Янковский Станислав Вадимович

 

 

 

Янковский Станислав Вадимович, учитель технологии второй квалификационной категории
МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

 


Уроки обучения технологии в проекте «Магия дерева»

Итоговые занятия в 7 классе по изготовлению

и сборке резной рамки для картин .

 

Основная форма обучения в технологии — учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущими методами в обучении являются учебно-практические, творческие, проектные работы.

Для ученика выполнение творческой работы – это возможность проявить себя, приложить свои знания, публично показать полученный результат.

Для учителя - это средство развития, обучения и воспитания учащихся, позволяющее вырабатывать универсальные и специфические учебные действия.
 
Итоговые занятия в 7 классе, 16 часов по реализации творческой деятельности учащихся.

Проект «Магия дерева»
 
1. Выбор темы и обоснование проекта

В школе есть хорошая традиция делать подарки своими руками для мам к празднику 8 марта, женскому дню.
Часто это бывают только рисунки, картины, фотографии, и мы поняли, что актуальным изделием будет изделие из дерева декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки древесины: рамка для фотографий и картин, табурет с точеными ножками, подставки под цветы, точенная деревянная посуда.
При изготовлении изделий из дерева очевидна взаимосвязь таких предметов, как изобразительное искусство, черчение и технология, математика, биология, физика. Происходит превращение духовной мысли ребенка в элемент материальной культуры (изделие).
Четыре урока были посвящены изготовлению изделия «Деревянная рамка» с использованием технологий художественной обработки древесины для изделий (картин), изготовленных учащимися во внеурочное время на кружке по тестопластике.

1. Изготовление изделия (деревянной рамки) декоративно-прикладного назначения точением. (2 часа).
2. Отделка изделия из древесины с использованием защитной и декоративной отделки и различных видов художественной резьбы.
В рамках недели технологии был представлен открытый урок по изготовлению и сборке резной рамки для картин один из проекта «Магия дерева».

Открытый урок (2 часа) 7 класс

План-конспект урока.
Комбинированный урок.
Раздел. Обработка древесины.

Тема урока
:
Изготовление изделия (деревянной рамки) декоративно-прикладного назначения точением. (2 часа).

Характер и форма
организации учебно-познавательной деятельности учащихся: 
– практическая деятельность, создание продукта при помощи учителя; 
– фронтальная, индивидуальная работа;
– имитационное моделирование.

Цель урока: изготовить деревянную рамку для картин, применить приемы и способы обработки древесины при изготовлении изделия, используя безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами.

Задачи:

Образовательные : закрепить приемы работы на токарном станке, приемы и способы обработки изделий из древесины, использовать технологии художественной обработки древесины для изготовления деревянной рамки , уметь правильно выбрать , прострогать и разметить заготовку. 

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, уметь самостоятельно формулировать выводы, развивать речь,
выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту, контролировать качество.
 .
Воспитательные: развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию бережного и рационального отношения к оборудованию и материалам.

Оборудование:
Для теории: компьютер, презентация в Power Point «Обработка древесины».
Демонстрация технологических этапов изготовления рамки «Слайд презентация».

Для практической работы:

  • линейка,
  • карандаш,
  • рашпиль,
  • ножовка,
  • наждачная бумага,
  • стамески,
  • технологические карты,
  • заготовки древесины,
  • токарный станок, (достаточно рабочих мест)
  • циркулярная пила,
  • струбцины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Что называется древесиной?
  2. На какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры?
  3. Как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры? 
  4. Что такое текстура дерева?
  5. Какие пороки бывают у древесины? 
  6. Разметочный инструмент, инструмент для пиления, опиливания, шлифования древесины.
Тесты «Токарные инструменты».

III. Изучение нового материала



  1. Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации «Обработка древесины. Изготовление рамки».
  2. Поэтапный показ создания рамки учителем;
  3. Работа в парах: учащиеся в парах, комментируя друг другу, проигрывают имитационное моделирование всех действий по изготовлению рамки.
  4. Индивидуальная работа по изготовлению и сборке рамки.

Приложение 1. Мастер-класс по изготовлению рамки в виде слайд презентации.

Вступление.
Нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, кухонная утварь, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд.

Проектная работа. Точеная ваза

Проектная работа. Ваза

Изучив основы технологии обработки древесины, мы с вами сможем самостоятельно сделать полезные изделия, в отделке которых каждый проявит свое творчество, и рамки будут разнообразны.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные изделия такими ценными. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала.

(Физкультминутка)

Процесс изготовления изделия.
Технологическая карта (прилагается).


Подготовка рабочего места.
Правила ТБ.

Изготовление изделия начинается с выбора заготовки, т. е. материала (брусок).
Для изготовления точеной рамки применяют мягкие породы древесины. 
Рабочие инструменты, предназначенные для обработки материалов: линейка, карандаш, рашпиль, ножовка, наждачная бумага, стамески, резец.
Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия: карандаш, линейка.
При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют зажимы.

Демонстрация этапов работы.

Приложение 1. ИНСТРУКЦИЯ.

1. На доске инструкция поэтапного изготовления рамки:

  1. Заготовка – брусок 50×50 мм, длина 45 см.2 штуки.
  2. Разметить и наколоть центры торцов заготовок.
  3. Закрепить заготовку на токарном станке.
  4. Разметить заготовку для точения формы. Отмерить от каждого края заготовки по 12 см.
  5. Подрезание косой стамеской.
  6. Точение цилиндра полукруглой стамеской.
  7. Точение фасонной поверхности.
  8. Шлифование наждачной бумагой поверхности заготовки.
  9. Отмерить от каждого края заготовки по 2 см и отпилить.
  10. Пропилить на циркулярной пиле заготовки пополам (это выполняет только учитель).
  11. Получилось 4 одинаковые заготовки.
  12. Разложить 4 заготовки ровно, нижние и верхние детали должны быть строго параллельны.
  13. Разметка шипового соединения вполдерева.
  14. Пропилить ножовкой вдоль волокон.
  15. Пропилить ножовкой поперек волокон.
  16. Подгонка шипового соединения.
  17. Склеивание промазать две стороны шипового соединения.
  18. Сжимание собранной рамки струбциной.
  19. Отделка рамки: покрываем рамку морилкой и лаком (выбор цвета по желанию).
  20. Выбор варианта дизайна отделки из банка идей:
  • Фасон точения индивидуален у каждого (по эскизу).
  • Украсить геометрической резьбой.
  • Применить другое соединение (на ус – 45 градусов).

Инструкция сопровождается демонстрацией слайдов в Power Point и показом действий учителем.

Разметка.


Заготовка – брусок 50×50 мм, длина 45 см.2 штуки.

  • На детали выбрать базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведётся разметка и обработка;
  • Разметить и наколоть центры торцов заготовок;
  • Закрепить заготовку на токарном станке;
  • Разметить заготовку для точения формы;
  • Отметить от каждого края заготовки по 12 см.

Точение.
Надёжно закрепляем заготовки на станке.
Перед точением особое внимание надо уделить креплению заготовки. 
Учитель демонстрирует приемы крепления заготовки.
Вспомним основные правила при точении:
Принято и регламентировано положение рук при точении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Учитель показывает приёмы точения. Затем демонстрирует ИКТ вариант,

МАСТЕР-КЛАСС

Подрезание косой стамеской

Точение цилиндра полукруглой стамеской

Точение фасонной поверхности.

Распил шлифованной заготовки пополам (учитель)

Получилось 4 заготовки

Разметка шиповых соединений

Пропилить ножовкой вдоль волокон

Отпилить поперек волокон

Подгонка шипового соединения деталей

Склеивание

Сжимание собранной рамки струбцинами

Варианты готовых рамок из банка идей

Готовая рамка с картиной

Готовая рамка с картиной

IV. Выполнение практического задания.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы. 
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы.
Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагается другая заготовка. Учитель оказывает помощь в ее обработке.
В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности. 

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

V. Закрепление знаний.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

VI. Домашнее задание.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогают качественно изготовить изделие.
На следующих двух уроках мы отделаем рамки, используя защитную и декоративную отделку различными видами художественной резьбы, которые вы уже знаете.
Поэтому ваше домашнее задание это:
используя банк вариантов художественной отделки рамки, проявить свое творчество и создать эскиз своего варианта дизайна рамки.

  • разработать свой фасон точения (эскиз);
  • украсить геометрической резьбой;
  • можно применить другое соединение деталей (на ус -45 градусов).

VI. Итог урока.
Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися. 
Выставление оценок. 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2011



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru