгоритм решения. Решение задач |
5. |
Задачи на смеси и сплавы |
ГИА «Математика, сборник задач», М, Эксмо, 2009 |
3 |
|
3 |
Трениро-
вочная самостоя-тельная и контроль-ная работа |
Алгоритм решения. Решение задач |
6. |
Задачи на совместную работу |
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Алгоритм решения задач на совместную работу |
Соотношение между компонентами – время работы, объём работы, производительность, количество произведенной работы в единицу времени. Объем работы = время работы*производительность |
|
1 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач на совместную работу |
|
|
|
2 |
Практикум (индиви-дуальные задания) |
Решение задач в группах |
7. |
Задачи для самостоятельного решения по разделам 3,4,5 |
|
2 |
|
2 |
Практикум, зачет по теории, индивидуа-льные задания |
Контроль-
ная работа |
8. |
Задачи на «Сухопутное движение в одном направлении» |
|
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Алгоритм решения задач. Составление схем |
Составление и решение уравнений |
|
1 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач |
|
|
|
3 |
Практикум |
Решение задач |
9. |
Решение задач на сухопутное движе-ние в разных направлениях |
|
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Алгоритм решения задач. Умение выполнять чертежи к задачам, выбирать данные для составления уравнений |
Составление и решение уравнений |
|
1 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач |
|
|
|
3 |
Практикум в группах, задачи разноуров-невого задания, обмен заданиями |
Решение задач |
10. |
Решение задач на движение по реке |
|
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Алгоритм решения задач на движение по реке |
Путь=скорость*на время.
Скорость
по течению= собственная скорость+ скорость течения реки.
Скорость против течения = собственная скорость – скорость течения реки. |
|
1 |
|
Лекция |
Конспект |
|
Решение задач |
|
|
|
3 |
Задачи разноуров-невого задания |
Решение задач |
11. |
Зачетный практикум |
|
2 |
|
2 |
Контроль-ная работа |
Анализ результата |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература для учащихся:
- В.С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа», М, Просвещение, 1990.
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс, Дрофа, 1996.
- Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе», М, Просвещение, 2008.
- А.Г.Мордкович, «Алгебра 9 класс», Мнемозина, М, 2004.
- «Решение одной задачи на движение», А.И.Новиков «Математика в школе», № 8/2000, стр. 67.
- Журнал «Математика в школе», № 7, Москва, 2005.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |