Была такая школа

(из истории Чемдальской санаторно-лесной школы)

 

 

дата публикации 22 марта 2018

Словарь медицинских терминов толкует словосочетание «санаторно-лесная школа» таким образом:
«Санаторно-лесная школа - загородное детское учреждение системы Министерства просвещения для детей с закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом (в межприступном периоде) и другими хроническими болезнями, в котором проводится комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с одновременным продолжением обучения по программе общеобразовательной школы».

В начале ХХ века в Европе впервые появились учреждения для оздоровления и обучения физически слабых детей, отстающих по школьной программе из-за плохого здоровья от своих сверстников – лесные школы. Начиная с 1918 года, санаторно-лесные школы стали распространяться по всей территории будущего СССР, в том числе и в Сибири. Молодое советское государство понимало, что лечить от туберкулёза необходимо не только взрослых, но и детей, имеющих предрасположение к этому заболеванию. В лесные школы стали приниматься ослабленные дети сроком на 6 месяцев, в течение которых предполагалось провести ребёнка не только через курс укрепляющего режима, но и через систематический педагогический процесс, подчинённый основной идее - оздоровлению и укреплению больных и ослабленных детей путём целесообразного использования солнца, воздуха, воды, укрепляющих движений и рационального питания.

Поэтому лесные школы, рассчитанные на 50 детей, чаще всего открывались за городом на участке в 1-2 гектара с большим количеством деревьев, преимущественно хвойных. Здесь же устраивали особую площадку для принятия солнечных и воздушных ванн, на случай ненастной погоды – навес или открытую веранду под крышей, для зимнего времени -  застеклённые веранды. По утверждённому плану каждая лесная школа должна была иметь комнату для чтения и письма, комнату для рисования и черчения, мастерскую, комнату для пребывания в свободное от занятий время, раздевальню, кухню, столовую, учительскую, медицинский кабинет, дежурную сторожку, умывальную, спальни на 5-10 человек каждую, изолятор.

Единственная в Эвенкии санаторно-лесная школа была создана в тяжёлое военное время в 1943 году. Сначала планировалось открыть лесную школу в п. Стрелка-Чуня.  В документах фонда Р-№ 1 Администрации Эвенкийского автономного округа имеются сведения  об открытии  санаторно-лесной школы:

«Выписка из протокола №8 заседания исполнительного комитета Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся от 26 мая 1943 г.
2. Об открытии лесной школы.
В соответствии с постановлением  СНК РСФСР от 31.01.1943г. за  №103,  решением Исполкома Крайсовета от 15.02.1943г.,  указанием  Крайоно Исполком окрсовета решил:

  1. Открыть с 20 июня 1943 г. на ф. Стрелка Тунгусско-Чунского района лесную школу для детей со слабым здоровьем. Директором школы назначить А.Н.Казанцеву.»*

Но затем, учитывая транспортную доступность, а также более мягкие климатические условия, исполком Окрсовета  26 июня и на его основе исполком Тунгусско -Чунского районного Совета 25 июля 1943 года приняли решение об открытии санаторно-лесной школы в Чемдальске. Посёлок стоял на  правом берегу Подкаменной Тунгуски  в окружении хвойного леса, сосны и ели которого обладают лечебным свойством – они выделяют в большом количестве фитонциды, благотворно действующие на органы дыхания.

* Орфография и стиль архивных документов здесь и далее сохранены

Чемдальск стоит на берегу светлоструйной реки в окружении соснового бора.

Типового здания для санаторно-лесной школы в посёлке не было. В Чемдальске работала школа, где учились вместе русские и эвенки, в том числе и больные дети. В связи с отсутствием свободных зданий не было возможности приобрести помещения для столовой и интерната для лесной школы. Здоровые и больные дети вынуждены были пользоваться одной посудой (из-за недостатка таковой). Помещение для классных занятий тоже было одно, что способствовало заболеванию туберкулёзом здоровых детей.
Учитывая отсутствие отдельного здания для лесной школы в Чемдальске и острую необходимость изоляции здоровых детей от больных, исполком районного Совета принял решение:

            «1. Перевести здоровых учащихся-эвенков из Чемдальской начальной школы в Ванаварскую среднюю школу с переводом 1 учителя и 1 воспитателя.
            2. В виду увеличения контингента учащихся расширить площадь помещения интерната при Ванаварской средней школе.
            3. Обязать заведующего районо т. Привалихина договориться с колхозом о выделении здания для интерната.
            4. Обязать директора средней школы т. Косолапову отремонтировать выделенный для интерната дом к 15 сентября 1943 года.
            5. Предложить директору лесной школы т. Лубкиной провести тщательный осмотр детей, входящих в Чемдальскую лесную школу.
            6. Здоровых русских детей - учащихся Чемдальской начальной школы перевести на занятия во вторую смену в отдельной классной комнате».

На основании решения исполкома Окружного Совета об открытии лесной школы в Чемдальске, исполком райсовета решил:

«1.За счёт средств, выделенных для открытия лесной школы купить на сумму 20 тыс. руб. пять зданий в Чемдальске, в которых разместить столовую и интернат лесной школы, а три здания занять под квартиры.
2. Просить Окрсовет дополнительно выделить 50 тыс. руб. на покупку зданий для лесной школы в 1943 году.
3.Обязать заведующего районо т. Привалихина и директора лесной школы т. Лубкину полностью подготовить приобретённые здания к началу учебного года».

1. Книга приказов  по Т-Чунскому РОНО                    
2. Выписка из приказа №77

В Ванаварском филиале Эвенкийского архива сохранились документы военных лет, в том числе книга приказов по Т-Чунскому районо. Приказы писались на разных обрывках бумаги: на обложках исписанных школьных тетрадей, старых картах, газетах и страницах из книг, на кусочках обоев. Но все эти документы были сохранены и аккуратно подшиты добросовестным архивистом. Архивные документы подтверждают, что в 1943 году санаторно-лесная школа уже действовала.

«Выписка из приказа №77 по Т-Чунскому районо от 7.9.43г.

п.1 Считать прибывшей на работу в лесную школу врача Бороздину Валентину Александровну с 25 августа 1943 г.
п.2 Назначить т. Бороздину в Чемдальск по месту нахождения лесной школы. Установить зарплату 742р.50к. по существующей врачебной тарификации со стажем до 5 лет.
п.3 Произвести т. Бороздиной окончательный расчёт за проезд по прибытию

Зав. роно Привалихин»

Лубкина Владислава Михайловна

Первым руководителем санаторно-лесной школы была Лубкина Владислава Михайловна.  Она была из первых учителей, которые отправились на Север по путевке комсомола. Работа на Севере требовала огромного напряжения физических и моральных сил. Надо было преодолеть не только бытовые неудобства, но и языковой барьер. И когда встал вопрос о руководителе санаторно-лесной школы, выбор пал на Лубкину Владиславу Михайловну, имеющую  опыт работы на Севере.
            Вместе с Лубкиной В.М. в 1943 году в лесной школе работали педагоги Лубкина Г.Н. и Ковригиных В.И. (подтверждается приказом по РОНО).

«Приказ №23                                                                                                                                                                       по Т-Чунскому РОНО от 18.04.1944 г.
На основании Инструкции пункта 10 телеграммы окроно и окрфо от 15 апреля сделать перерасчёт учителям лесной школы по начислению 25% к основной зарплате как в школе с особым режимом следующим товарищам:

  1. Лубкиной В.М. – с 1 августа 1943 г.
  2. Лубкиной Г.Н. – с 25 августа 1943 г.
  3. Коврижных В.И. – с 25 августа 1943 г.              

Зав. РОНО Привалихин»

Из архивных документов следует, что в санаторно-лесной школе  кроме врача работала медсестра Соболева М.И.   Медсестра следила за соблюдением режима,   за выполнением правил личной гигиены школьниками, выполнением санитарно-гигиенического режима в школе, помогала врачу на осмотрах и выполняла его назначения.
Под руководством медперсонала проводились оздоровительные мероприятия, направленные на борьбу с рецидивами болезни у детей. Эти мероприятия, включающие организацию рационального режима питания, целесообразное и систематическое использование природных факторов, а также медикаментозную терапию,  были направлены на повышение общей сопротивляемости организма ребенка. 
Вся работа в санаторно-лесной школе строилась в соответствии с поставленными задачами: наряду с проведением лечебно-профилактических  мероприятий обеспечить учащимся прочные знания в объеме соответствующего класса общеобразовательной школы. Школьные  занятия проводились по учебным планам и программам общеобразовательной школы. Режимом дня предусматривалось максимальное пребывание на открытом воздухе. В организации учебно-воспитательной работы учителю помогали  воспитатели и медперсонал школы, а сама воспитательная работа была направлена на всестороннее развитие детей, оказывающее благотворное воздействие на лечебно-оздоровительный процесс.
            В июне 1944 г. Лубкина В.М. уходит на заслуженный отдых и переезжает к своей дочери в Байкит. Директором лесной школы  с 3 августа 1944 года назначается Лушников Иван Феоктистович. В приказе №93 по Т-Чунскому РОНО от 4.10.1944г. говорится:

            «В связи с получением документов директора лесной школы Лушникова И.Ф. назначить ему зарплату по 1 разряду со стажем 24 года со ставкой 550 р. плюс 20% за отдалённость и плюс 25% за вредность. Всего 762р.50к. с 3 августа 1944 г.».

            В сентябре в санаторно-лесную школу приезжает  учитель начальных классов  Привалихина Л.А.  Она же по совместительству исполняет обязанности военрука.
            Следует заметить, что в  лесной школе была большая «текучка» кадров. Одни не выдерживали сложных бытовых условий, другие не справлялись со своими обязанностями. К тому же, подходила к концу война, и люди понемногу стали возвращаться  в освобождённые города. 

«Выписка из приказа№88
по Т-Чунскому РОНО  от 15 сентября 1944 года.
Считать медсестру лесной школы Соболеву М.И. освобождённой от занимаемой должности  с 16.09.1944 г. в связи  с переездом семьи на Украину по вызову.
Зав РОНО Привалихин»
Переведена из русской школы в  лесную  1.12.1944 года  была учительница Кокорина В.Т.
Приказом №41 от 7 мая 1945 года были приняты на работу заведующей  интернатом  при лесной школе  Заборцева, воспитателем – Панова Е.И., учителем лесной школы – Толстихина.  Этим же приказом была уволена  воспитатель Пикунова М.В., освобождена от работы  учитель эвенкийского класса Кузнецова В.И. в связи с выездом за пределы района.
Работа  лесной школы находилась под постоянным контролем РОНО, советских и партийных органов. Строго наказывались нерадивые работники.

«Выписка из приказа №21                                                                                         
 по Т-Чунскому РОНО от 13.04.1944 г.
На основании проверки работы Чемдальского лесного интерната школьным инспектором т. Брюхановой в части работы воспитателя  Соболевой О.И.             
Считать Соболеву О.И. освобождённой от работы воспитателем как не справившуюся с работой с 10.4.1944 г.  Вычесть подъёмные из зарплаты в сумме 622 р.50 к. как не проработавшей год по завозу.
Зав. РОНО Привалихин»
 
«Выписка из приказа №65  по Т-Чунскому РОНО от 20 июня 1945 г.
Установив недостачу вещей по Чемдальской лесной школе за бывшей заведующей интернатом  Кузнцовой В.И.  в количестве 2 салфетки и 3 х/б платка возместить стоимость потерянного в 12-кратном размере на сумму 236 руб. Бухгалтеру просвещения дать полный расчёт Кузнецовой В.И. по случаю освобождения от работы и удержать данную сумму для возмещения стоимости.
Зав.РОНО Привалихин»

С 10 октября 1945 года  временно исполняющей обязанности директора назначается  Кокорина В.Т., а с 10 апреля  директором лесной  школы  становится Карнаухов Иван Спиридонович. В 1946 году в штате санаторно-лесной школы значатся:  Карнаухов И.С. -директор, Привалихина А.И.,  Черных А.М., Брюханова А.Е., Коврижных В.И. , Увачан В.П. -  учителя начальных классов.
Под контролем РОНО была  как хозяйственная,  так и учебно-воспитательная работа.
Приказом №152 от 25 мая 1946 г. назначаются комиссии по приёму экзаменов в школах района, в том числе и в Чемдальской лесной школе.

«Чемдальская санаторно-лесная школа:
Предкомиссии – Карнаухов И.С., ассистент – Усольцева М.И., экзаменатор –Привалихина Л.А.»

В 1947 году учитель Чемдальской санаторно-лесной школы Увачан Василий Петрович назначается заведующим Тунгусско-Чунским РОНО. Работая в школе, Василий Петрович показал себя грамотным, справедливым, требовательным к себе и другим человеком.  С приходом в районный отдел народного образования такого руководителя повышаются требования не только к качеству работы педагогов, но и к качеству статистической отчётности.

«Приказ №4   по Т-Чунскому РОНО от 10.01.1947г.
П.1    За полный срыв отчётности перед округом директору Чемдальской сан-лесной школы т. Карнаухову И.С. объявить строгий выговор.
П.2   Предупреждаю директора т. Карнаухова И.С., что в случае повторения невыполнения распоряжений районо буду привлекать его к суровой ответственности.
П.3   Настоящий приказ разослать по всем зав.школами района.
                                 Зав. РОНО   В. П. Увачан»

В марте 1947 года заведующий районо Увачан В.П. издаёт приказ «О государственной
отчётности школ за 1946-1947 учебный год». Всем директорам и заведующим школами предписывается составлять отчёты строго по предложенной  схеме:
 «После окончания учебного года  руководитель лично заслушивает отчёты учителей и классных руководителей, даёт оценку каждому педагогу, отметив положительное и отрицательное в их работе.
 До выезда с отчётом в районо руководитель был обязан отчитаться на исполкоме кочевого совета и копию его решения приложить к отчёту. Отчёт руководителя каждой школы сначала принимал инспектор школ т. Логашов П.Н., а затем заслушивала специальная комиссия. По каждому отчёту давалась  оценка работы школы за 1946-1947 учебный год».
В августе 1947 года издаётся приказ №66  по районо по результатам учебного года, в котором отмечается, что «…некоторые учителя добились лучших результатов в  постановке учебно-воспитательной работы, добились высоких показателей успеваемости учащихся, являются хорошими общественниками в проведении хозяйственно-политических кампаний».         В целях поощрения объявлена благодарность с занесением в личное дело четырём педагогам, в том числе Коврижных В.И., учительнице санаторно-лесной школы.
          В августе 1947 года в Чемдальскую санаторно-лесную школу учителем начальных классов направлена Шабалина Надежда Дмитриевна (мама учительницы Туринской средней школы Перфиловой Галины Тимофеевны). На фото начала 50-х годов Шабалина Н.Д. со своими  чемдальскими воспитанниками.

В центре сидит Шабалина Н.Д., внизу, у её колен – Первушина (Пикунова) Зина – будущий кандидат педагогических наук. В верхнем ряду, в центре – маленький Пикунов Рома, который станет известным художником, чьи картины украсят стены музея в Ленинграде; правее, в пионерском галстуке – Аюльчина Полина. Она будет педагогом в санаторно-лесной школе.

В 1959 году было решено закрыть Чемдальскую санаторно-лесную школу.

«Выписка из протокола №11 заседания исполнительного комитета  Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся  №64  от 8.06.1959 г.
      С 10 июня 1959 года санаторно-лесную школу в Чемдальске закрыть и на её базе создать школу-интернат с содержанием детей колхозников на полном государственном обеспечении.                                                                                   Укомплектовать Чемдальскую школу-интернат  педагогическими кадрами и техническим персоналом к 1 августа1959 г.»
            Однако, в шестидесятые годы  в нашей стране  было принято решение об увеличении
сетисанаторно-лесных школ. Издаётся приказ Минздрава СССР от 06.10.1960  N 426 «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом», в котором  говорится:

            «Обратить особое внимание на разработку и осуществление мер по предупреждению и выявлению туберкулеза среди детей и повышению эффективности лечения детей, больных туберкулезом. С этой целью:
            а) обеспечить к 1962-1963 годам совместно с Министерством просвещения помещение всех детей и подростков, больных туберкулезом, для длительного лечения до полного выздоровления в больницы, санатории, санаторные школы-интернаты, лесные школы, санаторные детские ясли и сады в соответствии с медицинскими показаниями».

Чемдальская санаторно-лесная школа  продолжала работать. В начале 60-х  там работали педагоги  Поликарёнок Дора Максимовна,  Увачан Елизавета Дмитриевна, Касаткина Таисия Георгиевна, Оленникова Л.П., Пикунов Алексей Иванович, Соколовская Л.И., Анциферова Т.И.   Направлены учителями  в лесную школу Аюльчина Полина Ивановна и Сизых Николай Иннокентьевич, окончившие Игарское педучилище.
 За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания, всестороннего развития школьников  неоднократно поощрялись благодарностью учителя школы  лесной школы Касаткина Т.Г. и Оленникова Л.П.

В столовой санаторно-лесной школы

Приказом № 112 от 6.12.1963 г. Касаткину Таисию Георгиевну назначают инспектором районо. На её место в лесную школу  приезжает Филинская  Любовь Георгиевна.

Выпускники Игарского педучилища Сизых Николай Иннокентьевич 
и Аюльчина Полина Ивановна – учителя санаторно-лесной школы

С 17 июня 1963 года  директором санаторно-лесной школы работал  Войлочников И.С.,
который  был уволен через 2 года за систематические нарушения трудовой дисциплины.
На его место был  назначен Власов Василий Ильич – учитель истории Ванаварской средней школы, участник Великой Отечественной войны. Его жена – Анкудинова Мария Ивановна была принята воспитателем.

Власов Василий Ильич – директор санаторно-лесной школы с 1965г. по 1972 г.

Как уже говорилось ранее, в школе была частая смена педагогов. Часть учителей выехала в Ванавару или за пределы района. Учителей в санаторно-лесной школе  хронически не хватало.  
В сентябре 1964 года в Ванавару были отправлены студентки  четвёртого  курса Енисейского педагогического училища. Почти две недели добирались из Енисейска  до Ванавары  - не было погоды, и Ан-2 не летал. Все вакансии в Ванаварской школе  были уже заняты, и студенток направляют в Чемдальск.

«Выписка из приказа № 92                                                                                                                         по Т-Чунскому РОНО от 13 сентября 1964 г.
Прибывших студенток из Енисейского педучилища Выговскую Лидию Павловну, Фельбрину Ларису Александровну и Чикинёву Валентину Павловну направить в Чемдальскую санаторно-лесную школу с 13 сентября 1964 г.».

Проработав учебный год, студентки успешно сдали государственные экзамены  и вернулись в свою школу. Выговская Л.П. и Фельбрина Л.А. через два года выехали за пределы района, а Чикинёва В.П. (ныне - заведующая методическим кабинетом ЭПЦ Усольцева В.П.) проработала в Чемдальске 7 лет и за многолетний и добросовестный труд в санаторно-лесной школе была награждена Почётной грамотой министерства просвещения РСФСР.
 В 1965 году   в Чемдальскую санаторно-лесную приехали  новые учителя – выпускники Игарского педучилища Курматова Галина Петровна, позднее – Краснопеева Вера Николаевна (ныне – Черкасова В.Н., директор КГБОУ СПО «Таймырский колледж», кандидат педагогических наук, награждена  орденом им. А. С. Макаренко «За вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания».

Власов Василий Ильич проработал директором лесной школы дольше всех своих предшественников. Педагогический коллектив под его руководством принимал активное участие не только в жизни школы, но и в жизни посёлка. Особенно активными были молодые педагоги-комсомольцы. Они организовывали субботники  по уборке улиц, наводили  порядок в домах старых эвенков, принимали активное участие в воскресниках по заготовке дров, помогали на звероферме. Учителя и воспитатели принимали участие в работе сельского клуба: проводили тематические вечера, концерты.  Власов В.И. написал пьесу, в постановке которой принимали участие и педагоги. Посмотреть спектакль пришли все жители Чемдальска.

Краснопеева Вера Николаевна (в центре) и Анкудинова Мария Ивановна              
со своими воспитанниками. Чемдальск, 1967 г.

Надо отметить, что в шестидесятые годы большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов. Ежегодно, в январе, на  базе Ванаварской средней школы проводились семинары для учителей с факторий. Учителя начальных классов  ВСШ Брюханова Тамара Петровна, Тяжельникова Стефания Алексеевна, Шестакова Мария Васильевна проводили открытые уроки для своих коллег. После уроков  шло обсуждение наболевших вопросов, опытные педагоги делились своими наработками. Заканчивались семинары неформальным общением и импровизированными концертами. Вместе исполнялись популярные в то время песни Булата Окуджавы. Это всегда был глоток свежего воздуха, творческий заряд на целый год. Кроме районных семинаров были ежегодные августвоские педагогические конференции в Туре, куда приглашались и педагоги санаторно-лесной школы. Руководил окружным отделом народного образования Стуров Константин Васильевич, который не оставлял без внимания ни одного учителя. Августовские совещания  давали основные направления, ставили перед работниками образования Эвенкии очередные задачи на новый учебный год. Обучались педагоги и на курсах повышения квалификации в Красноярске, возвращались с которых с полными сумками  наглядных пособий, дидактического материала и  огромным багажом творческих планов и идей.

Учителя и воспитатели во главе с директором – активные участники всех субботников.

Жизнь воспитанников в лесной школе в то время была тоже насышенной. Кроме уроков и профилактических медицинских мероприятий было много подвижных игр на воздухе, походов. С наступлением тёплых дней дети рвались на природу. Благо, что лес был рядом. В воспоминаниях детей сохранились яркие впечатления о жизни в санаторно-лесной школе.

Краснопеева (Черкасова) Вера Николаевна и Чикинёва (Усольцева) Валентина Павловна
с учениками санаторно-лесной школы. Чемдальск, 1968 г.

Вот как вспоминает дни, проведённые в санаторно-лесной школе, Ёлкина (Торпушонок) Нелли Якимовна:

«Мы прилетели в Чемдальск в конце августа на самолёте Ан-2. Я приехала учиться в лесную школу во 2 класс в 1963 году. Нашим учителем был Николай Иннокентьевич Сизых. Он был очень добрым. Приближался праздник Октября, мы стали просить его, чтобы нас приняли в пионеры. Учитель улыбался, обещал, но в пионеры нас не приняли.       Мы тогда не знали, что есть такой праздник – День пионерии. Но вот он наступил этот праздник- 19 мая. Был солнечный день, на высокой скале горел огромный костёр. Возле пионерского знамени стояли горнист и барабанщик. Пионеры 4 класса повязали нам галстуки, а мы повторили за ними слова клятвы. Гордые и счастливые мы бежали по лесной тропинке в интернат, а на груди развевались красные галстуки.  В третьем классе нас учила строгая, но справедливая Елизавета Дмитриевна Увачан, а в четвёртом – Лидия Павловна Выговская. На всю жизнь мне запомнились песни «Орлёнок», «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Гайдар шагает впереди».                  

Когда приходила весна, мы с девчонками бежали в лес делать клетки. Стояли тёплые дни, на чистом ярко-синем небе светило солнце, снег блестел, слепил нам глаза. Настроение было хорошее. В больших сугробах мы вытаптывали «комнаты», делали столики, сидения. На столики ставили вазы-банки с сосновыми ветками, посуду. Делали конфеты-льдинки, красили красными чернилами. Когда сугробы таяли, мы делали шалаши из небольших деревьев, веток. Собирали старую посуду, опять украшали.  После уроков мы бежали скорее играть в лес.

Нашей воспитательницей была Мария Ивановна. Мария Ивановна была большая мастерица, ведь раньше она работала в пошивочной мастерской. Весной мама отправила мне 5 рублей – большие деньги в то время. Я купила младшему брату погремушку и белые ботиночки. И по совету Марии Ивановны купила красивый ситец разной расцветки на платье себе и младшей сестре Тамаре. Мария Ивановна сшила нам красивые платья, и  мы полетели в них на летние каникулы домой, в Стрелку-Чуню.  У меня на всю жизнь остались самые добрые, самые светлые воспоминания о нашей жизни в лесной школе, о воспитателях и учителях».

1971 г. С Чемдальском прощаются учителя Чикинёва В.П. и Краснопеева В.Н.

В 1971 году по семейным обстоятельствам выезжают из Чемдальска  учителя Краснопеева В.Н. и Чикинёва В.П., а в 1972 – Власовы Василий Ильич и Мария Ивановна со своей большой семьёй переезжают в Ванавару.
Количество детей в санаторно-лесной школе с каждым годом уменьшалось. Позднее она была преобразована  в основную общеобразовательную школу, где обучались все дети посёлка.
В архиве  хранятся  воспоминания бывших учеников  санаторно-лесной школы тех лет.  Так вспоминает годы учёбы в санаторно-лесной школе бывшая её ученица  Торпушонок Тамара:
           
            «Я училась в санаторно-лесной школе  в п. Чемдальск.  Директором школы был Власов Василий Ильич, а его жена Мария Ивановна Анкудинова была воспитателем. Я училась в классе у Поликарёнок Доры Максимовны. С радостью вспоминаю те годы. В свободное время у нас было много разных дел. Мария Ивановна учила нас вязать на спицах, которые сделал Василий Ильич из старого зонта. Вместе с нами и учителя учились вязать.     Мы ходили за брусникой, лес был сразу за школой. Часто ходили в кино.
Особенно весело было зимой. С учителями и воспитателями мы  сделали  на горе огромную голову, как в  сказке «Руслан и Людмила». Из неё мы  выкатывались на санках  и катились прямо до речки. А к Новому году в школьном дворе наряжали ёлку самодельными игрушками. Возле ёлки сделали из снега фигуры медведя и сохатого с настоящими рогами. Мальчишки с Владимиром Ивановичем Аюльчиным  подвозили воду на лошади, а мы все собирали снег, из которого учителя Валентина Павловна и Вера Николаевна  лепили фигуры. Снежные медведь и сохатый стояли потом до самой весны. 
Но больше всего мне запомнился день Пионерии – 19 мая. В этот день уроков не было, нас Василий Ильич перевозил на лодке на другой берег реки, где мы разжигали костёр, играли, соревновались, пели пионерские песни. Очень вкусным был обед на берегу реки. Этот праздник я помню до сих пор.                                                                        
Хорошо помню и наших поваров – Чуркину тётю Лизу и Привалихину тётю Аню. Они готовили вкусные обеды и не жалели добавок. А ещё я помню ночную няню – Пикунову тётю Дашу. Вечером она собирала нас в своей комнате, что-нибудь шила, пела или рассказывала нам эвенкийские сказки, под которые мы часто засыпали. А потом она нас разносила по своим комнатам».

А вот детские воспоминания о санаторно-лесной школе  Пикунова  Сергея Егоровича, который позднее работал воспитателем в этой школе:

            «В 1960 году я пошёл в Чемдальскую санаторно-лесную школу, зачислили меня в  0 класс  (подготовительный).  Я совсем не говорил по-русски, так как жил с родителями в оленеводческой бригаде. Иногда я приезжал с родителями в посёлок за продуктами и снова в лес.  Это было счастливое детство.
Мои мучения начались, когда меня привели в школу, когда мне исполнилось 7 лет.  Но в санаторной школе воспитателями, слава Богу, были Пикунов Алексей Иванович и Увачан Милидора Ивановна, учителями Аюльчина Полина Ивановна и Поликарёнок Дора Максимовна, ночные няни – Яковлева Екатерина и  Пикунова Дарья Васильевна – эвенки, они говорили со мной на родном языке.     
Сначала всё было чужое, незнакомое, я плакал, сильно скучал по маме, папе. Еда мне в первое время не нравилась, даже хлеб. В лесу я ел пресный, а в интернате сначала не мог есть этот дрожжевой хлеб.                                                                                               
Моей первой учительницей была Филинская Любовь Георгиевна. Она была очень ласковая, добрая, поэтому  стала моей любимой  учительницей. Когда я учился в первом классе, мои родители приехали повидаться со мной на майские праздники. Забрали меня из интерната, и мы поехали на временную стоянку недалеко от Чемдальска.  Я пробыл там несколько майских дней, потом папа отвёл меня пешком  обратно в интернат. Помню, мы заходим через парадный вход, папа идёт к директору: «Вот привёл ученика». Я быстро перебежал через длинный коридор, через столовую,  выбежал через другие двери на улицу и караулю отца. Вот он выходит через парадные двери и направляется по дороге в лес. А я тайком следом. Так и пришёл по его следам на стоянку. Прихожу на стоянку, а отец в чуме уже пьёт чай. Что тут поделаешь, остался я с ними в лесу.
Родителям без меня тоже было скучно, ведь я был один ребёнок в семье. Конечно, они
любили меня, баловали. Так я целый месяц май в первом классе не доучился, но меня всё-таки перевели во второй.
            А директором санаторно-лесной школы был Власов Василий Ильич, участник Великой Отечественной войны. Я его очень уважал. Помню, он организовал в школе живой уголок. Там жили белочка, зайцы и даже ворон, мы звали его Яшка. Мы ухаживали за зверюшками, чистили, кормили, играли с ними.                        
            Чемдальская санаторно-лесная школа – первая в моей жизни и самая лучшая школа».

Воспоминания бывших учеников  школы  являются лучшим подтверждением, что жизнь в санаторно-лесной школе была полноценной, насыщенной не только лечебно-профилактическими мероприятиями и уроками, но и разными интересными делами. Лесная школа сыграла позитивную роль в сохранении жизни и здоровья  детей–эвенков.
Учителя и воспитатели, работавшие в разные годы в этой школе,  оставили добрый след в жизни её воспитанников.

При подготовке статьи использованы:
            - фото из фонда Ванаварского филиала Эвенкийского краеведческого музея,
            - документы из фондов  МКУ «Эвенкийский архив»: ФР-1 ОП1 Д415; ФР-11(В) ОП3.Д17; ФР-15(В) ОП2 Д1-7.23. 37.45.57. 61.94;
            - воспоминания бывших воспитанников санаторно-лесной школы  Ёлкиной Н.Я.; Пикунова С.Е., Торпушонок Т.Я.

 

Усольцева Валентина Павловна,
заведующая методическим кабинетом МКУ ДПО ЭПЦ

 

 


контакты | карта сайта
© Управление образования Администрации ЭМР
2006-2018
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.kras-k.ru
web