Румянцева Людмила Антоновна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 


 

 

 

Потапова Надежда Герасимовна,
учитель ИЗО высшей квалификационной категории
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 


Интегрированный урок-беседа

(русская литература, эвенкийская литература, ИЗО)

«Тихая моя родина…»

.

Цель: обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческих способностей через изучаемый материал.

Задачи:

  • помочь учащимся увидеть красоту пейзажа, обнаружить общее в слове и картине;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы;
  • формировать национальное самосознание.

Оборудование: портреты поэтов, презентация с репродукциями картин художников-пейзажистов, рисунками учащихся; видеохрестоматия, музыкальное оформление, компьютер, проектор.

 

«Живопись – это поэзия, которую видят,  но не слышат, а поэзия – это живопись,  которую слышат, но не видят»
Леонардо да Винчи.

Цель нашего урока сформулируем словами русского поэта Н. Рыленкова: «здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце».

Вступительное слово. Учитель литературы.
Сегодня мы будем говорить о природе, а точнее о красоте природы, но не обычно, а с помощью стихов и красок, на русском и эвенкийском языках. Когда-то русский поэт 19 века Фёдор Тютчев, говоря о людях, для которых окружающий мир природы нем и мертв, написал:

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире как в потемках.
Для них и солнца, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

Чтобы не стать глухими и слепыми к природе, чтобы уметь видеть красоту даже там, где «краски не ярки, и звуки не резки», необходимо этому учиться у мастеров слова и кисти. Не научившись любить и чувствовать природу, не научиться любить родину.

1. Учитель литературы. Знакомство со стихами разных поэтов.

О природе написано много стихов. Нет такого поэта, который бы не обращался к этой теме. Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Никитин и Бунин. Но мы сегодня познакомимся с именами поэтов 20 века.


Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

 

 

 

(Слайд 3 с портретом поэта). Итак, знакомьтесь, Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), внук крепостного крестьянина, выдающийся русский поэт, писатель, переводчик. Голос поэта чист, точен, как звездные бездны в морозной ночи, любимые им. Певец мироздания, певец единой Вселенной, сердцем вырвавшийся за пределы притяжения планеты, вот, пожалуй, истинное призвание Брюсова.

 

 

 

 

Чтение стихотворения В.Брюсова «Первый снег».

– Какое настроение несет стихотворение?
(Настроение радости, торжества жизни).
– С помощью каких приемов передает нам свое настроение поэт?
(С помощью красочного, праздничного описания природы).
– Поэт употребляет много ярких метафор и эпитетов.

На доске: Впечатление торжества усиливает антитеза: березки, которые сегодня горят, «в жемчугах», противопоставлены картине вчерашнего дня, когда они были «черно-голые», вчерашняя проза (будничность, обыденность) противопоставляется сегодняшний поэтический красоте природы: «Все предметы старой прозы Волшебством озарены», «…Жизнь людей и жизнь природы. Полны новым и святым».

– Какие части речи употребляются в этом стихотворении в большей степени? Почему?
(Имена существительные. Поэт как бы остановил течение жизни на этом прекрасном моменте, заставив и читателя восхитится увиденной картиной природы).

2. Учитель ИЗО.
– А теперь давайте сравним изображение этого явления природы художником-пейзажистом . Картина И. Попова «Первый снег»
(Слайд 4 с картиной художника).


И. Попов «Первый снег»
Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

– Каким настроением проникнута картина?
– Какие цвета преобладают в картине?
– Какие ощущения возникают, когда вы рассматриваете картину?
– Каким бывает первый снег?
(белый, чистый, светлый, пушистый, сверкающий, искрящийся).

Вывод: таким образом, и художник, и поэт передали одно и то же состояние природы, одни и те же чувства, одно и то же настроение, только один – красками, другой – словом.

 

 

 

3. Учитель литературы. (Слайд 5 с портретом поэта).
Совсем в другой тональности, совсем другим настроением проникнуто стихотворение Федора Кузьмича Сологуба (1863-1927). Это для вас еще одно новое имя русского поэта, писателя. Поэзия Сологуба характеризует противопоставление мечты и действительности. Но в большей мере в стихах поэта сказалась любовь к родной земле.

Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой…»

– Какое чувство испытываем, когда слушаем это стихотворение?
(Чувство грусти, одиночества).
– Как удается поэту передать свое настроение?
(неторопливое течение стиха, изменение способа рифмовки).
– Одиночество и печаль поэта подчеркиваются повторением слова «совсем» в первой строфе, отсутствием средств выразительности языка. А повторение союза и как раз и создает ощущение неторопливости. Простота речи не умаляет поэтичности этого стихотворения, но напротив, словно бы концентрирует то настроение, которое хочет донести до нас автор.
– Поэтому, какая ведущая тема стихотворения?
(одиночество, грусть).
– Но: последняя строфа вносит некое изменение в общее настроение стихотворения: «огоньки», «мой дом», наверное, развеют ощущение одиночества. Человек один с природой, его душа как бы сливается со всем, что происходит в природе.

4. Учитель ИЗО.
– Этот таинственный момент природы – наступление ночи – всегда вызывает грустные чувства, и в то же время хочется замереть, уловить этот момент превращения дня в ночь. И, конечно, художники-пейзажисты стремились тоже отразить эту удивительную картину.
– Мы убедились в том, что удивительно трогательной может быть картины природы, которую мы наблюдаем в своей жизни множества раз. Но, наверное, «не всмотрелись», «не вслушались», как это сделали поэты и художники.

5. Учитель литературы.
С таким же названием «Первый снег» есть стихотворение у нашего земляка, эвенкийского поэта Н.Оегира.


Николай Константинович Оёгир (1926–1988)

 

 

(Слайд 8 с портретом поэта).

Чтение стихотворения ученицей «Первый снег».

– То же настроение, то же чувство?
(Чувство радости, торжества жизни, бодрости).
– Какие художественные приемы использует автор?
( снег – мех песцовый, пробежал резвей оленя – сравнение;
тайга «позвала», кровь «помогает» – метафора).
– Чувство радости, счастья от всего, что окружает поэта. Восторг перед таким, казалось бы, привычным нам, северянам, явлением – снег.

 

 

6. Учитель ИЗО.
– Послушайте, как звучит это стихотворение на родном языке поэта (на эвенкийском языке)

– Мы убеждаемся, что радость, счастье поняты всем, на каком бы языке они не звучали.

– Наша скромная, неяркая природа вдохновила не одного художника-любителя. Вот и ребята предпочитают рисовать тайгу, сопки, оленей.

Осень в Эвенкии
Осенний ветер
Глубокий снег
Солнечный день
Закат солнца
Холодная зима
  (Слайды18-25 с рисунками школьников)
Холодная зима

Но есть большой профессионал, заслуженный художник России Мешков Владимир Ильич,

Народный художник России, заслуженный художник Чувашской Республики (1919–2012)
(Слайды 9-10 с портретами художника)

создавший целый цикл работ, посвященных Эвенкии, ее природе, ее людям.

Демонстрация картин.

Глухари токуют
Эвенкия. Охотник на Виви
В эвенкийской тайге
Лыжня в таежку
Снежные цветы
Дорога домой
  (Слайды 11-17 с картинами Мешкова В.И.).
Вечер на Хете


Комментарий по краскам, сюжетам.

Учитель ИЗО. Закончить наш разговор мне хотелось бы словами другого эвенкийского поэта и писателя Алитета Николаевича Немтушкина. Они не рисуют какой-то пейзаж, не создают картину природы. Но эти слова передают главное – неразрывность человека и природы:

Малыш, меня послушай. Мне видней.
Я изучал народа опыт прошлый:
Земля красива – красотой людей,
А люди хороши – землей хорошей.

Учитель литературы.


Леонардо да Винчи (1452-1519)

 

 

 

Мы еще раз обращаем внимание на слова великого Леонардо да Винчи (Слайд 2), который верно заметил, что эти виды искусства – поэзия и живопись – успешно взаимодействуют и взаимно обогащаются.

Домашнее задание: Стихотворение (на выбор) наизусть, сделать иллюстрации к понравившемуся стихотворению

 

 

 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru