Ястрикова Людмила Валентиновна,

воспитатель краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ванаварский детский дом»

 

 

 

 

Игра-занятие в подготовительной к школе группе

«Путешествие по эвенкийской тайге»


Цель: Приобщение воспитанников к устному народному творчеству.

Задачи:
- воспитание патриотических чувств, путем формирования знаний и представлений о родном крае, тайге;
- развитие экологического мышления в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения;
-воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству;
- активизация в речи детей эвенкийских слов: орон, дягда, асикта, багдама, дю, дяв.

Оформление зала: Зал оформлен в виде стойбища у реки.
Два чума в каждом из них - шкуры зверей (соболя, лисы, белок, ондатры); кумаланы; куколки, сделанные из рогов оленя; люлька, эвенкийские унты; парка; рукавицы.
Далее - лесная поляна, где размещены макеты цветов, ягод, грибов, деревьев. Из голубого материала оформлена речка, из картона сделана лодка.

Оборудование: Картинки об Эвенкии, картинки сосны, ели, березы, ягод, грибов, птичек.
Маска волка. Чум. Куколки. Унты. Кумалан. Корзинки.
Иллюстрации: чумработницы, унты, парка, рукавицы.
Дидактический материал: олени из бумаги, цветы лодка из картона.

Предварительная работа: Рассматривание картинок об Эвенкии, рассматривание картинок из книги «Земля, отмеченная небом». Посещение краеведческого музея, чтение эвенкийских сказок, беседы об Эвенкии, о родном поселке, постановка эвенкийской сказки «Ленивые дети», разучивание стихов о родном крае.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте дети! Мургу кунгакар!
Сегодня, на нашем занятии мы поговорим о чудесной земле. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы отгадаете, о какой земле я говорю.

Пахнут ветры кедровой смолой
Взор мой радуют дали лесные,
Красотой я любуюсь твоей
Эвенкия моя. Эвенкия! (А.Н.Немтушкин)

Дети: Это Эвенкия.

Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня мы поговорим об Эвенкии - северной земле, на которой мы живем. Издавна, на эвенкийской земле живут эвенки - смелые охотники. Таких искусных следопытов во всем мире поискать! Эвенки, когда охотятся, ездят по тайге верхом на оленях. Даже стреляют добычу, не слезая с седла. Эвенки не только охотники, но и оленеводы, пасут оленей живущих в стойбищах, в тайге (показ иллюстраций).

Чтение стихов детьми.

1 ребенок:
В моем краю опять метет метель,
О, Родина, что я скажу послушай,
Теплей твоих я не встречал земель,
Морозы, как костры мне греют душу. (А.Н.Немтушкин)

2 ребенок:
Покуда мне слышится голос ребячий,
Да песня эвенка порою вечерней,
Я верю, что солнышко тучи не спрячут,
Я верю, не кончатся наши кочевья… (А.Н.Немтушкин)

Воспитатель: По-эвенкийски «Я люблю тебя, Эвенкия!» будет «Би сине аявун, Эвенкия!»
(Дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Послушайте загадку: «Кто на голове лес носит?» (Олень - орон).
На оленях мы сегодня отправимся в путешествие по эвенкийской тайге. (Каждый ребенок держит фигурку оленя). Оленеводы надевали на шею оленя колокольчик, чтобы его можно было быстро найти. Вот и мы тоже (условно) привязали колокольчик (воспитатель звонит в колокольчик, дети следуют за ним). Оленеводы-охотники погоняют оленей, чтобы они шли быстрее: «Мот, мот, мот!» ( Дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Дети, обратите внимание, какие деревья мы видим вокруг?

Чтение стихов детьми.
1 ребенок:
Ее всегда в тайге найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Воспитатель: Ель - асикта (Дети повторяют за воспитателем).

2 ребенок:
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я росту - в высоту,
Если я не на опушке
Ветви прямо на макушке.

Воспитатель: Сосна – дягда. (Дети повторяют за воспитателем).

3 ребенок:
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белою корою, стоит под горою.

Воспитатель: Белая береза - багдама чалбан. ( Дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Подгоним своих оленей: «Мот, мот, мот!» ( Дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Раньше эвенки кочевали по тайге. Едут по тайге на оленях, понравилась полянка, веселая речка, здесь ставят чум - кочевое жилье. Сверху у чума и зимой, и летом дыра - посмотришь, небо видно. Посередине чума - место для костра. Внутри чума дымно и тепло. А вот и чум - дю, из чего он сделан? (вместе рассматривают). Внутри чума лежит коврик-кумалан и шкурки зверей, которых добыл охотник.

1ребенок:
Меховое солнышко в чумике лежит,
От тепла и яркости, он не загорит.
Потому что солнышко, сшила мастерицы
С лоскутов и бисера красотой искриться! ( А.Н.Немтушкин)

Воспитатель: Эвенкийские женщины-мастерицы шьют кумаланы из кусочков камуса. Посмотрите, коврик имеет круглую форму, в центре светлый меховой круг, а от него отходят длинные прямоугольные полоски, как лучи солнца. Круглый кумалан - символ солнца, тепла и радости. Потрогайте, какой он мягкий, теплый. Усталые охотники приходили в чум, садились на коврик и отдыхали. И мастерицы сидели на коврике в чуме и шили свои изделия: кумаланы, одежду, унты (Воспитатель показывает изделия). Давайте и мы с вами сядем на коврик, отдохнем, а затем сделаем зарядку.

Все встают в кружок, дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:
Антыки (руки вправо).
Дегинтыки (руки влево).
Дюлэски (руки вперед).
Амаски (руки назад).
Угиски (руки вверх).
Харгиски (руки вниз).

Воспитатель: Посмотрите ребята, возле чума речка - бира (дети повторяют), а на берегу лодка – дяв (дети повторяют).

Песня «Куда вы едете?», слова А.Н.Немтушкина
Ило, нгэнэдерэс?
Ило, нгэнэдерэс.
Айна, айна, айна
Айна, айна, айна

Бу тэвлэдерэв,
Бу тэвлэдерэв.
Айна, айна,айна.
Айна, айна, айна.

Миннэ гакаллу су,
Миннэ гакаллу су.
Айна, айна, айна.
Айна, айна, айна.

Уливун капургадян,
Уливун капургадян.
Айна, айна,айна.
Айна, айна,айна.

Би улидянгав,
Би улидянгав
Айна, айна, айна.
Айна, айна, айна.

Кэ эмэкэл-дэ,
Кэ эмэкэл-дэ!
Айна, айна, айна
Айна, айна, айна
 
Воспитатель: Причалим лодку к берегу и выйдем на полянку. Наши дети в лес зашли, грибы, ягоды нашли… (Дети собирают грибы, ягоды в корзиночки и садятся на полянку)
Воспитатель читает загадки, дети находят ответ в корзиночке и показывают.

Воспитатель:
- Растут в лесу сестрички рыжие… (лисички)
- Стоит мальчонка в замасленной шапчонке? (масленок)
- Кто сидит на крепкой ножке, в бурых листьях у дорожки? (белый гриб-боровик)
- На полянке, иль в лесу,
 Красну ягоду беру,
 Голубая рядом тут,
 Отгадайте, как зовут? (брусника, голубика)

Воспитатель:
Посмотрите, какие красивые вокруг цветы и сколько их много!

Песня «Чукты» (Цветок), слова И.Истомина, музыка А.Кустова
Хокто дягадун,
Чукты балдычан.
Гудей чуктыкан,
Аяма бичэн.

Возле дороги,
Цветок появился.
Красивый цветочек,
Был он очень хорош.

Упкат аяврэ,
Чукты гудейвэн.
Минэ ичэнэ
Нунган урунэн.

Все полюбили,
Красоту цветка.
Меня увидав,
Он обрадовался.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на деревья, прилетели птички - чипича (дети повторяют).

Воспитатель:
- Удивительная птичка, это шустрая… (синичка).
- Птицы дивной красоты, пышным веером хвосты? (тетерев).
- Голос страшный на болоте, это птица на охоте? (сова).

Воспитатель: Молодцы! Много разных птиц в тайге. А какие животные живут в тайге?
Дети называют (лиса - сулаки, соболь - чипкан, волк - иргичи, заяц - туксаки, медведь - хомоты).

Воспитатель:
Рыщет он голодный, злой,
Плохо серому зимой? (волк).

Воспитатель проводит игру «Волк и олени». Дети с фигурками оленей, пасутся на полянке. Из-за деревьев подкрадывается волк,
рычит: р-р-р. Олени бегают по поляне. Водящий – волк выбегает, старается поймать оленя (ребенка), кого поймал, тот выбывает из игры. Повторять 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше увлекательное путешествие по эвенкийской тайге. Вы были умелые, шустрые и ловкие. Вы много интересного узнали о нашей чудесной земле. Спасибо вам!

Результат занятия: Такое занятие воспитывает у детей любовь и интерес к родной земле, природе. Познают нелегкий труд таежных охотников и оленеводов, культуру родного языка.

 

Использованная литература:

  1. Немтушкин А.Н. Метки на оленем ухе. Красноярск, 1988.
  2. Прописнова Т.З. Круглый год нас праздник ждет. Академия развития. Ярославль, 2008.
  3. Амосов А.Е., Валеев М.Х. Земля, отмеченная небом. Красноярск, 2003.
  4. Гончиков В.С., Дамбаев В.Д., Эвэды Давлавур. Эвенкийские песни. Улан-Удэ,1997.
  5. Кустов А. Центр России.
  6. Барзакова П. Горомамо-гороло. Давным-давно.
  7. Хрестоматия «Наследие». Красноярск: Сибирские промыслы, 2007.

 

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru