Рукосуева Ольга Викторовна,
учитель математики первой квалификационной категории
МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района  Красноярского края

 

 

 

 

Открытый урок математики в 5 классе (УМК А.Г. Мордкович)

 

Тема: Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части

Цели:
– формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;
– развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
– способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
– способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
– развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point (Приложение).

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Устная работа:
– Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)
– Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.

1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
 2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная        
Проверьте себя! Слайд 1

2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! (Слайд 2). – Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).
– Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?

3. Решите анаграмму (Слайд 4):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. ( Слайд 5).

– Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).
– Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

III. Изучение нового материала. Рассмотрим схему (Слайд 8):

– Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы? (Слайд 9).

1 вариант

2 вариант

3 вариант

– В 1–ом варианте находим часть от целого, во 2–ом – целое по его части, в 3-ем – соотношение части и целого.
 Слайд 10
– Рассмотрим несколько задач и определим, к какому виду задач их можно отнести.
– Решим эти задачи, записываем решение в тетради (запись на доске).
– Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно–обратные?
– Какую закономерность в их решениях вы увидели?
– Вернемся к нашей анаграмме и составим схему-подсказку:
Слайд 11
– Какие выводы вы можете сделать? Попробуйте сформулировать правила самостоятельно (ответы учащихся).

IV. Физминутка.

V. Работа в парах. Проговорите правила друг другу.
Слайд 11
Слайд 12
– Распределите задачи из списка по видам.
– Проверьте себя!
 Слайд 13
Решите по одной задаче каждого вида.
Подсказка для тех, кто затрудняется! Обратить внимание на слова «что», «это».

VI. Решение теста.
– Возьмите листочек с тестовыми заданиями. Подпишите их. Решения записываем на этих же листочках.

VII. Игра «Магазин»
– Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от прежней цены. Назовите новую цену
Слайд 14
ПЛАТЬЕ – 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
КОСТЮМ – 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 1200 РУБ)
САРАФАН – 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА- 450 РУБ)
ПИДЖАК – 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)

Слайд 15
– Скидка в магазине на 1/3 от прежней цены (Какую часть составляет новая цена?) Какой была старая цена, если НОВАЯ:
СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ – 1000 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 1500 РУБ)
ЮБКА – 500 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
БЛУЗКА – 400 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
     
VIII. Итог урока:
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
– Что на уроке понравилось? Что запомнилось?

IX. Домашнее задание:
– решить по1 задаче из списка на выбор;
– придумать по одной задаче каждого вида и решить их.

Выставление оценок за работу на уроке (с обоснованием).

Слайд 16
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

 

Приложение

Тест. Вариант 1.

  1. У Буратино было 10 золотых. 2/5 своих денег он отдал коту Базилио. Сколько золотых получил кот Базилио?
  2. Туристы проехали на машине 150 км, что составляет 3/5 намеченного пути. Какой длины намеченный путь?
  3. Ученица исписала 3/8 тетради. Сколько в тетради всего страниц, если исписано 60 страниц?
  4. Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 5 га. Какую часть поля вспахал тракторист?
  5. Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет 7/8 длины. Найдите ширину прямоугольника.

Фамилия                                           Имя .

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 Тест. Вариант 2.

  1. В сквере росли 40 деревьев. 5/8 из них липы. Сколько лип растет в сквере?
  2. Турист прошел 6 км, что составляет 1/3 всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?
  3. В рулоне осталось 120 м шерсти. Сколько шерсти было в рулоне, если осталось 3/5 рулона?
  4. Площадь квартиры 56 м2. Отремонтировали 35 м2. Какую часть отремонтировали?
  5. В конных состязаниях участвовали 28 спортсменов, 2/7 из них – женщины. Сколько женщин приняли участие в состязаниях?

 Фамилия                                          Имя .

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 


Самоанализ урока математики в 5 классе по теме
«Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части»

Данная тема изучается в 5 классе согласно тематическому планированию. На изучение отводится 3 часа, этот урок первый в изучаемой теме. Ребята готовы к её восприятию, имеют достаточный запас знаний, мотивированы на изучение темы.

На уроке решались следующие задачи:
образовательные:
– формирование умения и навыков решения задач на нахождение части от целого, целого по его
части и соотношения части и целого;
развивающие:
– развитие психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
– расширение кругозора, формирование умений выделять главное, переносить знания в новую ситуацию;
– развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля;
воспитательные:
– развитие и активизация познавательного интереса к предмету;
– формирование устойчивых положительных мотивов обучения.
           
На уроке использовалась интерактивная доска, презентация. Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умений определять вид задачи и вырабатывает навыки решения трех видов задач, а также позволяет формировать навык анализа задачи, развивает зрительное внимание и оперативную память.

По дидактической цели это комбинированный урок. Мною использовалась фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на основе компьютерной презентации) содержания урока.

Задачам урока соответствовали методы обучения, такие как
по источнику передачи знаний:
            – словесные (эвристическая беседа);
            – наглядные (использование схемы, раздаточного материала, презентации);
            – практические (решение задач, тест);
по уровню самостоятельности учащихся:
            – проблемно–поисковые (работа со схемой);
            – репродуктивные;
по аспекту мышления:
            – продуктивные (самостоятельное решение задач, теста).
Урок структурирован. Все этапы урока направлены на выполнение поставленных задач.
                         
Организационный момент и устная работа включают в себя мобилизующее начало урока и организацию класса, создание психологической комфортности, мотивацию деятельности учащихся и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На уроке учащиеся сами ставят перед собой цели. Я их записываю на дополнительную доску, чтобы в любой момент урока можно было к ним обратиться, а в конце урока подвести итоги.

Изучение нового материала начинается с постановки проблемы: «Какие задачи можно составить, исходя из схемы?» Материал доступный для ребят, соответствует уровню их учебных возможностей. С моей помощью ребята определили виды задач и построили схему решения задач двух видов. Они самостоятельно сформулировали правила нахождения целого по его части и части от целого.

На этапе работа в парах я ставлю себе задачу дать возможность учащимся закрепить правила, оказывать взаимопомощь соседу по парте и провести самопроверку.

Решение теста дает возможность определить уровень усвоения материала.

Игра «Магазин» позволяет применить полученные знания в новой ситуации.

Обращаясь к поставленным в начале урока целям, мы подводим итоги урока.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит творческое задание.
План урока выполнен, цели реализованы. Уроком я довольна.

Учитель математики Рукосуева Ольга Викторовна

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№№ слайдов в тексте указаны по презентации к уроку (PPT 204 Кб)

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru