Горбунов Роман Анатольевич

дипломант конкурса

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Горбунов Роман Анатольевич

Учитель информатики второй квалификационной категории.

В 2001 году окончил физико-математический факультет Марийского государственного педагогического института имени Н.К. Крупской, получив квалификацию «учитель физики и информатики».

В МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат» работает с 2008 года.

Награжден Почётной грамотой управления образования, Почётной грамотой Законодательного Собрания (Суглана) ЭАО «За плодотворный педагогический труд, личный вклад в работу по обучению подрастающего поколения и в связи с Днем учителя».

Готов поделиться опытом создания и применения компетентностно-ориентированных заданий.

Хобби: Гитара, видеомонтаж, фотография.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Уверенность в правоте своего дела может творить чудеса».

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – тот, у кого большие знания и большое сердце, который открывая ребенку мир, учит любить и учит его жить в этом мире.

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 

Обычный школьный класс…
Я им отдам все знания и душу.
Учитель я, и не люблю покой,
И нет превыше должности такой.

Каждый раз, приходя на урок, я вижу глаза своих учеников, таких разных: смешных, любознательных, задиристых. Догадываются ли они, что я тоже учусь у них? Учусь не забывать ощущение детства, не отстать от жизни, не постареть и не почувствовать себя всезнайкой. Учусь не вообразить, что я всегда прав и имею право судить и оценивать других. Учусь не очерстветь. Я должен видеть глаза своих учеников – мы нужны друг другу. Это сущность счастья для меня. А еще я люблю не завершенность, а сотрудничество, дискуссию, учебу. Может быть, поэтому я – учитель!

Масса открытий совершается из любопытства, а их прикладное значение появляется значительно позднее. Информатика, которую я преподаю, – интеллектуальное искусство: искусство мыслительных процессов, создания логических конструкций… Красота и новизна идеи, появившейся в процессе решения сложной задачи или работой над проектом, может принести удивительную радость творчества. Узнавание нового пути приносит искреннее удовлетворение другим, проживающим ту же задачу. Поэтому урок должен быть уроком искусства.

Чтобы подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности в условиях 21 века, я должен сам уметь созидать и создавать и передавать свои знания ученикам; обновлять и моделировать учебный материал в зависимости от интеллектуальных и психологических особенностей учащихся; знать интересы и особенности каждого ребенка, чтобы он в дальнейшем смог полученные знания и умения использовать и применять в жизни.

Именно предмет «Информатика» обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития учащихся. И на своих уроках я делаю все для того, чтобы мои выпускники обладали определенными качествами личности, в частности:
– мы вместе учимся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые нами знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умело выходить из них;
– самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня;
– любить свою малую Родину, чтить традиции и обычаи.

Поэтому моя педагогическая концепция базируется на сознательно-коммуникативном методе обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход.

И моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность, помочь их взрослению – ставить их познавательному марафону и помогать всем вместе и каждому в отдельности преодолевать их.

Главные требования к уроку – это его содержательность, интенсивность, наполненность, наличие захватывающего темпа и режима. Я считаю, что каждый урок должен быть интересным, захватывающим, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс познания.
Учитель не должен быть раздатчиком готовой информации, он должен направлять и подталкивать учеников к тому, чтобы они сами добывали необходимую им информацию. Вот почему я отказался на своих уроках от традиционной формы работы: «учитель – учебник – ученик» и заменил его на новую – «учитель–ученик–сотрудничество».

Это значит, что я изменил для себя сам подход к процессу обучения:
– ученик, а не я являюсь центральной фигурой;
– деятельность познания является главной, а не преподавание;
– самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний стало для меня приоритетным, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;
– совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности;
– уважение к личности, а не назидание и критика должно проявляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях.

На моих уроках ребята учатся вместе работать, учатся творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. А главное, осознавать, что от тебя зависит успех всей группы, что ты несешь ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей.

Реализуя приоритетный национальный проект «Образование», «Наша новая школа», активно использую метод составления учебных проектов. При этом подходе, на мой взгляд, учащиеся приобретают большую свободу действий. Обращаю особое внимание на знание национальных традиций и обычаев.

Задумываюсь над тем, как оценивать знания на уроке. Что и как оценивать: результат или процесс? Выученный материал, произнесенный без ошибок, или выстраданную, самостоятельно рожденную мысль, высказанную с ошибками? И учитывая особый контингент учащихся моей школы, я оцениваю ученика с учетом его способностей, затраченных им усилий, и только тогда он понимает, зачем ему стараться.
Учась друг у друга, я с учениками на равных, но на «равных», не значит, что на их уровне. На равных, значит доверять, относиться как к личности, уважать ее. Такой стиль общения позволяет мне осуществить педагогику сотрудничества не на словах, а на деле.

Для повышения своего уровня профессионализма и соответствовать времени, я систематически много читаю, изучаю методику преподавания, справочные издания, энциклопедические словари, выписываю и покупаю новые прикладные программные продукты и самостоятельно их изучаю. Все, то новое, которое я познаю, стремлюсь передать своим ученикам и коллегам: консультирую в области ИКТ, провожу курсы по изучению новых возможностей персонального компьютера. Стараюсь максимально решить проблему информатизации школы. Учусь на курсах повышения квалификации и консультируюсь у ведущих педагогов нашего края. Большая часть – дистанционные курсы и консультации. Это курсы по проектированию, по исследовательской деятельности, консультации по применению компетентностно-ориентированных заданий, участие в различных конкурсах и форумах профессионального мастерства. Все это помогает мне идти в ногу со временем, применять все новые и новые формы работы.

В школе должен работать учитель, это мое твердое убеждение, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна детям. Если я хочу, чтобы ребята тянулись ко мне, чтобы я был интересен им, я должен чувствовать собственную значимость для государства. Я ожидаю от Года учителя повышения заработной платы, поддержку в приобретении жилья, больше позитивной информации о школе и учителях в СМИ. И очень хочется меньше громких слов и больше конкретных дел.

февраль 2010


 

Опыт работы учителя информатики

МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Горбунова Романа Анатольевича

 

Важными целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

            Учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и, учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий.

Для меня такими технологиями стали проектная технология, индивидуально-ориентированная система обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

Рассмотрю кратко сущность метода проектов, и приведу примеры его использования при преподавании предмета «Информатика».

Метод проектов на уроках базового курса информатики.

Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

  • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
  • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
  • динамичность развития содержания курса информатики.

Для чего необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечал ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для меня.

Я пошел по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Далее привожу примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися 6-9-х классов на уроках информатики.

Линия «Информация и информационные процессы»

Проект «Новости компьютерного мира», рекомендуется для учащихся 6-7-х классов.
Планируемый результат: создание учеником текстового документа с подборкой сообщений, иллюстраций.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Линия «Компьютер»

Проект «Выбери ПК», рекомендуется для учащихся 6-7-х классов.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Ход проекта: Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму.

Линия «Моделирование»

Проект «Модель процесса», рекомендуется для учащихся 7 классов.
Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.
Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Линия «Управление и алгоритмы»

Проект «Управляющие системы», рекомендуется для 8-9-х классов.
Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы. Желательно с обратной связью.

Линия «Информационные технологии»

Сообразно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Приведу несколько примеров практикуемых мной проектов.

Проект «Социальная реклама»

Это могут быть проекты, посвящённые таким актуальным темам как курение, алкоголизм, экология. Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать, используя Paint. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Проект «Эвенкийская сказка», «Эвенкийские пословицы и поговорки».

В предлагаемых проектах, сказки, пословицы служат для проверки не только умения работать с текстовым редактором, но и работу с графическими оболочками.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
  •  

Использование метода проектов в старших классах

Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  •  учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником для меня является метод проектов. Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах.

Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Проект «Я хочу Вам рассказать» рекомендуется для учащихся 10-х классов в качестве обобщения и углубления приёмов работы с различными программными оболочками. Хорошо, если учащиеся проведут часть урока на младших классах.

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel. В качестве примера приведу ученический проект «Мой сайт». Мы выполняем этот проект в 11-ом классе, после изучения темы «Сайт и сайтостроение». Проект носит практико-ориентированный характер.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Благодаря совмещению традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок, я добился хороших результатов обучения. Мои учащиеся неоднократно были победителями районной олимпиады по «Информатике», с легкостью справлялись с многочисленными контрольными срезами, показывали отличный результат на экзаменах по моему предмету в выпускных классах.

Многие выпускники переняли мои увлечения видеомонтажом, фотографией, сайтостроением и активно знания, полученные на уроках, применяют в своей жизни. Абдуллоев Рустам, Желнин Кирилл, Иванов Алексей, братья Платоновы Дмитрий и Даниил увлеклись видеомонтажом. Девушки Рута Ольга, Бережная Нина, Голощапова Наталья любят редактировать свои фотографии в программе Фотошоп. Многие ребята занимаются и сайтостроением.

Я уверен, что большинство ребят, которых я учу своему предмету, будут активно применять полученные знания во взрослой жизни. И очень хочется верить, что во взрослой жизни они будут успешными.

 

Скачать Опыт работы Горбунова РА.doc (624 Кб), архив RAR (535 Кб)

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru