Симончина Руфина Леонидовна

 

 

 

Симончина Руфина Леонидовна,
 
воспитатель МКДОУ «Детский сад «Чипкан»
п. Суринда» Эвенкийского муниципального района

 

 

 

 

Интегрированное занятие:

родной язык и изобразительная деятельность

в подготовительной группе

(по разделам программы «Художественно-эстетическое воспитание»

из подраздела изобразительная деятельность (ДПИ)

и обучение эвенкийскому языку)

 

Изготовление национальных изделий из различных материалов на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет приобщать их к национальной культуре, воспитанию трудолюбия.

Задача воспитателей детского сада – привить дошкольникам уважение к национальной культуре, искусству, эстетический и художественный вкус, воспитать трудолюбие, усидчивость, выносливость. Непосредственный контакт ребенка с предметами материальной культуры эвенков, элементарные навыки работы с бисером, мехом позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе этих занятий дети учатся говорить и отвечать на вопросы на родном языке, занятия развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие; развивают изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира.
Цель изобразительной деятельности – формирование у дошкольников художественно-творческих способностей через творчество, умение добиваться результатов, обогащать новыми переживаниями и чувствами: через преодоление трудностей ребенок испытать удовольствие, радость за достигнутый результат.



Тема занятия: Изготовление национального сувенира «Солнышко».

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.
  • Воспитание интереса к родному языку и приобщение детей к традициям национальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить детей с особенностями изготовления традиционного эвенкийского украшения – «солнышко».
  • Научить учащихся изготавливать несложные украшения, основываясь на традициях декоративно-прикладного искусства эвенков.

Развивающие:

  • развивать устную эвенкийскую речь детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать кругозор, творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к национальной культуре, уважение к своему труду и труду своих сверстников.

Оборудование и материалы:
набор бисера, нитки, иголки, ножницы, клей, ткань (сукно или бархат), кукла,
национальные изделия (унты, сумочки, кумаланы, сувениры «Солнышки».)

Структура занятия:
1. Вводная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Практическая часть.
5. Заключительная часть.

Словарная работа:
Дылача – солнышко, хава - труд, чикты - бисер, инмэ – иголка, каик – ножницы, уняптун - наперсток.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть.

Воспитатель: Приветствие детей. Дорово кунакар!

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла наша любимая эвенкийская кукла по имени Синильга. Но она с нами будет разговаривать на эвенкийском языке. Мы с вами эвенки, наши мамы и папы, дедушки и бабушки - эвенки. Давайте постараемся понять друг друга, выучить новые эвенкийские слова. Многие эвенкийские слова мы уже знаем. Умеем здороваться на эвенкийском языке.
Воспитатель подходит к каждому ребенку с куклой, и с каждым Синильга здоровается на эвенкийском языке.

Синильга: Дорово кунакар! Минни гэрбив Синильга. Дорово Катя! Дорово Паша! Он синни гэрбис?

Катя: Дорово Синильга! Минни гэрбив Катя.

Паша: Дорово Синильга! Минни гэрбив Паша.

Синильга обходит всех детей и с каждым ребенком здоровается

Воспитатель: Посмотрите дети, Синильга к нам пришла с волшебной сумочкой и что-то принесла. Что же ты нам принесла, Синильга?

Дети рассматривают изделия от Синильги

Синильга: Я в своей волшебной сумочке принесла красивые вещи: сувениры «Солнышки». Ох, какие красивые солнышки! Нодэ! Красиво! Это «солнышко» я сама вышивала. И хочу это «солнышко» подарить вашему детскому саду. У нас в Эвенкии очень долгая холодная зима, мало солнышка, поэтому эвенкийские женщины любят вышивать «солнышки». «Солнышко» это символ жизни на земле. А вы умеете шить, вышивать, рисовать?

Дети: Да, мы любим, вышивать и рисовать.

Синильга: Я сегодня научу вас вышивать красивые солнышки. А потом мы с вами готовые «солнышки» подарим своим мамам к 8 марта. Хорошо?

Синильга: Посмотрите дети, какая на мне красивая национальная эвенкийская одежда! Кто знает, как она называется на эвенкийском языке?

Дети: Эвенки носят зипуны.

Синильга: Правильно дети. А еще, что носят эвенки?

Дети: Эвенки носят унты.

Синильга: Правильно, эвенки носят зипуны, унты, шапочки. Шапочка по-эвенкийски называется авун.

Синильга: А теперь ребята, мы с вами проговорим на эвенкийском языке эти слова, и будем знать названия одежды на эвенкийском языке:

Унтал - унты, зипун – пальто из сукна, авун – шапка.

Воспитатель: А еще ребята, сегодня мы узнаем названия инструментов, с помощью которых эвенкийские мастерицы шьют одежду.

Воспитатель показывает предметы и проговаривает их названия:
чикты- бисер, инмэ – иголка, каик – ножницы, уняптун- наперсток.

Воспитатель: Давайте мы эти слова проговорим: чикты, инмэ, каик, уняптун.Мы постараемся научиться работать с бисером.

Отгадайте загадку, о чем это?

Птичка – невелика:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой.)

Правильно – для работы мастерицы нужна тонкая иголка, крепкие нитки, бисер разных цветов. Все это у вас есть на столах.

Воспитатель инструктирует детей, как правильно работать с иглой, как соблюдать правила безопасности при работе с острыми инструментами.

Воспитатель: Но сначала я Вам расскажу эвенкийскую сказку «Цена иголки».

Звучит мелодия эвенкийской песни «Оламама аси бисим».

Давно это было. Жил один эвенк, у него была жена и ребенок. Однажды эвенк пошел на охоту. Долго его не было. Пока его не было, напали на чум страшные чаниты (чудища). Вернулся он с охоты и видит, что жена его плачет.
– Что ты плачешь?
– Да приходили чаниты, разорили наш чум!
– Ох, а я подумал, что ты иголку потеряла!

Раньше иголка была очень дорога для эвенкийской семьи, потеря иголки считалось большим горем. Мастерица не имея иголки – не могла бы сшить одежду для своей семьи.

II. Основная часть.

Воспитатель: Эвенкийские мастерицы могли шить изумительные национальные изделия. Секреты мастерства передавались маленьким девочкам с раннего детства. Часто долгими зимними вечерами, сидя у огня, мамы учили своих дочерей мастерству пошива одежды, обуви, сумок для хозяйственных нужд. Девочка с 4 лет могла маме нанизывать бисерные цепочки, к 8 годам девочка могла мять камус для унтов, крутить из сухожилий крепкие нитки.

Воспитатель: Из чего изготовлено наше «солнышко»?

Дети: Из бисера и меха.

Воспитатель: Бисером какого цвета вышито «солнышко»?

Дети: Красным, синим, белым и черным.

Воспитатель: Из бисера разного цвета складывается красивый узор, он называется орнамент. У эвенков был свой стиль орнаментов. У каждого эвенкийского рода был свой орнамент и свой набор цветов бисера.

Воспитатель: А чем еще украшен сувенир?

Дети: «Солнышко» обшито мехом.

Воспитатель: Мех какого животного использован на солнышке?

Дети: Соболя.

Дети: А можно использовать мех из белого зайца, белки.

Воспитатель: Наше изделие можно использовать как украшение, если пришить к нему бисерную цепочку.

Технология изготовления сувенира «Солнышко».

Воспитатель:
А чтобы начать шить солнышко, нам с вами нужноопределить с чего начать эту работу.

На столе имеется инструктивная карта с пошаговым изготовлением изделия (прилагается) Схема.

С чего нужно начать вышивание солнышка?

Воспитатель объясняет порядок работы.

  • Возьмите готовые кружочки из черного сукна.
  • В центре одного кружка уже пришита одна бусинка-это центр. От центра будем создавать орнамент.
  • Возьмем иголку, вставим нитку . Введем иголку с ниткой рядом с бусинкой и нанизываем на неё шесть бусинок (по 2 чередуя по цвету ) и пришиваем каждую бусинку.Это первый круг. Наше солнышко будет состоять из трёх бисерных цепочек.
  • Теперь с изнаночной стороны приклеем полоску меха ( на столе готовые полоски меха и второй кружок сукна). И приклеем с изнанки чистый кружок сукна (заглушка).

Дети выполняют работу поэтапно под руководством воспитателя.



Дружно работаем над сувениром.

Воспитатель: во время работы эвенкийские мастерицы часто тихонько пели любимые песни.
Давайте и мы споем нашу любимую песенку:

Оламамал кунакакар
Дылачавэ бу одярав.
Припев:
Нодэ, нодэ, нодэ!

Дылачавэ бу одярав
Эниндувэр анидярав

Припев:
Нодэ, нодэ, нодэ!

Физкультпауза.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Лебеди летят, крыльями машут,
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо бесшумно на воду садятся
Гагил – гагил дэгдерэ,
Асакилди арпулла
Дылилтын сомнадяра
Асакилтын багдамал
Бугдыт-бугдыт гиркудяра
Бирала-бирала дора

 

 

 

 

 

Ш. Заключительная часть. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем.

Синильга: Дети, вы сегодня славно потрудились. Молодцы! Очень красивые получились «солнышки». Как вы думаете, легко ли вышивать изделия из бисера?

Дети: Да, работа не простая, устаешь. Надо много времени сидеть и вышивать.

Воспитатель: Теперь вы поняли, что труд мастериц требует терпения, аккуратности, творчества и осторожности. И можем сказать мы с вами стали настоящими мастерами. Наши солнышки мы подарим нашим любимым мамам к 8 марта.

Сувенир «Солнышко». Изделие эвенкийской мастерицы Сафьянниковой Т.М.

 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2011



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru