Авершина Юлия Геннадьевна

Второе место в номинации «Инновационные формы обучения»

в конкурсе

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Авершина Юлия Геннадьевна

Учитель начальных классов.

В 2000 году окончила Оренбургский педагогический колледж № 3.

В МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа» работает с 2009 года.

Готова поделиться опытом проведения нетрадиционных уроков, уроков с использованием ИКТ; опытом организации работы в группах.

Увлекается вязанием.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Учатся у тех, кого любят!» (В.Гюго)

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – это учитель несущий инновационные формы обучения, педагог, стремящийся к постоянному саморазвитию.

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 

Если заглянуть в словарь Даля: «Что такое концепция?» – «Концепция – это способ понимания, соображения и выводы».
Следовательно, педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога.

Однажды от своего учителя в колледже я услышала высказывание «Учатся у тех, кого любят» (В.Гюго). Тогда эта фраза не казалась мне столь значимой. Но, начав свою педагогическую деятельность, я поняла, насколько она актуальна. Ведь только когда ребенок доверяет тебе, когда считает тебя близким человеком, становится возможным плодотворное обучение.
Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Центр тяжести всей ответственности ложится на плечи того, кто первым встречает ребенка в школе – его первого учителя. Учитель начальных классов является строителем фундамента. И то, что мы заложим в детях на начальной ступени обучения, останется с ними на всю жизнь, подобно тому, как «вырезанные в коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся вместе с ним, составляющие его неотъемлемую часть».

Эти слова В.Гюго как нельзя лучше передают роль первого учителя. Вообще, мне кажется, учитель – это особое состояние души, вроде бы педагог внешне очень похож на других людей, но его ментальность совсем другая, он не пройдет мимо жестокости и насилия. Учитель не сможет быть равнодушным. Он не солжет. Стоит только раз сфальшивить и нить взаимопонимания порвется. А без этой нити полноценный процесс обучения и воспитания невозможен. Любой учитель должен понимать, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности, способной адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся требования общества - главная цель современной школы.

 

 

Чтобы добиться этой цели, в воспитании должны в равной мере принимать участия, как педагог, так и родители. Когда-то Гиппократ, приходя к больному, говорил: «Нас трое: Ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я ничем тебе не смогу помочь. Если объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Если перефразировать его слова, то «в воспитательном процессе нас трое: учитель, ученик и родители».

Именно при сотрудничестве учителя и родителей возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому в своей работе большое значение я придаю вопросам семейного воспитания, поднимаю их на всех родительских собраниях, привлекаю родителей к активному участию в классных и школьных мероприятиях, обозначаю им основные принципы моей деятельности: детям нельзя лгать, детей нельзя сравнивать друг с другом. Я призываю каждого родителя смело применять их в своей системе воспитания.

Моя цель, как педагога – показать ученику то, что он кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для меня необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса.

Мы живем в быстро меняющемся обществе, поэтому современный педагог должен не только успевать за его развитием, но в идеале значительно опережать его. Я считаю, что конкурс «Учитель года» дает возможность как опытным, так и молодым учителям, несущим инновационные формы обучения, возможность поделиться опытом и увидеть новые цели для саморазвития.

февраль 2010


 

Опыт работы учителя начальных классов

МОУ «Туринская начальная общеобразовательная школа»

Авершиной Юлии Геннадьевны

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным,
 вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, чтобы реализовать, эти задачи необходимы нововведения - инновации. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Среди наиболее распространённых нестандартных уроков выделяют несколько видов: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, и др. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место, это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой нетрадиционных уроков, оригинальностью их проведения.

Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я использую в своей работе именно эти формы и методы обучения, которые помогают мне сделать урок более увлекательным.

Урок математики. Тема: Закрепление. Вычитание в случаях вида 6 −..., 7 −..., 8 −..., 9 −..., 10 −... .
Я использовала такой тип нетрадиционного урока, как урок-сказка. На этом уроке учащиеся не просто оказываются в известной сказке «Колобок», но и сами влияют на развитие событий в ней. Дети совместно с героями этой сказки выполняли обычные задания и упражнения в игровой форме. Игра делает процесс обучения занимательным, развивает познавательную активность, наблюдательность, мышление. На таком уроке благодаря сказочным героям поддерживается интерес к изучаемому материалу, снижается утомление у детей.

Урок обобщения знаний по теме «Состав чисел в пределах 10», я провела как урок-соревнование.
Особенность этого урока – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого зависит общий результат.

Класс делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание команда забивает гол сопернику. В конце урока подводим итог, сколько голов забила каждая команда. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках в детях появляется желания сделать все быстро и правильно - победить. При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы

Важный педагогический момент урока-соревнования – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

При изучении темы «Как зимой помочь птицам?» мы отправились с ребятами на экскурсию.
Усвоение знаний на таких уроках начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Наблюдая за птицами в зимней время, дети, понимали, как тяжело птицам добыть себе пропитание, как холодно и голодно им приходиться в зимнее время года. Понаблюдав, стали проявляться чувство сострадания, желание накормить.
Посредством таких уроков гораздо лучше происходит активизация познавательного интереса и чувства эмпатии.

Использование нетрадиционных уроков позволили выделить свои плюсы в этой форме обучения:
– отказ от шаблона;
– максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность;
– не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
– развитие коммуникативных навыков;
– скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается.
Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, мини игры).

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартность, оригинальность необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес и способствуя совершенствованию учебного процесса.

Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя. Именно поэтому свою работу в первом классе я построила на использовании нетрадиционных форм обучения, так как большое число детей пришедших ко мне в класс не посещали дошкольные учреждения.

У детей не была сформирована позиция школьника, наблюдалась слабая учебная мотивация. Внимание было рассеянным, активность учащихся на уроке – низкой.
На данном этапе обучения, в классе наблюдается более высокий уровень учебной мотивации, дети стали более активны на уроках и если сравнить активность деятельности в первой четверти с тем, что я наблюдаю сейчас в феврале, то как вы видите, из графика приведенного ниже, показатели улучшились.

Основываясь на анализе, за обозначенный мною период, можно говорить о продуктивности такой инновационной формы обучения, как нетрадиционный урок.

 

Скачать Опыт работы Авершиной ЕГ.doc (1,12 Мб), архив RAR (832 Кб)

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru