Бабешкина Оксана Геннадьевна

Первое место в номинации «Инновационные формы обучения»

в конкурсе

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Бабешкина Оксана Геннадьевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

В 1990 году окончила Пржевальское педагогическое училище

В МОУ «Туринская начальная общеобразовательная школа» работает с 1995 года.

 Награждена Почётной грамотой Губернатора ЭАО, Почётной грамотой Главы администрации ЭМР.

Готова поделиться опытом использования групповых форм обучения на уроках и в воспитательной работе, мультимедийными презентациями к урокам и праздникам в 1-4 классах.

Увлекается чтение, вязанием спицами и крючком, комнатным цветоводством.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Моя профессия дает мне право иметь душу, способную откликаться на любую боль, уметь по-детски радоваться любой мелочи и вместе с детьми плакать и смеяться, когда звучит музыка».  

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда.

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 

«…Человек начинается с детства.
Именно в детстве делается посев добра.
Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно,
взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его»

С. Михалков.

Понятия добра, отзывчивости, сочувствия, сострадания очень схожи по своему смысловому содержанию и являются наиболее важными, значимыми нравственными категориями в жизни каждого человека.

В нашем стремительном времени 21 века каждый школьник поставлен в определённые социальные условия, которые хотим мы того или нет, самым непосредственным образом влияют на формирование личности учащихся, особенно младшего школьного возраста.
Современные дети не могут представить свою жизнь без сотовых телефонов, без «общения» с компьютером и компьютерными играми.
 Думаю, Вы со мной согласитесь, что большинство наших совсем ещё маленьких школьников иногда с трудом разбирается со своим учебником, тетрадью, не всегда с первого раза понимает поставленные перед ними учебные задания.

Но как только эти же дети садятся за компьютер, то тут же оказывается, что они лучше взрослых знают: на какие кнопки нажимать, что, и как нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата, а если более конкретно: как выиграть игру, победить или перейти на более высокий уровень, ну и т.п.

В силу возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, для ребят главным является достижение своей цели, и большинству из них совсем не важно, какими средствами её достичь, главное это конечный результат, т.е. – сама победа.
 Во внеурочное время, я очень люблю и общаюсь с ребятами на самые разные «жизненные» темы. К примеру, на вопрос, каким человеком тебе хочется стать? Ответы слышу самые разные – умным, сильным, храбрым, мужественным, находчивым, бесстрашным. Бесспорно, что именно такие личностные качества помогают ребятам добиваться, как учебных, так и жизненных успехов.

Но, обратите внимание: ребята называют именно те качества, которые позволяют достичь желаемого результата, в данном случае, пока в компьютерной игре. Ну, а дальше? Думаю что дальше, как следствие, эти уже сформированные «бойцовские» качества, ребята для достижения личностного успеха, умело будут использовать и в своей взрослой жизни. Нет, я не пытаюсь утверждать, что стремления детей быть сильными, бесстрашными, храбрыми, мужественными оказывают хоть – какое-то отрицательное влияние на формирование личности детей.

Более того, я должным образом сознаю, что такие личностно - волевые качества придают каждому ребёнку уверенности в своих силах, знаниях, умениях, позволяют ощущать себя успешными в любой жизненной ситуации. Меня, как учителя начальных классов, здесь беспокоит другое.

Ну, почему на ряду с желанием детей быть мужественными и храбрыми ни один ребёнок не сказал: хочу быть добрым… Почему?! Разве в наше время доброта перестала быть актуальной, потеряла свой смысл и утратила свою нравственную силу?
Неужели современному человеку не нужны такие качества, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательность? Или в нашем современном мире ценятся именно только такие мужественные качества человека, так или иначе способствующие проявлению агрессии ребёнка.

Чего греха таить: иногда при выяснении своих ещё пока «детских» отношений, я вижу ярко выраженную агрессию не только в их детских глазах, но зачастую в ход идут и кулаки, и ноги… Меня, как женщину, маму, и, конечно же, учителя очень настораживает, волнует и даже пугает такое обстоятельство школьных дел.

Поэтому, я и определила для себя своё учительское кредо:
всегда, везде и во всём – «сеять» и «взращивать» зёрна добра в сердца и души своих пока ещё маленьких учеников.

И как я считаю, доброта, заложенная в школьном детстве - это фундамент большого, прекрасного и надёжного здания нравственного становления личности любого взрослого человека. Я очень стараюсь своими словами и поступками быть для ребят личным примером, делаю всё возможное, чтобы при всём своём искреннем желании стать победителями, все мои ученики всегда оставались добрыми, честными и отзывчивыми людьми, не теряли бы своего человеческого достоинства при любых жизненных обстоятельствах и в своей дальнейшей взрослой жизни.

Но что и как нужно сделать, чтобы доброта встала в один ряд с таким желанными качествами школьников, как мужество и храбрость?
Как психологически грамотно мотивировать ребят на искреннее желание быть добрыми, честными и отзывчивыми?
Как уравнять, сбалансировать понятия доблестных и нравственных категорий?

Ответы на эти вопросы я нахожу в своём школьном детстве. Я очень хорошо помню, свою первую учительницу - Антонину Ивановну Власенко, и насколько мне это удаётся, стараюсь «учиться» у неё до сих пор.
Антонина Ивановна своим примером, своей добротой, своими знаниями, умениями, своим женским проявлением и учительским тактом оставила в моей душе неизгладимый след, посеяла в моём сердце те вечно прописные истины добра, разума и мудрости, которые, на мой взгляд, являются предназначением каждого Учителя.

Она сумела каждому из нас приоткрыть окошко в удивительный мир неизведанных, интересных и новых знаний. Я хорошо помню, как Антонина Ивановна радовалась пусть даже маленькому успеху каждого из нас. Проявление её человеческой доброты, искреннее желание и умение радоваться за других, каким то чудесным образом без «педагогических нравоучений» само собой «передавались» всем нам.
К сожаленью, в последнее время из человеческого общения начисто выпадает такое нравственное понятие как сорадование. Сорадование, на мой взгляд, значит - умение порадоваться за успехи других людей, своего одноклассника, друга и т.д.

Моя первая учительница учила нас всему: учиться, трудиться, быть ответственными за свои слова, поступки, проявлять доброту, человеческое участие к окружающим людям. Я всегда стремилась быть похожей на Антонину Ивановну. Во многом, благодаря ей, и сформировались мои жизненные принципы, определился мой профессиональный выбор. Теперь, я по себе знаю, какая колоссальная ответственность лежится на плечи Учителя.

Я давно заметила, что в душе каждого ребёнка есть сила, влекущая к добру, сочувствию, состраданию, есть какой – то внутренний голос, который называется - голосом Совести. На протяжении всей своей педагогической деятельности я всячески стараюсь воспитывать в каждом своём ученике честность, порядочность и доброжелательность, как – бы, кирпичик за кирпичиком закладывать основы их нравственного поведения.

Для достижения этой цели особое внимание уделяю урокам чтения, так как через чтение и собственные размышления каждый ребенок приобретает своеобразный «жизненный» опыт, и как следствие происходит его духовное обогащение.
Меня радует, что мои выпускники, переходя в старшие классы на протяжении всех школьных лет, остаются дружными, добрыми и отзывчивыми между собой и другим окружающих их людям.

И это одно из главных составляющих моего учительского счастья – значит, уроки доброты, сопереживания не проходят бесследно.
Я считаю, что Учитель подобен садовнику, а коллектив школьного класса сродни прекрасной клумбе цветов, где каждый цветочек единственный и неповторимый, он уникален по своей природе. Но для того, чтобы клумба цветов радовала окружающих, садовнику нужны не только профессиональные знания, умения, навыки, но в первую очередь, любовь к однажды выбранной профессии, бережное, трепетное, я бы сказала особое отношение к каждому цветку.

На мой взгляд, дети могут нормально учиться, правильно воспитываться и развиваться только в условиях детского коллектива, как и цветы лучше смотрятся в букете. Ведь дети учатся не только у педагогов, но и друг у друга.
Групповые формы работы, с одной стороны позволяют раскрыться каждому ребёнку, а с другой учат работать в команде, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Любовь к профессии – любовь к детям - любовь к человеку – любовь к природе – любовь к жизни. Чтобы эта цепочка никогда не прерывалась, я стараюсь трудиться честно, с полной творческой самоотдачей с любовью и добротой к каждому своему воспитаннику.
По моему мнению, доброта является самым главным качеством Учителя на пути преодоления причины неуспеваемости.

Доброта своего Учителя помогает каждому ребёнку поверить в собственные силы. Именно в результате такого доброго отношения Учителя к своим ученикам, у ребят возникает положительная мотивация в обучении, желание хорошо учиться и быть успешными в любой жизненной ситуации.

февраль 2010


 

Опыт работы учителя музыки, изобразительного искусства и МХК

МОУ «Туринская начальная общеобразовательная школа»

Бабешкиной Оксаны Геннадьевны 

 

Групповые формы работы в учебно-воспитательном процессе

1. Теоретическая основа: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Труды Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. Личностно-ориентированные технологии обучения. Организация обучения в группах по технологии сотрудничества.

2. Цели и задачи:

1. Развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности.
2. Создание условий для того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения.
3. Формирование мотивации учащихся к саморазвитию, самокоррекции.
4. Совершенствование межличностных отношений в группе. Активизация познавательной деятельности ученика

3. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его стремление идти дальше, выше;
сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения. Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются чисто по традиционной программе, испытывают немалые затруднения в дальнейшем обучении. Самое главное - ученики становятся пассивными слушателями на уроке, они привыкают к тому, что знания им дают в готовом виде, да ещё объяснённые учителем. Потом они в дальнейшей жизни ждут подсказки и боятся принимать собственные решения.

Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее схватывает новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только тормозит ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, так как работа в группах даёт более глубокое и детальное изучение материала по определённой теме.

Принципом: «Кто учит - учится сам», руководствовались ещё древние греки. В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителей, но и, главное, надёжную защиту и поддержку. Сами же наставники оттачивали свои свежеприобретённые знания и способности, давая воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок, но сверх того учились – урокам ответственных чувств и отношений. Должностные лица присутствовали при занятиях отроков с детьми, не вмешиваясь, но, наблюдая за тем, чтобы старшие пользовались своей властью в разумных пределах.

Групповая форма работы – это игра, игра в организацию, игра в обучение. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.

Главная идея обучения в группах - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Девиз обучения: «Помогая другим, учимся сами!» или «Помоги другому и поймёшь сам!»
Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

Типы группового обучения:
Обучение в парах.
Группа, сидящая вместе.
Маленькая .команда.
Задание для всего класса.
При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.
 
Преимущества использования обучения в группах:

  • не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не понятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю;
  • Дети учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;
  • Каждый начинает понимать, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях;
  • Формируется собственная точка зрения, ученики учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение;
  • Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями;
  • Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Общие педагогические правила организации всякой групповой работы:

  • в пределах начальной школы работа в группе не может продолжаться более 10 минут (кроме устных уроков);
  • через каждые 7-10 минут работы в группе необходимо переключаться на другие формы организации учебной работы;
  • в каждой группе выбирается командир, который распределяет работу между членами группы;
  • для складывания работоспособных групп, нужны минимум 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять единый состав групп не рекомендуется.  

Оценки работы группы и каждого члена группы

В своей работе я применяю несколько приемов оценки, в зависимости от характера групповой работы, материала и ее места в системе занятий по проблеме:

  • все члены группы получают одинаковые отметки, однако тот, кто защищает проект группы, получает дополнительные баллы;
  • все члены группы получают одинаковые отметки, соответствующие отметке за устный ответ или письменную работу (отчет, творческое задание, схема и т. д.), за защиту проекта, выполненного группой;
  • индивидуальная отметка каждого за выполненное задание и работу в группе.

  Методика организации учебного сотрудничества

Организацию групповой работы нужно начинать с первого школьного дня. С этой целью рекомендуется проводить игры на развитие умения анализировать свои поступки; формирование коммуникативных навыков, улучшение взаимодействия детей; формирование умения контролировать своё поведение при обращении с другими.

Этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.

После освоения этикета совместной работы, на внеучебном материале методику групповой работы можно вводить и в уроки. Сначала это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинается работа по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности.

Какие обязанности должны быть в группе? Есть много вариантов, но я использую такой пример:
командир – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Это значит: в группы необходимо объединить детей с разной степенью обученности, мышления, работоспособности, учебных возможностей. Поэтому одни из них выступают в роли лидера, а другие в роли помощника.
Высокую результативность дают не все учебные группы. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся.

При формировании учебной группы важно учитывать не только учебные возможности ученика, но и качества его характера. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности.
В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение четверти. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.
Командиров групп (консультантов) с согласия детей я назначаю сама. Ими становятся учащиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью получаю информацию об усвоении каждым учеником изучаемого материала.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы.

Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Они дополняют друг друга. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут.

Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу.
Итак, чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.
После этого, как группы сформированы, создается устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.

Примерный устав:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!

Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Как я организовала обучение в группах

Прежде всего, обучала ребят культуре общения, здесь подходила к цели терпеливо, шаг за шагом. С первого класса вела кропотливую работу по созданию дружного сплоченного коллектива. Приучала своих учеников:
работать в группе с любым партнером (мини-группы 2 человека);
работать активно, серьезно относиться к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Разбила класс на 5 групп по 4 человека. В каждой группе сильный, средний, слабый ученики, мальчики и девочки. Предоставила учащимся возможность самим определять обязанность каждого для выполнения задания.
Группам даю одно задание, или каждая получает свое. Таким образом, они должны совместно дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса. Если это упражнение или задача (по математике, русскому языку), то предлагаю всем ученикам индивидуально решить эту задачу сначала слабому ученику, либо выполнять действия, задания, упражнения по вертушке (т.е. по очереди, также с пояснениями).

Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому 5).
Спрашиваю контролера, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.
Интегрирую работу в группах различными способами: даю возможность проверить домашнее задание в парах; провожу самодиктант словарных слов по русскому языку, в мини-группах (по вертушке), т.е. каждый ученик выполняет роль учителя и ученика. Даю возможность потренироваться в группах, прежде чем даю тест или проверочную работу.
Сообщаю в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную (каждый внесет свой вклад в общее дело).

Девиз: «Надо помнить - мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе».
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.

Часто на уроках использую коллективную форму организации учебного процесса. Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе. Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.
Например, на урок окружающего мира, учитель готовит 4 карточки разные по содержанию, но объединённые одной темой «Растения».

От семени до семени.
Большинство растений вырастают из семян. Семя подсолнечника лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из семени корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем на растении появляется бутон. Цветок раскрывается и снова опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующий год появляются новые цветы.

Как живут растения?
Зелёные растения сами производят себе питание. Они всасывают воду и минеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях из солнечного света, воды и углекислого газа, образуется сахар, который служит пищей для растений. Животные и люди передвигаются в поисках пищи, а растение находит своё питание, проводя всю жизнь на одном месте.

Почему растения цветут?                     
Именно в цветах созревают семена. А чтобы появились семена, нужно с одного цветка перенести пыльцу на другой. Это делают насекомые или ветер. Цветы выделяют сладковатую жидкость- нектар, который любят пить многие насекомые. Яркая окраска и запах цветов привлекают насекомых к нектару. Пока насекомое пьёт нектар, к его тельцу прилипает пыльца. Когда же оно садится на другой цветок, принесённая пыльца опыляет его.

Как семена покидают растения.
Когда семена созревают, они покидают растение, чтобы вырасти в новом месте. Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые семена прилипают к шкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семена растут внутри стручков, лопаются и разбрасывают их вокруг.

Карточки размножаются в том количестве, сколько в классе групп. Каждый член группы получает разную по содержанию карточку и разучивает текст. Затем, обучает своего соседа, выслушивает и конспектирует, если надо, информацию, полученную в свою очередь от этого же соседа. И то же проделывает с остальными членами группы.
Затем учитель просит объединиться в одну группу всех, у кого карточка под номером 1,2, 3,4. Образовалась новая группа с одинаковым по содержанию текстом. Они ещё раз обрабатывают полученную информацию, делают выводы и по выбору один из группы идёт защищать тему.

Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками-заданиями происходит следующим образом:
– по горизонтали;
– по диагонали;
– по вертикали.

Возможная смена заданий такова: выполняют задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.
Использую элементы групповой формы работы и при объяснении нового материала. Например, при изучении темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», готовлю карточки с правилами, или можно использовать правила в учебнике.

Между однородными членами предложения ставятся запятые. Волчишка вылез, осмотрелся, походил, сел.
Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но
Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше.
Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзом и, или.
В саду растут яблони и груши.
Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами и, или.
В саду растут и яблони, и груши.

Группа ребят из 4 человек, читают правило, разбирают примеры. Лучше если командир группы объясняет, остальные задают вопросы. Затем учитель раздаёт на каждого члена группы карточки с практической работой.

Спишите, расставив знаки препинания.

Сн…жными к…врами покрылись и д…ревья и кусты и дороги. Филин часто и гулко ухал. Целую неделю движется караван по пескам а поесть и напиться негде. Жур…вли высоко л…тают но р…ки не пок…дают.

Ребята выполняют работу самостоятельно. Затем производится проверка по карточке с правильным ответом и идёт оценивание. Учитель выборочно проверяет, одну, две тетради- и вся группа получает оценку. Чтобы не подвести свою группу, ребята стараются написать как можно аккуратнее и внимательнее.

Воспитание в группах

Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:
1. Работать над формированием детского коллектива.
2. Активно внедрять в практику новые технологии обучения и воспитания.
3. Работать над развитием индивидуальных творческих способностей.
4. Развивать активность, самостоятельность суждений и поступков.
5. Укреплять здоровье учащихся, формировать нравственные качества, приобщать школьников к труду.

Я всегда задавала себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, а самое главное – научился свободно мыслить?
И групповая форма работы помогла мне и в воспитательной работе, особенно в воспитательной работе!
Свои плоды я с удовлетворением собираю сейчас, когда мои воспитанники являются выпускниками. В результате работы ожидаемый мною результат оправдал мои надежды. Сплотился классный коллектив ребят, дети стали более терпимы к недостаткам товарищей, стараются помогать друг к другу.

Я надеюсь, что к концу четвертого года обучения все дети получат социальный опыт жизни в коллективе, будут уметь подчиняться общим правилам, но при этом смогут сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.
Я лишь создавала условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Мои выпускники освоили, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.

Уже сейчас я вижу, как поменялся характер взаимоотношений между детьми: исчезли безразличие, а проявляются такие человеческие качества, как доброта, теплота и человечность. Резко возросла сплоченность класса, дети научились лучше понимать друг друга и самих себя. Выросла самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
А самое главное, на мой взгляд, учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Все группы в процессе становления прошли конфликтные отношения, что, тем не менее, помогало моей воспитательной работе. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включался в учебный процесс, что приводило к развитию тревожности. Таким детям я старалась помочь, включить их в групповую работу. Сейчас в классе нет таких детей, все с интересом включаются в групповую работу, не зависимо, с кем образована группа.
С каким энтузиазмом, азартом готовятся ребята к каждому классному часу. Уже сейчас, они самостоятельно проводят великолепные классные часы, готовятся к разным мероприятиям и, глядя на конечный итог их совместной работы, испытываю чувства гордости и радости.

Хочу поделиться опытом организации групповой работы в воспитательной работе. В моей программе “Радужный город” изложена концепция подхода к работе с детьми, а формы работы меняются от класса к классу, зависят от контингента детей, их уровнем социального развития, возможностей и потребностей.

Основные положения работы по программе «Радужный город»

Воспитательная работа в школе построена в виде соревнования между классами-городами. Каждый класс – представители своего города.
И наш класс представляет «Радужный город». В нашем городе живут эльфы и охраняют природу. Как и положено, у нас есть девиз и песня. А так как эльфы живут в цветах, то каждая группа носит название какого-либо цветка.

Был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба – это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

В первом классе я формировала группы – пятерки по желанию детей. Один из учеников, называл группу детей, с кем бы ему хотелось работать. В течение года можно перейти из одной группы в другую, хотя это не приветствовалось: надо стараться найти общий язык со всеми участниками игры в этой группе. В первые дни все ребята получили общественные поручения.

Каждая группа выбирала себе командира, который работает четверть. По истечении срока, группа дает характеристику своему командиру. Таким образом, каждый из детей побывает в роли командира и подчиненного, ему надо научиться командовать и подчиняться. Если группа назвала недостатки в его работе, у него есть возможность исправить их на другом сроке командира. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).

Группы выбирают себе поручение, которое выполняют в течение четверти, а потом отчитываются о проделанной работе.
И как я уже говорила, у каждой группы есть свое название, свой цветок.
За хорошо выполненные дела, связанные с поручением в течении четверти, группа имеет право повесить на свой цветок капельку росы.
Если кто-то из членов группы грубо нарушил школьные правила, то капелька убирается.
В конце четверти подсчитываются росинки на цветке.
Группа, набравшая наибольшее число росинок, объявляется победителем. Ее отмечают грамотой от имени совета класса.
В классе у ребят есть свои обязанности, которые помогают им, нацеливают на работу.

1. Обязанности командира класса.
– командир класса является помощником учителя в организации праздников, общих дел, походов и других мероприятий в классе;
– командир класса организует дежурство в классе, следит за очередностью и правильностью выполнений поручений;
– командир класса рассказывает одноклассникам о тех мероприятиях, которые будут проходить в школе;
– в случае конфликтных ситуаций учитель обращается к командиру с просьбой помочь разобраться в ситуации;
– командир класса дает оценку работы командирам групп;
– по окончании срока полномочий, командир класса должен отчитаться о проделанной работе и выслушать мнение ребят своего класса о том, как он справился с ней.

2. Обязанности командиров групп.
– командир группы организует всех детей своей группы для выполнения общего поручения;
– командир группы распределяет обязанности между членами группы, проверяет ход работы и ее результат;
– командир группы должен активно участвовать при выполнении общего поручения, быть примером для всех ребят;
– по окончании срока полномочий, командир должен отчитаться о своей работе и выслушать мнение ребят о том, как он справился с ней.

3. Памятки для выполнения поручения:
Если ты дежурный, то:
– проверь, не оставил ли кто-то свои вещи в классе;
– организуй ребят, чтобы они проверили, в каком состоянии оставляют свои рабочие места после рисования и трудов;
– сотри с доски, помоги учителю убрать наглядные пособия на место;
– если есть мусор на полу, то подмети его.

Если ты ухаживаешь за цветами, то:
– следи за тем, чтобы земля в цветах не пересохла, но и не была залита водой;
– убирай засохшие листья, рыхли землю, протирай крупные листья от пыли;
– следи за тем, чтобы поддоны у цветов были чистыми.

Если ты раздаешь тетради, то:
– делай это внимательно, чтобы тетради попали к своему хозяину;
– следи за тем, чтобы тетради не мялись, лежали аккуратно;
– лишние тетради отдавай учителю, следи, чтобы ни одна тетрадь не потерялась;
– помоги учителю пересчитать, переложить или собрать тетради по его просьбе.

Если ты следишь за учебниками, то:
– каждый день проверяй у своих товарищей, в каком состоянии у них учебники, нет ли в них пометок;
– проверяй, пользуются ли ребята закладками;
– добивайся того, чтобы все ребята бережно относились к своим учебникам;
– помогай учителю собирать и сдавать учебники в библиотеку.

Если ты следишь за дисциплиной, то:
– организуй игры на перемене;
– следи за дисциплиной, если учителя нет в классе;
– помогай учителю следить за дисциплиной в столовой, в раздевалке, на экскурсиях;
– будь для других ребят примером в поведении.

Каковы «плюсы» групповой формы работы

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
И сейчас, подводя итоги моей работы, перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс учится считать, вот наше первое школьное мероприятие – День учителя.

И вот уже и второй класс, принимает активное участие в жизни школы, вот конкурс строя и песни (а в третьем защищали честь школы на митинге посвящённом Дню Победы).
Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, проведение торжественных линеек, вечера отдыха - это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками. За столько лет к ребятам невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала им? Всё, на что была способна, всё, на что хватало сил и возможностей.
И сейчас мои четвероклассники активные участники всех школьных мероприятий. В ноябре, за лучший классный час, управлением образования мы были награждены благодарственным письмом.

В конкурсе художественного слова, посвящённого 65-летней годовщине Победы все – 8 участников заняли призовые места.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Просто радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто класс, а сплочённый, дружный и добрый коллектив: вместе и в трудностях и в радостях.
 Для меня это время - не просто этап работы. Это была моя жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное — поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека. Поставленные ранее задачи, считаю выполненными и помогла мне в этом насыщенная жизнь класса интересными делами.
У меня много планов на будущее. И хочется верить в то, что мои выпускники будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, будут согревать окружающих своим теплом. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Я люблю свою работу! И не жалею, что выбрала эту профессию!
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
И с первого учителя. Это он открывает детям глаза на мир!
Надо добиваться того, чтобы ученье было в радость,
а пребывание в школе – приносило чувство радости от общения с товарищами и учителями.

Успех детей – это счастье для учителя и родителей!

 

Скачать Опыт работы Бабешкиной ОГ.doc (0,99 Мб), архив RAR (897 Кб)

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru