Рукосуева Ольга Викторовна,

учитель математики первой квалификационной категории
МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края

 

 

 

Разработка сценария «Математический брейн-ринг»

(5 класс)

Цель:
Развивать у учащихся интерес к изучению математики, интуицию и внимание.
Расширить знания,повысить интеллект.
Формировать навыки общения, умение работать в коллективе.

Оборудование: лампы желтого и красного цветов с выключателем,
 бумага и ручки,
 мультимедиа-проектор,
 презентация Power Point,
 ведомость для счетной комиссии,
 фишки «1 умник».

Ход мероприятия:

Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1.) В зал приглашаются команды.

– Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим «Брейн-ринг» по математике. В игре участвуют 4 команды по 6–7 человек. Каждая команда выбирает капитана, который представляет команду, сообщает о готовности команды отвечать, предоставляет право ответа одному из участников команды.

Послушайте, пожалуйста, правила игры. Игра проводится в два тура, во второй тур включается домашнее задание. В каждом туре задаются вопросы, на каждый вопрос отводится до 1 минуты на обсуждение или на решение математических заданий. Право ответа имеет команда, капитан которой первым включив лампу на своем столе, попросив тем самым право ответа для своей команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За подсказку из зала вопрос снимается, а команда, которой предназначалась подсказка, теряет 1 балл. Учет баллов будет вести счетная комиссия в составе: (называются члены счётной комиссии).

Игра.
Напутствие учителя:

Математика, ребята,
В жизни нужный всем предмет!
Без неё не состоится на луну полет ракет,
Без неё нельзя учиться,
Без неё нельзя считать,
Без неё нельзя трудиться и планеты открывать!

– Это чьи скрестились шпаги,
Кто затеял этот спор?
Кто горит огнем отваги и способен дать отпор?

– Это, знай, не мушкетеры
Всем известного Дюма,
Это наши пятиклашки очень острого ума!
Кому знаний и умений никогда не занимать,
Кому хватит и минутки, чтоб ответ нам точный дать.

Ведущий: Капитаны, представьте свои команды!

Тур 1. (Приложение 1. Слайд 2).

1 этап:
Ведущий: Играют команда № 1 и команда № 3. Разгадайте ребусы. (Слайды 3, 4).

Для увеличения – щелчок по снимкам

Правильно?!

Ведущий: Играют команда № 2 и команда № 4. Разгадайте ребусы. (Слайды 5,6.)

(Ответы: минус, угол, число, точка)

Ведущий: За первый этап команды получили баллы: _________________

Тур 1. (Приложение 1. Слайд 7).

2 этап:
Ведущий: За столы приглашаются команда № 1 и команда № 3 (игра до 3-х баллов).

  1. Назовите наименьшее натуральное число (единица).
  2. Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. Чему равен угол в квадрате? (90 градусов).
  3. Два отца и два сына съели на завтрак три яйца, причем каждому досталось целое яйцо. Как это могло случиться? (завтракали дед, отец, сын)
  4. Масса арбуза 2 кг и еще две трети арбуза. Сколько весит арбуз? (6 кг)
  5. Горело пять свечей, две свечи потушили. Сколько свечей осталось? (две)
    Дополнительный вопрос: Что легче: пуд ваты или пуд железа? (одинаково).

Желание выиграть есть у каждой команды

Ведущий: Играют команда № 2 и команда № 4 (игра до 3-х баллов).

  1. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он кричал 5 минут, когда его укусила оса, он кричал на 3 минуты больше, но когда собственная мать принялась мыть его с мылом, Кузя кричал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько минут кричал уже вымытый Кузя? (5 минут)
  2. Какой знак нужно поставить между двойкой и тройкой, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (запятую)
  3. Кто сказал: «Математику уже за то любить нужно, что она ум в порядок приводит»? (Михаил Ломоносов)
  4. Единица измерения скорости на море (узел).
  5. Чему равен один пуд? (16 кг)
    Дополнительный вопрос: Первое – предлог, второе – летний дом.
    А целое порой решается с трудом (задача).

Ведущий: Итоги 1 тура объявляет счетная комиссия.

Ведущий: Итак, во втором туре играют команда №_ с командой №_ , а команда №_ с командой №_.

(Между собой играют выигравшие команды и проигравшие команды).

Тур 2. (Приложение 1. Слайд 8).

1 этап:
Ведущий: Каждая команда приготовила домашнее задание: по 3 математических вопроса. (Приложение 1. Слайд 9).

Сейчас команды №_ и №_ приглашаются за столы. Задайте друг другу вопросы по очереди. Правильный ответ также оценивается в 1 балл.

Ведущий: За столы приглашаются команды №_ и №_. Задайте друг другу вопросы из домашнего задания. Напоминаю, что правильный ответ также оценивается в 1 балл.

Ведущий: Итоги 1 этапа 2 тура объявляет счетная комиссия.

2 этап:
Ведущий: Играют те же команды, но вопросы вам уже задает ведущий. (Приложение 1. Слайд 10).

Команды №_ и №_ приглашаются за столы.
Ведущий:

  1. Французский математик, который ввел понятие координатной прямой? (Декарт)
  2. 40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек стала молча готовиться к самому худшему. 18 бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, начали нажимать на все кнопки подряд и кричать «Помогите!» Сколько нервных бабушек застряло между этажами? (2)
  3. Из Москвы в Ленинград ехал поезд со скоростью 50 км/ч, из Ленинграда в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет ближе к Москве в момент встречи? (оба будут на одном и том же расстоянии от Москвы)
  4. Прибор для измерения углов (транспортир).
  5. Двое ребят играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
    Дополнительный вопрос:На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й.)

Ведущий: За столы приглашаются команды №_ и №_.

  1. Наибольшее отрицательное число (минус один).
  2. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, записанным разными цифрами. Сколько лет дедушке? (102 года)
  3. Врач прописал Кате 5 таблеток, указав, что каждую нужно принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток? (1 час 20 минут)
  4. Масса кирпича – 1кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)
  5. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
    Дополнительный вопрос: Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)

Ведущий: Предоставляем слово счетной комиссии для объявления итогов 2 этапа.

 Ведущий: Пока идет игра со зрителями, счетная комиссия подведет итоги игры. (Приложение 1. Слайд 11).

Игра со зрителями: (за правильный ответ учащиеся получают фишку «1 умник»).

Решите анаграммы. (Приложение 1. Слайды 12, 13, 14, 15).

(Ответы: математика, квадрат, формула, скорость)

  1. 1. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см.)
  2. Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4)
  3. Как называется сотая часть числа? (процент)
  4. В доме – 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4)
  5. Чему равна сумма чисел от минус двухсот до двухсот? (нулю)
  6. Получить с помощью четырёх 3 и знаков действий 5. (3+3-3:3 = 5)
  7. Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает за 80 минут. Как вы это объясните? (1 час 20 мин = 80 мин).
  8. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4 детей.)
  9. У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы «справедливость восторжествовала» и между братьями наступило равенство? (5)
  10. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)
  11. 40 бабушек вошли в автобус. 3/4 всех бабушек купили билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехали «зайцами»? (3)
  12. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
  13. Шоколадка стоит 10 р. и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 р.)
  14. Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (3 мин)
  15. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старушка)

Итоги. (Приложение 1. Слайд 16).
– Подведем итоги игры со зрителями:

(Награждение лучших игроков призами)

– Слово счетной комиссии.

(Объявляются итоги игры и награждаются команды.)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1.

Приложение 1.

Презентация «Математический брейн-ринг» (PPTX 276 Кб)

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2013



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru