Бабешкина Оксана Геннадьевна Первое место в номинации «Инновационные формы обучения» в конкурсе «Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)» (эссе и опыт работы) |
Учитель начальных классов первой квалификационной категории В 1990 году окончила Пржевальское педагогическое училище В МОУ «Туринская начальная общеобразовательная школа» работает с 1995 года. Награждена Почётной грамотой Губернатора ЭАО, Почётной грамотой Главы администрации ЭМР. Готова поделиться опытом использования групповых форм обучения на уроках и в воспитательной работе, мультимедийными презентациями к урокам и праздникам в 1-4 классах. Увлекается чтение, вязанием спицами и крючком, комнатным цветоводством. Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Моя профессия дает мне право иметь душу, способную откликаться на любую боль, уметь по-детски радоваться любой мелочи и вместе с детьми плакать и смеяться, когда звучит музыка». Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда.
|
Эссе «Моя педагогическая концепция»
«…Человек начинается с детства. Понятия добра, отзывчивости, сочувствия, сострадания очень схожи по своему смысловому содержанию и являются наиболее важными, значимыми нравственными категориями в жизни каждого человека. В нашем стремительном времени 21 века каждый школьник поставлен в определённые социальные условия, которые хотим мы того или нет, самым непосредственным образом влияют на формирование личности учащихся, особенно младшего школьного возраста. Но как только эти же дети садятся за компьютер, то тут же оказывается, что они лучше взрослых знают: на какие кнопки нажимать, что, и как нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата, а если более конкретно: как выиграть игру, победить или перейти на более высокий уровень, ну и т.п. В силу возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, для ребят главным является достижение своей цели, и большинству из них совсем не важно, какими средствами её достичь, главное это конечный результат, т.е. – сама победа. Но, обратите внимание: ребята называют именно те качества, которые позволяют достичь желаемого результата, в данном случае, пока в компьютерной игре. Ну, а дальше? Думаю что дальше, как следствие, эти уже сформированные «бойцовские» качества, ребята для достижения личностного успеха, умело будут использовать и в своей взрослой жизни. Нет, я не пытаюсь утверждать, что стремления детей быть сильными, бесстрашными, храбрыми, мужественными оказывают хоть – какое-то отрицательное влияние на формирование личности детей. Более того, я должным образом сознаю, что такие личностно - волевые качества придают каждому ребёнку уверенности в своих силах, знаниях, умениях, позволяют ощущать себя успешными в любой жизненной ситуации. Меня, как учителя начальных классов, здесь беспокоит другое. Ну, почему на ряду с желанием детей быть мужественными и храбрыми ни один ребёнок не сказал: хочу быть добрым… Почему?! Разве в наше время доброта перестала быть актуальной, потеряла свой смысл и утратила свою нравственную силу? Чего греха таить: иногда при выяснении своих ещё пока «детских» отношений, я вижу ярко выраженную агрессию не только в их детских глазах, но зачастую в ход идут и кулаки, и ноги… Меня, как женщину, маму, и, конечно же, учителя очень настораживает, волнует и даже пугает такое обстоятельство школьных дел. Поэтому, я и определила для себя своё учительское кредо: И как я считаю, доброта, заложенная в школьном детстве - это фундамент большого, прекрасного и надёжного здания нравственного становления личности любого взрослого человека. Я очень стараюсь своими словами и поступками быть для ребят личным примером, делаю всё возможное, чтобы при всём своём искреннем желании стать победителями, все мои ученики всегда оставались добрыми, честными и отзывчивыми людьми, не теряли бы своего человеческого достоинства при любых жизненных обстоятельствах и в своей дальнейшей взрослой жизни. Но что и как нужно сделать, чтобы доброта встала в один ряд с таким желанными качествами школьников, как мужество и храбрость? Ответы на эти вопросы я нахожу в своём школьном детстве. Я очень хорошо помню, свою первую учительницу - Антонину Ивановну Власенко, и насколько мне это удаётся, стараюсь «учиться» у неё до сих пор. Она сумела каждому из нас приоткрыть окошко в удивительный мир неизведанных, интересных и новых знаний. Я хорошо помню, как Антонина Ивановна радовалась пусть даже маленькому успеху каждого из нас. Проявление её человеческой доброты, искреннее желание и умение радоваться за других, каким то чудесным образом без «педагогических нравоучений» само собой «передавались» всем нам. Моя первая учительница учила нас всему: учиться, трудиться, быть ответственными за свои слова, поступки, проявлять доброту, человеческое участие к окружающим людям. Я всегда стремилась быть похожей на Антонину Ивановну. Во многом, благодаря ей, и сформировались мои жизненные принципы, определился мой профессиональный выбор. Теперь, я по себе знаю, какая колоссальная ответственность лежится на плечи Учителя. Я давно заметила, что в душе каждого ребёнка есть сила, влекущая к добру, сочувствию, состраданию, есть какой – то внутренний голос, который называется - голосом Совести. На протяжении всей своей педагогической деятельности я всячески стараюсь воспитывать в каждом своём ученике честность, порядочность и доброжелательность, как – бы, кирпичик за кирпичиком закладывать основы их нравственного поведения. Для достижения этой цели особое внимание уделяю урокам чтения, так как через чтение и собственные размышления каждый ребенок приобретает своеобразный «жизненный» опыт, и как следствие происходит его духовное обогащение. И это одно из главных составляющих моего учительского счастья – значит, уроки доброты, сопереживания не проходят бесследно. На мой взгляд, дети могут нормально учиться, правильно воспитываться и развиваться только в условиях детского коллектива, как и цветы лучше смотрятся в букете. Ведь дети учатся не только у педагогов, но и друг у друга. Любовь к профессии – любовь к детям - любовь к человеку – любовь к природе – любовь к жизни. Чтобы эта цепочка никогда не прерывалась, я стараюсь трудиться честно, с полной творческой самоотдачей с любовью и добротой к каждому своему воспитаннику. Доброта своего Учителя помогает каждому ребёнку поверить в собственные силы. Именно в результате такого доброго отношения Учителя к своим ученикам, у ребят возникает положительная мотивация в обучении, желание хорошо учиться и быть успешными в любой жизненной ситуации. февраль 2010
Опыт работы учителя музыки, изобразительного искусства и МХК МОУ «Туринская начальная общеобразовательная школа» Бабешкиной Оксаны Геннадьевны
Групповые формы работы в учебно-воспитательном процессе1. Теоретическая основа: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Труды Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. Личностно-ориентированные технологии обучения. Организация обучения в группах по технологии сотрудничества. 2. Цели и задачи:1. Развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности. 3. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов: воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным; Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения. Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются чисто по традиционной программе, испытывают немалые затруднения в дальнейшем обучении. Самое главное - ученики становятся пассивными слушателями на уроке, они привыкают к тому, что знания им дают в готовом виде, да ещё объяснённые учителем. Потом они в дальнейшей жизни ждут подсказки и боятся принимать собственные решения. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее схватывает новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только тормозит ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, так как работа в группах даёт более глубокое и детальное изучение материала по определённой теме. Принципом: «Кто учит - учится сам», руководствовались ещё древние греки. В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителей, но и, главное, надёжную защиту и поддержку. Сами же наставники оттачивали свои свежеприобретённые знания и способности, давая воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок, но сверх того учились – урокам ответственных чувств и отношений. Должностные лица присутствовали при занятиях отроков с детьми, не вмешиваясь, но, наблюдая за тем, чтобы старшие пользовались своей властью в разумных пределах. Групповая форма работы – это игра, игра в организацию, игра в обучение. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Главная идея обучения в группах - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Девиз обучения: «Помогая другим, учимся сами!» или «Помоги другому и поймёшь сам!» Типы группового обучения:
Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. Общие педагогические правила организации всякой групповой работы:
Оценки работы группы и каждого члена группы В своей работе я применяю несколько приемов оценки, в зависимости от характера групповой работы, материала и ее места в системе занятий по проблеме:
Методика организации учебного сотрудничества Организацию групповой работы нужно начинать с первого школьного дня. С этой целью рекомендуется проводить игры на развитие умения анализировать свои поступки; формирование коммуникативных навыков, улучшение взаимодействия детей; формирование умения контролировать своё поведение при обращении с другими. Этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. После освоения этикета совместной работы, на внеучебном материале методику групповой работы можно вводить и в уроки. Сначала это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинается работа по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка. Какие обязанности должны быть в группе? Есть много вариантов, но я использую такой пример: Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. При формировании учебной группы важно учитывать не только учебные возможности ученика, но и качества его характера. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности. Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Они дополняют друг друга. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Примерный устав: Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах. Правила работы в группе У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Как я организовала обучение в группах Разбила класс на 5 групп по 4 человека. В каждой группе сильный, средний, слабый ученики, мальчики и девочки. Предоставила учащимся возможность самим определять обязанность каждого для выполнения задания. Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому 5). Девиз: «Надо помнить - мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе». Часто на уроках использую коллективную форму организации учебного процесса. Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе. Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава. От семени до семени. Как живут растения? Почему растения цветут? Как семена покидают растения. Карточки размножаются в том количестве, сколько в классе групп. Каждый член группы получает разную по содержанию карточку и разучивает текст. Затем, обучает своего соседа, выслушивает и конспектирует, если надо, информацию, полученную в свою очередь от этого же соседа. И то же проделывает с остальными членами группы. Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками-заданиями происходит следующим образом: Возможная смена заданий такова: выполняют задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Волчишка вылез, осмотрелся, походил, сел. Группа ребят из 4 человек, читают правило, разбирают примеры. Лучше если командир группы объясняет, остальные задают вопросы. Затем учитель раздаёт на каждого члена группы карточки с практической работой. Спишите, расставив знаки препинания. Сн…жными к…врами покрылись и д…ревья и кусты и дороги. Филин часто и гулко ухал. Целую неделю движется караван по пескам а поесть и напиться негде. Жур…вли высоко л…тают но р…ки не пок…дают. Ребята выполняют работу самостоятельно. Затем производится проверка по карточке с правильным ответом и идёт оценивание. Учитель выборочно проверяет, одну, две тетради- и вся группа получает оценку. Чтобы не подвести свою группу, ребята стараются написать как можно аккуратнее и внимательнее. Воспитание в группах Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи: Я всегда задавала себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, а самое главное – научился свободно мыслить? Я надеюсь, что к концу четвертого года обучения все дети получат социальный опыт жизни в коллективе, будут уметь подчиняться общим правилам, но при этом смогут сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности. Уже сейчас я вижу, как поменялся характер взаимоотношений между детьми: исчезли безразличие, а проявляются такие человеческие качества, как доброта, теплота и человечность. Резко возросла сплоченность класса, дети научились лучше понимать друг друга и самих себя. Выросла самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Все группы в процессе становления прошли конфликтные отношения, что, тем не менее, помогало моей воспитательной работе. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включался в учебный процесс, что приводило к развитию тревожности. Таким детям я старалась помочь, включить их в групповую работу. Сейчас в классе нет таких детей, все с интересом включаются в групповую работу, не зависимо, с кем образована группа. Хочу поделиться опытом организации групповой работы в воспитательной работе. В моей программе “Радужный город” изложена концепция подхода к работе с детьми, а формы работы меняются от класса к классу, зависят от контингента детей, их уровнем социального развития, возможностей и потребностей. Основные положения работы по программе «Радужный город» Воспитательная работа в школе построена в виде соревнования между классами-городами. Каждый класс – представители своего города. Был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба – это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. В первом классе я формировала группы – пятерки по желанию детей. Один из учеников, называл группу детей, с кем бы ему хотелось работать. В течение года можно перейти из одной группы в другую, хотя это не приветствовалось: надо стараться найти общий язык со всеми участниками игры в этой группе. В первые дни все ребята получили общественные поручения. Каждая группа выбирала себе командира, который работает четверть. По истечении срока, группа дает характеристику своему командиру. Таким образом, каждый из детей побывает в роли командира и подчиненного, ему надо научиться командовать и подчиняться. Если группа назвала недостатки в его работе, у него есть возможность исправить их на другом сроке командира. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты). Группы выбирают себе поручение, которое выполняют в течение четверти, а потом отчитываются о проделанной работе. 1. Обязанности командира класса. 2. Обязанности командиров групп. 3. Памятки для выполнения поручения: Если ты ухаживаешь за цветами, то: Если ты раздаешь тетради, то: Если ты следишь за учебниками, то: Если ты следишь за дисциплиной, то: Каковы «плюсы» групповой формы работы Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. И вот уже и второй класс, принимает активное участие в жизни школы, вот конкурс строя и песни (а в третьем защищали честь школы на митинге посвящённом Дню Победы). В конкурсе художественного слова, посвящённого 65-летней годовщине Победы все – 8 участников заняли призовые места.
Я люблю свою работу! И не жалею, что выбрала эту профессию!
Скачать Опыт работы Бабешкиной ОГ.doc (0,99 Мб), архив RAR (897 Кб) на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)» |
|