Открытый урок математики в 5 классе (УМК А.Г. Мордкович)
Тема: Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части
Цели:
– формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;
– развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
– способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
– способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
– развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point (Приложение).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устная работа:
– Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)
– Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.
1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная
Проверьте себя! Слайд 1
2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! (Слайд 2).
– Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).
– Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?
3. Решите анаграмму (Слайд 4):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. ( Слайд 5).
– Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
– Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).
– Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).
Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
III. Изучение нового материала. Рассмотрим схему (Слайд 8):

– Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы? (Слайд 9).
1 вариант

2 вариант

3 вариант

– В 1–ом варианте находим часть от целого, во 2–ом – целое по его части, в 3-ем – соотношение части и целого.
Слайд 10
– Рассмотрим несколько задач и определим, к какому виду задач их можно отнести.
– Решим эти задачи, записываем решение в тетради (запись на доске).
– Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно–обратные?
– Какую закономерность в их решениях вы увидели?
– Вернемся к нашей анаграмме и составим схему-подсказку:
Слайд 11
– Какие выводы вы можете сделать? Попробуйте сформулировать правила самостоятельно (ответы учащихся).
IV. Физминутка.
V. Работа в парах. Проговорите правила друг другу.
Слайд 11
Слайд 12
– Распределите задачи из списка по видам.
– Проверьте себя!
Слайд 13
Решите по одной задаче каждого вида.
Подсказка для тех, кто затрудняется! Обратить внимание на слова «что», «это».
VI. Решение теста.
– Возьмите листочек с тестовыми заданиями. Подпишите их. Решения записываем на этих же листочках.

VII. Игра «Магазин»
– Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от прежней цены. Назовите новую цену
Слайд 14
ПЛАТЬЕ – 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
КОСТЮМ – 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 1200 РУБ)
САРАФАН – 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА- 450 РУБ)
ПИДЖАК – 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
Слайд 15
– Скидка в магазине на 1/3 от прежней цены (Какую часть составляет новая цена?) Какой была старая цена, если НОВАЯ:
СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ – 1000 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 1500 РУБ)
ЮБКА – 500 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
БЛУЗКА – 400 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
VIII. Итог урока:
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
– Что на уроке понравилось? Что запомнилось?
IX. Домашнее задание:
– решить по1 задаче из списка на выбор;
– придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Выставление оценок за работу на уроке (с обоснованием).
Слайд 16
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Приложение
Тест. Вариант 1.
- У Буратино было 10 золотых. 2/5 своих денег он отдал коту Базилио. Сколько золотых получил кот Базилио?
- Туристы проехали на машине 150 км, что составляет 3/5 намеченного пути. Какой длины намеченный путь?
- Ученица исписала 3/8 тетради. Сколько в тетради всего страниц, если исписано 60 страниц?
- Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 5 га. Какую часть поля вспахал тракторист?
- Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет 7/8 длины. Найдите ширину прямоугольника.
Фамилия Имя .
Тест. Вариант 2.
- В сквере росли 40 деревьев. 5/8 из них липы. Сколько лип растет в сквере?
- Турист прошел 6 км, что составляет 1/3 всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?
- В рулоне осталось 120 м шерсти. Сколько шерсти было в рулоне, если осталось 3/5 рулона?
- Площадь квартиры 56 м2. Отремонтировали 35 м2. Какую часть отремонтировали?
- В конных состязаниях участвовали 28 спортсменов, 2/7 из них – женщины. Сколько женщин приняли участие в состязаниях?
Фамилия Имя .
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме
«Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части»
Данная тема изучается в 5 классе согласно тематическому планированию. На изучение отводится 3 часа, этот урок первый в изучаемой теме. Ребята готовы к её восприятию, имеют достаточный запас знаний, мотивированы на изучение темы.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные:
– формирование умения и навыков решения задач на нахождение части от целого, целого по его
части и соотношения части и целого;
развивающие:
– развитие психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
– расширение кругозора, формирование умений выделять главное, переносить знания в новую ситуацию;
– развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля;
воспитательные:
– развитие и активизация познавательного интереса к предмету;
– формирование устойчивых положительных мотивов обучения.
На уроке использовалась интерактивная доска, презентация. Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умений определять вид задачи и вырабатывает навыки решения трех видов задач, а также позволяет формировать навык анализа задачи, развивает зрительное внимание и оперативную память.
По дидактической цели это комбинированный урок. Мною использовалась фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на основе компьютерной презентации) содержания урока.
Задачам урока соответствовали методы обучения, такие как
по источнику передачи знаний:
– словесные (эвристическая беседа);
– наглядные (использование схемы, раздаточного материала, презентации);
– практические (решение задач, тест);
по уровню самостоятельности учащихся:
– проблемно–поисковые (работа со схемой);
– репродуктивные;
по аспекту мышления:
– продуктивные (самостоятельное решение задач, теста).
Урок структурирован. Все этапы урока направлены на выполнение поставленных задач.
Организационный момент и устная работа включают в себя мобилизующее начало урока и организацию класса, создание психологической комфортности, мотивацию деятельности учащихся и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На уроке учащиеся сами ставят перед собой цели. Я их записываю на дополнительную доску, чтобы в любой момент урока можно было к ним обратиться, а в конце урока подвести итоги.
Изучение нового материала начинается с постановки проблемы: «Какие задачи можно составить, исходя из схемы?» Материал доступный для ребят, соответствует уровню их учебных возможностей. С моей помощью ребята определили виды задач и построили схему решения задач двух видов. Они самостоятельно сформулировали правила нахождения целого по его части и части от целого.
На этапе работа в парах я ставлю себе задачу дать возможность учащимся закрепить правила, оказывать взаимопомощь соседу по парте и провести самопроверку.
Решение теста дает возможность определить уровень усвоения материала.
Игра «Магазин» позволяет применить полученные знания в новой ситуации.
Обращаясь к поставленным в начале урока целям, мы подводим итоги урока.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит творческое задание.
План урока выполнен, цели реализованы. Уроком я довольна.
Учитель математики Рукосуева Ольга Викторовна
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№№ слайдов в тексте указаны по презентации к уроку (PPT 204 Кб)
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |