Воронина Татьяна Владимировна, вторая квалификационная категория
воспитатель МДОУ детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит»

 

 

 

 

 


Экскурсия в хлебопекарню детей старшей группы

«Как булки растут»


.

Пояснительная записка.

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. У каждого свой вкус хлеба. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему эта экскурсия.

Ожидаемый результат.
Составление рассказов из личного опыта «Что я видел на экскурсии».
Формирование у дошкольников знаний о труде пекаря.

Цель экскурсии.
Воспитание бережного отношения и уважения к хлебу, как одному из самых главных продуктов человеческого труда.

Задачи.
Образовательные:
Знакомство с трудом взрослых (пекарей) и технологией выпекания хлеба.
Развивающие:
Развитие наблюдательности, интереса к труду людей, работающих в пекарне.
Воспитательные:
Воспитание у детей норм и правил поведения на улице и общественных местах, положительного отношения к профессии пекарь.

Предшествующая работа:
Проведение бесед: «Откуда хлеб пришёл?», «Сельскохозяйственные машины на полях»,
«Грузовик - машина хлебороба», «Хлеб на нашем столе».
Рисование: «Колоски пшеничные», «Украсим пирог» по мотивам хохломской росписи,
Лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Украсим торт», «Булочки, баранки».
Игра по станциям: «Хлеб - всему голова!» (учить детей использовать знания о хлебе в игре).

Активизация словаря: пекарь, дёжа, расстойник, формы, печник, лента, тестомес, тесто пышное, воздушное, душистое.

 План-конспект экскурсии.

Воспитатель.
Ребята отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Воспитатель:
Совершенно верно – это хлеб! А где пекут хлеб? Сейчас мы пойдём в пекарню, познакомимся с людьми, которые там работают. Вы увидите, где хранится мука, как замешивают тесто, как формуют тесто, куда его ставят, чтобы «булки выросли», и где выпекают.
Помните, пожалуйста, о правилах поведения на улице и в пекарне.

У входа в пекарню детей встретила заведующая. Она представилась, помогла раздеться, проводила в хранилище, где находится мука.

Заведующая пекарней Нина Ивановна:
Вот здесь, ребята, на специальных решётках, лежит в мешках мука. Тут прохладно, чтоб не завелись в муке жучки и мошки. Сейчас мы пойдём в другое помещение, я вам покажу машину, на которой сеют муку. Муку сеют для того, чтобы она «насытилась» кислородом, чтобы не попал мусор в тесто (нитки от мешков, шелуха от зерна), тогда тесто получается пышным и воздушным. А вот когда мука готова, из нее замешивают тесто.

Дети рассматривают процесс замешивания теста

Воспитатель: Нина Ивановна, а как называется эта ёмкость на колёсиках?

Нина Ивановна: Это ёмкость называется дёжа. Сейчас пекари подкатят дёжу к аппарату с «железной рукой», который называется тестомес и начнут в него закладывать воду, соль, дрожжи, растительное масло, муку.
Тесто замесили, накрыли плёнкой. После этого тесто должно постоять, увеличится в размере. Ребята, посмотрите, а в другой дёже тесто уже поднялось оно пыхтит, пузырится.

Воспитатель: Нина Ивановна, что с тестом происходит дальше?

Нина Ивановна: Его формуют, а это значит - раскладывают в формы круглые и квадратные. После этого формы с тестом ставят в тёплое место расстойник, чтобы тесто ещё раз поднялось.

Дети рассматривают формы для теста

Наши «булки выросли», пора отправлять их по ленте в печь.

Булки отправляют по ленте в печь

Нина Ивановна: Пока печётся наш хлеб, я вас угощу коржиками.

Воспитатель: А коржики вы тоже здесь стряпаете?

Нина Ивановна: Да, мы печём батоны, булочки, рулеты маковые, коржики. Когда наша выпечка готова, приезжает хлебовозка - это специальная машина, которая развозит хлеб и хлебобулочные изделия по магазинам

Детей угощают коржиками

Воспитатель: Ну, вот и испёкся наш хлебушек! Он по ленте отправляется в другую комнату, здесь его раскладывают в лотки.

Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нём.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети рассматривают лотки с хлебом, приготовленные к отправке в магазины

Воспитатель: Прежде, чем попрощаться с вами - людьми такой нужной и вкусно пахнущей профессии как пекарь, дети хотели бы рассказать вам пословицы.

Дети:
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Человек хлебом живет, а не промыслом.

Дети прощаются и возвращаются в детский сад.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Литература:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе;
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие;
  3. Вахрушев А.А. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.


вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru