Савлепова Татьяна Владимировна,

методист лаборатории национальных проблем развития образования
МКОУ «Эвенкийский этнопедагогический центр» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованное представление «Встреча друзей»


Каждый человек с большим трепетом в душе вспоминает то место, где родился и вырос. И эту любовь к своей малой Родине он проносит через всю свою жизнь. Для меня малой родиной является Эвенкия. Это удивительный и прекрасный уголок Земли, который богат не только природными богатствами, а главное, богат людьми. Коренными жителями Эвенкии являются эвенки. У эвенкийского народа своя самобытная культура, уходящая корнями в далёкое прошлое.

Эвенки в течение многих веков накапливали этнопедагогический опыт, основанный на духовной культуре: традициях, обрядах, устном народном творчестве. В воспитании подрастающего поколения большое значение имели традиции, обычаи, заповеди – правила поведения, благодаря которым формировались нравственные качества людей, живущих в тайге.

В настоящее время, чтобы не утратилась связь прошлого, настоящего и будущего и сохранилась традиционная эвенкийская культура, необходимо в детях воспитывать любовь к родной земле, формировать самосознание и свою причастность к многовековой истории и культуре своего народа.
 
Разучивая стихи, песни, танцы, инсценируя сказки, обряды, читая рассказы, изучая обычаи, заповеди, занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети становятся частью духовной и материальной эвенкийской культуры, тем самым не давая ей угаснуть.

 

Театрализованное представление «Встреча друзей»

 

Цель: формирование интереса к истории, традициям, обычаям эвенкийского народа.

Задачи:
– показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры эвенкийского народа;
– формировать патриотическое чувство, основанное на понимании духовных ценностей, которые присущи эвенкам;
– прививать чувство гордости и уважения к истории и современности своей малой родины.

Оформление зала:
Сцена оформлена в виде стойбища, поставлено три чума. В каждом чуме по одной группе участников, представляющей разные эвенкийские рода. На середине сцены стоит макет костра. Шкуры зверей: росомахи, соболя, лисы рыжей, белок развешены возле чумов. Изгородь, у которой фигуры оленей, вырезанные из картона, лыжи охотника, люлька - эмкэ, котелок, медный чайник, кумаланы и другие предметы быта, дерево - оберег, к которому привязывают ленточки, металлическая чашка для обряда.
Оформлена выставка декоративно-прикладного творчества и рисунков детей.

Ход мероприятия:

Часть 1.

Обряд на благополучие, здоровье и удачу.

Звучит музыка:
ветер, звон колокольчиков, хорканье оленей. Пробегают оленчики, пролетают птички. Выходит ведущая и призывает помощников, стуча в бубен. Звучит запись повествования. В это время в импровизированный вход проходят взрослые участники – илэл, становятся в полукруг. Затем завязывают цветные ленточки на ветки дерева-оберега.

Танец «У костра», музыка В. Хоменко

Ведущий:
Эси мундулэ хэгды арчалдын эмэрэн. Аял матал эмэденэтын. Сегодня к нам приедут гости. Мы собираемся на большой праздник - День Эвенкии. Давно мы не виделись с сородичами, много накопилось новостей.

Дети:
Послушайте, вот слышится звон колокольчиков, они едут.
Дети:
Давайте их встречать.

Входят гости – участники, приветствуют друг друга.

Род Куркогир: Мургу, матал, гиркил!

Род Момоль: Мургу, аял гиркил, куӈакар!

Род Санягир: Мургу, аял матал, асаткар, бэеткэр!

Род Куркогир: Бу урупчут сунэ арчадярав. Мы рады приветствовать Вас у нас в стойбище.

Род Куркогир: Как вы доехали?

Род Момол: Аят- хорошо.

Род Санягир: Ая тыргани мунду бэлэрэн. Хорошая погода нам помогла.

Род Куркогир: Аял матал икэллу, алапчувэ хуликтэвэ депкэллу. Проходите гости, примите от нас угощение. Он-кэ су улумичэсун? Как нынче вы поохотились?

Род Момоль: Бу аят улумидечэвун: чипкарвэ, улукивэ, сулакивэ кэтэвэ улумиттэв. Мы хорошо поохотились: добыли много соболей, белок, лисиц.

Род Санягир: Бу мотымидячавун. Тугэниду аят алапчут инистеп. Мы добыли много дикого зверя. Сытной будет зима.

Ведущий:
Сегодня будем вместе веселиться,
 Как исстари у нас здесь повелось
И чтоб обычаи и древние традиции
Эвенки чтили испокон веков.

Танец «Ёхорьё», музыка народная, слова К.Ворониной:

Дягдагдули Ӈэнэдем,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Тактыкагвэ исилдям,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Агланилва илтэндем,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Бираявэ хитыдям,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Урэелвэ давадям,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Улукилвэ ичэдем,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Чипкаканэ бакадям,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Планилва дялупкидям,
Ёхэрьё, ёхэрьё!
Аямамат индерэв.
Ёхэрьё, ёхэръё!

Ведущий:

Н.Оёгир «Дуннэду индеми со ая»
 
Со ая дулинду дуннэду индеми,
Эсикэн дылача сомамат ӈэривки.
Дюгардув ӈэнэдек эӈнэкэн удядун.
Сот унэт илмакта сивэктэ балдывки.
Как хорошо живется на земле,
Когда тепло и солнышко сверкает,
Когда под солнцем этим на тропе
На радость всем сивэктэ расцветает.

Выступление участников по блокам.

Блок выступления подготовительной группы

Дети:
 

  1. Нян болони эмэрэн,

Нян авданна буруллэн.
Карав хойду соӈодёрэн,
Нян меванми мэргэдерэн.

  1. Дылачан диктэмнэду

Гарпалви нян сидерэн
Урилэнду, орочилду
Долбони эмэдерэн.

  1. В моем краю опять метет метель.

О, родина, что я скажу, послушай
Теплей твоих я не встречал земель,
Морозы, как костры, мне греют душу.

  1. Покуда мне слышится голос ребячий

Да песня эвенка порою вечерней.
Я верю, что солнышко тучи не спрячут.
Я верю, не кончатся наши кочевья.

(А.Н. Немтушкин)

Песня «Илэ ӈэнэдерэс?», слова А.Н. Немтушкина
Илэ ӈэнэдерэс?
Илэ ӈэнэдерэс?
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.
Бу тэвлэдерэв,
Бу тэвлэдерэв,
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.
Минэ гакаллу,
Минэ гакаллу.
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.
Уливун капургадян,
Уливун капургадян.
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.
Би улидянчав,
Би улидянчав.
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.
Кэ, эмэкэл-дэ,
Кэ, эмэкэл-дэ,
Айна, айна, айна,
Айна, айна, айна.

Блок выступления рода Санягир.

Ведущий:
Снег скрипит во мгле морозной.
И, увидев, свет Луны,
Мне указывают звезды
Путь-дорогу с вышины.
Все лечу, лечу вперед.
А со мною рядом песня
Песня легкая плывет.

(Песни земли. Н.Оёгир)

Песня «В дороге», слова И.Истомина, музыка А.Кустова

В снежном вихре мчат олени,
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
Припев:
Высоко несут и гордо
Красоту рогов своих.
Словно бороды под мордой,
Шерсть разветрена у них.
Я люблю езду такую,
Только править поспевай!
И поет душа, ликуя:
«Здравствуй, Север, милый край!»
Припев:
Высоко несут и гордо
Красоту рогов своих.
Словно бороды под мордой,
Шерсть разветрена у них.
От полярного сиянья
Посветлело, словно днём,
На большие расстояния
Хорошо видать кругом.
Припев:
Высоко несут и гордо
Красоту рогов своих.
Словно бороды под мордой,
Шерсть разветрена у них.

Сценка «Папа рыбак учит сына ловить рыбу»

Отец: Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети – рыба ловится сама.
В моей лодке что ни день чешуёй блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай кому не лень.

(Песня рыбака. А. Немтушкин)

Отец: Нококо, миндулэ эмэкэл. Подойди ко мне, сынок.

Сын: Эмэдем, эмэдем. Иду, иду.

Отец: Ичэткэл он би олломидям. Сейчас я научу тебя ловить рыбу.

Сын: Э-э, гэлэдем оллоконэ вадави. Я очень хочу научиться ловить рыбу.

Отец: Эр кирамки. Кирамкит оллово аркикал. Кэ, си-дэ окэл туги. Вот это острога, ею надо колоть рыбу резким и быстрым движением. Вот так. Теперь попробуй ты.

Сын: Ама, ичэткэл он би олломидям. Сейчас попробую. У меня получается?

Отец: Да, молодец сынок! А теперь послушай тому, как меня учил твой дедушка.
 
Отец: Сеть выбирал он почти, что в любую погоду.
Жесты отца никогда я забыть не смогу:
Рыбу протухлую в лодку бросал, а не в воду,
Чтобы затем ее выкинуть не берегу.
Мне говорил и при том улыбался лучисто:
«То, что я делаю, это нетрудно понять:
Не понапрасну ж сгнивать ей в воде этой чистой,
Воду-кормилицу ядом своим отравлять!
Зверю лесному она пригодится при встрече, Звери крылатые, видишь, гнездятся везде…
Думай, сынок, не о том, чтоб тебе было легче, коль ты на промысле
В щедрой тайге, на воде.
Думай, сынок, о собратьях всегда:
Тоже нужна им еда!»

(Роман Ругин)

Сын: Папа, я всегда буду помнить об этом и, буду беречь природу.

Танец «Рыбки» («Олломимни давлавур», слова А. Немтушкина, музыка Е.Курейской)

Олломимни ая бисим
Олломимни бэркэ бисим,
Катанӈаду амудилду
Элэнилвэ адыличим.
Припев:
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор,
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор!
Дявдув сурил хуклэдерэ,
Майгул гиллэнэдерэ,
Адылилва ичэтчэм,
Давлавурва давладем.
Припев:
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор,
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор!
Агил, бирал, бэлэкэллу,
Адылъяв минду окаллу –
Кутуви би дявадав,
Аявриви адылдав.
Припев:
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор,
Гиллэн, гиллэн, гиллэндерэ,
Гиллэн, гиллэн, оллоткор!

Блок выступления рода Момоль.
 
Ведущий:
Спят деревья в шапках белых.
Только чум один не спит.
В нем раскосая девчонка,
Разложив вокруг меха,
Шьет и шьет иголкой тонкой
Кумалан для жениха.

(Девушка мастерица. Н.Оёгир)

Сценка «Бабушка учит внучку шить кумалан»

Бабушка: Нококо, эр тырганиду мит кумаланмэ металдук уллидяӈат. Внучка, сейчас я тебя буду учить шить кумалан. Садись со мной рядом.

Внучка: Би кумаланмэ улиттэви сот голодем. Давно хотела этому научиться.

Бабушка: Нококо, металва гакал. Багдамава, лупчурилвэ металва туги уллидякал. Да, время пришло, ты подросла, возьми кусочки шкуры и подбирай их по цвету, вот так. Теперь возьми иголку и сшивай их.

Внучка: Энекэ, иммэвэ минду букэл. Тэдевэ би одям? Бабушка, дай иголку. Правильно я делаю?

Бабушка: Ая, нококо. Си аят уллиденнэ. Нококо, олалан очас. Да, у тебя получается, молодец!
Ты должна стать хорошей мастерицей, ты будешь много шить для своей семьи.

Внучка: Энекэ, нодыпчу кумалан оран? Бабушка, посмотри, какой красивый кумалан получился.

Бабушка: Нодэ. Кэ, асаткар, мэнӈилвэ кумаларвэ гакаллу, икэлгэт. Хорошо, ты научилась! А сейчас, девочки станцуют танец мастериц.

Танец с кумаланами («Кумаланы», слова И. Рождественского, музыка Ю.Наумова)

Ведущий:
Пестрой масти олененок,
Пастушонок, мальчик славный,
За тобой следит исправно.
Скоро вы с ним подрастете
И приучитесь к работе. Оленёнок
Голосист, красив и тонок

(Н.Оёгир)

Песня и танец «Мой отец оленевод», слова П. Явтысыя, музыка Н. Биланина.

Мой отец оленевод
В ясный день осенний
Даже издали найдет
Он своих оленей.
Знает множество примет
Посвист или слово.
На тропе отыщет след
Вожака любого.
Если в землю бьёт олень
Острыми рогами.
Значит, будет вьюжный день,
Снег не за горами.
Если фыркнет невзначай,
Повернет к овражку,
Значит, поутру встречай
На пути упряжку.
И развеет бег саней
Все твои печали,
Потому что мы друзей
В тундре повстречали.

Блок выступления рода Куркогир.

Ведущий: Медный чайник закипает
На хохане над костром.
Хорошо нам всем бывает,
Когда чай душистый пьем.

(После рабочего дня. Н.Оёгир)

 

Сценка «Мама учит дочку варить суп - силэ»

Мама: Нококо, эмэкэл. Дочка, подойди ко мне.

Дочь: Туксадям, туксадям. Бегу, бегу.

Мама: Би синду ичэвкэндем он силэвэ ири?нэрэ. Сейчас я буду тебя учить варить эвенкийский суп — силэ.

Дочь: Ая эне. Хорошо, мама.

Мама: Калакандула уллэвэ нокэл, муе уӈкукэл, турукэе нокэл. Хуюдегин. В котелок положи мясо, налей воды, посоли. Пусть мясо покипит.

Дочка: А долго оно будет кипеть?

Мама: Этэн, букэл уӈканмэ. Нет, подай ложку.

Дочка: Ма, эне, гакал. На, мама, возьми.

Мама: Эсилэ бурдукая нокэл, уркудяна. Ма, уркудякал. Потом опусти туда муку и хорошо мешай. (Передает ложку дочке, та мешает).

Мама: Силэ ирчэ? Депкэл, алапчу? Суп сварился. Попробуй, вкусно?

Дочка: Алапчу силэ. А давайте споем про котелок песню.

Песня «Калакачан», слова Е.Курейской, музыка Е.Хэмурэ.

Упкат бэел туксадяра,
Улукилвэ бакадяра.
Нуӈарватын асасчан
Калакачан, калакачан.
Калаканди мигдыденэ,
Пэксиденэ, чариндяна,
Калакачан тускадячан,
Калаканми элэ сачан.
Гэлэденэ дептылэе,
Силавчаканэ уллэе,
Дяликсалви нимӈэдечэн,
Калакачан, калакачан.
Бэел варэ мотыялвэ,
Гара хэгдылвэ иелвэ,
Ирэксэвэн мирэлдуви
нэнэврэн белан тар дюви.
Аямама калакачан!
Мотыкарвэ нуӈан вачан,
Икэдерэ куӈакакар,
Эӈэсикэн калакачан.

Часть 2.

Ведущая: Мы послушали новости об удачной охоте, спели, станцевали, а теперь, как у нас эвенков заведено на встречах, поиграем.

Сценка «Считалка»:
Умукэн, дюр, илан, дыгин, тунӈа, нюӈун. 1, 2, 3, 4, 5, 6

Надан, дяпкун, егин, дян, дюрдяр, иландяр.7, 8, 9, 10, 20, 30.

Дыгин дяр, тунӈа дяр, нюӈун дяр, надан дяр, дяпкун дяр егин дяр. 40, 50, 60, 70, 80, 90.

Аантыки – направо,
Дегинтыки – налево,
Дюлэски – вперед,
Дариски – в сторону,
Амаски – назад,
Угиски – вверх,
Хэргиски – вниз,
Хоролилип, хоролилип – вокруг покружились.

Игра «Волк и оленята». Дети становятся друг за другом, впереди стоящий расставив руки, не дает поймать остальных следующих за ним, а водящий – волк старается поймать последнего в колонне.

Танец «Орончикан», слова и музыка народные

Моот, моот, моот, моот
Мот-ка, мот

Эвенкиткэн куӈакан
Эӈнэкэннун эвидерэн
Аявденэ нуӈанман
Мэнтыки оридяран
Припев:
Оридяран, турукэлэ
             Коп, коп, коп
             Орончикан урунчэ
            Уркэли топ, топ, топ
Орончикан гудеймэмэ
 Иекэрди гуядяран
Асаткакан куӈакан
Турукэт улидерэн
Припев:
            Оридяран, турукэлэ
Коп, коп, коп
            Орончикан урунчэ
Эгей, хоп, хоп
            Хоп… хоп…хоп
Хоп… хоп…хоп
Эвенкиткэн куӈакан
Удычэн гудёймэмэт
Топ-ты, топ-ты бэеткэн
Эӈнэкэннун туксадяран
Припев:
Угиски, микчалугат
Гоп, гоп, гоп
Дырамкарди иекэрди
Гуякаткэт коп, коп, коп
Оридяран, турукэлэ
коп, коп, коп
Орончикан урунчэ
Уркэли топ, топ, топ
Эгей, хоп….. хоп
хоп…. хоп…. хоп
Хоп, хоп, хоп…
Хоп, хоп, хоп.

Чтец:
Открыта любому тайга – входи!
Стучаться не надо, брат.
Но только в своей сбереги груди
Обычай отцов – нимат!
Мы люди! Одна нам дается жизнь!
Нас ветром сечет одним!
Так, встретив путника, поделись
Своею добычей с ним!
Костер разведи, чтоб согрелся он,
Будь встрече нежданной рад.
И вместе припомните вы закон,
Таежный закон – нимат.
Да будет опорой в моем краю
Он всем, кто идет в тайгу.
Но помни: кто помощь принял твою,
Тот пред тобой не в долгу.
Пусть даже и сделал ты все, что мог –
Не жди взамен ничего!
Нимат – это наш перед лесом долг,
Тайге отдают его!

(Нимат. Н. Калитин)

Чтец:
Моя родная Эвенкия!
В любое время приезжай-
Тебя здесь встретят, как родные,
Затопят печь, согреют чай
И низкий стол к себе придвинут,
И скажут: - Вот твоя постель.
И ты уснёшь, теплом согретый,
Забыв, что в двух шагах метель
Неистовствует до рассвета.
Лепешек пресных испекут,
Пока ты спишь. И спозаранку
Тебе оленей приведут
И сами запрягут их в санки.
И колокольцев чистый звон
Разбудит берега немые.
Счастливый путь! Таков закон
Гостеприимства Эвенкии! (К.Лисовский)

Танец «Дяландя», слова А.Платонова, музыка Е.Курейской.
Дялан, дялан – дяа,
Мит икэнты-дяа,
Икэлилгэт – дяа
Дявладенал- дяа!
Дялан, дялан – дяа,
Куӈакар – дяа!
Икэкунмэт – дяа,
Давладектын – дяа!
Дялан, дялан- дяа
Инемуснэл – дяа,
Давладектын – дяа,
Дэрукэним – дяа!
Дялан, дялан-дяа,
Икэвунты – дяа,
Икэлилгэт – дяа,
Дялан, далян – дяа,
Дялан, дялан – дяа,
Наша песня – дяа,
Заиграем – дяа,
Напевая – дяа!
Дялан, дялан – дяа
Дети – дяа!
Песня наша – дяа!
Пусть льется!
Дялан, дялан – дяа,
Смеясь – дяа
Пусть поют – дяа,
Когда отдыхаем – дяа!
Дялан, дялан – дяа,
Игра наша – дяа,
Заиграем, запоем мы – дяа,
Дялан, дялан – дяа!

Песня «Земле моей», музыка М. Дженкоуля, слова А. Немтушкина.
Коль забуду родную речь,
Песни те, что поёт мой народ,
Для чего мне глаза и уши,
Для чего мне мой рот?
Коль забуду запах земли
И не так ей стану служить,
Для чего же руки мои,
Для чего мне на свете жить?
Ветер мне колыбельную пел.
Цвёл подснежник среди камней.
И в тайге, на тайной тропе,
Мох стелился под ноги мне.
Лес со мной плясал ёхорьё.
Мягкий снег меня обнимал.
Ночью в чаще выло зверьё.
Я тоску его понимал.
Как могу я поверить во вздор,
Будто слаб мой язык и мал,
Если матери смертный вздох
Эвенкийским словом звучал?
Коль смогу в душе сохранить
Землю милую до конца,
Будет слово моё входить,
Точно друг в людские сердца.
А забвеньем ей отплачу,
Станет сердце пустым, как чум,-
Старым, драным чумом на снегу,
И замерзнет песня у губ.

Ведущая: Вот и заканчивается наша встреча. Эвэдыду дуннэду упкат аят индекэллу! Авгарат бидекэллу! Аяя, кутуя сунду гэлэдерэв! Аят бидекэллу!

Ожидаемые результаты: Такое мероприятие, где вместе соединены обычаи, традиции устное народное творчество эвенков и где дети сами становятся непосредственными участниками действия, помогает им (детям) войти в мир народной эвенкийской культуры, расширяет и углубляет их знания о традициях, обычаях и истории своего народа.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература:

  1. Гончиков В.С., Дамбаев В.Д. Эвэды Давлавурвар. Эвенкийские песни. Улан-Удэ, 1997;
  2. Кустов А. Центр России;
  3. Немтушкин А. Гулувурви. Стихи на эвенкийском языке. Красноярскайды книгады издательства, 1985;
  4. Оёгир Н. Гулун Дэгдэдедэн… Чтоб не гас костёр… Сказки, стихи. Красноярск: Сибирские промыслы, 2006;
  5. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. /Сост. А.А. Бурыкин, Е.Р. Акбальян. М.: Северные просторы, 2002.

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru