Как живёшь северная, сельская, малочисленная, малокомплектная...?

 

 

дата публикации 14 октября .2015

Для увеличения – щелчок по снимкам

О работе «Диалоговой площадки ФГОС-2» в Полигусовской основной школе.

Конец сентября, 2015 год, радушная и продуктивная встреча методиста этнопедагогического центра ЭМР Янковской Любови Николаевны с коллективом основной общеобразовательной школы п. Полигус, что расположен на берегу свободной и своенравной северной реки – Подкаменная Тунгуска.
           
Кажется, что село упрямо карабкается по крутым холмам обступившим реку, упорно стремится к лучшей жизни. А на самой верхней точке стоит двухэтажное просторное здание школы, к которому ведет крутая лестница.

Неделя совместной творческой, плодотворной учебно-методической деятельности методиста и педагогов растопила настороженность, волнение и некоторые опасения, которые возникают от долгой работы в замкнутом кругу общения в труднодоступных школах, которые могут использовать только собственный ресурс для образовательно-воспитательного процесса. Есть ли он у них? Никакой Интернет не заменит живого человеческого общения.

Программа была насыщенной, содержала целый ряд методических мероприятий, носила практическую направленность и деятельностный подход.
Это были:
- открытые уроки, спроектированные на основе требований современного урока и ФГОС (НОО, ООО) второго поколения;
- семинар-тренинг «Требования к современному уроку с позиции ФГОС НОО, ООО» по анализу и самоанализу урока, проектирование и перепроектирование учебного занятия с позиции целеполагания и формирования УУД (универсальных учебных действий);
- работа расширенного методического совета «Диалоги о преемственности в реализации ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования» с анализом условий малокомплектных, малочисленных школ и дошкольных учреждений;
- деловые игры по работе с текстом и освоению приемов рефлексии как универсального коммуникативного действия;
- осмысление и передача первого опыта работы по новым федеральным стандартам учителями начальных классов учителям предметникам ступени основного образования; - групповые консультации по процедуре аттестации по новому и другое.

Модуль первый. Встреча, знакомство, определение круга проблем, которые будем обсуждать, утверждение программы работы на неделю, составление алгоритма подготовки, проведения, анализа и самоанализа современного урока. Утверждение расписания открытых уроков.

Модуль второй. Семинар-тренинг для учителей начальных классов и учителей предметников МК ОУ «Полигусовская основная общеобразовательная школа по теме: «Особенности организации учебной деятельности в малокомплектной школе в период реализации ФГОС 2 поколения». В этот день все жили в одном порыве: учителя, дети, родители, персонал. Школа смело открыла свою жизнь, достижения, сокровенное на общее обозрение и оценку.Что же нового договорились учителя внести в сценарии уроков, если многое они делали каждый день?

Учимся вместе, учимся друг у друга, открываем свой опыт построения урока на практике. На открытых уроках.

Мы договорились показать эффективный урок в конкретных условияхкак открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя, а не накачивание знаниями.

И продемонстрировать:
– создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;
– актуализация учениками своих знаний;
– поиск решения проблемы и постановки цели учениками;
– совместная деятельность по достижению цели-результата;
– применение знаний учениками; - контроль и самооценка;
– рефлексия.

Все очень старались. Учителя начальных классов, как более опытные в деле работы по новым образовательным стандартам попытались проанализировать и представить первый опыт построения урока с позиции формирования универсальных учебных умений.

Так на уроке русского языка во втором классе учитель Дорофеева Татьяна Кумондовна умело организовала мотивацию учащихся на учебную деятельность, совместно со школьниками определили и сформулировали цель урока, учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Продемонстрировала продуманную организацию учебной деятельности детей. Осознанное получение знаний.

На начало урока Татьяна Кумондовна создала психологический настрой на работу,
особое внимание формированию личностных УУД.

Урок Ольги Егоровны Веремеенко учителя 1/3 классов отличался организованностью, осознанной работой над учебными задачами, работой над предметными понятиями. Она постаралась представить приемы формирования рефлексивных УУД.

   

На уроке в 3 классе, Веремеенко Ольги Егоровны

Учителя-предметники основной школы подхватили инициативу педагогов начальной школы, попытались подготовить и показать уроки в малочисленных классах с позиции требований ФГОС нового поколения.

Уроки в 5ом классе, как первом в освоении ФГОС ООО в 2015 году выстраивали с позиции организации совместной деятельности по достижению цели-результата, через постановку проблемы и ее разрешению, используя ИКТ поддержку.

1. Урок русского языка представила Воробъёва Марина Владимировна.
2. Математику провела Хусаинова Валентина Михайловна.
3. Урок английского языка представила Татьяна Васильевна Чебодаева.

Каждый учитель открыл свой урок. Готовясь, пытался решить оптимально вопросы. Как разработать урок по-новому? Как сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС и малочисленность классов?

Вдумчиво, с большим интересом готовила и представляла открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ь и Ъ знаки» молодой специалист Тодоякова Анастасия Викторовна. Он отличался поиском эффективных форм работы школьников, моделированием опорных схем предметного материала, работой над терминами, использование опорных сигналов

Урок ведёт Тодоякова А. В.
Первичное закрепление, выполнение продуктивных заданий.

Интегрированный урок в 5 и 6 классах в малочисленной школе показал единственный мужчина в коллективе – учитель физкультуры, ОБЖ, технологии Фиряго Виктор Иванович. Это был обобщающий урок по ОФП.

Урок ведет Фиряго В.И.
Он показал высокую плотность урока и активные формы работы в разновозрастной группе.

Можно назвать экспериментом попытку решения проблем малочисленных классов, учителя физики, молодого директора школы Таисии Нифантьевны Ворончихиной. Она объединила классы 7 и 8 в разновозрастную группу и показала интегрированное занятие - исследование «Строение веществ. Молекулы».

Учитель создавал учебные ситуации, которые провоцировали исследовательскую деятельность детей с изучаемым объектом, группировка и классификация объектов, сопоставление и сравнение. Хорошо продумана и оправданно использовалась информационно-коммуникативная поддержка урока.

На уроке Ворончихиной Т.Н. ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых понятий.

По окончании всех уроков в этот день все учителя собрались для анализа и самоанализа проведённых уроков. Это интересная и очень непростая работа. Каждый выступил перед коллегами, выслушал мнения других, состоялся анализ учебных занятий с позиции отличия урока традиционного и современного, с позиции ФГОС и учета условий малочисленных классов, трудностей и положительных моментов малокомплектной школы.

Пришли к пониманию основных требований и идей ФГОС на уроке. Убедились в справедливости слов Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Это и был практический опыт публичного выступления, критического оценивания, отработки собственных учебно-управленческих и учебно-логических умений. Пришли к чёткому пониманию, что сегодня стоит отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, а делать акцент на самостоятельное добывание знаний, на реальные виды деятельности учеников. Важным для нас оказалось то, как это осуществить в условиях малокомплектной школы.

Была выработана памятка с обобщением проблем, положительных моментов обучения в малокомплектной малочисленной школе и путей решения в условиях работы по реализации ФГОС ООО, используя имеющиеся ресурсы, современные образовательные технологии, оптимальные формы организации самостоятельной деятельности учеников.

Обсуждаем пути развития, проблемы и решения качественного
образования в отдельно взятой малокомплектной школе.

Анализ накопленного педагогическим коллективом школы опыта позволяет обозначить позитивный опыт, наметить пути развития достигнутых успехов и преодоления неудач.

Проблемы и трудности малочисленной, малокомплектной школы:
– отсутствует параллель четвёртого класса, начальные классы объединены в класс-комплект (затрудняется формирование УУД на совмещенных уроках);
– наполняемость классов – от 1 до 6 человек (невозможность использования многих форм коллективной работы для формирования коммуникативных УУД);
– замкнутый социум, дефицит общения учащихся (ограниченность возможностей в организации внеурочной деятельности и преемственности с учебной);
– учитель ведет несколько предметов (в основном звене);
– сверхопека учителя над учащимися.

Преимущества, пути решения:
– хорошее знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика (преобладание групповой и индивидуальной работы);
– более высокий уровень самостоятельности сильных учеников (разработка заданий разной сложности, уровневый подход);
– объединение классов в разновозрастные группы (проведение интегрированных занятий, погружение в тему, детям интересней).
– близость природы, (установление совместной работы учителя с семьёй, социальными партнёрами);
– благоприятные условия для трудового воспитания;
– достаточный ресурс учебно-материального обеспечения(наличие современных средств обучения: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронные средства обучения, укомплектованность УМК (освоение педагогами современных средств обучения, оправданное и активное использование на учебных занятиях);
– малочисленность детей в классе (освоение и применение разнообразных форм самостоятельной работы учащихся в условиях совмещенного урока, использование компьютера для самостоятельной работы, электронных учебников).

Выступающие с самоанализом уроков учителя отметили, что наступило понимание, что поставленные задачи требуют принципиального изменения деятельности учителя, работающего по новым образовательным стандартам.

  

Идет напряженная аналитическая работа.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, нам надо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Модуль третий. Далее была работа на расширенном заседании методического совета школы и детского сада «Осиктакан» по теме: «Диалоги о преемственности в реализации ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования».

Встреча началась с презентации ФГОС дошкольного образования, ФГОС НОО, ФГОС ООО с анализа содержания документов, принципов, задач, стратегических ориентиров. Было отмечено, что идет процесс упорядочения общего образования, задаются его новые координаты и обозначаются критерии качества.

Идет творческая работа в группах учителей и воспитателей с текстом, как важное универсальное учебное действие.

Работа продолжалась в освоении современных методов, организационных форм, приемов обучения детей в активной форме: тренинг, деловая игра, игровой рефлексивный практикум. У каждого педагога была возможность «высказаться», выяснить волнующие вопросы, увидеть и пропустить «через себя» представленный опыт других, освоить в деятельности методы и приемы по формированию у учащихся универсальных учебных действий. Так состоялся практикум по работе с письменным и видео текстом, учились выделять главную мысль, интерпретировать его, цитировать.

Провели анкетирование педагогов по готовности работы по новым стандартам. На практике осваивали УУД в деловых играх: «Ассоциации», «Составь синквейн», приемы рефлексии и другое.

В совместной деятельности сделали вывод: есть необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования. Однако ФГОС ДО говорит – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.«Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку». Подчеркнули важность преемственности дошкольного и начального общего образования, начального и основного. Мы убедились, что важнейшей задачей начального образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих возможность «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

По окончании работы подвели итог по методу эффективного мышления Эдварда де Боно «Шесть шляп». Осваивали метод, помогающий в обучении детей и взрослых разносторонней оценке ситуации, ролевому языку мышления. Он позволяет показать значимость всех компонентов: эмоций, фактов, критики, новых идей. Оценили свою деятельность на встрече с позиции «ПЛЮМЕН а» – «Плюсы – Минусы – Интересно».

Примеряя эмоциональное суждение, информационное и творческие предложения группа обобщила: « Мы очень давно так продуктивно не работали коллективом. На семинарах нас захлёстывали положительные эмоции от общения с коллегами, появилось удовлетворение от продуктивной совместной работы, гордость за коллег, ощущение успешности по овладению современных способов обучения, желание хорошо учить детей, понимание, что можно решать проблемы малокомплектной школы. Такая работа формирует в школе потребность развития на основе освоения инноваций. Верим, что и мы справимся с реализацией новых образовательных стандартов образования.

Ответственно, с осторожной критичностью выступила Дорофеева Т.К.
«Очень давно у нас не было таких встреч, я напряжённо и с осторожностью ожидала семинары. Но теперь многое поняла и открыла для себя. Полезно было всем дать открытые уроки, посмотреть на себя со стороны. От имени учителей начальной школы хочу сказать, что не все у нас получилось за время обучения по новым стандартам НОО, трудно уйти от традиционного стиля. Есть сомнения, а справится ли малокомплектная школа? Трудно отойти от традиционного урока. Это мы увидели и на уроках в основной школе. Главное надо всем много трудиться, искать нестандартные решения, осваивать современные технологии, особенно информационно-коммуникативные»

Воробъёва М.В. представила оценку группы с позиции «жёлтой и зелёной шляпы». Такая продуктивная работа очень помогает понять разницу между традиционным уроком и уроком с позиции ФГОС-2, появляется желание меняться, искать новые возможности обучать детей качественно, искать творческие пути, осваивать современные технологии.
Если включиться всем, то и наша школа сможет быть успешной и сможет давать качественное образование. Надо оживить методическую работу, наладить партнерские отношения с родителями, с общественностью села, с детским садом.

Неделя творческой работы в коллективе Полигусовской основной школы показала, что внутренний ресурс есть, есть стремление к переменам, сопротивление вызовам времени и обстоятельствам. Малокомплектной, малочисленной сельской школе жить!

 

Материал подготовила Янковская Л.Н., заведующая Байкитским МК ЭПЦ ЭМР
11.10.2015 г.

 


контакты | карта сайта
© Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru
Поддержка сайта