Учитель Эвенкии 2010 года

Померанцева Людмила Андреевна

(эссе и опыт работы)



Учитель биологии высшей квалификационной категории.
В 1975 году окончила биолого-химический факультет Красноярского педагогического института.
В Байкитской средней общеобразовательной школе работает с 1989 года.

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Готова поделиться опытом организации работы в системе индивидуально-ориентированного обучения.

Хобби: чтение, разведение рыб.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Если нужно сделать, на это надо решиться».

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – это человек, который работает виртуозно.

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 

Померанцева Людмила Андреевна


Скажите, вы любите урок так, как люблю его я?
Если да, то нам есть о чем поговорить. Урок – это моя жизнь. Сколько себя помню в сознательной жизни, все связано с уроками. Домашние дела, вечно ждущий муж, брошенные на соседей дети, гости – это второстепенное, главное - это урок.

Почему он затмил всё? Потому что только на уроке я проявляла все качества, которыми обладаю. Только через урок я могла отдать то, что имею, познать непознанное, проявить творчество, артистизм, быть сценаристом, художником, оратором. Только он, как идол, ждал моего поклонения и постоянной работы над собой. Только здесь я ощущала сознание полёта, находила единомышленников, обретала коллектив, заставляла радоваться и печалиться.

С годами ничего не прошло, даже желание приходить на урок красивой и оставаться молодой.
Почему-то кажется стыдным признаться в любви повседневному уроку. А почему? Ведь он член моей семьи, сделал меня духовно богатой, он объединил мое прошлое, настоящее и будущее. Вспоминаются первые уроки, когда молодая самонадеянность позволяла думать, что все знаю, что все могу.

Первые неудачи, первые слезы, первые раздоры с мужем из-за моих уроков…
Но настырный характер, понимающие глаза родных и готовность положить все к ногам моих учеников позволили пережить всё это. Однажды соприкоснувшись с таинством победы, с успехом, с сотворчеством, с единомыслием - и проникаешься этим навсегда, и жить без этого уже невозможно.

Работала по разным учебникам, с разными методиками, изучала работы учителей- новаторов, но свой урок всегда строила самостоятельно, интуитивно, беря от каждого лучшее.
Вспоминаю «старую» Байкитскую школу, которая напоминала мне постаревшую учительницу. Здесь появились первые серьезные результаты моей работы, я стала учителем высшей категории. В стенах этой школы дети стали для меня не массой, а личностями, преподаваемая биология - не предметом, а смыслом жизни. И старая школа, поскрипывающая своими полами, охающая древними стенами, постанывающая дверями, видела мои успехи, но мне тогда было не до неё…

И как часто я вспоминаю ее сейчас, когда подхожу к «новой» школе, сияющей молодостью и красотой, только сейчас я думаю, что ей, «новой», не до меня, хотя нет, школа ждёт, я еще нужна ей, и это придает силы посвящать себя ученикам, видеть их глаза, получать удовлетворение от работы.

Но вернемся к моему уроку. За время работы в школе я осознала, что урок только тогда достигает цели, когда он не лишен смысла, когда я и мои ученики объединены общей работой, когда мы двигаемся в одном направлении. Стратегию своей победы разрабатываю дома. А в школе в ожидании урока еще раз продумываю пути «прорыва» и «отступления», сочетание индивидуальных и групповых работ, прерывающихся минутами рефлексии и релаксации…. Двадцать пар глаз вместе со мною. Вот сейчас мы единое целое, как дирижер, я управляю большим оркестром, и вместе мы создаем свой «шедевр».
Что дают мои уроки? Умение работать, чёткое знание биологических терминов, расширенный кругозор, использование знаний в жизни, умение общаться с природой.
Жаль, что только недавно (при использовании индивидуально ориентированного обучения) пришла к здоровьесберегающему уроку. Посмотрите, сколько физических калек школа взращивает: узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, раздражительных….
Делом учительской чести считаю, что какие бы отличные знания я ни давала, прежде всего, надо думать о здоровье ученика, только урок - главный резерв сбережения его здоровья. Почему и понравилась индивидуальная работа, которая привлекает изменением позиции учителя и ученика. Ценностью становится не выявление уровня незнания учащимися каких-то вопросов, а формирование у них опыта управления собой. Мои наблюдения показывают, что дети учатся рационально использовать время на уроке, свободно вступают в диалог друг с другом, стали больше читать дополнительной литературы, дети стали более спокойны и уравновешены, что явно идет на пользу здоровья ученика
Я рассказала вам о своих неповторимых 45 минутах; возможно, в этом мире я всего лишь простой человек, но для кого-то я открываю целый мир.
Чем старше я становлюсь, тем больше верю в великую силу урока. Поэтому всё, что отпустил мне господь, реализую во благо детям!

февраль 2010


 

Опыт работы учителя биологии

МОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»

Померанцевой Людмилы Андреевны

 

Реализация педагогической технологии

«Индивидуально-ориентированная система  обучения» на уроках биологии

 

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю  следующие:

  • Как обеспечить успешность каждого  школьника в обучении?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деятельности?
  • Как организовать работу, чтобы школьник стал субъектом учебного процесса?

Конечно, я задумывалась, как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся. Хорошо понимая, что именно в учебной деятельности  формируются не только знания, умения, навыки, но и способность волевых и эмоциональных качеств. При подходе к обучению традиционным способом, мы не сравниваем ребенка с самим собой, не видим  индивидуальной траектории его  развития. 
Я в поисках новой системы преподавания остановилась на педагогической  технологии «Индивидуально-ориентированная система обучения», потому что при применении этой  системы  реализуются следующие условия:

  • ребенок имеет ясные  представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решение задач, которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность;
  • оценивает последствия своей учебной деятельности, представляя результат;
  • при возникновении трудностей концентрирует свои физические и психические силы на достижение поставленных целей.

Чем меня привлекла эта система? На каждом уроке  вижу, что каждый ребенок может работать самостоятельно, в группе, ориентируясь на свою индивидуальность.
В отличие от традиционных систем обучения, где  учебные цели стоят только перед учителем, ИОСО позволяет определять цели на весь курс обучения, на каждый урок мотив-цель не только для учителя, но и  для ученика, тем самым, способствуя раскрытию потенциальных возможностей школьника в соответствии с его природой и на основе его  способностей.

В чем суть данной технологии?

  • Каждый учится в собственном темпе, сообразно своим способностям. Этому способствует индивидуально-ориентированный учебный план.

Пример индивидуально-ориентированного учебного плана  по теме «Клетка» ученицы 9 класса -  Г. Алены:

Тема

Уроки

Сроки

Норма оценки ЗУН по теме

Индивидуальное   задание

Оценка

Клетка

1.Клетка-структурная единица

1.11.07

«3»

«4»

«5»

 

 

 

2.Органоиды клетки

06.11.07

таблица

Таблица
схема

Таблица
Сдача устно

 

4

 

3.Органоиды клетки

09.11.07

таблица

Таблица
схема

Таблица
Сдача устно

 

4

 

4.Органоиды клетки

13.11.07

таблица

таблица

таблица

Презентация
науки цитологии

5,5

 

5.Лабораторная работа

16.11.07

учебник

Учебник +
выводы
свои

Учебник +
выводы +
таблица

 

5

 

6.Обобщающий урок по теме

20.11.07

Работа №1

Работа №2

Работа №3

 

5

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

5

Индивидуальный план способствует обучению в собственном темпе, дает право на выбор задания и на самостоятельное определение сроков  сдачи изученного материала.

  • В технологии ИОСО большое значение  придается самостоятельной работе учащихся по изучению учебного материала, у меня распределение времени происходит так:

Классы

Доля учебного времени на изучение нового материала

Доля учебного времени на самостоятельную работу

11 классы

45%

55%

10 классы

40%

60%

9 классы

50%

50%

Самостоятельная работа способствует формированию самостоятельности, развитию волевых качеств Умению преодолевать трудности, уверенности в своих действиях.
В рамках ИОСО варьирую чтения нового материала и долю самостоятельной работы в зависимости от психологической организации класса.

  • При использовании технологии ИОСО происходит осознание нового понимания коллектива, как свободного объединения автономных личностей.

Используя ИОСО, я создаю условия, влияющие на характер, структуру, ход, результативность учебной деятельности каждого ученика, способствую установлению многообразия межличностных отношений в классе, сводя на нет соперничество.  Добиваюсь, чтобы ученик понял, что от его работы, зависит  понимание материала другими ребятами.

  • ИОСО дает возможности диалогического общения:  учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-группа учеников.

Устные ответы являются эффективным приемом запоминания, при воспроизведении ученику становится ясным, что он еще не запомнил. Устный  пересказ требует умственной работы, что положительно сказывается на процессе запоминания.
Обучающиеся очень ответственно относятся к работе в парах, к работе в группе, к самостоятельной работе, так как понимают, что приобретенный опыт общения способствует психологическому раскрепощению.
Основа организации учебного процесса при индивидуально-ориентированной системе обучения  ИОСО -  является учебный план по предмету, который отражается в планировании.
Пример. Календарно-тематическое планирование по теме « Клетка»:

Тема

Уроки
 (номер, тема)

Вид урока

Вид контроля

Сроки

Клетка

Клетка структурная единица

1

Лекция

 

1.11.07.

Органоиды клетки

2

Комбинированный

Таблица

06.11.07

3

Комбинированный

Таблица

09.11.07

4

Комбинированный

Таблица

11.11.07

Лабораторная работа

5

Лабораторная работа

Лабораторная работа

16.11.07

Обобщающий урок по клетке

6

Групповая работа лабораторное занятие

карточка

20.11.07.

Зачет

7

Лабораторное занятие

тест

23.11.07

Подробный план помогает мне при составлении индивидуально-ориентированных планов для учащихся.

Пример организации учебного процесса при индивидуально-ориентированной системе обучения   по теме: «Клеточный уровень»

  • Лекционный блок: основной метод - объяснение и рассуждение. Провожу при прохождении нового раздела, темы учебного курса, при обобщении отдельных разделов или тем. Перед подачей темы провожу настрой на работу.

Настрой  исполняет роль катализатора, ускоряя вхождение в тему, заостряя внимание на главном  при индивидуальной работе.
1.Теоретический материал по теме (опорные точки):
а) Основные положения клеточной теории.
б) Строение  клетки.
в) Органоиды клетки.
г) Ядро.
д) Эволюция клеток.
В каждом  этапе урока обращаю внимание ребят на моменты, где им пригодится этот материал при самостоятельной работе.

  • В лабораторные занятия по  ИОСО включаю:

1. Самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала.
2. Индивидуальные или групповые консультации, проводимые мною. Основа организации учебного процесса при индивидуально-ориентированной системе обучения  ИОСО -   учебный план по предмету, который отражается в планировании.
3.Выполнение практических и контрольных работ.
4.Отработка изученного материала.
Оценивая лабораторные  занятия,  я использую следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижения  результатов по индивидуальным планам;
  • оформление результатов работ.

Пример индивидуальной работы по  теме:  «Клетка»:
1. Каждый ученик работает с текстом заданного параграфа  учебника, изучает самостоятельно теоретическую часть.
2. Получает индивидуальную инструктивную карточку по самостоятельной работе, заполнение таблицы.

Пример. Заполните таблицу   по параграфу:

И. Людмила  (ФИО)

Органоид клетки

Строение

Значение

Клеточная мембрана

Состоит 2 слоя липидов и 1 слой белков

1.Избирательная проницаемость
2. и т. д.

Пример работы в парах:
1. Каждая пара работает с фрагментом  текста заданного параграфа учебника, изучает самостоятельно теоретическую часть.
2. Получает индивидуальную инструктивную карточку по самостоятельной работе, заполнение таблицы.

Пример. Заполните таблицу   по параграфу:  

1 ученик

Вопрос

Ответ

Найти  сходство между растительной и животной клеткой

1.
2.

 

2 ученик

Вопрос

Ответ

Найти  различие между растительной и животной клеткой

1.
2.

 

Обсуждение друг с другом и каждый заполняет таблицу  самостоятельно по прослушанному материалу

Каждый ребенок прослушивает материал подготовленный товарищем, проговаривая свою тему 3 раза.

Пример контрольной (разноуровневой ) работы по теме « Клетка»:
Работа на «3»:
1. Чем отличается клетка прокариот от эукариот?
2.  Дайте понятие об органоидах  эукариотической  клетки.
3.  Строение митохондрий и значение.
4.  Значение пластид.
5.  Строение рибосом.
6.  Значение лизосом.
7.  Роль аппарата Гольджи.
8.  Значение ядра.
9.  О чем говорит сходство и различие между клетками?

Работа на  «4»:
1. Чем отличается растительная клетка от клетки животных?
2.  Сравните  значение строения пластид и митохондрий.
3.  Эндоплазматическая сеть ее строение и значение.
4.  Каковы компоненты биологических мембран?
5.  Сравните клетку прокариот и эукариот.
6.  На чем основано деление всех живых организмов на две группы?

Работа на «5»:
1. Как устроены и из чего состоят хромосомы?

2. Найдите половую клетку и соматическую:

23 хр.   46 хр.

3. Установите соответствие:
1.Неклеточные формы жизни
д) вирусы
е) животные
ж) растения
з) одноклеточные водоросли
и) бактерии

4. Найдите различия  между растительной и животной клеткой?

Пример тестового задания по теме «Клетка»:

  • А 2 Наружная клеточная мембрана обеспечивает:

                   1) постоянную форму клетки
                   2) осмотическое давление в клетке
                   3) обмен веществ и энергии в клетке
                   4) избирательную проницаемость

Как вариант я  использую  тестирование, когда в тексте вопросы по уровням сложности:

Первый уровень, соответ -
ствующий   оценке
«удовлетворительно»

Второй уровень, соответ-
ствующий оценке
«хорошо»

Третий уровень, соответ-
ствующий оценке «отлично»

Вопросы на понимание

Вопросы на усвоение

Вопросы на применение

Генотип-
а) совокупность всех генов,
б) совокупность всех внешних признаков,
в) совокупность внешних признаков и всех генов

Чем отличается генотип от фенотипа?
а) внешними признаками,
б) внутренними признаками,
в) как внешними, так и внутренними признаками

Что входит в описание фенотипа?
а) рост,
б) размер,
в) цвет глаз,
г) количество хромосом

Использую ИОСО, я  ограничиваю  объем выполняемых учащимися фрагментов- заданий:

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к теме

«Удовлетворительно»

Не более четырех

Не более десяти

«Хорошо»

Не более трех

Не более семи

«Отлично»

Не более двух

Не более пяти

При проведении своих уроков я вижу, что развитие ребят идет в двух направлениях:

  • Социализация
  • Открытость

На этом и строится индивидуальная траектория, с учетом  опыта каждого ученика (выстраиваю ее для ученика сама).

На уроках биологии использую 
1 ступень
Вызов:  (это действия учителя)

  • Актуализирую и обобщаю имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме.
  • Вызываю устойчивый интерес к изучаемой теме.
  • Побуждаю ученика к активной работе на уроке и дома (с помощью ИОПА).

            2 ступень
            Осмысление (это действия ученика).

  • Получить новую информацию.
  • Осмыслить ее.
  • Соотнести с имеющимися знаниями.

            3 ступень
            Контроль (действие учителя).
Разрабатываю критерии контроля уровней понимания и усвоения материала. Любая предлагаемая к внедрению новая  педагогическая технология имеет право на свое существование только при условии эффективности, доказывающей ее полезность по полученным за определенный период результатам.

Что делаю я?  Я диагностирую умения и навыки учащихся.

Анализ школьного норматива формирования учебных умений и навыков:
 11 « А» класс, 2007 год. В классе 27 человек.

Перечень общеучебных умений и  навыков

Владеют

Не владеют

Контролировать правильность выполнения заданий

22

5

Составить простой план

27

0

Составить задания к тексту

27

0

Составить план, тезис, конспект, таблицу

25

2

Работа со словарем

27

0

Логические умения, навыки

 

 

Выделить главное

27

0

Установить причинно-следственную связь

17

10

Делить текст на логически, связанные части

27

0

Умение классифицировать информацию

22

5

Раскрыть суть информации в сравнении

17

10

Выдвигать аргументы при доказательстве

17

10

Переносить полученную информацию на собственные действия

18

9

Проводить элементарное исследование  на основе различных источников

10

17

Формулировать гипотезу, намечать пути ее проверки

14

13

Находить пути разрешения проблемы

15

12

Коммуникативные

 

 

Работать с книгой, дополнительным материалом

27

0

Слушать объяснение, ответы одноклассников

27

0

Выстраивать деловые отношения

27

0

Занять различные учебные  роли в совместной учебной деятельности

27

0

Самостоятельно планировать учебную работу

25

2

Оценивать свою работу, работу одноклассников

20

5

Давать краткий логический ответ

25

2

Вывод: по 10 А классу на конец первого полугодия  2007 года:

Владеют

Не владеют

На что обратить внимание

Из 25 человек-
15 человек

12 человек

1.Проводить элементарное
исследование при использовании разных источников.
2.Формулировать гипотезу, намечать пути проверки
3.Находить пути  разрешения проблемы.

Реализацию пробелов отслеживаю через мониторинг, согласно индивидуальному плану.   
            Иллюстрирую виды контроля через индивидуальный контроль.
            Пример. Контроль по результатам ученицы 9 класса К. Натальи

Результаты

«5»

«4»

«3»

Средняя

Текущий опрос

+

 

 

 

Таблица

 

+

 

 

Схема

 

+

 

 

Работа в группе

+

 

 

 

Индивидуальная работа

 

+

 

 

Результат

10+12=22:5= 4,5

 

 

4,5

Я вижу,  работая по ИОСО, динамику познавательного развития школьников.

Форма учета  успешности по биологии (класса, работающего по ИОСО) 10А класс   2007 год:

      Фамилия

Определение

Орфография

Ориентация

Пересказ

Обобщение
матери-
ала

Передача информации

Работа  с книгой

I п/г

год

I п/г

год

I п/г

год 

I п/г

год

I п/г

год

I п/г

год

I п/г

год

Старто
вый
норматив

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

10

 

Т.Света

9

10

7

8

9

10

7

9

9

9

8

9

10

10

Г. Коля

8

9

7

8

8

9

7

9

8

9

8

10

8

9

З. Павел

10

10

8

8

9

10

9

10

10

10

10

10

10

10

Р. Клава

7

8

7

8

6

8

8

9

8

9

7

8

9

9

Т. Петр

6

7

6

8

7

8

7

7

8

8

7

8

9

9

И. Иван

6

7

9

9

8

9

9

9

8

9

8

8

8

8

Ж. Миша

8

9

8

9

9

9

9

9

9

10

9

10

10

10

Ж.Катя

10

10

9

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Оцениваю по 10 бальной системе

Прослеживаю и индивидуальную линию ученика.

Пример. 10А  класс,  ученица Т. Светлана.  

Критерии

Стартовый норматив

1 полугодие

Год

Определения- их знание

10

9

10

Орфографическая грамотность

10

7

7

Умение ориентироваться в материале

10

7

9

Умение пересказывать

10

7

9

Умение обобщать материал

10

10

10

Умение выделять главное

10

10

10

Умение передавать информацию другим

10

8

9

Умение работать с книгой

10

10

10

Работая по ИОСО в течение трех лет с 11 « А» классом, проведя контрольные измерения, я получила следующие показатели усвоения элементов стандарта:

Контролируемый элемент стандарта

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Уровни организации живого

89%

89%

90%

Молекулярный уровень

70%

75 %

79 %

Клеточный уровень

70%

75%

75%

Организменный уровень

75%

73%

75%

Популяционно-видовой

91 %

90%

92%

Экосистемный уровень

93%

90%

91%

Основы эволюционного учения

91%

90,9%

91,2%

Возникновение жизни на Земле

81 %

82%

82,2%

Основы экологии

78,8 %

76,9%

79%

Средний уровень выполнения стандарта по биологии у моих учеников на конец года составил

85,5%

83,4%

85,3%

По итогам мониторинга по России - уровень выполнения стандарта по биологиисоставил 85 %, мои ученики показывают этот уровень.

Для учащихся запускаю информационное табло:

Фамилия

Что сдано

Что не сдано

Оценка

Итоговая оценка за четверть

Г. Андрей

Тема 1 +
Тема 3 +

Тема 2

4,3,2=9:3=3

3

Индекс успешности на уровне класса: Сумма всех полученных оценок делится на их количество. В классе 27 человек

Фамилия, имя ученика

Учебные четверти

Год

 1

 2

 3

 4

1

Б.Юля

25:7=3,4

-

-

23:6=3,9

 48:13=3,6

2

Г. Андрей

30:7=4,3

-

-

32:6=5

 62:13=4,7

Итого, индекс успешности
 класса (пример)

 

 

 

 

 96:27= 3,6

Отслеживая результаты за полугодие у класса, я вижу позитивные и негативные тенденции.
 В 2006-2007 я стала членом Красноярской региональной общественной организации педагогов по созданию ИОСО, которая помогает мне пропагандировать мой опыт.
Для учителей школы я провела три открытых урока по ИОСО:

  • 11 классы « Доказательство эволюции».
  • 11 классы «Виды изменчивости».
  • 9 классы «Наука генетика».

При прохождении курсов «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника» выполнила зачетную работу «Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения», используя методику ИОСО.
Результатом моей работы считаю: поступление ребят в медицинские ВУЗы и мед училища.
За 18 лет работы в Байкитской средней школе 15 моих учеников поступили в медицинское училища и, окончив его, работают в эвенкийских больницах. 14 человек окончили медицинскую академию.

 

Скачать Опыт работы Померанцевой ЛА.doc (227 Кб), архив RAR (28,2 Кб)

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru