Румянцева Людмила Антоновна,
Потапова Надежда Герасимовна,
|
(русская литература, эвенкийская литература, ИЗО) «Тихая моя родина…» . Цель: обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческих способностей через изучаемый материал. Задачи:
Оборудование: портреты поэтов, презентация с репродукциями картин художников-пейзажистов, рисунками учащихся; видеохрестоматия, музыкальное оформление, компьютер, проектор.
«Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят» Цель нашего урока сформулируем словами русского поэта Н. Рыленкова: «здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце». Вступительное слово. Учитель литературы. Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире как в потемках. Для них и солнца, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была! Чтобы не стать глухими и слепыми к природе, чтобы уметь видеть красоту даже там, где «краски не ярки, и звуки не резки», необходимо этому учиться у мастеров слова и кисти. Не научившись любить и чувствовать природу, не научиться любить родину. 1. Учитель литературы. Знакомство со стихами разных поэтов. О природе написано много стихов. Нет такого поэта, который бы не обращался к этой теме. Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Никитин и Бунин. Но мы сегодня познакомимся с именами поэтов 20 века.
(Слайд 3 с портретом поэта). Итак, знакомьтесь, Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), внук крепостного крестьянина, выдающийся русский поэт, писатель, переводчик. Голос поэта чист, точен, как звездные бездны в морозной ночи, любимые им. Певец мироздания, певец единой Вселенной, сердцем вырвавшийся за пределы притяжения планеты, вот, пожалуй, истинное призвание Брюсова.
Чтение стихотворения В.Брюсова «Первый снег». – Какое настроение несет стихотворение? На доске: Впечатление торжества усиливает антитеза: березки, которые сегодня горят, «в жемчугах», противопоставлены картине вчерашнего дня, когда они были «черно-голые», вчерашняя проза (будничность, обыденность) противопоставляется сегодняшний поэтический красоте природы: «Все предметы старой прозы Волшебством озарены», «…Жизнь людей и жизнь природы. Полны новым и святым». – Какие части речи употребляются в этом стихотворении в большей степени? Почему? 2. Учитель ИЗО.
– Каким настроением проникнута картина? – Какие цвета преобладают в картине? – Какие ощущения возникают, когда вы рассматриваете картину? – Каким бывает первый снег? (белый, чистый, светлый, пушистый, сверкающий, искрящийся). Вывод: таким образом, и художник, и поэт передали одно и то же состояние природы, одни и те же чувства, одно и то же настроение, только один – красками, другой – словом.
3. Учитель литературы. (Слайд 5 с портретом поэта). Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой…» – Какое чувство испытываем, когда слушаем это стихотворение? 4. Учитель ИЗО. 5. Учитель литературы.
(Слайд 8 с портретом поэта). Чтение стихотворения ученицей «Первый снег». – То же настроение, то же чувство?
6. Учитель ИЗО. – Мы убеждаемся, что радость, счастье поняты всем, на каком бы языке они не звучали. – Наша скромная, неяркая природа вдохновила не одного художника-любителя. Вот и ребята предпочитают рисовать тайгу, сопки, оленей.
Но есть большой профессионал, заслуженный художник России Мешков Владимир Ильич,
(Слайды 9-10 с портретами художника)
создавший целый цикл работ, посвященных Эвенкии, ее природе, ее людям. Демонстрация картин.
Учитель ИЗО. Закончить наш разговор мне хотелось бы словами другого эвенкийского поэта и писателя Алитета Николаевича Немтушкина. Они не рисуют какой-то пейзаж, не создают картину природы. Но эти слова передают главное – неразрывность человека и природы: Малыш, меня послушай. Мне видней.
Я изучал народа опыт прошлый: Земля красива – красотой людей, А люди хороши – землей хорошей. Учитель литературы.
Мы еще раз обращаем внимание на слова великого Леонардо да Винчи (Слайд 2), который верно заметил, что эти виды искусства – поэзия и живопись – успешно взаимодействуют и взаимно обогащаются. Домашнее задание: Стихотворение (на выбор) наизусть, сделать иллюстрации к понравившемуся стихотворению
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |
|