![]() |
Ястрикова Людмила Валентиновна, воспитатель краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ванаварский детский дом»
|
Игра-занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие по эвенкийской тайге» Цель: Приобщение воспитанников к устному народному творчеству. Задачи: Оформление зала: Зал оформлен в виде стойбища у реки. Оборудование: Картинки об Эвенкии, картинки сосны, ели, березы, ягод, грибов, птичек. Предварительная работа: Рассматривание картинок об Эвенкии, рассматривание картинок из книги «Земля, отмеченная небом». Посещение краеведческого музея, чтение эвенкийских сказок, беседы об Эвенкии, о родном поселке, постановка эвенкийской сказки «Ленивые дети», разучивание стихов о родном крае. Ход занятия Воспитатель: Здравствуйте дети! Мургу кунгакар! Пахнут ветры кедровой смолой Дети: Это Эвенкия. Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня мы поговорим об Эвенкии - северной земле, на которой мы живем. Издавна, на эвенкийской земле живут эвенки - смелые охотники. Таких искусных следопытов во всем мире поискать! Эвенки, когда охотятся, ездят по тайге верхом на оленях. Даже стреляют добычу, не слезая с седла. Эвенки не только охотники, но и оленеводы, пасут оленей живущих в стойбищах, в тайге (показ иллюстраций). Чтение стихов детьми. 1 ребенок: 2 ребенок: Воспитатель: По-эвенкийски «Я люблю тебя, Эвенкия!» будет «Би сине аявун, Эвенкия!» Воспитатель: Послушайте загадку: «Кто на голове лес носит?» (Олень - орон). Воспитатель: Дети, обратите внимание, какие деревья мы видим вокруг? Чтение стихов детьми. Воспитатель: Ель - асикта (Дети повторяют за воспитателем). 2 ребенок: Воспитатель: Сосна – дягда. (Дети повторяют за воспитателем). 3 ребенок: Воспитатель: Белая береза - багдама чалбан. ( Дети повторяют за воспитателем). Воспитатель: Подгоним своих оленей: «Мот, мот, мот!» ( Дети повторяют за воспитателем).Воспитатель: Раньше эвенки кочевали по тайге. Едут по тайге на оленях, понравилась полянка, веселая речка, здесь ставят чум - кочевое жилье. Сверху у чума и зимой, и летом дыра - посмотришь, небо видно. Посередине чума - место для костра. Внутри чума дымно и тепло. А вот и чум - дю, из чего он сделан? (вместе рассматривают). Внутри чума лежит коврик-кумалан и шкурки зверей, которых добыл охотник. 1ребенок: Воспитатель: Эвенкийские женщины-мастерицы шьют кумаланы из кусочков камуса. Посмотрите, коврик имеет круглую форму, в центре светлый меховой круг, а от него отходят длинные прямоугольные полоски, как лучи солнца. Круглый кумалан - символ солнца, тепла и радости. Потрогайте, какой он мягкий, теплый. Усталые охотники приходили в чум, садились на коврик и отдыхали. И мастерицы сидели на коврике в чуме и шили свои изделия: кумаланы, одежду, унты (Воспитатель показывает изделия). Давайте и мы с вами сядем на коврик, отдохнем, а затем сделаем зарядку. Все встают в кружок, дети повторяют за воспитателем. Воспитатель: Воспитатель: Посмотрите ребята, возле чума речка - бира (дети повторяют), а на берегу лодка – дяв (дети повторяют). Песня «Куда вы едете?», слова А.Н.Немтушкина Бу тэвлэдерэв, Миннэ гакаллу су, Уливун капургадян, Би улидянгав, Кэ эмэкэл-дэ, Воспитатель: Воспитатель: Песня «Чукты» (Цветок), слова И.Истомина, музыка А.Кустова Возле дороги, Упкат аяврэ, Все полюбили, Воспитатель: Ребята, обратите внимание на деревья, прилетели птички - чипича (дети повторяют). Воспитатель: Воспитатель: Молодцы! Много разных птиц в тайге. А какие животные живут в тайге? Воспитатель: Воспитатель проводит игру «Волк и олени». Дети с фигурками оленей, пасутся на полянке. Из-за деревьев подкрадывается волк, Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше увлекательное путешествие по эвенкийской тайге. Вы были умелые, шустрые и ловкие. Вы много интересного узнали о нашей чудесной земле. Спасибо вам! Результат занятия: Такое занятие воспитывает у детей любовь и интерес к родной земле, природе. Познают нелегкий труд таежных охотников и оленеводов, культуру родного языка.
Использованная литература:
вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012 |
|